Специфика работы по формированию музыкально-игрового творчества у дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Головакина Нина Борисовна

Материал для воспитателей и музыкальных руководителей по теме "Устное русское народное творчество - детям"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Специфика работы по формированию музыкально-игрового творчества у дошкольников.

Взаимосвязь народной песни с игровыми формами, особенности согласования их содержания и средств выражения.

Творческая деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни, в процессе воспитания и обучения, осуществляемом в школе искусств под руководством преподавателя. Развитию творчества способствуют творческие задания. Они постепенно усложняются, подводят детей к самостоятельным импровизациям.

В основе музыкально-игрового творчества лежит выполнение ребенком роли, выбранной им самим: придумывание характерных действий, соответствующих определенному образу, построение композиции, сюжета музыкальной игры. Последнее является наиболее сложным проявлением творчества, так как предусматривает общий замысел действия в коллективе. При этом дети вступают в сложные взаимоотношения, при которых существенную роль играют и симпатии друг к другу.

Проведение заданий по развитию музыкально-игрового творчества предполагает несколько этапов. Вначале ребенок импровизирует однотипный музыкально-игровой образ, затем передает образ в развитии, и на последнем этапе возникает взаимодействие нескольких персонажей, создается самостоятельная композиция игры.

Каждый этап предусматривает выполнение разнообразных задач, что формирует у детей различные способы творческих действий в передаче музыкально-игровых образов.

Содержание заданий определяет методику работы. Педагог вначале рассказывает содержание игры, исполняет музыкальные произведения, иллюстрирующие отдельные ее эпизоды. Если некоторые из этих эпизодов сложные, можно предварительно дать детям небольшие задания, типа этюдов-упражнений, помогающие понять основной образ. Кроме того, педагог дает необходимые знания, умения, которые ребенок сможет применить в своем творчестве.

В отличие от исполнительской, в творческой деятельности инициатива должна исходить от самих детей. Для этого взрослые создают определенные условия, ситуации, оказывают помощь не показом движений, а предоставляют детям возможность самим дать характеристику образа путем проведения наблюдений, слушания и просмотра иллюстраций художественных произведений. В связи с этим необходимо внимательно отбирать музыкально-литературный материал, который помогал бы детям последовательно выполнять все более сложные задания.

Песенно-игровое творчество.

1 этап - Сформировать у детей способы импровизаций простейших мотивов на слоги, подражающие звукам различных жизненных явлений, передавать простейшие выразительные интонации:

Игра «Гласные буквы»

Буквы гласные мы знаем – «А-О-У-Ы»

Мы сейчас их сосчитаем - «А-О-У-Ы» (дети загибают пальцы)

Однажды по лесу гуляли - «А-О-У-Ы» (произносят весело)

И случайно заплутали – «А-О-У-Ы» (произносят жалобно)

Громко нас они позвали - «А-О-У-Ы» (произносят громко)

Только эхо отвечало - «А-О-У-Ы» (произносят тихо)

И медведя повстречали - «А-О-У-Ы» (произносят испуганно)

И от страха задрожали - «А-О-У-Ы» (произносят дрожащим голосом)

Мишка добрый очень был - «А-О-У-Ы» (произносят ласково)

И до дому проводил - «А-О-У-Ы» (произносят радостно)

2 этап - Формировать способы импровизации: оканчивать мелодию, начатую взрослым, развивать чувство лада и чувство музыкальной вопросно-ответной формы. Объяснить детям, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает. В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ:

Музыкальный пример: р.н.п. «Где же был Иванушка?»

Таким образом, специальные задания, составленные на основе музыкального фольклора, стимулируют художественную образность песенного творчества, позволяет лучше ориентироваться в подборе мелодии, ритма, нюансов, динамики, темпа и т. д., развивает творческую активность, совершенствует дикцию, дыхание, звукообразование. Доступные народные тексты позволяют легко находить новые комбинации, видоизменять, улучшать созданное ранее.

Основой игры является художественный образ, диалог, напев, движение, воспроизводящее какое-либо действие, настраивающее ребенка на познание окружающей действительности.

Так, например, в игре «Вот так» ребенок придумывает разнообразные движения, которые остальные участники должны в точности повторить. Это развивает способность к подражанию, что немаловажно для разучивания плясовых песен в детском народно-певческом коллективе, ведь каждое движение показанное руководителем ребенок должен старательно перенять, скопировать и усвоить.

Сюжетная игра «Чижик» вобрала в себя не только элементы хороводного движения по кругу, но является прекрасным способом развития в ребенке чувства уважения друг к другу. Посредством выбора ребенком партнера руководитель детского коллектива может оценить те или иные отношения среди детей – выявить симпатии или сгладить возможные разногласия. Ведь недаром предками была сложена поговорка «В игре да в дороге людей узнают».

Играющие, взявшись за руки, ходят по кругу простым шагом и поют песню. В центре круга находится «Чижик», он действует по тексту песни: прохаживается, танцует и выбирает понравившегося участника. Выбранный ребенок становится «Чижиком» и игра начинается сначала.

Формирование у детей песенного творчества, оказывает влияние на развитие воображения, таких нравственных качеств, как доброжелательность, внимание друг к другу, а также в целом музыкальности.

Практическое закрепление музыкально-артистических навыков на примере музыкальной игры-сказки «Теремок».

В народных песнях и играх заложены большие возможности для формирования детского музыкально-игрового творчества. Это обуславливается прежде всего художественными качествами музыкального фольклора, яркими образами, интонационной выразительностью. Одной из особенностей народного музыкального творчества является его вариативность. Это позволяет успешно использовать песенно-игровой фольклор для развития творческих способностей детей.

Самое важное — выявить у детей радостную готовность действовать, эмоциональную реакцию. Подбирая песни, игры, танцы, необходимо стремиться, чтобы содержание их вызывало у детей разнообразные чувства, что могло свидетельствовать о первоначальных переживаниях в связи с музыкальным образом.

Содержание ее побуждает к определенным понятным для детей действиям. Уже при первом же знакомстве мы с детьми делаем движения по тексту. В соответствии с содержанием песни дети сами придумывают движения.

Музыкальные игры также отбираются с целью передачи детьми эмоционального отношения к образу. Подбирались такие игры, в которых дети могли передать свое отношение к музыкальным образам.

Однако следует отметить, что для развития музыкально-творческих способностей недостаточно развития только эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Здесь необходимы способы, которые можно сформировать посредством некоторых специальных заданий, нужен запас музыкальных впечатлений, знаний и умений, которые дети получают в процессе обучения на занятиях.

Необходимо найти такую методику, которая включала в себя музыкально-творческие задания, объединенные единой игровой ситуацией. Все задания на сочетание интонаций, ритмических группировок, комбинирование тихого и громкого звучания и, наконец, музыкальная драматизация решались в игровых ситуациях по сказке «Теремок».

Каждый из персонажей прибегал к теремку, стучал. Дети придумали различные ритмические группировки, характеризующие отдельных героев сказки. Импровизируя, каждый ребенок по своему должен передать образ своего героя – то в танце, то в песне. На вопрос: «Кто, кто в теремочке живет?» — дети придумывают различные интонации.

При выполнении подобного музыкально-творческого задания многие дети успешно справились со своей задачей. Игра «Теремок» объединила разные задания, где участвовали не куклы, а сами дети.

После проведенной работы мы можем уверенно говорить о наличии предпосылок к музыкально-творческим проявлениям у детей. Дети пытаются передать образы зверей, их повадки. Развитие творческих способностей, безусловно, само не происходит. Поэтому педагогу необходимо повседневно создавать условия, игровую ситуацию, способствующие развитию и формированию музыкально-творческих способностей.

 Принципы репетиционной работы.

В процессе работы с детским хоровым коллективом, необходимо учитывать следующие моменты:

Заинтересованность ребенка. Форма занятий должна быть разнообразной;

Ансамбль должен знать, какие песни он поет, с чем связаны те или иные слова, какие исполнительские традиции воплощены в каждом конкретном случае.

У коллектива обязательно должна быть практика выступлений. Концерты – большой стимул в работе любого ансамбля и хора. Каждое выступление воспитывает у ребенка не только чувство ответственности, но и сознание того, что он делает великое дело: сохраняет песню, несет радость людям.

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА СЦЕНАРИЕВ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ "РУЧЕЕК РАДОСТИ"

1) Представленная система разрабатывалась на основе личностно-ориентированного подхода, составлена по принципу интеграции образовательных областей. Методическая разработка решает ряд комплексных задач...

НА ЛЕСНЫХ ДОРОЖКАХ Музыкально-игровое занятие для младших дошкольников

Занятие проводится на свежем воздухе. Дети в игровой форме закрепляют знания по ПДД. В содержание входят логоритмические игры и упражнения на развитие общей моторики, внимания, коммуникативных качеств...

Аппликация как средство формирования самостоятельности, развития творчества старших дошкольников

Статья о влиянии аппликации на развитие способностей старших дошкольников....

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...

отчет по самообразованию «Формирование навыков художественного творчества у дошкольников»

повысить педагогическую компетентность в совершенствовании технических умений и навыков в продуктивных видах деятельности (рисовании, аппликации, лепке) у детей старшей группы....