Зимние музыкальные игры как средство развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал

Ирина Анатольевна Никитенко

Развитие музыкальных способностей воспитанников дошкольной образовательной организации посредством использования зимних музыкальных игр, которые обогащают, развивают, открывают перед ребенком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимние музыкальные игры18.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зимние музыкальные игры как средство развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания культурных, эмоциональных и эстетических качеств человека и должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Музыкальное восприятие – это сложное и многоуровневое явление, представляющее для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, – с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. Недостаточная сформированность ассоциативного мышления, эмоциональной сферы, музыкального, речевого опыта затрудняют восприятие музыки ребёнком-дошкольником. В связи с этим, для развития музыкального восприятия дошкольнику нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.

Изучение закономерностей музыкального восприятия и его развития является одним из важнейших направлений в теории и практике музыкального воспитания. Прежде всего, этот процесс рассматривается в музыкальной психологии на основе развития исследований свойств звука и музыкального слуха, целостности музыкального восприятия, методов его исследования и развития. Однако вопросы музыкального восприятия остаются недостаточно разработанными в теории и практике дошкольного воспитания.

В связи с этим определяется противоречие между значением музыки в воспитании детей, позволяющей развивать культурные, эмоциональные и эстетические качества, и недостаточной разработанностью практических подходов в развитии музыкального восприятия в практике дошкольного образования.

Ребенку нужно помочь разобраться в особенностях музыки, как вида искусства. Чтобы управлять сложным процессом восприятия, необходимы формирование у детей высших психических функций - памяти, внимания, мышления; а также разнообразные знания. Музыкальный руководитель, который развивает музыкальные способности детей, на музыкальных занятиях проводит большую общеобразовательную и воспитательную работу, которая интеллектуально и нравственно развивает дошкольников. Педагог - музыкант Б. М. Теплов отметил, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».

      Одно из средств  развития у детей музыкального восприятия это использование зимних музыкальных игр, которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, ритмику и игру на музыкальных инструментах. Именно игровые действия помогают формировать у ребенка в занимательной для него форме разные познавательные процессы, слышать, различать, сравнивать свойства музыки.            

Зимой в России скучать не принято. Принято играть в зимние игры, которых с давних пор на Руси существовало множество. Зимние народные забавы - замечательный способ для развития восприятия, а так же разнообразить зимнюю прогулку в детском саду. Народные игры требуют много движения, смекалки, дают массу всяческих физических навыков и умений, способствуют организации двигательной деятельности детей, воспитывают у них чувство коллективизма. Ребята получат массу позитивных эмоций и смогут больше узнать о своих национальных традициях. Главное - подбирать игры согласно возрасту детей, чтобы им было легко усвоить правила и периодически их менять, чтобы впечатления оставались яркими.

     Музыкальные зимние игры, придуманные взрослыми, помогают совершенствовать  у детей различные знания и умения. Это игры с правилами, в которых ребенок выполняет различные задания. В процессе выполнения этих заданий закрепляются знания сезона, полученные из окружающей жизни, обогащается активный словарный запас, развивается связная речь, умение правильно построить предложение; воспитывается сообразительность, активизируются мыслительные процессы; формируются навыки взаимного общения. Зимние развивающие музыкальные игры являются не только игровым методом для развития восприятия, но и средством всестороннего развития личности ребенка, так как обогащают новыми впечатлениями и открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. С помощью введения зимних музыкальных игр на занятиях у детей появляется устойчивый интерес к музыке, развивается звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Дети в доступной игровой форме получают представление о музыке, ее выразительных возможностях.

Таким образом, зимние музыкальные развивающие игры способствуют активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.

     Хочется отметить, что только при комплексном характере решения задач развития музыкальности ребенка, педагогического мастерства, условий и методов воспитания, системности и постоянства осуществляемой работы, пронизывающей всю среду жизнедеятельности ребенка, взаимодействия специалистов ДОУ и родителей, зимняя музыкальная развивающая игра будет выступать эффективным средством развития музыкального восприятия  ребенка.

Примеры зимних игр:

1. Маршируют по кругу «Турецкий марш» В. Моцарт

    Замело снежком дорожки,

Ну, ребята, выше ножки!

По снежку мы все шагаем

Дружно ножки разминаем!

 2. Идут осторожным пружинящим шагом, как будто ступая по скользкому льду. «Полька-пиццикато» И. Штраус

     Вот и речка впереди,

Осторожно ты иди.

Снег засыпал тонкий лед,

Пусть никто не упадет!

Дети встают в пары, положение рук крест на крест, выполняют синхронные движения конькобежцев.

3. «Вальс конькобежцев» Э. Вальдтейфель

    Что за славные деньки!

Может встанем на коньки?

Блестит на солнышке ледок,

Прокатимся с тобой, дружок!

 4. В паре один из детей в роли «лошадки» впереди, а другой сзади держится за руки впередистоящего (сидит в санках). Свободно двигаются по залу.

«Катание на санях» Моцарт

     А теперь коньки снимаем

И лошадок запрягаем.

В сани резвые садимся,

По пригоркам быстро мчимся!

5. Спортивный марш

Мы зимою не скучаем,

Быстро лыжи одеваем.

Палки крепко держат руки-

Нам сегодня не до скуки!

6. П. Чайковский "Вальс снежных хлопьев»

Снег, снег, белый снег!

Кружит, падает на всех!

Со снежком мы подружились,

Как снежинки закружились!

7. музыкальная "Игра в снежки»

А потом, а потом,

Мы из снега слепим ком!

Рада, рада детвора,

Всем в снежки играть пора!

8. Любая спокойная музыка

Хорошо в снежки играться.

Только нужно отдышаться.

Снег пушистый так хорош,

На перинку он похож.

Ляжем, полежим чуток.

Чудный выдался денек!

9.

 Встали дружно, улыбнулись,

И от снега отряхнулись,

Возвращаться нам пора,

Ждет нас новая игра!

Зимние музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха. Педагогическая ценность зимних музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Мастер-класс "Игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию....

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...

Игра, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

В материале,которым я хочу поделиться, я попыталась показать и рассказать, как можно наиболее интересно, занимательно, развивать в детях творческие способности с помощью игр, музыкальных этюдов., упра...

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возрастаЕще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушива...