Технология развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков"
проект (младшая группа)
«Технология развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков»
Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта является важным аспектом их общего развития. На этом этапе дети начинают осознавать свои эмоции и эмоции окружающих, что играет ключевую роль в формировании социальных навыков. Эмоциональный интеллект помогает им эффективно взаимодействовать с другими, развивая такие качества, как эмпатия, саморегуляция и коммуникативные навыки.
Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.
Цель технологии: развитие социально - эмоционального интеллекта у дошкольников:
Задачи: формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, сверстникам и взрослым людям;
- развитие навыков, умения и опыта, необходимого для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
• самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
• самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
• социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
• управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т. п.).
У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей, как педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата.
Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание чело-веком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).
Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т. д., обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями.
Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают авторитарные распоряжения воспитателя, организовывая деятельность детей 3 - 4 лет, использую множество игровых приёмов, заинтересовывающих моментов, которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт:
- по собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в пред-лагаемую действительность;
- детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность);
- появляется заинтересованность;
- растёт активность.
Игровые занятия, такие как ролевые игры и театрализованные представления, способствуют распознаванию и выражению эмоций. Чтение книг о чувствах и обсуждение ситуаций, вызывающих разные эмоциональные реакции, также эффективно. Важно, чтобы взрослые, будь то родители или воспитатели, предоставляли детям возможность делиться своими переживаниями, поддерживая их в этом процессе.
Поддержка и внимание со стороны значимых людей укрепляют уверенность детей в своих эмоциональных переживаниях. Это создает основу для будущих отношений и помогают им успешно адаптироваться к обществу, формируя эмоционально отзывчивую и благополучную личность.
Автор методики Виктория Шиманская в книге «Приключения Монсиков» в игровой форме учит общаться, объяснять, договариваться, планировать, ставить цели и достигать их.
Через игру с весёлыми персонажами осуществляется формирование характера и социализации детей.
Методика включает практические задания и игры, которые помогут ребёнку и всем членам семьи получать удовольствие от общения и понимать себя и окружающий мир.
В нашем детском саду мы осуществляем развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков». Это является важным аспектом формирования гармоничной личности. В основе этой методики лежит игровой подход, который позволяет детям через увлекательные истории и персонажей знакомиться с разнообразием эмоций, учиться их распознавать и выражать. Истории о Монсиках, каждом из которых олицетворяет определенную эмоцию, открывают перед детьми мир чувств, усиливая их эмпатию и социальные навыки.
Примеры игры с Монсиками.
«Расскажи почему загрустил Грустякин». Воспитатель рассказывает историю: «Однажды Грустякин пришел из детского сада очень грустный. Мама и папа пытались узнать, почему он грустит». «Грустякин,» – спросила мама, обнимая его, – «что случилось?» «Я не смог поиграть с друзьями… Они втянулись в игру с Драчуном, а я остался один», – ответил он, опуская голову. Закончи эту историю.
«Почему расседился Драчун». Воспитатель рассказывает историю: «В это время в другом уголке двора Драчун стоял, задыхаясь от гнева. «Почему я должен играть с теми, кто меня не слушает?» – ворчал он, сердясь на всех и вся». Давай разуграем эту историю с тобой.
«Покажи, как обрадовалась Мими». Воспитатель рассказывает историю: «Мими, играя на качелях, с радостью закричала: «Ура! Ура! Я буду чемпионкой!» Она светилась счастьем, и каждый, кто видел её улыбку, забывал о своих печалях. Когда Грустякин увидел её радость, его сердце чуть-чуть отозвалось». Закончи эту историю.
«Почему монсик Одобрения не поздравил Грустякина». Воспитатель рассказывает историю: «Грустякин принес с детский сад новенькую машинку, но боялся показать ее детям, потому что думал, что ее заберут». Вдруг к нему подошел монсик Одобрение и сказал: «Грустякин, тобой все восхищаются! Но если ты не поделишься своей радостью, никто не поймет, как они могут играть с тобой». Закончи эту историю.
Игры с Монсиками.
Игра «Волшебный стул с Монсиками»
Цель: Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.
Ход игры: Один из детей берет Монсика, который выражает его настроение и садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Игра «Лото настроений с Монсиками».
Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, находить соответствующую эмоцию в своем наборе картинок.
Оборудование: наборы картинок с изображением монсиков с различной мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений (пиктограммы).
Ход игры:
Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения на всех нас настроение.
Тот веселится, тот грустит, тот злится, удивляется…
Рассеет все сомнения лото настроений.
Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Предлагает отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.
Игра «Прогони злого Монсика»
Ход игры:
Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Игра «Воздушный шарик для Монсика»
Ход игры: Нередко случается, что эмоции переполняют нас, и нам кажется, что мы вот-вот лопнем. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребёнка надуть воздушный шар, а потом выдуть воздух из шарика себе в рот, чтобы щёки растянулись, как будто вот-вот лопнут. Теперь пусть он потихоньку «сдувается» и почувствует облегчение.
Важно! Не забудьте объяснить крохе, чем это поможет ему в жизни. Когда он будет очень зол или обижен, готов ударить или расплакаться, он может набрать много-много воздуха и медленно выпустить его, как будто «выпускает пар». Во-первых, от этого станет легче физически, а во-вторых, за время упражнения острые эмоции отступят.
Угадываем эмоцию Монсика по голосу
Ход игры: Попробуйте произнести фразы с разной интонацией, пусть ребенок догадается, что вы испытываете. Итак, вы произносите фразу, как будто при этом у вас присутствует эмоция: радости, грусти, злости, удивления, отвращения:
• «Митя уехал к маме».
• «Сегодня выпал снег».
• «Завтрашняя тренировка отменяется».
• «Сегодня на ужин плов».
«Хоровод с Монсиками»
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений; снятие напряжения.
Дети встают в круг и по команде ведущего, двигаясь по кругу, изображают злого волка, печального зайчика, задумчивую сову, сердитого медведя, виноватую лису, счастливую ласточку и тому подобное.
«Изобрази настроение Монсика»
Цель: развитие воображения, выразительности движений, произвольности.
Ведущий произносит фразы («О, горе мне, горе.», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!», «Бедная я, несчастная», «У меня болит живот», «Мне холодно», а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние.
«Повтори фразу Монсика!»
Цель: развитие выразительности речи.
Педагог произносит фразу («У меня есть Монсик», которую дети должны повторить с интересом, радостью, отвращением, со страхом, с грустью, удивлением.
«Мими»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Один ребенок – Мими, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Мими подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Мими поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».
«Ласковые Монсики»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами делать, чтобы его страх пропал.
Упражнение «Конкурс боюсек».
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.
Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».
Каждое приключение Монсиков сопровождается интерактивными заданиями, которые стимулируют детей к самостоятельному анализу ситуаций и поиску решений. Игровые элементы, включенные в занятия, превращают обучение в забавное и увлекательное времяпрепровождение. Кроме того, активное взаимодействие с учителем и сверстниками развивает у детей умение сотрудничать и выражать свои чувства, что является основополагающим для формирования эмоционального интеллекта.
Таким образом, методика В. Шиманской создает мощный ресурс для гармоничного развития дошкольников, подготавливая их к успешной социализации и межличностным отношениям в будущем.
Технология развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков» способствовала тому, что малыши не только обрели навыки саморегуляции и управления эмоциями, но и научились понимать чувства других людей. Яркие персонажи Монсиков, их увлекательные приключения и ситуации, с которыми сталкиваются герои, создали для детей пространство для эмоционального опыта и самовыражения.
Инновационная деятельность по исследованию особенностей развития эмоционального интеллекта дошкольников проводилось в разновозрастной группе детей муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Колобок» р.п.Жигалово Иркусткая область
Цель исследования: изучение эмоционального интеллекта дошкольников.
Задачи:
- подбор методик диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников;
- диагностика развития эмоциональной сферы дошкольников;
- оформление выводов исследования.
Методы исследования:
- наблюдение с целью изучения особенностей эмоционального общения детей со сверстниками;
- опрос с целью выявления эмоциональных состояний дошкольников;
- диагностика.
В практике изучения эмоционально-волевой сферы дошкольников мы использовали метод наблюдения, отмечая, как ребенок общается с другими детьми, насколько он коммуникабелен, стремится ли к активному общению, как проявляет свои эмоции и волю.
Мы так же использовали устный вид опроса, когда ребенку мы задавали вопросы, связанные с его эмоциональным состоянием, например:
- Тебе хорошо здесь?
- Что тебе здесь больше всего нравится?
- Что ты любишь?
- Что тебе не нравится?
- С кем ты дружишь?
- Что тебя огорчает?
- Что тебя радует?
Метод опроса хорош тем, что позволяет не только изучить эмоциональную сферу ребенка, но и наладить с ним эмоциональный контакт, дать ему почувствовать, что он важен, его мнением интересуются.
Для диагностики развития эмоционально-волевой сферы детей были использованы следующие методики.
Методика 1 «Что – почему – как». Нгуен Минь Ань
Методика 2. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
Методика 1 «Что – почему – как». Нгуен Минь Ань.
В ходе этой методики мы рассказывали детям истории, которые помогли нам определить уровень понимания детьми эмоциональных состояний других людей.
Итак, в ходе диагностики были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (4 человека – 20%). Эти дети смогли описать свое эмоциональное состояние, которое в большинстве случаев являлось благоприятным, смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, легко определяли эмоции людей по картинке.
- дети со средним уровнем развития эмоционального интеллекта (10 человек – 50%). Эти дети описывали свое эмоциональное состояние как положительное, смогли частично понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, определяли лишь основные эмоции (грусть, радость).
- дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта (6 человек – 30%). У этих детей преобладало грустное настроение, вели себя иногда возбужденно, проявляя излишнюю агрессивность или подавленность; они не смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, эмоции по картинкам в большинстве случаев они не определяли.
Рис.1 Диагностика эмоционального интеллекта
Было выявлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта развит у 20%, средний у 50%, низкий у 30% дошкольников.
Результаты показывают, что у большинства детей было нарушено восприятие эмоционального лица. Большее число детей смогли узнавать лишь такие яркие эмоции как радость, удивление и страх, но не смогли выделить такие близкие по выражению эмоции как отвращение, печаль, гнев.
Далее нами в течении 2023-2024 гг. осуществлялась реализация технологии развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков».
В конце года в ходе диагностики были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (8 человека – 40%). Эти дети смогли описать свое эмоциональное состояние, которое в большинстве случаев являлось благоприятным, смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, легко определяли эмоции людей по картинке.
- дети со средним уровнем развития эмоционального интеллекта (11 человек – 55%). Эти дети описывали свое эмоциональное состояние как положительное, смогли частично понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, определяли лишь основные эмоции (грусть, радость).
- дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта (1 человек – 5%). У этих детей преобладало грустное настроение, вели себя иногда возбужденно, проявляя излишнюю агрессивность или подавленность; они не смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, эмоции по картинкам в большинстве случаев они не определяли.
Рис.2 Динамика развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста
Итак, в конце года было выявлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта увеличился на 20% и составил 40%, средний увеличился на 5% и составил 55%, низкий снизился на 25% и составил 5% дошкольников.
Дети учились распознавать различные эмоции, анализируя поведение и эмоциональные реакции Монсиков в разнообразных жизненных ситуациях. Играя, они не просто развивали речь и социальные навыки, но и формировали эмпатию, что крайне важно на этапе их становления.
Данный подход обеспечивал формирование положительной атмосферы в детском коллективе, способствуя укреплению дружеских связей и облегчая разрешение конфликтов. Результаты внедрения методики проявились в улучшении настроения детей, их стремлении делиться радостью и заботиться друг о друге — тем самым закладывая основы гармоничного взаимодействия в будущем.
Список использованной литературы
- Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2009. - № 1. - с. 71 - 75.
- Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии / А.К. Адушкина // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - с. 47-51.
- Айгунова О. А., Полковникова Н. Б., Савенкова Т. Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2016. № 4. С. 25-34.
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
- Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 6-17.
- Брель Е.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки /
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав.- М.: Педагогика, 2009. -123 с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2006.-172с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л.И. Божович. - М.: Сфера, 2008. -254 с.
- Шиманская В.А. Приключения Монсиков. – М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_monsiki.docx | 87.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков»
Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта является важным аспектом их общего развития. На этом этапе дети начинают осознавать свои эмоции и эмоции окружающих, что играет ключевую роль в формировании социальных навыков. Эмоциональный интеллект помогает им эффективно взаимодействовать с другими, развивая такие качества, как эмпатия, саморегуляция и коммуникативные навыки.
Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.
Цель технологии: развитие социально - эмоционального интеллекта у дошкольников:
Задачи: формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, сверстникам и взрослым людям;
- развитие навыков, умения и опыта, необходимого для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
• самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
• самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
• социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
• управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т. п.).
У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей, как педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата.
Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание чело-веком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).
Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т. д., обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями.
Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают авторитарные распоряжения воспитателя, организовывая деятельность детей 3 - 4 лет, использую множество игровых приёмов, заинтересовывающих моментов, которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт:
- по собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в пред-лагаемую действительность;
- детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность);
- появляется заинтересованность;
- растёт активность.
Игровые занятия, такие как ролевые игры и театрализованные представления, способствуют распознаванию и выражению эмоций. Чтение книг о чувствах и обсуждение ситуаций, вызывающих разные эмоциональные реакции, также эффективно. Важно, чтобы взрослые, будь то родители или воспитатели, предоставляли детям возможность делиться своими переживаниями, поддерживая их в этом процессе.
Поддержка и внимание со стороны значимых людей укрепляют уверенность детей в своих эмоциональных переживаниях. Это создает основу для будущих отношений и помогают им успешно адаптироваться к обществу, формируя эмоционально отзывчивую и благополучную личность.
Автор методики Виктория Шиманская в книге «Приключения Монсиков» в игровой форме учит общаться, объяснять, договариваться, планировать, ставить цели и достигать их.
Через игру с весёлыми персонажами осуществляется формирование характера и социализации детей.
Методика включает практические задания и игры, которые помогут ребёнку и всем членам семьи получать удовольствие от общения и понимать себя и окружающий мир.
В нашем детском саду мы осуществляем развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков». Это является важным аспектом формирования гармоничной личности. В основе этой методики лежит игровой подход, который позволяет детям через увлекательные истории и персонажей знакомиться с разнообразием эмоций, учиться их распознавать и выражать. Истории о Монсиках, каждом из которых олицетворяет определенную эмоцию, открывают перед детьми мир чувств, усиливая их эмпатию и социальные навыки.
Примеры игры с Монсиками.
«Расскажи почему загрустил Грустякин». Воспитатель рассказывает историю: «Однажды Грустякин пришел из детского сада очень грустный. Мама и папа пытались узнать, почему он грустит». «Грустякин,» – спросила мама, обнимая его, – «что случилось?» «Я не смог поиграть с друзьями… Они втянулись в игру с Драчуном, а я остался один», – ответил он, опуская голову. Закончи эту историю.
«Почему расседился Драчун». Воспитатель рассказывает историю: «В это время в другом уголке двора Драчун стоял, задыхаясь от гнева. «Почему я должен играть с теми, кто меня не слушает?» – ворчал он, сердясь на всех и вся». Давай разуграем эту историю с тобой.
«Покажи, как обрадовалась Мими». Воспитатель рассказывает историю: «Мими, играя на качелях, с радостью закричала: «Ура! Ура! Я буду чемпионкой!» Она светилась счастьем, и каждый, кто видел её улыбку, забывал о своих печалях. Когда Грустякин увидел её радость, его сердце чуть-чуть отозвалось». Закончи эту историю.
«Почему монсик Одобрения не поздравил Грустякина». Воспитатель рассказывает историю: «Грустякин принес с детский сад новенькую машинку, но боялся показать ее детям, потому что думал, что ее заберут». Вдруг к нему подошел монсик Одобрение и сказал: «Грустякин, тобой все восхищаются! Но если ты не поделишься своей радостью, никто не поймет, как они могут играть с тобой». Закончи эту историю.
Игры с Монсиками.
Игра «Волшебный стул с Монсиками»
Цель: Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.
Ход игры: Один из детей берет Монсика, который выражает его настроение и садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Игра «Лото настроений с Монсиками».
Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, находить соответствующую эмоцию в своем наборе картинок.
Оборудование: наборы картинок с изображением монсиков с различной мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений (пиктограммы).
Ход игры:
Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения на всех нас настроение.
Тот веселится, тот грустит, тот злится, удивляется…
Рассеет все сомнения лото настроений.
Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Предлагает отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.
Игра «Прогони злого Монсика»
Ход игры:
Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Игра «Воздушный шарик для Монсика»
Ход игры: Нередко случается, что эмоции переполняют нас, и нам кажется, что мы вот-вот лопнем. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребёнка надуть воздушный шар, а потом выдуть воздух из шарика себе в рот, чтобы щёки растянулись, как будто вот-вот лопнут. Теперь пусть он потихоньку «сдувается» и почувствует облегчение.
Важно! Не забудьте объяснить крохе, чем это поможет ему в жизни. Когда он будет очень зол или обижен, готов ударить или расплакаться, он может набрать много-много воздуха и медленно выпустить его, как будто «выпускает пар». Во-первых, от этого станет легче физически, а во-вторых, за время упражнения острые эмоции отступят.
Угадываем эмоцию Монсика по голосу
Ход игры: Попробуйте произнести фразы с разной интонацией, пусть ребенок догадается, что вы испытываете. Итак, вы произносите фразу, как будто при этом у вас присутствует эмоция: радости, грусти, злости, удивления, отвращения:
• «Митя уехал к маме».
• «Сегодня выпал снег».
• «Завтрашняя тренировка отменяется».
• «Сегодня на ужин плов».
«Хоровод с Монсиками»
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений; снятие напряжения.
Дети встают в круг и по команде ведущего, двигаясь по кругу, изображают злого волка, печального зайчика, задумчивую сову, сердитого медведя, виноватую лису, счастливую ласточку и тому подобное.
«Изобрази настроение Монсика»
Цель: развитие воображения, выразительности движений, произвольности.
Ведущий произносит фразы («О, горе мне, горе.», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!», «Бедная я, несчастная», «У меня болит живот», «Мне холодно», а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние.
«Повтори фразу Монсика!»
Цель: развитие выразительности речи.
Педагог произносит фразу («У меня есть Монсик», которую дети должны повторить с интересом, радостью, отвращением, со страхом, с грустью, удивлением.
«Мими»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Один ребенок – Мими, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Мими подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Мими поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».
«Ласковые Монсики»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами делать, чтобы его страх пропал.
Упражнение «Конкурс боюсек».
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.
Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».
Каждое приключение Монсиков сопровождается интерактивными заданиями, которые стимулируют детей к самостоятельному анализу ситуаций и поиску решений. Игровые элементы, включенные в занятия, превращают обучение в забавное и увлекательное времяпрепровождение. Кроме того, активное взаимодействие с учителем и сверстниками развивает у детей умение сотрудничать и выражать свои чувства, что является основополагающим для формирования эмоционального интеллекта.
Таким образом, методика В. Шиманской создает мощный ресурс для гармоничного развития дошкольников, подготавливая их к успешной социализации и межличностным отношениям в будущем.
Технология развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков» способствовала тому, что малыши не только обрели навыки саморегуляции и управления эмоциями, но и научились понимать чувства других людей. Яркие персонажи Монсиков, их увлекательные приключения и ситуации, с которыми сталкиваются герои, создали для детей пространство для эмоционального опыта и самовыражения.
Инновационная деятельность по исследованию особенностей развития эмоционального интеллекта дошкольников проводилось в разновозрастной группе детей муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Колобок» р.п.Жигалово Иркусткая область
Цель исследования: изучение эмоционального интеллекта дошкольников.
Задачи:
- подбор методик диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников;
- диагностика развития эмоциональной сферы дошкольников;
- оформление выводов исследования.
Методы исследования:
- наблюдение с целью изучения особенностей эмоционального общения детей со сверстниками;
- опрос с целью выявления эмоциональных состояний дошкольников;
- диагностика.
В практике изучения эмоционально-волевой сферы дошкольников мы использовали метод наблюдения, отмечая, как ребенок общается с другими детьми, насколько он коммуникабелен, стремится ли к активному общению, как проявляет свои эмоции и волю.
Мы так же использовали устный вид опроса, когда ребенку мы задавали вопросы, связанные с его эмоциональным состоянием, например:
- Тебе хорошо здесь?
- Что тебе здесь больше всего нравится?
- Что ты любишь?
- Что тебе не нравится?
- С кем ты дружишь?
- Что тебя огорчает?
- Что тебя радует?
Метод опроса хорош тем, что позволяет не только изучить эмоциональную сферу ребенка, но и наладить с ним эмоциональный контакт, дать ему почувствовать, что он важен, его мнением интересуются.
Для диагностики развития эмоционально-волевой сферы детей были использованы следующие методики.
Методика 1 «Что – почему – как». Нгуен Минь Ань
Методика 2. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
Методика 1 «Что – почему – как». Нгуен Минь Ань.
В ходе этой методики мы рассказывали детям истории, которые помогли нам определить уровень понимания детьми эмоциональных состояний других людей.
Итак, в ходе диагностики были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (4 человека – 20%). Эти дети смогли описать свое эмоциональное состояние, которое в большинстве случаев являлось благоприятным, смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, легко определяли эмоции людей по картинке.
- дети со средним уровнем развития эмоционального интеллекта (10 человек – 50%). Эти дети описывали свое эмоциональное состояние как положительное, смогли частично понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, определяли лишь основные эмоции (грусть, радость).
- дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта (6 человек – 30%). У этих детей преобладало грустное настроение, вели себя иногда возбужденно, проявляя излишнюю агрессивность или подавленность; они не смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, эмоции по картинкам в большинстве случаев они не определяли.
Рис.1 Диагностика эмоционального интеллекта
Было выявлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта развит у 20%, средний у 50%, низкий у 30% дошкольников.
Результаты показывают, что у большинства детей было нарушено восприятие эмоционального лица. Большее число детей смогли узнавать лишь такие яркие эмоции как радость, удивление и страх, но не смогли выделить такие близкие по выражению эмоции как отвращение, печаль, гнев.
Далее нами в течении 2023-2024 гг. осуществлялась реализация технологии развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков».
В конце года в ходе диагностики были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (8 человека – 40%). Эти дети смогли описать свое эмоциональное состояние, которое в большинстве случаев являлось благоприятным, смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, легко определяли эмоции людей по картинке.
- дети со средним уровнем развития эмоционального интеллекта (11 человек – 55%). Эти дети описывали свое эмоциональное состояние как положительное, смогли частично понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, определяли лишь основные эмоции (грусть, радость).
- дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта (1 человек – 5%). У этих детей преобладало грустное настроение, вели себя иногда возбужденно, проявляя излишнюю агрессивность или подавленность; они не смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, эмоции по картинкам в большинстве случаев они не определяли.
Рис.2 Динамика развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста
Итак, в конце года было выявлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта увеличился на 20% и составил 40%, средний увеличился на 5% и составил 55%, низкий снизился на 25% и составил 5% дошкольников.
Дети учились распознавать различные эмоции, анализируя поведение и эмоциональные реакции Монсиков в разнообразных жизненных ситуациях. Играя, они не просто развивали речь и социальные навыки, но и формировали эмпатию, что крайне важно на этапе их становления.
Данный подход обеспечивал формирование положительной атмосферы в детском коллективе, способствуя укреплению дружеских связей и облегчая разрешение конфликтов. Результаты внедрения методики проявились в улучшении настроения детей, их стремлении делиться радостью и заботиться друг о друге — тем самым закладывая основы гармоничного взаимодействия в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2009. - № 1. - с. 71 - 75.
- Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии / А.К. Адушкина // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - с. 47-51.
- Айгунова О. А., Полковникова Н. Б., Савенкова Т. Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2016. № 4. С. 25-34.
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
- Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 6-17.
- Брель Е.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. –
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав.- М.: Педагогика, 2009. -123 с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, #1089;.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л.И. Божович. - М.: Сфера, 2008. -254 с.
- Шиманская В.А. Приключения Монсиков. – М.: Феникс-Премьер, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...
Методическая разработка: Технология развития у детей дошкольного возраста интереса к музыке и ее компонентам
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." (с) В.А. Сухомлинский...
Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность...
Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...
Выступление в творческой группе «Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков».
Выступление в творческой группе«Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков». Развитие у детей дошкольного воз...