Технология развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков"
проект (младшая группа)
«Технология развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков»
Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта является важным аспектом их общего развития. На этом этапе дети начинают осознавать свои эмоции и эмоции окружающих, что играет ключевую роль в формировании социальных навыков. Эмоциональный интеллект помогает им эффективно взаимодействовать с другими, развивая такие качества, как эмпатия, саморегуляция и коммуникативные навыки.
Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.
Цель технологии: развитие социально - эмоционального интеллекта у дошкольников:
Задачи: формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, сверстникам и взрослым людям;
- развитие навыков, умения и опыта, необходимого для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
• самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
• самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
• социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
• управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т. п.).
У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей, как педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата.
Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание чело-веком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).
Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т. д., обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями.
Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают авторитарные распоряжения воспитателя, организовывая деятельность детей 3 - 4 лет, использую множество игровых приёмов, заинтересовывающих моментов, которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт:
- по собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в пред-лагаемую действительность;
- детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность);
- появляется заинтересованность;
- растёт активность.
Игровые занятия, такие как ролевые игры и театрализованные представления, способствуют распознаванию и выражению эмоций. Чтение книг о чувствах и обсуждение ситуаций, вызывающих разные эмоциональные реакции, также эффективно. Важно, чтобы взрослые, будь то родители или воспитатели, предоставляли детям возможность делиться своими переживаниями, поддерживая их в этом процессе.
Поддержка и внимание со стороны значимых людей укрепляют уверенность детей в своих эмоциональных переживаниях. Это создает основу для будущих отношений и помогают им успешно адаптироваться к обществу, формируя эмоционально отзывчивую и благополучную личность.
Автор методики Виктория Шиманская в книге «Приключения Монсиков» в игровой форме учит общаться, объяснять, договариваться, планировать, ставить цели и достигать их.
Через игру с весёлыми персонажами осуществляется формирование характера и социализации детей.
Методика включает практические задания и игры, которые помогут ребёнку и всем членам семьи получать удовольствие от общения и понимать себя и окружающий мир.
В нашем детском саду мы осуществляем развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков». Это является важным аспектом формирования гармоничной личности. В основе этой методики лежит игровой подход, который позволяет детям через увлекательные истории и персонажей знакомиться с разнообразием эмоций, учиться их распознавать и выражать. Истории о Монсиках, каждом из которых олицетворяет определенную эмоцию, открывают перед детьми мир чувств, усиливая их эмпатию и социальные навыки.
Примеры игры с Монсиками.
«Расскажи почему загрустил Грустякин». Воспитатель рассказывает историю: «Однажды Грустякин пришел из детского сада очень грустный. Мама и папа пытались узнать, почему он грустит». «Грустякин,» – спросила мама, обнимая его, – «что случилось?» «Я не смог поиграть с друзьями… Они втянулись в игру с Драчуном, а я остался один», – ответил он, опуская голову. Закончи эту историю.
«Почему расседился Драчун». Воспитатель рассказывает историю: «В это время в другом уголке двора Драчун стоял, задыхаясь от гнева. «Почему я должен играть с теми, кто меня не слушает?» – ворчал он, сердясь на всех и вся». Давай разуграем эту историю с тобой.
«Покажи, как обрадовалась Мими». Воспитатель рассказывает историю: «Мими, играя на качелях, с радостью закричала: «Ура! Ура! Я буду чемпионкой!» Она светилась счастьем, и каждый, кто видел её улыбку, забывал о своих печалях. Когда Грустякин увидел её радость, его сердце чуть-чуть отозвалось». Закончи эту историю.
«Почему монсик Одобрения не поздравил Грустякина». Воспитатель рассказывает историю: «Грустякин принес с детский сад новенькую машинку, но боялся показать ее детям, потому что думал, что ее заберут». Вдруг к нему подошел монсик Одобрение и сказал: «Грустякин, тобой все восхищаются! Но если ты не поделишься своей радостью, никто не поймет, как они могут играть с тобой». Закончи эту историю.
Игры с Монсиками.
Игра «Волшебный стул с Монсиками»
Цель: Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.
Ход игры: Один из детей берет Монсика, который выражает его настроение и садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Игра «Лото настроений с Монсиками».
Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, находить соответствующую эмоцию в своем наборе картинок.
Оборудование: наборы картинок с изображением монсиков с различной мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений (пиктограммы).
Ход игры:
Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения на всех нас настроение.
Тот веселится, тот грустит, тот злится, удивляется…
Рассеет все сомнения лото настроений.
Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Предлагает отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.
Игра «Прогони злого Монсика»
Ход игры:
Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Игра «Воздушный шарик для Монсика»
Ход игры: Нередко случается, что эмоции переполняют нас, и нам кажется, что мы вот-вот лопнем. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребёнка надуть воздушный шар, а потом выдуть воздух из шарика себе в рот, чтобы щёки растянулись, как будто вот-вот лопнут. Теперь пусть он потихоньку «сдувается» и почувствует облегчение.
Важно! Не забудьте объяснить крохе, чем это поможет ему в жизни. Когда он будет очень зол или обижен, готов ударить или расплакаться, он может набрать много-много воздуха и медленно выпустить его, как будто «выпускает пар». Во-первых, от этого станет легче физически, а во-вторых, за время упражнения острые эмоции отступят.
Угадываем эмоцию Монсика по голосу
Ход игры: Попробуйте произнести фразы с разной интонацией, пусть ребенок догадается, что вы испытываете. Итак, вы произносите фразу, как будто при этом у вас присутствует эмоция: радости, грусти, злости, удивления, отвращения:
• «Митя уехал к маме».
• «Сегодня выпал снег».
• «Завтрашняя тренировка отменяется».
• «Сегодня на ужин плов».
«Хоровод с Монсиками»
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений; снятие напряжения.
Дети встают в круг и по команде ведущего, двигаясь по кругу, изображают злого волка, печального зайчика, задумчивую сову, сердитого медведя, виноватую лису, счастливую ласточку и тому подобное.
«Изобрази настроение Монсика»
Цель: развитие воображения, выразительности движений, произвольности.
Ведущий произносит фразы («О, горе мне, горе.», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!», «Бедная я, несчастная», «У меня болит живот», «Мне холодно», а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние.
«Повтори фразу Монсика!»
Цель: развитие выразительности речи.
Педагог произносит фразу («У меня есть Монсик», которую дети должны повторить с интересом, радостью, отвращением, со страхом, с грустью, удивлением.
«Мими»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Один ребенок – Мими, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Мими подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Мими поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».
«Ласковые Монсики»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами делать, чтобы его страх пропал.
Упражнение «Конкурс боюсек».
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.
Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».
Каждое приключение Монсиков сопровождается интерактивными заданиями, которые стимулируют детей к самостоятельному анализу ситуаций и поиску решений. Игровые элементы, включенные в занятия, превращают обучение в забавное и увлекательное времяпрепровождение. Кроме того, активное взаимодействие с учителем и сверстниками развивает у детей умение сотрудничать и выражать свои чувства, что является основополагающим для формирования эмоционального интеллекта.
Таким образом, методика В. Шиманской создает мощный ресурс для гармоничного развития дошкольников, подготавливая их к успешной социализации и межличностным отношениям в будущем.
Технология развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков» способствовала тому, что малыши не только обрели навыки саморегуляции и управления эмоциями, но и научились понимать чувства других людей. Яркие персонажи Монсиков, их увлекательные приключения и ситуации, с которыми сталкиваются герои, создали для детей пространство для эмоционального опыта и самовыражения.
Инновационная деятельность по исследованию особенностей развития эмоционального интеллекта дошкольников проводилось в разновозрастной группе детей муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Колобок» р.п.Жигалово Иркусткая область
Цель исследования: изучение эмоционального интеллекта дошкольников.
Задачи:
- подбор методик диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников;
- диагностика развития эмоциональной сферы дошкольников;
- оформление выводов исследования.
Методы исследования:
- наблюдение с целью изучения особенностей эмоционального общения детей со сверстниками;
- опрос с целью выявления эмоциональных состояний дошкольников;
- диагностика.
В практике изучения эмоционально-волевой сферы дошкольников мы использовали метод наблюдения, отмечая, как ребенок общается с другими детьми, насколько он коммуникабелен, стремится ли к активному общению, как проявляет свои эмоции и волю.
Мы так же использовали устный вид опроса, когда ребенку мы задавали вопросы, связанные с его эмоциональным состоянием, например:
- Тебе хорошо здесь?
- Что тебе здесь больше всего нравится?
- Что ты любишь?
- Что тебе не нравится?
- С кем ты дружишь?
- Что тебя огорчает?
- Что тебя радует?
Метод опроса хорош тем, что позволяет не только изучить эмоциональную сферу ребенка, но и наладить с ним эмоциональный контакт, дать ему почувствовать, что он важен, его мнением интересуются.
Для диагностики развития эмоционально-волевой сферы детей были использованы следующие методики.
Методика 1 «Что – почему – как». Нгуен Минь Ань
Методика 2. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
Методика 1 «Что – почему – как». Нгуен Минь Ань.
В ходе этой методики мы рассказывали детям истории, которые помогли нам определить уровень понимания детьми эмоциональных состояний других людей.
Итак, в ходе диагностики были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (4 человека – 20%). Эти дети смогли описать свое эмоциональное состояние, которое в большинстве случаев являлось благоприятным, смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, легко определяли эмоции людей по картинке.
- дети со средним уровнем развития эмоционального интеллекта (10 человек – 50%). Эти дети описывали свое эмоциональное состояние как положительное, смогли частично понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, определяли лишь основные эмоции (грусть, радость).
- дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта (6 человек – 30%). У этих детей преобладало грустное настроение, вели себя иногда возбужденно, проявляя излишнюю агрессивность или подавленность; они не смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, эмоции по картинкам в большинстве случаев они не определяли.
Рис.1 Диагностика эмоционального интеллекта
Было выявлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта развит у 20%, средний у 50%, низкий у 30% дошкольников.
Результаты показывают, что у большинства детей было нарушено восприятие эмоционального лица. Большее число детей смогли узнавать лишь такие яркие эмоции как радость, удивление и страх, но не смогли выделить такие близкие по выражению эмоции как отвращение, печаль, гнев.
Далее нами в течении 2023-2024 гг. осуществлялась реализация технологии развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков».
В конце года в ходе диагностики были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (8 человека – 40%). Эти дети смогли описать свое эмоциональное состояние, которое в большинстве случаев являлось благоприятным, смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, легко определяли эмоции людей по картинке.
- дети со средним уровнем развития эмоционального интеллекта (11 человек – 55%). Эти дети описывали свое эмоциональное состояние как положительное, смогли частично понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, определяли лишь основные эмоции (грусть, радость).
- дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта (1 человек – 5%). У этих детей преобладало грустное настроение, вели себя иногда возбужденно, проявляя излишнюю агрессивность или подавленность; они не смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, эмоции по картинкам в большинстве случаев они не определяли.
Рис.2 Динамика развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста
Итак, в конце года было выявлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта увеличился на 20% и составил 40%, средний увеличился на 5% и составил 55%, низкий снизился на 25% и составил 5% дошкольников.
Дети учились распознавать различные эмоции, анализируя поведение и эмоциональные реакции Монсиков в разнообразных жизненных ситуациях. Играя, они не просто развивали речь и социальные навыки, но и формировали эмпатию, что крайне важно на этапе их становления.
Данный подход обеспечивал формирование положительной атмосферы в детском коллективе, способствуя укреплению дружеских связей и облегчая разрешение конфликтов. Результаты внедрения методики проявились в улучшении настроения детей, их стремлении делиться радостью и заботиться друг о друге — тем самым закладывая основы гармоничного взаимодействия в будущем.
Список использованной литературы
- Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2009. - № 1. - с. 71 - 75.
- Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии / А.К. Адушкина // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - с. 47-51.
- Айгунова О. А., Полковникова Н. Б., Савенкова Т. Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2016. № 4. С. 25-34.
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
- Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 6-17.
- Брель Е.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки /
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав.- М.: Педагогика, 2009. -123 с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2006.-172с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л.И. Божович. - М.: Сфера, 2008. -254 с.
- Шиманская В.А. Приключения Монсиков. – М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков»
Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта является важным аспектом их общего развития. На этом этапе дети начинают осознавать свои эмоции и эмоции окружающих, что играет ключевую роль в формировании социальных навыков. Эмоциональный интеллект помогает им эффективно взаимодействовать с другими, развивая такие качества, как эмпатия, саморегуляция и коммуникативные навыки.
Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.
Цель технологии: развитие социально - эмоционального интеллекта у дошкольников:
Задачи: формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, сверстникам и взрослым людям;
- развитие навыков, умения и опыта, необходимого для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
• самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
• самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
• социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
• управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т. п.).
У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей, как педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата.
Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание чело-веком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).
Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т. д., обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями.
Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают авторитарные распоряжения воспитателя, организовывая деятельность детей 3 - 4 лет, использую множество игровых приёмов, заинтересовывающих моментов, которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт:
- по собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в пред-лагаемую действительность;
- детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность);
- появляется заинтересованность;
- растёт активность.
Игровые занятия, такие как ролевые игры и театрализованные представления, способствуют распознаванию и выражению эмоций. Чтение книг о чувствах и обсуждение ситуаций, вызывающих разные эмоциональные реакции, также эффективно. Важно, чтобы взрослые, будь то родители или воспитатели, предоставляли детям возможность делиться своими переживаниями, поддерживая их в этом процессе.
Поддержка и внимание со стороны значимых людей укрепляют уверенность детей в своих эмоциональных переживаниях. Это создает основу для будущих отношений и помогают им успешно адаптироваться к обществу, формируя эмоционально отзывчивую и благополучную личность.
Автор методики Виктория Шиманская в книге «Приключения Монсиков» в игровой форме учит общаться, объяснять, договариваться, планировать, ставить цели и достигать их.
Через игру с весёлыми персонажами осуществляется формирование характера и социализации детей.
Методика включает практические задания и игры, которые помогут ребёнку и всем членам семьи получать удовольствие от общения и понимать себя и окружающий мир.
В нашем детском саду мы осуществляем развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков». Это является важным аспектом формирования гармоничной личности. В основе этой методики лежит игровой подход, который позволяет детям через увлекательные истории и персонажей знакомиться с разнообразием эмоций, учиться их распознавать и выражать. Истории о Монсиках, каждом из которых олицетворяет определенную эмоцию, открывают перед детьми мир чувств, усиливая их эмпатию и социальные навыки.
Примеры игры с Монсиками.
«Расскажи почему загрустил Грустякин». Воспитатель рассказывает историю: «Однажды Грустякин пришел из детского сада очень грустный. Мама и папа пытались узнать, почему он грустит». «Грустякин,» – спросила мама, обнимая его, – «что случилось?» «Я не смог поиграть с друзьями… Они втянулись в игру с Драчуном, а я остался один», – ответил он, опуская голову. Закончи эту историю.
«Почему расседился Драчун». Воспитатель рассказывает историю: «В это время в другом уголке двора Драчун стоял, задыхаясь от гнева. «Почему я должен играть с теми, кто меня не слушает?» – ворчал он, сердясь на всех и вся». Давай разуграем эту историю с тобой.
«Покажи, как обрадовалась Мими». Воспитатель рассказывает историю: «Мими, играя на качелях, с радостью закричала: «Ура! Ура! Я буду чемпионкой!» Она светилась счастьем, и каждый, кто видел её улыбку, забывал о своих печалях. Когда Грустякин увидел её радость, его сердце чуть-чуть отозвалось». Закончи эту историю.
«Почему монсик Одобрения не поздравил Грустякина». Воспитатель рассказывает историю: «Грустякин принес с детский сад новенькую машинку, но боялся показать ее детям, потому что думал, что ее заберут». Вдруг к нему подошел монсик Одобрение и сказал: «Грустякин, тобой все восхищаются! Но если ты не поделишься своей радостью, никто не поймет, как они могут играть с тобой». Закончи эту историю.
Игры с Монсиками.
Игра «Волшебный стул с Монсиками»
Цель: Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.
Ход игры: Один из детей берет Монсика, который выражает его настроение и садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Игра «Лото настроений с Монсиками».
Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, находить соответствующую эмоцию в своем наборе картинок.
Оборудование: наборы картинок с изображением монсиков с различной мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений (пиктограммы).
Ход игры:
Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения на всех нас настроение.
Тот веселится, тот грустит, тот злится, удивляется…
Рассеет все сомнения лото настроений.
Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Предлагает отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.
Игра «Прогони злого Монсика»
Ход игры:
Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Игра «Воздушный шарик для Монсика»
Ход игры: Нередко случается, что эмоции переполняют нас, и нам кажется, что мы вот-вот лопнем. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребёнка надуть воздушный шар, а потом выдуть воздух из шарика себе в рот, чтобы щёки растянулись, как будто вот-вот лопнут. Теперь пусть он потихоньку «сдувается» и почувствует облегчение.
Важно! Не забудьте объяснить крохе, чем это поможет ему в жизни. Когда он будет очень зол или обижен, готов ударить или расплакаться, он может набрать много-много воздуха и медленно выпустить его, как будто «выпускает пар». Во-первых, от этого станет легче физически, а во-вторых, за время упражнения острые эмоции отступят.
Угадываем эмоцию Монсика по голосу
Ход игры: Попробуйте произнести фразы с разной интонацией, пусть ребенок догадается, что вы испытываете. Итак, вы произносите фразу, как будто при этом у вас присутствует эмоция: радости, грусти, злости, удивления, отвращения:
• «Митя уехал к маме».
• «Сегодня выпал снег».
• «Завтрашняя тренировка отменяется».
• «Сегодня на ужин плов».
«Хоровод с Монсиками»
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений; снятие напряжения.
Дети встают в круг и по команде ведущего, двигаясь по кругу, изображают злого волка, печального зайчика, задумчивую сову, сердитого медведя, виноватую лису, счастливую ласточку и тому подобное.
«Изобрази настроение Монсика»
Цель: развитие воображения, выразительности движений, произвольности.
Ведущий произносит фразы («О, горе мне, горе.», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!», «Бедная я, несчастная», «У меня болит живот», «Мне холодно», а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние.
«Повтори фразу Монсика!»
Цель: развитие выразительности речи.
Педагог произносит фразу («У меня есть Монсик», которую дети должны повторить с интересом, радостью, отвращением, со страхом, с грустью, удивлением.
«Мими»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Один ребенок – Мими, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Мими подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Мими поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».
«Ласковые Монсики»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами делать, чтобы его страх пропал.
Упражнение «Конкурс боюсек».
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.
Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».
Каждое приключение Монсиков сопровождается интерактивными заданиями, которые стимулируют детей к самостоятельному анализу ситуаций и поиску решений. Игровые элементы, включенные в занятия, превращают обучение в забавное и увлекательное времяпрепровождение. Кроме того, активное взаимодействие с учителем и сверстниками развивает у детей умение сотрудничать и выражать свои чувства, что является основополагающим для формирования эмоционального интеллекта.
Таким образом, методика В. Шиманской создает мощный ресурс для гармоничного развития дошкольников, подготавливая их к успешной социализации и межличностным отношениям в будущем.
Технология развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков» способствовала тому, что малыши не только обрели навыки саморегуляции и управления эмоциями, но и научились понимать чувства других людей. Яркие персонажи Монсиков, их увлекательные приключения и ситуации, с которыми сталкиваются герои, создали для детей пространство для эмоционального опыта и самовыражения.
Инновационная деятельность по исследованию особенностей развития эмоционального интеллекта дошкольников проводилось в разновозрастной группе детей муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Колобок» р.п.Жигалово Иркусткая область
Цель исследования: изучение эмоционального интеллекта дошкольников.
Задачи:
- подбор методик диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников;
- диагностика развития эмоциональной сферы дошкольников;
- оформление выводов исследования.
Методы исследования:
- наблюдение с целью изучения особенностей эмоционального общения детей со сверстниками;
- опрос с целью выявления эмоциональных состояний дошкольников;
- диагностика.
В практике изучения эмоционально-волевой сферы дошкольников мы использовали метод наблюдения, отмечая, как ребенок общается с другими детьми, насколько он коммуникабелен, стремится ли к активному общению, как проявляет свои эмоции и волю.
Мы так же использовали устный вид опроса, когда ребенку мы задавали вопросы, связанные с его эмоциональным состоянием, например:
- Тебе хорошо здесь?
- Что тебе здесь больше всего нравится?
- Что ты любишь?
- Что тебе не нравится?
- С кем ты дружишь?
- Что тебя огорчает?
- Что тебя радует?
Метод опроса хорош тем, что позволяет не только изучить эмоциональную сферу ребенка, но и наладить с ним эмоциональный контакт, дать ему почувствовать, что он важен, его мнением интересуются.
Для диагностики развития эмоционально-волевой сферы детей были использованы следующие методики.
Методика 1 «Что – почему – как». Нгуен Минь Ань
Методика 2. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
Методика 1 «Что – почему – как». Нгуен Минь Ань.
В ходе этой методики мы рассказывали детям истории, которые помогли нам определить уровень понимания детьми эмоциональных состояний других людей.
Итак, в ходе диагностики были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (4 человека – 20%). Эти дети смогли описать свое эмоциональное состояние, которое в большинстве случаев являлось благоприятным, смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, легко определяли эмоции людей по картинке.
- дети со средним уровнем развития эмоционального интеллекта (10 человек – 50%). Эти дети описывали свое эмоциональное состояние как положительное, смогли частично понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, определяли лишь основные эмоции (грусть, радость).
- дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта (6 человек – 30%). У этих детей преобладало грустное настроение, вели себя иногда возбужденно, проявляя излишнюю агрессивность или подавленность; они не смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, эмоции по картинкам в большинстве случаев они не определяли.
Рис.1 Диагностика эмоционального интеллекта
Было выявлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта развит у 20%, средний у 50%, низкий у 30% дошкольников.
Результаты показывают, что у большинства детей было нарушено восприятие эмоционального лица. Большее число детей смогли узнавать лишь такие яркие эмоции как радость, удивление и страх, но не смогли выделить такие близкие по выражению эмоции как отвращение, печаль, гнев.
Далее нами в течении 2023-2024 гг. осуществлялась реализация технологии развития у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков».
В конце года в ходе диагностики были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (8 человека – 40%). Эти дети смогли описать свое эмоциональное состояние, которое в большинстве случаев являлось благоприятным, смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, легко определяли эмоции людей по картинке.
- дети со средним уровнем развития эмоционального интеллекта (11 человек – 55%). Эти дети описывали свое эмоциональное состояние как положительное, смогли частично понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, определяли лишь основные эмоции (грусть, радость).
- дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта (1 человек – 5%). У этих детей преобладало грустное настроение, вели себя иногда возбужденно, проявляя излишнюю агрессивность или подавленность; они не смогли понять чувства другого ребенка в ситуации рассказа, эмоции по картинкам в большинстве случаев они не определяли.
Рис.2 Динамика развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста
Итак, в конце года было выявлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта увеличился на 20% и составил 40%, средний увеличился на 5% и составил 55%, низкий снизился на 25% и составил 5% дошкольников.
Дети учились распознавать различные эмоции, анализируя поведение и эмоциональные реакции Монсиков в разнообразных жизненных ситуациях. Играя, они не просто развивали речь и социальные навыки, но и формировали эмпатию, что крайне важно на этапе их становления.
Данный подход обеспечивал формирование положительной атмосферы в детском коллективе, способствуя укреплению дружеских связей и облегчая разрешение конфликтов. Результаты внедрения методики проявились в улучшении настроения детей, их стремлении делиться радостью и заботиться друг о друге — тем самым закладывая основы гармоничного взаимодействия в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2009. - № 1. - с. 71 - 75.
- Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии / А.К. Адушкина // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - с. 47-51.
- Айгунова О. А., Полковникова Н. Б., Савенкова Т. Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2016. № 4. С. 25-34.
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
- Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 6-17.
- Брель Е.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. –
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав.- М.: Педагогика, 2009. -123 с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, #1089;.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л.И. Божович. - М.: Сфера, 2008. -254 с.
- Шиманская В.А. Приключения Монсиков. – М.: Феникс-Премьер, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-686241-1444760049.jpg)
Методическая разработка: Технология развития у детей дошкольного возраста интереса к музыке и ее компонентам
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." (с) В.А. Сухомлинский...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-123562-1571305403.jpg)
Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271549-1600973974.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1090204-1544077083.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1366654-1637780202.jpg)
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/05/picture-1550778-1736056820.jpg)
Выступление в творческой группе «Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков».
Выступление в творческой группе«Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта по методике В. Шиманской «Приключения Монсиков». Развитие у детей дошкольного воз...