современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи по теме
консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 426.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрим особенности проектирования образовательного процесса по развитию речи в условиях коммуникативного подхода и направленности технологии на становление субъективных качеств ребенка в речевой деятельности.
Проектирование образовательного процесса начинается с постановки цели. Целью является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умение решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Реализация данной цели предполагает владение речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми. Это предполагает свободное владение языком, формулами речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.
Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает проявление субъективных качеств ребенка в процессе общения и речевой деятельности – интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнера по общению, а также проявление инициативности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседник.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
-ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи.
-содержание технологии ориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности.
-технология должна носить здоровьесберегающих характер.
-основу технологии составляет личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком.
-реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей.
-организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии: проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, исследовательской деятельности, создание детского портфолио, коллекционирования, информационно- коммуникационные технологии.
Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает следующую последовательность этапов.
- Мотивационный этап. Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.
Задачи образовательной области «Коммуникация» | Методы и содержание работы | Формы взаимодействия |
Развивать диалогическую и политологическую речь. Развивать информационно – коммуникативные умения. Развивать умение спорить, убеждать, приходить к общему мнению. Развивать умение высказывать | Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности о общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса | Ситуация общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы |
- Этап накопления содержания для общения и речи. Цель этапа – обогащение представлений по теме.
Задачи образовательной области «Коммуникация» | Методы и содержание работы | Формы взаимодействия |
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи. Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности. Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества. Развивать умение работать в подгруппе: распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности | Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ, демонстрация, словесные методы: чтение и рассказывание, практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок и атрибутов для игр, упражнения в умениях, отгадывание ребусов, сочинение загадок, составление коллажей | Образовательные ситуации в НОД, экскурсии, образовательные ситуации в режимных моментах, подгрупповые и индивидуальные ситуации общения и совместной деятельности, поручения. |
- Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений. Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.
Задачи образовательной области «Коммуникация» | Методы и содержание работы | Формы взаимодействия |
Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности, развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты, развивать звуковую культуру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе | Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа , составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану, совместное рассказывание, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям | Образовательные ситуации НОД, образовательные ситуации в режимных моментах, образовательные ситуации в различных видах детской деятельности, совместные словесные и дидактические игры |
- Творческий этап. Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.
Задачи образовательной области «Коммуникация» | Методы и содержание работы | Формы взаимодействия |
Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации. Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками. Развивать индивидуальные способности детей: организаторские, художественные, творческие | Сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончание рассказа, сочинение рассказа или сказки по плану или схеме, сочинение сюжетного рассказа по игрушкам, сочинение рассказа по теме. Использование метода ТРИЗ | Образовательные ситуации НОД, образовательные ситуации сопровождения в литературном в центре активности центре художественно – творческой деятельности, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности, ситуации общения в процессе подготовки и проведении игр- драматизаций, режиссерский и театрализованных, показ спектаклей посредством разных видов спектаклей |
- Оценочно – результативный этап. Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности
Задачи образовательной области «Коммуникация» | Методы и содержание работы | Формы взаимодействия |
Обогащать представления детей о правилах речевого этикета. Развивать умения слышать и замечать достоинства и недостатки речи сверстников, доброжелательно оценивать речевые проявления сверстников | Методы внешней педагогической оценки: анализ-оценка взрослого, анализ –оценка сверстника, самоанализ – самооценка. Методы существенной самооценки: оперативная диагностика речевых и коммуникативных умений детей | Образовательные ситуации – поддержки, ситуации общения |
Таким образом, реализация тех или иных технологий развития речи педагог обращается к данной схеме проектирования образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-1190159-1574152421.jpg)
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271549-1600973974.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-229746-1610202925.jpg)
Современные технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Одной из предпосылок развития учебной деятельности детей является их умение правильно и красиво говорить. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности речевого разв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1090204-1544077083.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1307947-1611473936.jpg)
Современные технологии развития речи детей раннего возраста.
В данной статье дан обзор современных технологий и методик направленных на развитие речи детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-818086-1474315979.jpg)
Современные технологии развития речи детей ДОО (из опыта работы воспитателя детей среднего возраста)
В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых...