Игра как ведущий вид деятельности ребенка.
классный час
Игра как ведущий вид деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра как ведущий вид деятельности | 674 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальный характер детской игры Игра имеет социальную основу. В игре находят отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковоской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной , воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой , воссоздающей отношения между людьми.
Характеристика игровой деятельности В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника : стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; потребность в познании окружающего мира; потребность в активных движениях; потребность в общении.
Игра как средство воспитания Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.
Игра как форма организации жизни и деятельности детей Задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решить. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе, и задачи, которые касаются отдельных детей.
Классификации детских игр ИГРЫ Творческие С правилами режиссерские сюжетно-ролевые театрализованные строительные подвижные дидактические
Классификации детских игр Общепринято рассматривать два больших класса игр: - творческие (они подразделяются на сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, строительно-конструктивные) - игры с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные, компьютерные).
Режиссерские игры
Сущность режиссерских игр Речь – главный компонент. Помимо описательных высказываний, присутствуют и оценочные. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа. Часто используется много персонажей, но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех.
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Ребенок учится распоряжаться своими силами (по К.Д. Ушинскому)
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества.
Педагогические условия развития режиссерских игр. Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка . Для того, чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом.
Сюжетно-ролевые игры
Характеристика сюжетно-ролевой игры Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт.
Структурные компоненты игры: сюжет роль игровые действия правила игровое употребление предметов (замещение) реальные (партнерские) отношения между играющими детьми
Сюжеты и содержание игр Игры с общественно-политическим сюжетом Такие игры представлены в первую очередь играми на военно-исторические темы (в войну, в индейцев, в партизан), а также возникшими в последнее время играми в выборы Думы и президента, в митинги, в сбор подписей и т. д. В дошкольном возрасте спектр сюжетов игры ребенка расширяется от бытовых к производственным и общественно-политическим.
Роль в игре Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.
Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх Реальные отношения сверстников в игре Функции реальных отношений включают: планирование сюжета игр; распределение ролей, игровых предметов; контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками-партнерами; коррекция игры.
Руководство сюжетно-ролевыми играми Руководство – совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Задачи руководства: Помогать детям переносить знания об окружающем мире в игру. Учить ставить разнообразные игровые задачи. Помогать осваивать назначение предметов.
Руководство сюжетно-ролевыми играми Ознакомление с окружающим через активную деятельность Обогащение игрового опыта детей Организация предметно-игровой среды Активизирующее общение воспитателя с детьми в игре
Руководство сюжетно-ролевыми играми 1. Работа по подготовке детей к принятию роли, включающее: организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослых. Цель — продемонстрировать социальную значимость и престижность ряда профессий, систему присущих им целей; наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей. Задача — помогать ребенку соотносить известные ему игровые действия с названием роли и ее внешним обозначением, осознавать себя носителем определенной роли.
Руководство сюжетно-ролевыми играми 1. Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместных играх, раскрывая содержание связи и соотношения разыгрываемых ролей; знакомить с основными моментами организации игры; использовать игру для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.
Руководство сюжетно-ролевыми играми 2. Обогащение содержания ролевой игры Задачи: вносить в детские игры новое содержание; побуждать детей самих придумывать события для своих игр. Для решения первой задачи рекомендованы три способа работы с детьми: сообщение новых событий через роли диспетчера и волшебницы; создание условий, которые будут способствовать тому, чтобы дети сами придумывали новые события; рассказы детям о том, как вы и ваши друзья играли в детстве.
Руководство сюжетно-ролевыми играми 3. Создание условий для сюжетно-ролевой игры. Задачи: при создании игровой обстановки важно учитывать, что игровые интересы мальчиков и девочек дифференцированы (для девочек — мир в доме, а мир мальчиков — мир за стенами дома); тяга к необычным, приключенческим сюжетам; важность, реальность функционирования предметов и игрушек и получение реального результата. среда должна способствовать развитию игры, осуществлению замыслов детей; игровое оборудование должно удовлетворять стремление детей к экспериментированию и сооружению построек среда должна активизировать самостоятельную игру
Театрализованные игры
Характеристика театрализованных игр Представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д.
Педагогическое руководство Главный акцент делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе. В основу руководства следует положить работу над тестом литературного произведения. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему делали.
Педагогическое руководство Именно в отрезке 5-6 лет идет процесс интенсивного морального развития, осознанного различения добра и зла и закрепления этих категорий за определенными художественными образами. Размывание этих образов может привести к размыванию этих основных этических представлений.
Педагогическое руководство Поэтому следует брать те сказки, герои которых не имеют ярко выраженных индивидуальных характеров и биографий и характеризуются в сказке через свою отнесенность к определенной категории (Например “Заюшкина избушка”). У подобных персонажей вполне можно изменить характер, получив в результате поворот в событиях и отношениях.
Педагогическое руководство Предлагать детям сочинить продолжение к сказке. Вместе с детьми вспомнить сказку (можно использовать рассказывание по кругу). Затем спрашиваем у детей: “А что потом?…”.
Игры со строительным материалом
Характеристика игр со строительным материалом Особенностью игр является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, поэтому они в большей степени приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Различают следующие виды строительного материала: специально созданный; природный; подсобный .
Виды конструирования Конструирование по образцу Конструирование по заданной теме Конструирование по собственному замыслу Конструирование по условиям Стройка по моделям
Дидактические игры
Сущность дидактических игр Основная особенность определена их названием: это игры обучающие. Для них характерно наличие обучающей задачи . Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности , так как главный интерес представляют игровые действия для детей раннего и младшего дошкольного возраста, а для детей старшего возраста – решение игровой задачи и выигрыш.
Виды дидактических игр Дидактические игры с предметами: сюжетно-дидактические игры; игры-инсценировки.
Виды дидактических игр Настольно-печатные дидактические игры: лото; домино; игры типа «Лабиринт»; по принципу разрезных картинок, складных кубиков, пазлов и т.д.
Виды дидактических игр Словесные дидактические игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.
Структура дидактической игры Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент , которому подчинены все остальные. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра — это ведущий вид деятельности в развитии ребенка». Консультация для родителей
Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности в развитии ребенка»....
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игра — это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символик - моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «...
Игра-ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника
А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе....
Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка»
Не все родители знают, что с ребенком нужно играть, развивать способность играть. Детям интересен действующий ( тот , который играет) взрослый....
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста
Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психиче...
Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника
Статья о роли игры в деятельности ребенка-дошкольника. Игра как ведущий вид деятельности ребенка.Простота детских игр обманчива,это явление все знают, но не все понимают. (П.Ф. Каптерев)...