Игра – как ведущий вид деятельности ребенка.
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игра – как ведущий вид деятельности ребенка.
Игровая деятельность для ребенка очень быстро становится важной частью жизни, и соответственно играет свою роль в развитии ребенка.
Ребенок далеко не сразу станет отделять игрушки от других предметов, он также усваивает способ действия с предметом от взрослого. Игрушки-модели (игрушечные чашечки, стульчики, машинки и т.п.) для ребенка являются «настоящими предметами».
На первом этапе развития игровой деятельности ребенок станет переносить действия с одного предмета-игрушки на другой, можно выделить несколько особенностей такой игры:
1) однообразие и разрозненность действий.
Пример:
Ребенок выполняет без конца одно и то же действие, либо несколько действий, но без логической связи – кормит куклу, укладывает спать, кормит, опять причесывает и т.д.
2) подражание взрослому.
Пример:
Малыш просто копирует действия взрослых с разными игрушками.
3) ребенок не вовлечен в игру.
Пример:
Часто отвлекается, играет без эмоций
Данный этап развития игровой деятельности назван – процессуальная игра.
В возрасте до трех лет ребенок находится во власти реальной ситуации и это проявляется во всем. Только после трех летнего возраста тип поведения ребенка поменяется – он станет действовать в мыслимой, в воображаемой ситуации. Ребенок сможет наделять предметы любыми свойствами и именами – карандаш может стать волшебной палочкой, ракетой и т.п.
Такие «игровые замещения» называют символическими, и переход от процессуальной игры к символической происходит очень стремительно.
Что является катализатором такого резкого скачка в развитии, что позволяет ребенку перейти к символическому типу игры?
Ответ кроется в качественном изменении мышления и поведения.
Как было упомянуто ранее, для того, чтобы ребенок смог отделить сознание от реальной ситуации, ему необходимо совершенствовать речь. Свободное сознание повлияет на мышление, и как следствие на образ поведения ребенка.
Но каким образом, в мышлении ребенка появляется фантазия? По какому принципу он начинает замещать одни предметы, другими?
В раннем возрасте у детей слово очень сильно связанно с предметом, поэтому дети не могут свободно говорить, и как следствие фантазировать.
Ученые психологи, проводили эксперименты с детьми 3-4 лет и просили их в шутку называть предметы другими словами. Позже они предлагали детям «квест», где дети должны были «прочитать» инструкцию взрослых оперируя новыми названиями предметов.
Оказалось в этом возрасте, дети могут замещать один предмет другим, но необходимо, чтобы предмет-заместитель обладал «схожим образом действий» и рядом не было реального предмета.
Например:
Если попросить ребенка карандаш называть ножом, а кубик – хлебом, то он спокойно сможет «порезать карандашом кубик», но если рядом будет хлеб или нож, то он с большим затруднением выполнит инструкцию взрослого или не сможет выполнить её вообще.
А если, Вы попросите ребенка называть карандаш собачкой или кошечкой, и попросите его погладить, то ребенок не примет такое замещение.
Не стоит думать, что ребенок сам научится играть, вообще все развитие ребенка – это результат совместной деятельности со взрослым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра — это ведущий вид деятельности в развитии ребенка». Консультация для родителей
Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности в развитии ребенка»....

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игра — это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символик - моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «...

Игра-ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника
А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе....

Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка»
Не все родители знают, что с ребенком нужно играть, развивать способность играть. Детям интересен действующий ( тот , который играет) взрослый....

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста
Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психиче...

Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника
Статья о роли игры в деятельности ребенка-дошкольника. Игра как ведущий вид деятельности ребенка.Простота детских игр обманчива,это явление все знают, но не все понимают. (П.Ф. Каптерев)...