"Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП через систему здоровьесберегающих технологий"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП через систему здоровьесберегающих технологий»
«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно».
Николай. Михайлович. Амосов.
Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдается тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны.
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в ФОП ДОУ, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры детей
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала.
- Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
- Образовательные технологии воспитывают валеологическую культуру или культуру здоровья дошкольника.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Эти технологии помогают в создании эмоционального комфорта и позитивного самочувствия ребенка в детском саду и семье.
- Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования. Педагоги также должны развивать потребность к здоровому образу жизни в себе и пропагандировать заботу о здоровье на личном примере.
- Технологии валеологического просвящения родителей играют важную роль, так как здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от его окружении.
В нашем детском саду создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Стабильно высокая заболеваемость говорит о необходимости создания медико-педагогических условий и системы оздоровительных мероприятий.
Основным методом оздоровительно- профилактической деятельности в детском саду является мониторинг здоровья ребенка, в котором отслеживали заболеваемость ОРЗ и ОРВИ.
Данный анализ позволил сделать вывод о необходимости разработки и внедрения оздоровительной программы «Мы здоровью скажем – Да!», призванной обеспечить комплексное медико-педагогического воздействия на оздоровление детей, формирование, сохранение и укрепление их здоровья и готовности дошкольного образовательного учреждения к ее реализации.
Главное действующее лицо в педагогическом процессе – это воспитатель, именно ему предъявляются требования, ориентируя его на получение качественных показателей.
Система работы над программой здоровьесбережения в нашем детском саду включает:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком по влажным дорожкам «Рижский метод» - трех дорожек, “топтание” в тазах, обтирание влажным полотенцем, дыхательная гимнастика по Стрельниковой, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
физкультурные занятия всех типов; (для этого созданы физкультурные уголки, как в групповых комнатах, так и на прогулочных участках)
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, су джок –терапия, тактильные дорожки);
организация рационального питания; (в осенний и весенний период 1 раз в неделю даем лук, чеснок и лимон, небольшими дольками, в осенний период для профилактики гриппа и ОРВИ, а в весенний период для авитаминоза)
так же ведется медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
и конечно же соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.
Так же в нашем саду имеется комната релаксации, где дети могут играть в спокойные игры и отдохнуть.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей. О чем свидетельствует положительная динамика индекса здоровья:
С целью популяризации физкультуры и спорта, сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду педагогами организована кружковая деятельность, гимнастика «Фитбол», «Ритмопластика», «Стретч гимнастика» и «Ортопедическая гимнастика для ног, стопы и пальцев»
Применение педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по здоровьесбережению в условиях семьи и ДОУ...
Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""
В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»...
Обобщение опыта «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий».
Первые семь лет жизни человека – наиважнейший и самый неповторимый путь развития человека: физиологического, психического, интеллектуального. Именно в этот период идёт активное формировани...
Опыт работы воспитателя по теме: "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий"
Опыт работы воспитателя по теме«Формирование здорового образа...
Выступление на семинаре ДОУ из опыта работы «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»
Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка....
Отчет по самообразованию тема ««Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»
Организовать социально-деловое и психолого-педагогическое партнерство педагогов, детей и родителей, направленное на физическое развитие (профилактику простудных заболеваний и травматизма, приобщение д...