Статья Формирование познавательных способностей детей, посредством музыки.
статья (подготовительная группа)

Россоха Алла Николаевна

Интересный материал, предназначенный для музыкальных руководителей детских садов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных способностей детей посредством музыки.

           Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка, развитию творческих способностей ребёнка, лучших его личностных качеств. Но дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.  Это в большей степени касается и музыкального воспитания дошкольников. Важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке.

          В основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста лежат: логика развития системы музыкальности и входящих в неё музыкальных способностей и логика становления видов музыкальной деятельности.

         Виды музыкальной деятельности детей это: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра – драматизация. В раннем возрасте у большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных способностей – сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. В структуре сенсорных способностей у большинства детей представлены, в основном, тембровый, динамический, звуковысотный и чувство темпа, как компонент чувства музыкального ритма.

        В структуре музыкального мышления – способность услышать общий характер, настроение музыкального произведения. В структуре музыкальной памяти – непроизвольное, непосредственное запоминание; опознающая музыкальная память. Дети 3- го года жизни уже могут с интересом слушать рассказы, сопровождаемые музыкой; запоминают её, узнают, о каком эпизоде и персонаже она «рассказывает». Узнают знакомые песни по фортепианному сопровождению.

          В детском саду слушание музыки предполагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?», « О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?»

У детей старшего возраста восприятие музыкального образа становится более полным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления воображения. Их отличает более богатый по сравнению с младшими дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на неё.

         Для развития воображения детей необходимо поддерживать желание детей передавать настроение музыки, её образы в рисунке. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто сопутствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки, тёмные – тревожному, таинственному, яркие, сильные краски – весёлому, радостному характеру музыки.

         Одним из условий педагогической работы является развитие у детей в процессе певческого развития не только вокальные, но и музыкальные, и актерские способности, а также развивать исполнительские способности. Поэтому надо чаще инсценировать знакомые, хорошо разученные песни. При инсценировании развиваются не только исполнительские способности детей, но и воображение.

            Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Она развивает умение слушать музыку, действовать согласно с ней. В занятиях с детьми третьего года жизни надо начинать использовать сюжетно – ролевые игры, где малыши изображают кого – либо (зайчиков, птичек и т. п.)

Старшие дети участвуют в сюжетных играх, передают в них характер движений, переходят с изменением музыки от одного эпизода к следующему, как к показу, так и самостоятельно. Для этого надо развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику её образов; а также желание воспроизводить изобразительные движения (жалею зайчика; качаю куклу; глажу котенка; цветок растёт, расцветает, увядает и т. д.). Дети старшего возраста воспроизводят образные движения и несложный сюжет под музыку, согласуя движения с её характером (например:«Игра в снежки»), используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц; отражают определённое настроение («Обидели» и т. п.).

            Игра на детских музыкальных инструментах доставляет детям большую радость, а подбор мелодии по слуху развивает у детей творческий, продуктивный компонент музыкального мышления, без которого невозможно музыкальное творчество.

           Вся музыкальная деятельность способствует эмоциональному развитию, побуждает детей к творчеству, воспитывает нравственные качества, развивает умственно. Музыкальная деятельность является уникальным средством для формирования эмоциональной и интеллектуальной сферы психики ребенка. Ведь музыка несет в себе не только эмоции, но и большой мир идей, мыслей, образов. Таким образом, музыкальная деятельность развивает познавательные способности и способствует творческому развитию личности ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие познавательных способностей детей посредством опытно - исследовательской деятельности"

В данном материале хочу поделиться опытом своей работы в развитии познавательной активности детей в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, активного экспериментирования с ним. Ка...

Активизация познавательных способностей детей посредством творческого воображения

Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, который приводят к возникновению психических явлений, и что эти действия относятся к разным познавательным психическим...

«Развитие познавательных способностей детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

Развитие познавательных способностей детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ....

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей посредством музыки через коррекционно-развивающую работу"

Эта программа способствует всестороннему развитию ребенка: через детское  творчество во всех видах музыкальной деятельности происходит развитие  эмоциональных и нравственных чувств  - с...

Выступление на РМО музыкальных руководителей: Тема: «Роль музыки в формировании познавательных способностей детей раннего возраста».

        «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в           нем творческое начало, творчес...

Статья Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ

современную жизнь уже довольно сложно представить без использования современных информационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли во все сферы жизни человека....

Рабочая программа по развитию творческих способностей детей посредством музыки через коррекционно - развивающую работу.

Эта программа способствует всестороннему развитию ребенка: через детское творчество во всех видах музыкальной деятельности происходит развитие эмоциональных и нравственных чувств - сопереживание, отзы...