Активизация познавательных способностей детей посредством творческого воображения
статья по теме
Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, который приводят к возникновению психических явлений, и что эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, воображению, вниманию, памяти. Каждый из познавательных процессов обеспечивает определенную сторону познания ребенком окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnykh_sposobnostey_1.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательных способностей детей посредством творческого воображения
Ровенская Н.Г., воспитатель высшей категории МБДОУ №57 г. Челябинска
Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, который приводят к возникновению психических явлений, и что эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, воображению, вниманию, памяти.
Каждый из познавательных процессов обеспечивает определенную сторону познания ребенком окружающего мира. Восприятие доставляет первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Память сохраняет эти образы и дает возможность дальнейшей работы над ними. Это дальнейшая работа совершается при помощи мышления и воображения, которые анализируют то, что получено в восприятии и сохранено памятью, открывают за внешними качествами вещей их внутренние, скрытые свойства и отношения, выводят законы, определяющие разные стороны действительности, строят новые образы, позволяющие изменять преобразовывать действительность и снова результаты работы мышления и воображения берутся на сохранение памятью, что позволяет использовать их для дальнейшего познания.
Из опыта работы с детьми дошкольного возраста известных педагогов – новаторов, очевидно, что потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Творческий потенциал его выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, игре, труде, в настойчивом доведении дела до конца. Всех этих качеств не будет, если у ребенка не развито воображение. А развивается оно в игре. В кого только не перевоплощаются дети в коллективных играх! Все это развивает их фантазию, творческое воображение.
Активно используя элементы ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста, убедилась: у них обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость: маленький человек учиться отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить, оригинальные решения.
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показал: одним из средств развития творческого познания может стать использование алгоритма решения изобретательских задач при разрешении проблемных ситуаций.
Дети овладевают алгоритмом в два этапа.
1 Этап
Воспитатель детей с каждым компонентом в отдельности ( в игровой форме) помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формировать. Упражняет в нахождении вещественно-полевых ресурсов.
2 Этап
Детям предлагается проблемные ситуации, которые они разрешают с помощью алгоритма.
Вот краткое описание игр, которые я использую на 1 этапе.
Цикл игр, знакомящих детей с противоречиями.
- «Черное – белое».
Воспитатель, стоя перед группой детей, держит в одной руке черный круг, в другой – белый. Поднимая черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого - либо объекта или явления, а поднимая белый – положительные.
- «Вперед – назад».
Детям предлагают проанализировать объект, сказав чем он удобен, и не удобен, или чем он нравится или не нравится. Условие: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед: отрицательное – шаг назад.
- «Правый фланг – левый фланг».
Называя положительное качество, ребенок должен встать по правую руку воспитателя, а называя отрицательное качество, по левую руку.
- «Найди и угадай».
Кто-то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрицательные качества. Дети должны его отгадать.
- «Сумей в плохом найти хорошее».
Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого или художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого произведения.
- « Зачем? Какой? ».
- Дети делятся на 2 команды «Зачем» и «Какой». Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например, чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т.д.). Вторая команда оценивает (хорошо – плохо) тот или иной способ и обосновывает свою оценку.
Приобретая активный характер, воссоздающий воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности рисование, конструирование. Общие особенности образов воображения дошкольника – их яркость, эмоциональность, легкость и быстрота возникновения приобретают новое значение, когда воображение начинает подчиняться единой цели, участвовать в построении и реализации замыслов. Эти особенности приводят к оригинальности замыслов и результатов детского творчества.
Список используемой литературы:
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».М. Просвящение , 1991 г.
- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». М. Просвящение, 1991 г.
- Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». Ярославль, 1997 г.
- Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Развитие познавательных способностей детей посредством опытно - исследовательской деятельности"
В данном материале хочу поделиться опытом своей работы в развитии познавательной активности детей в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, активного экспериментирования с ним. Ка...
«Развитие познавательных способностей детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
Развитие познавательных способностей детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ....
Развитие познавательных способностей детей посредством работы с интеллект картой
Интеллект-карта—это наглядный, графический инструмент мышления, который может применяться по отношению ко всему, особенно к памяти, творчеству, учебе и всем формам мышления....
Развитие познавательных способностей детей посредством организации деятельности в опытно–экспериментальной лаборатории «Знатоки»
Это статья о создании лаборатории по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в дошкольном учреждении....
Проект: «Развитие экологических способностей детей посредством творческой деятельности «Осень в рисунке»
Цель проекта: расширять представления детей об осени, как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осе...
Результативность проект: «Развитие экологических способностей детей посредством творческой деятельности «Осень в рисунке»
Результаты проекта "Развитие экологических способностей детей посредством творческой деятельности «Осень в рисунке»...
Проект по развитию познавательных способностей детей, посредством опытно - экспериментальной деятельности
Актуальность проекта «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму».Китайская пословица...