Рабочая программа по развитию творческих способностей детей посредством музыки через коррекционно - развивающую работу.
рабочая программа по коррекционной педагогике

Асташкина Л.М.

Эта программа способствует всестороннему развитию ребенка: через детское творчество во всех видах музыкальной деятельности происходит развитие эмоциональных и нравственных чувств - сопереживание, отзывчивость, искренней радости успехам других, у детей формируется интерес к различным видам искусства (музыка, поэзия, живопись).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                               

C:\Users\User\Desktop\5.jpg

                                                                                                  Совет педагогов                                Утверждаю:

                                                                                                                  от                                               зав. ГДОУ ТО «Новомосковский детский сад

                                                                                                                                                                                     для детей с ОВЗ»

                                                                                                               внесены дополнения                            ______________ Н. А. Савран.

Рабочая программа                                                               

по развитию творческих способностей

детей посредством музыки

через коррекционно - развивающую работу.

Возраст детей: 4 – 7 лет.

Срок реализации программы дополнительного образования: 3 года.

Направление: творческое, коррекционно-развивающее.

Сведение об авторе: Асташкина Людмила Митрофановна.

Образование: средне-специальное.

Место работы: ГДОУ «Новомосковский детский сад для детей с ОВЗ».

Должность: музыкальный руководитель.

Квалификация: высшая.

                                                                                                2013г.

                                                                         г. Новомосковск, Тульская обл.

  1. Целевой раздел

Эта программа способствует всестороннему развитию ребенка: через детское творчество во всех видах музыкальной деятельности происходит развитие эмоциональных и нравственных чувств - сопереживание, отзывчивость, искренней радости успехам других, у детей формируется интерес к различным видам искусства (музыка, поэзия, живопись).

Рабочая программа разработана с учетом требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей и реализуется посредством примерной Программы коррекционно-развивающей работы под редакцией Н.В. Нищевой.

                                                                                1.1 Пояснительная записка

                                             

        Создание благоприятных условий для полноценного проживания дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе – многогранный процесс, одним из звеньев которого является музыкальное воспитание.

И как показали исследования, у большинства детей старшего дошкольного возраста, отмечаются нарушения в развитии коммуникативных навыков, произвольной зрительной памяти, зрительно – моторной координации, речи.

Дети испытывают затруднения в общении, преобладает отрицательная самооценка, отмечается слабая мотивация для самореализации в игровой деятельности.

        В процессе развития музыкальных способностей детей посредством творчества было отмечено, что у детей наметилась положительная динамика по следующим показателям: развитие эмоциональной сферы (игровое творчество), различение на слух  интонаций различного характера музыки(песенное творчество, инсценировка песен), развитие слухового и  зрительного воображения (песенные и танцевальные этюды),  ассоциативного мышления, преодоление психологического страха перед неизвестным, перед общением со сверстниками (музыкальная игра, хороводы, игровое творчество), создание  условий для расширения кругозора  у детей, развитие самостоятельности и коммуникативных навыков (игровые этюды, музыкальная игра, хороводы).  

         Для формирования этих навыков возникла потребность реализации рабочей программы «Развитие творческих способностей детей посредством музыки через коррекционно – развивающую работу».  Эта программа способствует всестороннему развитию ребенка: через детское  творчество во всех видах музыкальной деятельности происходит развитие  эмоциональных и нравственных чувств  - сопереживание, отзывчивость, искренней радости успехам других, у детей формируется интерес к различным видам искусства (музыка, поэзия, живопись), приобретение навыков самоанализа  музыкальных произведений и т.д. в то время, как примерная  образовательная Программа коррекционно-развивающей работы под редакцией Н. В. Нищевой предполагает использования  детского музыкального творчества на музыкальных занятиях, как небольшую часть этого раздела.

                                                                 1.2. Цели и задачи рабочей программы.

Цель программы: Всестороннее развитие детей посредством детского музыкального творчества.

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

Задачи:

Развивающие.

1.     Развивать творческие способности и поддерживать интерес детей к устному и музыкальному фольклору посредством народного творчества, музыкальных игр, хороводов, инсценировок русских народных песен;

2.   Используя различные средства искусств (музыка, изо, ритмика), развивать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, миру движений, миру музыкальных звуков через творческие задания;

3.   Развивать и закреплять основы певческих навыков: правильного, естественного дыхания, протяжного и подвижного звуковедения, отчетливой выразительности дикции посредством песенных этюдов.

Воспитательные.

1.   Воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, к родному краю через детское народное творчество (игровое, танцевальное, песенное);

2. Социально-приемлемыми способами (словесными, музыкальными, творческими) способствовать открытому проявлению у детей эмоций и чувств, умению проявлять и   передавать их в пение и в движении (песенные и танцевальные этюды).

Коррекционные.

  1. Развитие интеллектуальных функций (воображение, мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, речь.)

                                                           1.3. Принципы подходы реализации рабочей программы.

        Оптимальной средой для реализации данной программы являются условия комплексного, оздоровительно-образовательного учреждения: коррекционно-развивающая и оздоровительная работа с детьми, музыкальные и индивидуальные занятия, вечера развлечений, праздники, самостоятельная музыкальная деятельность детей, творческие задания, музыкально-дидактические игры и пособия, а также работа с педагогами и консультации для родителей. Содержание программы реализуется на музыкальных и индивидуальных занятиях в соответствии тематическому планированию, как часть занятия.

       Описанные поквартально в рабочей программе «Развитие творческих способностей детей посредством музыки через коррекционно – развивающую работу» творческие задания и программное содержание позволяют учесть разнотемповость и разноуровневость развития каждого ребенка, вести индивидуальную коррекцию нарушений.

Успешной реализации данной программы способствует:

-   органичное, естественное использование творческих заданий, логоритмики, музыкальных игр, упражнений доступного музыкального репертуара на основе доброжелательного партнерства, сотрудничества педагога с ребенком;

- «вплетение» музыкально-развивающих этюдов, творческих заданий в бытовые ситуации;

- умение педагога действовать гибко, вариативно, ориентируясь на способности детей;

- своевременное подключение к работе с детьми узких специалистов – логопеда, дефектолога, психолога.  

       Итоговым результатом работы является диагностика детей по отслеживанию музыкальных способностей детей.

 Подведением итогов реализации рабочей программы по развитию творческих способностей является участие детей в календарных народных и светских праздниках, вечерах досуга, в драматизациях, выступление детей на родительских собраниях.

  1.  Возрастная адресность.

2 год - средняя группа с 4 до 5 лет;

3 год - старшая группа с 5 до 6 лет;

4 год - подготовительная к школе группа с 6 до 8 лет.

                                     

                                                                            1.5 Целевые ориентиры образования.

Целевые ориентиры реализации данной программы для среднего дошкольного возраста (4-5 года)

Песенное творчество

-  умеет передавать свою музыкальную интонацию целой фразой, используя вопросно – ответную форму;

- сформированы навыки легкого, напевного пения;

- передаёт интонацией веселый и грустный характер.

Танцевально–игровое творчество.

- способен выполнять этюды и образные действия руками и телом: «цветок растет», «покачивается от ветра»

(покачивание, кружение и т.д.);  

- умеет выполнять знакомые и незнакомые плясовые движения, комбинируя их в свободной пляске.

- умеет двигаться по кругу хороводным шагом, на проигрыш выполнять знакомые движения по тексту песни.

Целевые ориентиры реализации МОП ДО для     обучающихся с ТНР среднего дошкольного возраста (5-6 лет)

Песенное творчество

-  способен к сочинительству коротких песенок - попевок, передающих образ хрупкого, нежного цветка;

-  сформированы навыки песенной импровизации на выбранный текст, сопровождая пение игрой на металлофоне;

Танцевально–игровое творчество.

-  умеет выразительно и легко выполнять знакомые и незнакомые танцевальные движения в соответствии с характером музыки;

-  способен передавать образные движения, различая трехчастную форму музыки.    

Целевые ориентиры реализации МОП ДО для    обучающихся с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Песенное творчество

-  сформировано умение детей находить нужную певческую интонацию, отличающуюся от других тембром, темпом и характером;

- способен придумывать своеобразные варианты жанровой музыки, отличающиеся своим ритмическим и мелодическим рисунком (вальс, марш.)

Танцевально–игровое творчество

- создаёт «свои» танцевальные композиции, используя знакомые и придуманные детьми танцевально-игровые движения;

- в соответствии со стилем музыки (народная, современная) использует свободные танцевальные движения.

                                                                              II Содержательный раздел.

                                                                  2.1. Виды деятельности музыкального творчества

Песенное творчество:

Песенные этюды и упражнения;

Музыкально-сюжетная игра;

Танцевально-игровое творчество:

Танцевально-игровые этюд;

Музыкально-сюжетная игра.

Пляска.

Хоровод.

                                                                       

                                                                  2.2 Содержание изучаемого курса

         

Учебно-тематический план.

Песенное творчество

Средняя группа.

1 квартал.

Виды деятельности

музыкального

творчества

Музыкальный

репертуар

Программное содержание творческих заданий

                               Задачи

Дидактический

материал

Песенные

этюды и

упражнения.

Музыкально

сюжетная

игра.

«Любимая игрушка».

«Звонкая дудочка»,

«Ленивая

кошечка» .

«Песенка дождя».

«Воробьи».

Предложить детям позвать любимую игрушку, пропевая её название.

Используя различные подражания

(ду-ду, мяу-мяу), пропеть свою

песенку.

Веселый и грустный дождик.

Пропеть на словосочетания

«чик-чирик» свою песенку,

в разном характере. (весело ,грустно)

Способствовать переходу речевых

интонаций в певческие интонации.

 Учить детей петь напевно, правильно

Брать дыхание.

Расширять интонационно-вокальный диапозон детей.

Передавать интонацией характер

Веселого и грустного дождика на

словосочетания: «кап-кап»,

отрабатывать быстрое, напевное пение.

Передавать интонацией характер

Веселого и грустного воробья.

Игрушки, стихи.

Дудочка,

шапочка кошки.

Шапочка дождя.

Металлофон.

Шапочка воробья.

2 квартал.

Песенные

этюды и

упражнения.

«Как тебя зовут?»

«Воробьи»

Н.Елисеев.

«Песенка снежинки»

На вопрос Петрушки пропеть свое

имя.

Для развития песенного творчества использовать вопросно – ответную форму в занимательной песне.

Побуждать детей к созданию своих песенок-попевок на словосочетание

 «ля-ля».

Вызвать желание детей подключатся

к музыкальному диалогу с Петрушкой напевное пение.

Развивать у детей ладотональный слух.

(попади в свой «домик»)

Учить детей пропевать свою песенку

ласково, напевно, передавая образ

 нежной снежинки.

Кукла би-ба-бо.

Шапочки кошки

и воробьев.

Металлофон,

треугольник,

корон снежинки.

3 квартал.

Песенные

этюды и

упражнения.

Музыкально

сюжетная

игра.

«Песенка

Хлопушки»,

«Что ты хочешь,

кошечка?»

«Песенка цветочка»

Е. Тиличеева.

«Курочки и петушок»

Сочинить и пропеть попевку

на словосочетание «хлоп-хлоп»,

«мяу-мяу».

Сочинить и пропеть мелодию на заданный

текст или слог («ля»).

Пропеть на словосочетание

«клю-клю-клю» свою песенку

 курочки весело, сердито, ласково.

Развивать способность детей

передавать свою музыкальную

интонацию целой фразой, используя

вопросно – ответную форму.

Развивать у детей навыки легкого,

веселого, напевного пения.

Формировать у детей навыки легкого

пения образного характера.

Поощрять индивидуальное пение.

Шапочки хлопушки и кошечки,

загадки, стихи.

Стихи, рисунки

детей, шапочки

цветов.

Шапочки курочки

и петушка.  

Старшая группа.

1 квартал.

Песенные

этюды и

упражнения.

Музыкально

сюжетная

игра.

«С кем ты дружишь?»

«Моя семья»,

«Что ты хочешь,

кошечка?»

«Эхо» - распевка

«Песенка осеннего листочка».

«Медведь и пчелы»

Пропеть имя своего друга.

Пропеть имя мамы и папы.

Сочинить и пропеть мелодию

на свой текст.

Передавать певческой интонацией

образ музыкального «эхо».

Сочинить и пропеть мелодию

на словосочетание «ля-ля» -

весело и грустно.

Сочинить мелодию на заданный

текст и пропеть песенки мишки и

пчелок, в соответствии с характером данных образов.

Поощрение индивидуального

творчества.

Учить детей передавать в пении

динамические оттенки.

Отрабатывать умение детей передавать в

в пении динамические оттенки.

Продолжать отрабатывать навыки

детей легкого и протяжного пения.

Формировать певческие навыки детей

в быстром и медленном темпах.

Шапочка кошки.

Загадки, стихи.

Стихи, рисунки

детей, листочки.

Иллюстрации,

стихи, металлофон, шапочки медведя и пчелок.

2 квартал.

Песенные

этюды и

упражнения.

Музыкально-

сюжетная

игра.

«Музыкальная

загадка о зиме»

«Едут сани

с бубенцами».

«Что вам нравится зимой?».

«Вот пришла зима».

Импровизация мелодии на заданный текст:

«зимушка – зима».

Сочинить мелодию на заданный

 текст и пропеть попевку весело,

 игриво.

Придумать короткий ответ и

пропеть его.  

Придумать мелодию на заданный текст и пропеть в соответствии с характерами персонажей игры (зайчик, медведь, волк)

Расширять интонационно – вокальный диапазон детей через умение

придумывать своеобразные варианты попевок.

«Кто поляны белит белым?

И на стенах пишет мелом?

Шьет пуховые перины,        

Разукрасил все витрины?»

Побуждать детей к импровизации коротких попевок, используя бубенцы

для передачи ритмического рисунка.

Продолжать работу над развитием певческих способностей детей.

Отрабатывать характерное пение легким звуком, без напряжения.

Загадки,

иллюстрации

о зиме,

бубенцы.

Иллюстрации,

рисунки детей,

стихи.

загадки о зимних

забавах.

Шапочки

персонажей игры.

Загадки.

3 квартал.

Песенные

этюды и

упражнения.

Музыкально

сюжетная

игра.

«Песенка

подснежника»,

«Музыкальная

загадка о весне»

«Шагает красавица,

 всем нам очень

нравится.

Где на снег наступает,

зеленая травка проступает»  

«Зоопарк»

Стихи А. Барто.

«Мячик», «Мишка»,

«Зайка».

«Ручеек» р.н .игра

Импровизация мелодии на

словосочетание «динь-динь»

Придумать мелодию к речевым определениям весне:

весна - весняночка, весна-красна.

Интонационно выразить в музыке характерные черты зверей (волк – устрашающее на звук (у-у-у), лиса – кокетливо на слог «ля-ля», заяц – трусливо на слог: ой-ой!)

Сочинить мелодию на знакомый текст.

На текст к игре «Ручеек» сочинить мелодию и пропеть сольно:

Мужичок, мужичок,

Стащи нас в ручеек.

Кого стащишь в ручеек –

Тот и будет мужичок!»

Побуждать детей к сочинительству коротких песенок - попевок,

Передающих образ хрупкого, нежного цветка, пропевая легко и игриво.

Формировать у детей навыки песенной

импровизации на выбранный текст, сопровождая пение игрой на металлофоне.

        

Импровизируя, учить детей развивать воображение, умение фантазировать,

передавать музыкальные образы

зверей.  

Учить детей передавать мелодией,

интонацией содержание стихов, их переживания, чувства.

Отрабатывать правильное дыхание

вовремя пения, закреплять навыки характерного пения.

Иллюстрации,

стихи.

Загадка,

рисунки детей,

металлофон.

Иллюстрации

зверей, стихи,

 загадки.

Рисунки детей,

стихи, игрушки.

Беседа, игры и загадки

о ручейке.

Подготовительная группа.

1 квартал.

Песенные

этюды и

упражнения.

Музыкально

сюжетная

игра.

«Сколько тебе

лет?»

«Моя семья»,

«Котик заболел»,

«Котик здоров!»

«Бедная лягушка

вымокла в болоте».

«Хор веселых

лягушек».

«Я композитор!»

«Маленький ежик».

Сочинить музыкальный ответ фразами: «мне …лет»,

«мне исполнится    лет».

Пропеть имя мамы и папы.

Передать песенной интонации

ей чувства и переживания

персонажей.

(мяу-мяу, ква-ква-ква)

Исполнить знакомую осеннюю песню

на свою мелодию.

Придумать мелодию на заданный

текст:

«Маленький ежик, четверо ножек,

 на спине листок несет, псенку поет».

Расширять вокально – интонационный диапазон детей, развивая их умение придумывать своеобразные варианты

попевок.

Отрабатывая протяжное пение разного настроения: жалобно, весело.

Расширять музыкальный опыт

сочинительства, формировать навыки самостоятельной импровизации

мелодии.

Расширять у детей музыкальный опыт сочинительства мелодии, пропевая

без напряжения легким звуком.  

Иллюстрации,

стихи.

Стихи об осени.

Иллюстрации про ежа.

2 квартал.

Песенные

этюды и

упражнения.

Музыкально

сюжетная

игра.

«Стоят морозы

в январе, звенят

сосульки на дворе»

«Снежок»

Е. Тиличеева.

«Что вам нравится зимой?»

«Я композитор!»

«Горшки» р.н. игра

Сочинить мелодию на заданный

текст.

Закончить музыкальную фразу

на свою мелодию.  

Придумать ответный текст и

пропеть его, выполняя игровые

действия.  

Сочинить мелодию к знакомым новогодним стихам и пропеть их.

Придумать мелодию на диалог

Купца и Мастера:

«Почем товар?»

«По денежке!» и т.д.

(по тексту игры)

Развивать творческие способности

детей, находить нужную певческую интонацию.

Развивать у детей ладотональный

слух.

Продолжать работу над расширением

интонационно- вокальным диапазоном  

детей.

Развитие фантазии и воображения

детей.

Расширять музыкальный опыт

сочинительства, формировать навыки самостоятельной импровизации

мелодии.

Развивать творческие способности

 детей находить нужную певческую

интонацию.

Рисунки детей,

стихи.

Иллюстрации

«Зимние забавы».

Лепка, раскрашивание горшков.

3 квартал.

Песенные

этюды и

упражнения.

«Звуки весеннего

леса»: мини-

песенки солнечного

лучика, воробья,

подснежника.

«Три кита» -

танец, марш,

песня.

Сочинить и пропеть мини-песенки на словосочетание:

«ля-ля», «динь-динь»,

«чик-чирик».

Сочинить мелодию в заданном жанре

на словосочетание «тра-та-та»,

 «ля-ля», песня с закрытым ртом.

Закреплять умение детей находить

нужную певческую интонацию,

отличающуюся от других тембром,

темпом и характером.

Закрепление ритмического рисунка,

развитие у детей умения

придумывать своеобразные варианты жанровой музыки, отличающиеся

своим ритмическим и мелодическим

рисунком.

Фонограмма

«Звуки природы»,

стихи.

Дидактическая

игра «Три кита»
фонограммы, вальса, марша, песни.

Танцевально–игровое творчество.

Учебно-тематический план.

Средняя группа.

1 квартал.

Виды

деятельности

музыкального

творчества

Музыкальный

репертуар

Программное содержание творческих   заданий

                                 Задачи

Дидактический

материал

Танцевально –    

игровые

этюды.

Музыкально

сюжетная

 игра.

Пляска.

Хоровод.

Танец осенних

листочков.

«Воробьи»

В. Елисеева.

«Две тетери»

р.н. песня.

«У медведя во бору» р.н. игра.

Свободная

пляска.

«Веселый

 каблучок» р.н. м.

«Ходит Ваня»

р.н. м.

«Васька кот»

р.н. м.        

Передавать образные движения легких листочков.

Побуждать детей к импровизации простейших игровых

движений.

 Развивать умение детей передавать игровые образы

птиц.

Развивать умение детей передавать образ медведя.

Самостоятельно выполнять знакомые плясовые движения на двух – частную форму музыки.

Инсценирование характерных образов: Ваня – важный и веселый.

Учить детей передавать образ  важного кота.

Учить детей двигаться легко по кругу

На носочках (бег), выполняя образные

движения по тексту песни.

Учить детей имитировать «полет» птиц,

легко двигаться (легкий бег), выполняя плавные движения руками.

Отрабатывать хороводный шаг, ритмично выполнять притопы одной и двумя ногами,

выставлять ногу на носок и пятку.

Закреплять умение детей выразительно выполнять образные, плясовые движения

(кружение, притопы одной и двумя ногами, «пружинки»).

Передавать настроение мальчика по тексту песни  игровыми и плясовыми движениями.

Плоскостные листики, легкие шарфики.

Шапочки «воробушек».

Шапочки тетерев.

Шапочка

медведя.

Платочки.

Шапочка кота

2 квартал.

Музыкально-

игровые

этюды.

Инсценировка песен.

Танцевально-

игровые

этюды.

Музыкально-

сюжетная

игра.

Игровое

творчество.

«Наша армия»

Пляска и хороводы

«Петушки», «Зайчики», «Мишки», «Кошечки», «Лисичка».

«Катание

На санках». «Игра в снежки»

«Саночки» А. Филиппенко,

«Мохнатые

гости».

«Петрушки»,

«Снежинки»,

«Гномики».

«Воробьи» муз.

Н. Елисеева.

«Солдаты идут».

Пляски мишек,

хлопушек,

зайчиков.

«К деткам елочка пришла» А. Филиппенко.

(любая песня о

елке, зиме,

зверятах)

«Помощники»

А. Прокопенко.

Продолжать формировать игровое творчество детей через умение выполнять образные движения, работать над передачей

образов животных.

Побуждать детей к передаче

игровых (катание на санках, лепка

 снежков) и бытовых действий (ремонт санок).

Раскрыть содержание песни,

продолжать работать над

имитацией образных движений.  

Знакомство с образом веселого, озорного Петрушки, с образом легкой, нежной снежинки.

Закреплять умение детей передавать в игре образы «кошки» и «воробья».

Совершенствовать умение

детей передавать образы

солдат в ходьбе.

Передавать простейшими

плясовыми движениями, мимикой, жестами образы сказочных персонажей.

Побуждать детей к импровизации плясовых и игровых движений, имитировать игру на музыкальных инструментах по тексту песни.

Развивать умение детей в хороводе передавать образы

трудолюбивых детей, имитируя бытовые действия (стирка, мытье посуды, подметание пола).

Отрабатывать и использовать движения: легкий бег, притопы, скользящие хлопки, шаг вперевалочку, прыжки на двух ногах, ходьба с высоким подниманием ног

 в соответствии с характером музыки.

Двигаться легко под музыку, выполняя игровые действия по тексту.

Двигаться легко под музыку, выполняя движения по тексту.

Отрабатывать и закреплять различные виды ходьбы, учить детей выполнять движения с предметами: погремушки, султанчики, бубенцы, «дождик», используя простейшие танцевальные движения. Начинать движение с началом музыки, уверенно переходя от одного движения к другому.

Выполнять игровые движения в соответствии с текстом песни, поощрять

индивидуальное творчество.

Учить детей откликаться на музыку разного темпа и характера: маршевая (солдаты идут), быстрая (солдаты бегут).

Закреплять умение детей начинать

движение маршевым шагом с началом музыки и ее окончанием.

Отрабатывать и закреплять умение детей выразительно исполнять плясовые

движения в соответствии с текстом песни.

Передавать радостное настроение песни (веселое, праздничное, задорное) танцевальными движениями.

Закреплять умение детей двигаться  

по кругу хороводным шагом, на проигрыш выполнять знакомые движения по тексту песни.

Стихи,

иллюстрации

животных.

Иллюстрации о зимних забавах.

Картинки по куплетам.

Беседа о зверях,

картинки, стихи, шапочки зверей.

Шапочки Гномиков, Петрушек, снежинки.

Иллюстрации, рисунки детей, стихи,

Шапочки воробьев и кошки.

Иллюстрации,

барабан, флажки.

Шапочки персонажей

Стихи о елке,

о Новом годе.

Стихи, иллюстрации,

беседа.

3 квартал.

Музыкально-

игровые

этюды.

Инсценировка песен.

Танцевально-игровые

этюды.

Игровое

творчество.

Пляска.

Музыкально-

сюжетная

игры и хороводы.

«Как заяц в лесу заблудился».

«Прилет птиц»

«Строим дом»

М. Красева.

«Цыплята»

А. Филиппенко.

«Пробуждение

подснежника»

(вальс)

«Оркестр русских народных инструментов».

«Так пляшут

бабуси и дедуси,

а вот так – наши дети!»

«Подарок именинникам»

свободная пляска.

«Пляска

для мамы».

«Петушки и

курочки»

Г.Фрида.

«Мы на луг ходили»,

«Мотылек» -

А. Филиппенко.

Развивать творческие способности детей передавать характерные черты зайца: беззаботность, испуг, радость.

Рассказом о птицах подготовить детей к передаче данного образа, имитируя движениями

полет птиц, клевание зерен.

Побуждать детей к импровизации игровых движений по тексту песни.

Инсценировка песни знакомого содержания.

Через слушание «Вальса» П.И.

Чайковского подводить детей к

передаче своими движениями образа

распустившегося цветка.

Развивать творческие способности детей, через образы музыкантов оркестра, имитируя игру на барабане, баяне, балалайке.

        

Побуждать детей к импровизации плясовых движений

разного характера.

Подключать робких, застенчивых, малоактивных детей к созданию новой пляски, используя знакомые плясовые движения. Поощрять коллективное творчество.

Яркая передача образов петушков и курочек, опираясь на знакомые образные движения. Подключать робких, застенчивых, малоактивных детей к созданию образа «курочек» и «петушков» через игровые действия. Поощрять индивидуальное

творчество.  

Передача плясовых и игровых образов по тексту песен,

побуждать детей к импровизации плясовых движений.

Продолжать работу над передачей

различного настроения одного образа игровыми движениями.

Отрабатывать умение детей двигаться врассыпную на носочках, ориентироваться  

 в пространстве.

Учить детей выполнять игровые движения, соответствующие ритму музыки постукивание кулачком по кулачку).

Закреплять умение детей двигаться легко в соответствии с данным образом.

Отрабатывать умение детей выполнять

мягкие, легкие движения руками и телом:

«цветок растет», «покачивается от ветра»

(покачивание, кружение и т.д.)  

Различать тембровое и регистровое

звучание музыки, слушая игру различных инструментов.

        

Закреплять умение детей выполнять

знакомые и незнакомые плясовые движения, комбинируя их в свободной пляске.

Закреплять умение детей в создании своей пляски, использовать знакомые и придуманные детьми плясовые и танцевальные движения.

Различать ярко-характерную музыку, трех -частную форму музыки, выполняя соответствующие движения.

Передавать тембровое звучание музыки

 образными движениями.

(взмахи руками через стороны и т.д.)

Закреплять умение детей выразительно

выполнять образные движения по тексту.  

Иллюстрации,

Стихи.

Иллюстрации,

шапочки птиц,

фонограмма с голосами птиц.

Иллюстрации,

музыкальные молоточки.

Иллюстрации,

шапочки цыплят.

Стихи о подснежнике, шапочки подснежников.

Дидактическая игра «Музыкальные инструменты»,

фонограмма музыкальных инструментов.

Беседа, показ.

 

Стихи о маме.

Шапочки курочек

и петушков.

Иллюстрации, стихи.

Рисунки детей.

Иллюстрации.

                                                                                                        Старшая группа.

1 квартал

Виды

деятельности

музыкального

творчества.

Музыкальный

репертуар.

        Программное содержание творческие заданий

                               Задачи

Дидактический

материал

Музыкально-

игровые

этюды на тему:

«Моя семья»,

«Цирк».

Игры –

превращения.

Инсценировка песен.

Танцевально-

игровые

этюды.

Игровое

творчество.

Пляска.

Музыкально-

сюжетная

игра.

Хороводы.

«Так пляшут

бабуси и дедуси»

«Цирковые

 лошадки».

«Дрессированные мишки»,

«Клоуны».

«Веревочки».

«Озорные овощи»

В. Семеновой.

«Танец

осенних

листочков».

«Цирк»,

«Огородник».

А. Ануфриува.

«Перепляс» р.н.

мелодия.

«Осень просим»

р.н. мелодия.

«Медведь

 и пчелы».

«У нас было

на Дону»

р.н. песня

Тульской обл.

Творчески, с юмором исполнять подражательные плясовые движения для передачи образа.      

По словесной картинке, опираясь на яркие впечатления детей о цирке, создавать игровые и воображаемые образы.

Передавать игровой образ.

Побуждать детей выразительно передавать игровые образы по тексту песни.  

Побуждать детей к импровизации танцевальных движений, передающих образ опадающих, «танцующих на ветру листьев».

Развивать коллективное творчество.

Создание свободных плясок на фрагменты р.н. мелодий,

используя знакомые и незнакомые плясовые движения.

Побуждать детей к развертыванию сюжета хоровода.  

Подключать робких, малоактивных, застенчивых детей к созданию образа «мишки» через пение и игровые действия.

Побуждать детей к развертыванию сюжета хоровода через беседы, устный фольклор.

Способствовать развитию у детей

 образных движений копирующих

движений стариков, поощрять

индивидуальное творчество.

Способствовать развитию у детей

свободных, ритмичных движений,

передающих образ лошадок и мишек.

Учить детей свободно, непроизвольно

пользоваться движениями рук, чувствовать

напряженное и ненапряженное состояние

мышц всего тела.  

Выполнять знакомые танцевальные

движения для передачи образного действия.

Выполнять знакомые танцевальные

движения ярко, выразительно, используя

различное настроение.  

Отрабатывать у детей умение выразительно передавать образные движения

на заданную тему.

Использовать знакомые плясовые движения

в соответствии с характером музыки.

Поощрять индивидуальное творчество.

Легко двигаться по кругу дробным шагом, используя перестроения, весело и энергично передавать игровые образы.

Самостоятельно двигаться по залу, пере-

давая заданные образы в движении.

Использовать знакомые плясовые движения

для создания коллективной пляски -

хоровода с перестроениями.

Показ движений

детьми.

Иллюстрации,

соответствующая

атрибутика.

Игры с веревочками

Иллюстрации,

шапочки овощей.

Шарфики,

листочки.

Иллюстрации о дрессированных

животных;

устный детский

фольклор, стихи.

про осень, овощи и фрукты.

Показ движений

детьми.

Шапочка Осени.

Загадки о фруктах и овощах.

Иллюстрации,

шапочки мишки

и пчел.

Беседа,

иллюстрации.

2 квартал.

Музыкально-

игровые

этюды на тему

«Что вам

нравится зимой?»

Игры –

превращения.

Инсценировка песен.

Танцевально-

игровое

творчество.

Игровое

творчество

«Наша Армия»

Пляска.

Музыкально-

сюжетная

игра.

Хороводы.

«Катание на санках»,

«Игра в снежки»,

«Ходьба на лыжах» (вальс).

«Маятник» -

(стрелки часов),

«Клоуны».

«Случай в лесу»

В. Литвинова.

(любая песня

о зиме, новогодней елке, зверятах).

«Мамины помощники» 

О. Шапоренко.

(любая песня о маминых помощниках).

«Танец снежинок»,

«Танец метелицы»,

(любой танец к празднику).

«Про то, как заяц в лесу заблудился».

«Летчики»,

 (любая песня про летчиков),

«Моряки» (любая песня про моряков)

«Свободная пляска».

«Угадай-ка, Дед-Мороз».

«Здравствуй, дед Мороз» Ю. Семенова

или любой новогодний  хоровод.

Самостоятельно находить

способы воплощения игрового действия.

Опираясь на жизненный детей, создавать воображаемый образ своими действиями.

Мимикой и жестами передавать образ данного персонажа.  

Придумывать оригинальные

движения, передающие повадки, действия персонажей

в соответствии с характером

музыки и текстом песни.

Продолжать развивать умение детей в хороводе и, стоя

в «шахматном» порядке, передавать образы трудолюбивых детей, имитируя стирку, мытье посуды, подметание пола и т.д.)

Активизировать фантазию  

детей и побуждать их к созданию танцевальных композиций.

Побуждать детей к импровизации образных движений и игровых действий, наиболее передающих образ.

Побуждать детей к передаче

образов летчиков и моряков, на примере ярко-образных произведений (песен).

Побуждать детей к созданию свободных плясок в соответствии с характером и темпом музыки, используя знакомые и придуманные детьми плясовые и танцевальные движения.

Подключать робких, малоактивных, застенчивых детей к созданию данных образов через игровое творчество.

Формировать у детей навыки

развертывания сюжета знакомого хоровода, привлекая

малоактивных детей к участию в нем.      

Двигаться в соответствии с характером и темпом музыки

(ускорение и замедление).

Учить детей свободно пользоваться

жестами своего тела.  

Выразительно и эмоционально передавать игровые действия.

Закреплять умение детей использовать

в инсценировке имитацию бытовых действий по тексту песни, знакомые танцевальные и плясовые движения.

Выразительно и легко выполнять знакомые и незнакомые танцевальные движения в соответствии с характером музыки.

Закреплять умение детей выразительно передавать образные движения, различать трехчастную форму музыки.    

Выразительно исполнять игровые движения точно под музыку,

используя характерные признаки образов.

Поощрять индивидуальное творчество.

Закреплять умение детей задорно и легко исполнять плясовые движения

под веселую музыку.

        

Задорно выполнять разнообразные игровые действия, имитирующие игру на музыкальных инструментах по тексту игры.

Легко двигаться по кругу, используя разновидность ходьбы и перестроения.

Иллюстрации,

стихи о зиме, зимних забавах,

рисунки детей.

Стрелочки часов.

(на руки), показ маятника.

Иллюстрации

о клоуне, красные носы, шапочки.

Рисунки детей.

Стихи, иллюстрации.

Снежинки, елочная мишура.

Стихи, рисунки

детей.

Шапочки зайцев,

Лисы.

Иллюстрации о военных.

Показ интересных

движений детьми.

Иллюстрации о музыкальных

инструментах,

стихи, загадки.

Стихи и загадки про д-Мороза.

Подготовительная группа.

1 квартал

Виды

деятельности

музыкального

творчества.

Музыкальный

     репертуар.

Программное содержание творческих заданий

                  Задачи

Дидактический

материал

Музыкально-

игровые

этюды

на тему:

«Владей своим

телом».

Игры-

Превращения

Инсценировка песен.

Танцевальное

игровое

творчество

Игровое

творчество

Пляска.

Музыкально-

сюжетная

игра.

Хороводы.

«Тряпочные и

деревянные

куклы».  

«Колыбелька

для цветка» -

спокойная

 мелодия.

«Как у нашей

Дуни» р.н .п.

«Все мы песни

 перепели» 

р.н. песня.

«Ой, мать, моя

Мать» р.н .песня.

«Танец осенних листочков»,

«Танец колосков»

«Горшки»,

«Колечко»,

«Венок»

р.н. игры.

Перепляс

«Мухоморов

и Лисичек».

«Колечко»

р.н .песня

«Веники –

помелики» -

р.н. песня

Тульской обл.

«У нас было на

Дону» р.н. песня.

Тульской обл.

Побуждать детей к созданию

игровых образных действий через  

музыку с ярко-выраженной мелодией.

Формировать и развивать у детей навыки передачи образа,

связанного с музыкой,

движениями рук.

Самостоятельно находить

способы воплощения детей

в образы домашних животных,

шуточных, бытовых ситуаций.

Находить и выразительно

передавать образы дочек

«выбражулек».

Используя свободные

танцевальные движения,

создавать композицию своего

танца.

Учить детей находить способы выражения характера

музыкальных образов через

свое исполнительство.

Знакомыми и придуманными

детьми движениями

создавать композицию танца,

используя плясовые движения

и элементы эстрадного танца.

Поощрять малоактивных детей в передаче игровых образов,

ставя их в пару с активными

детьми.

Способствовать своими образно-игровыми движениями

раскрытию сюжета песни –

хоровода.  

Отрабатывать плавное движение рук, используя разнообразные движения.

Развивать у детей пластику, гибкость и легкость тела, дать ощущение свободы и радости, что способствует развитию

игровой инициативы.

Учить детей выразительно, ритмично

исполнять движения подражательного характера.  

Поощрять коллективное творчество.

Поощрять индивидуальное и

коллективное творчество.

На проигрыш задорно выполнять

знакомые плясовые движения.

Двигаться легко, красиво, в соответствии с характером и трехчастной формой музыки.

Эмоционально выполнять игровые

движения с пением в соответствии с характером музыки.

В соответствии со стилем музыки

(народная и эстрадная), использовать свободные танцевальные движения, соответствующие мальчикам и девочкам.

Начинать движения песни-игры каждого куплета точно на слова, в соответствии

с характером музыки. (выразительные

движения колечками)

Выразительно выполнять движения и перестроения хоровода, используя

элементы русской пляски.

Куклы.

Показ движений

детьми.

Иллюстрации, наблюдения.

Шапочки домашних

животных.

Показ лучших

движений детьми.

Листочки, колоски.

Колечки, веночки.

Шапочки грибов.

Колечки.

Устный детский

 фольклор.

2 квартал.

Музыкально-

игровые

этюды

на тему:

«Владей своим

телом»

Музыкально-

игровые

этюды

Инсценировка песен.

Танцевально -

игровое

творчество

Игровое

творчество

Пляска.

Музыкально-

сюжетная игра.

Хороводы.

«Течение воды»

(колыбельная)

«Метелица»

(характерная)

музыка.

«Вдоль по улице

метелица метет»

р.н. песня.

«Рождественская

колядка»

фольклор.

«Танец снежинок»

«Танец снеговиков»

 характерная)

музыка.

«Угадай, на чем

играю?» (вальс)

«Так пляшут

бабуси и дедуси»

плясовая мелодия

«Горшки» р.н. м.

«А кто у нас

гостьюшка?»

р.н. песня.

«Как на тоненький ледок»

р.н. песня.

Развивать воображение, отвлеченное мышление,

своеобразные варианты

движений. Поощрять

коллективное творчество.

Творчески передавать свое

отношение к содержанию

песни мимикой, жестами,

движениями. Развивать способность детей охотно

включатся в творческие

поиски образа «Вани»,

«Бабки – Колядки»

Передавать танцевально-

игровой образ,

соответствующий содержанию песни.

Побуждать детей к

импровизации образных движений.

Пополнять знания детей

о музыкальных

инструментах.

Творчески, с юмором

исполнять

подражательные

плясовые движения для передачи образа.      

По-хозяйски передавать образы «мастера» и «купца»

диалогами и игровыми

действиями.

Способствовать своими плясовыми и игровыми

движениями раскрытию сюжета хоровода.  

Разнообразными движениями рук и частями

тела, имитировать природные явления: метель, вьюгу, пургу.

Эмоционально, непринужденно передавать

игровые действия, закрепление элементов плясовых движений.  

Выразительно исполнять знакомые и

придуманные детьми танцевальные движения,

способствующие раскрытию образов

«снежинок» и «снеговиков», комбинируя их.

Выразительный показ движений.

«Выходи скорее в круг, посмотри-ка ты

на нас!

Угадай-ка милый друг, на чем играем

мы сейчас?» - творчески передавать игру

на знакомых музыкальных инструментах.

Выразительно подражать пожилым людям,

используя характерные плясовые движения

(шуточные).

Поощрять индивидуальное творчество.

Творчески использовать виды хороводного

шага, варьируя перестроения (две шеренги, большой

круг и т.д.), «змейка».

Стихи, рассказы,

иллюстрации.

Устный детский

фольклор,

рисунки детей.

Работа с перфокар-

тами на тему:

«Календарные

праздники на Руси»

Рисунки детей,

стихи.

Музыкально-

дидактическая игра

«Музыкальные

инструменты»

(карточки).

Беседа, показ движений.

Глиняные горшки,

беседа о работе гончаров.

Иллюстрации,

устный детский

фольклор.

        

                                                                                                           3 квартал.

Музыкально-

игровые

этюды

на тему:

«Владей своим

телом»

Музыкально-

игровые

этюды

Инсценировка песен.

Танцевально-

игровое

творчество

Игровое

творчество

Пляска.

Музыкально-

сюжетная

игра.

Хороводы.

«Танец огня»,

Джаз тела»

«Пробуждение

подснежника»,

«Дискотека

кузнечика».

«Жил я у барина»

р.н. песня.

«У нашей хозяюшки вечерка была» р.н. песня.

Мини-дискотека.

«Разлился ручей»

р.н. игра.

«Маленький

мальчик»

(к Масленице) р.н. игра.

«Здравствуй,

наш дружок» -

французская н.п.

«Перепляс»

(народная и

современная

музыка)

«Венок» р.н. игра.

«Веснянка»

р.н. песня-закличка.

«Возле речки,

возле мосту»

р.н. песня

Способствовать развитию коллективного творчества.

Творчески использовать

жесты тела в определенной последовательности:

голова-плечи-локти-кисти

рук-бедра-колени-ступни

ног.        

Развивать воображение,

стремиться к созданию

индивидуальной

танцевальной композиции.

Творчески передавать

игровые, плясовые движения, раскрывающие сюжет песни.

Создавать оригинальные

движения современного

танца в соответствии

с ритмом и характером

музыки.

Поощрять малоактивных

детей, используя их

творчество русских н. играх.

Своими образными

движениями раскрывать

сюжет игрового действия.

Привлекать детей      своими оригинальными ритмичными движениями к составлению танцевальной композиции.

Побуждать застенчивых детей

к созданию образа – березы,

собирающей вокруг себя девушек (остальные

девушки с веточками,

водящие у березки хоровод).

Способствовать детскими

игровыми движениями

раскрытию сюжета хоровода.

По словестному объяснению «костер» разгорается, распадается на маленькие

искорки, которые летают, кружатся,

соединяются друг с другом. Отрабатывать пластику рук и движений тела.  

Ритмично и выразительно выполнять

движения в соответствии с темпом музыки.

Для создания «своих» танцевальных композиций использовать знакомые и придуманные детьми танцевально-игровые движения.

Ритмично исполнять движения,

передающие образы «упрямых барашков».  

Интересными и выразительными

движениями передавать настроение современного танца, ритмично их исполняя.

Закреплять выразительное выполнение хороводного шага с перестроениями.

Творчески использовать элементы парного

танца.

В соответствии со стилем музыки

(народная, современная) использовать свободные танцевальные движения.

Закреплять умение детей проходить в «во

рота», в соответствии с характером музыки

 и самостоятельно выполнять игровые движения по сюжету хоровода.

Творчески использовать виды хороводного

шага, варьируя перестроения.

Ленточки красного

и желтого цвета.

Беседа о джазе.

Рисунки детей,

стихи.

Иллюстрации,

шапочки барашков.

Поощрение лучших танцевальных

композиций

Работа

с перфокартами

на тему:

«Календарные

праздники на Руси»,

веточки березки.

Устный детский

фольклор.

                                                             2.3 Методическое обеспечение рабочей программы

.

Танцевально-игровое творчество.

В дошкольном возрасте дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они свое поведение проявляют через движения. Изначально почти всю информацию ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются «зоны, запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром.  Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться на его теле оставить, как можно меньше негативных «отпечатков» напряжения и зажимов. Имеются в виду психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем.  Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5-ти годам выглядит сутулым, согнутым, пассивным. У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы переломы – взаимосвязь психики и тела очевидна. Чем меньше мышечных зажимов, отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее ощущает он себя. Именно поэтому можно использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание, но и упражнения - этюды, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевально-игровые методы. Упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущения свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение -  объединяются в раздел «Танцевально-игровое творчество».

                                                                                                   Изучаемый материал

                                                                                       «Танцевально-игровое творчество»

«Веревочка» (4 года)

Поднять руки в стороны и слегка наклониться вперед, уронить свободные руки. Повиснув, они пассивно покачаются. Игровой образ – ронять руки, как веревочки.

«Деревянные и тряпочные куклы» (4 года)

«Деревянные» - напрягаются мышцы рук, ног, корпуса. Резкие повороты всего тела вправо – влево, сохранять неподвижность шеи и плеч.

«Тряпочные» – короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево, при этом руки взлетают, обвиваясь вокруг корпуса.

«Маятник»

Перенесение тяжести тела на носки и обратно. Руки опущены, прижаты к корпусу, раскачиваясь медленно вправо – влево, вперед – назад, без отрыва от пола.

«Сочини свой танец» (6 лет)

Ведущий встает в центр круга. В такт музыки (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец и т.д.

«Джаз тела» (5 лет)

Танцующие дети встают в круг, звучит ритмическая музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей, вперед и назад в разном темпе. Затем двигаются только плечи – одновременно и попеременно вперед-назад. Далее движения рук в локтях, затем в кистях. Следующие движения бедрами, затем коленями, затем ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова – плечи – локти – кисти рук – бедра – колени – ступни ног. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми частями тела.

«Танец пяти движений» (5 лет)

Для упражнения необходима запись с музыкой разного темпа.

1.   «Течение воды» - плавная музыка, текущие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

2.   «Дремучий лес» - импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.

3.   «Сломанная кукла» - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, незаконченные движения.

4.   «Поле бабочек» - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

5.   «Покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса, «слушание» своего тела.

«Походка и настроение» (4 года)

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение:

- покажем, как с неба идет мелкий и частый дождик;

- с неба падают большие, тяжелые капли;

- полетаем как воробьи;

- как чайки или орел;

- походим как старая бабушка;

- как веселые дети;

-  осторожно подкрадемся, как кошка к птичке;

- пощупаем кочки на болоте;

- побежим навстречу маме.

«Водный карнавал» (4 года)

Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в морских рыбок, морских звезд, русалок. Звучит плавная музыка – «морские обитатели», лежа на полу или стоя, начинают свой танец.

«Морской царь» (ведущий) хвалит танцоров.

«Воздушный бал» (4 года)

Ведущий предлагает детям превратиться в птиц, бабочек. Стрекоз.

Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх – всем весело, легко.

«Дискотека кузнечик» (4 года)

Ведущий предлагает всем превратиться в кузнечиков – попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. «Кузнечики» высоко прыгают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по полю.

«Танец огня» (5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают руки , изображая лучики пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую стороны, становится выше (на носочках), ниже (приседают). Дует сильный ветер и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом.

«Танец морских звезд» (6лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на «первый», «второй».

Ведущий – «ветер» под спокойную музыку «дирижирует волнами».

При поднятии руки приседают «первые» номера, при опускании руки – «вторые». «Море» может быть спокойным – руки на уровне груди.

«Волны» могут быть большими и маленькими.

Красота «Танца морских звезд» во многом зависит от «дирижера». (автор неизвестен)

 

            2.4 Диагностика развития творческих способностей детей.

   Фамилия, имя ребенка  

            Танцевально-игровое  творчество

                        Песенное     творчество

музыкально–игровые этюды

Танцевально- игровые этюды

песенные этюды и упражнения

музыкально-сюжетная игра

Критерии определения развития творческих способностей.

(средняя группа)

Музыкально –игровые этюды.

Высказывание о характере музыки.

0 баллов – отказ или не соответствие музыки и высказываний ребенка;

1 балл – чувствует общий характер;

2 балла – ассоциация с образом.

Передача образных движений знакомых персонажей.

0 баллов – отказ;

1 балл – несоответствие образных движений ребенка с характером музыки;

2 балла -  проявляет интерес к самостоятельной передаче образных, игровых движений.

Танцевально- игровые этюды.

Высказывание о характере музыки.

0 баллов – отказ или не соответствие музыки и высказываний ребенка;

1 балл – чувствует общий характер;

2 балла – ассоциация с образом.

Передача танцевальных композиций из знакомых танцевальных движений.

0 баллов – отказ;

1 балл – несоответствие танцевальных движений с характером музыки;

2 балла - самостоятельно выполняет танцевальную композицию из повторяющегося движения;

3 балла – выполняет нескольких знакомых или придуманных им, танцевальных движений в соответствии с характером музыки.

Общий уровень танцевально-игрового творчества.

6-9 баллов – высокий уровень развития;

3-6 баллов – средний уровень развития;

1-2 баллов - низкий уровень развития.

Песенные этюды и упражнения.

Напевание словосочетаний или звукоподражаний.

0 баллов – отказ или проговаривание звукоподражаний или словосочетаний;

1 балл -  напевает словосочетания или звукоподражания.

Музыкально – сюжетная игра.

Напевание (сочинительство) словосочетаний или звукоподражаний в заданном характере.

0 баллов – отказ или проговаривание в ритме;

1 балл – напевает словосочетания на одном звуке;

2 балла – напевает словосочетания на мелодию из нескольких музыкальных звуков.

Общий уровень песенного творчества.

4 балла – высокий уровень развития.

1-3 балла – средний уровень развития.

0 баллов – низкий уровень развития.

Критерии определения развития творческих способностей.

(старшая группа)

Музыкально –игровые этюды.

Высказывание о характере музыки.

0 баллов – отказ, или несоответствие музыки и высказываний ребенка;

1 балл – чувствует общий характер;

2 балла – чувствует разнохарактерную музыку (двух-частную форму), ассоциация с образом.

Передача образных движений знакомых и незнакомых персонажей.

0-1 балл – отказ или несоответствие образных движений ребенка с характером музыки;

2 балла – проявляет интерес к самостоятельной передаче одно - характерного игрового образа;

3 балла -  проявляет интерес к передаче разнохарактерного игрового образа.

Танцевально-игровые этюды.

Высказывание о характере музыки.

0 баллов – отказ, или не соответствие музыки и высказываний ребенка;

1 балл – чувствует общий характер, нет ассоциации с образом;

2 балла – чувствует разнохарактерную музыку, ассоциация с образом.

Создание танцевальных композиций из знакомых и придуманных детьми танцевальных движений.

  1. балл – отказ или несоответствие танцевальных движений с характером музыки;

2 балла - самостоятельно выполняет танцевальные движения в соответствии с разно темповой музыкой, используя одно движение;

3 балла –   выполняет танцевальную композицию из знакомых и придуманных им танцевальных движений.

Общий уровень танцевально-игрового творчества.

7-10 баллов – высокий уровень развития;

3-6 баллов – средний уровень развития;

1-3 баллов - низкий уровень развития.

Песенные этюды и упражнения.

Напевание (сочинительство мелодии) словосочетаний или заданного текста.

0-1 балл – отказ или проговаривание звукоподражания или заданного текста;

2 балла -  напевает заданный текст   на одном звуке;

3 балла – напевает заданный текст на мелодию из нескольких музыкальных звуков придуманную им.

Музыкально – сюжетная игра.

Напевание (сочинительство мелодии) словосочетаний или заданного текста в соответствии с характером игры.

0-1 баллов – отказ или проговаривание текста;

2 балла – напевает словосочетания или текст на одном звуке;

3 балла – напевает заданный текст на придуманную им мелодию из нескольких музыкальных звуков в соответствии с содержанием игры.

Общий уровень песенного творчества.

6 балла – высоки уровень развития.

2-5 балла – средний уровень развития.

0-1 баллов – низкий уровень развития.

.

Критерии определения развития творческих способностей.

(подготовительная группа)

Музыкально –игровые этюды.

Высказывание о характере ярко-выраженной музыки.

0 баллов – отказ, или не соответствие музыки и высказываний ребенка;

1 балл – чувствует общий характер;

2 балла – чувствует разнохарактерную музыку (двух, трех-частную форму), ассоциация с образом.

Создание образов и игровых действий на музыку с ярко-выраженной мелодией.

0-1 балл – отказ или несоответствие образных движений ребенка с характером музыки;

2 балла – проявляет интерес к созданию одно - характерного игрового образа;

3 балла -  проявляет интерес к передаче разнохарактерного игрового образа и действия.

Танцевально-игровые этюды.

Высказывание о характере музыки.

  1. баллов – отказ, или не соответствие музыки и высказываний ребенка;

1 балл – чувствует общий характер, нет ассоциации с танцевальным образом;

2 балла – чувствует разнохарактерную музыку, ассоциация с образом.

Создание танцевальных композиций из знакомых и придуманных детьми танцевальных движений.

0-1 балл – отказ или несоответствие танцевальных движений с характером музыки;

2 балла - самостоятельно выполняет танцевальную композицию в соответствии с разно-темповой музыкой, используя одно движение;

3 балла –   выполняет танцевальную композицию из знакомых и придуманных танцевальных движений.

Общий уровень танцевально-игрового творчества.

7-10 баллов – высокий уровень развития;

3-6 баллов – средний уровень развития;

1-3 балла - низкий уровень развития.

Песенные этюды и упражнения.

Напевание (сочинительство мелодии) словосочетаний или заданного текста.

0-1 балл – отказ или проговаривание звукоподражания или заданного текста;

2 балла -  напевает заданный текст на одном звуке;

3 балла – напевает заданный текст на придуманную им мелодию из нескольких музыкальных звуков.

Музыкально – сюжетная игра.

Напевание (сочинительство мелодии) на заданный текст в соответствии с характером игры.

0-1 баллов – отказ или проговаривание в ритме;

2 балл – напевает заданный текст на одном звуке;

3 балла – заканчивает музыкальную фразу на свою мелодию;

4 балла – напевает заданный текст на мелодию, придуманную им   из нескольких музыкальных звуков в соответствии с характером игры.

Общий уровень песенного творчества.

5-7 баллов – высокий уровень развития.

2-4 баллов – средний уровень развития.

0-1 баллов – низкий уровень развития.


III. Организационный раздел.

                                   3.1 Формы работы с детьми.

  1. Фронтальная непосредственно образовательная деятельность музыкальные занятия:
  2. Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность.
  3. Самостоятельная творческая деятельность детей с использованием музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр и пособий групповых музыкальных уголков.

4.   Праздники, развлечения      

                                                     

                                                       3.2 Использование ИКТ в НОД музыкального руководителя.

- большой экран;

- медиа-проектор; 

- ноутбук;

- музыкальный центр;

- видеотека развивающих компьютерных музыкальных игр, презентаций к песням, хороводам и хороводным играм.;

- видео дидактика, интерактивные игры, викторины;

- демонстрационный материал к праздникам, развлечениям, родительским собраниям.

Задачи использование ИКТ в музыкально – образовательной области

- развитие творческих и музыкальных способностей

- развитие навыка самоконтроля

- развитие собранности, усидчивости, сосредоточенности

- приобщение к сопереживанию от увиденного/услышанного

- активизация познавательной деятельности

- повышение мотивации к обучению.

                                                                       3.3 Методический комплект  

Наполнение музыкально – развивающей среды.

Дидактический и музыкально – дидактический материалы и оборудование периодически меняются, обновляются в соответствии с тематикой и задачами музыкально-образовательной работы. В наличие следующий музыкально – дидактический материал:

Музыкально – дидактические игры на развитие звуко-высотного слуха: «Курочка и цыплята», «Угадай-ка», «Теремок», «Птица и птенчики»;

на ознакомление с музыкальными инструментами: «Веселый паровоз», «Угадай, что играет?», «Нарисуй по точкам», «Петя и Волк» симфоническая сказка, «Четвертый лишний», «Струнные, ударные и шумовые музыкальные инструменты»;  

на развитие восприятия различного характера и настроения музыки: «Эмоциональные грибочки», «Музыкальный ключик», «Музыкальные яблоки», «Кого встретил Колобок?», «Солнышко и тучка»;  

на развитие чувства ритма: «Осенние ритмы», «Ножки и ладошки», «Ритмослов», «Музыкальная печка», ритмические игры «Топай – хлопай»;

 на развитие представления о жанрах: «Песня-танец-марш», «Что делают в домике?»;  

на ознакомление детей с нотной грамотой: логосказка «Веселые нотки»;  

на развитие певческих способностей детей: распевки «Детский фольклор», авторские схемы детских попевок (Осень, Зима, Весна);

для формирования у детей навыков анализа музыкальных произведений: «Составление описательного рассказа песни» и «Составление описательного рассказа музыкального произведения» (авторские).                         

                                                                                                    Литература

 1. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2017.

2. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Конспекты занятий. Средняя группа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

3. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Конспекты занятий. Старшая группа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

4. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Конспекты занятий.

Подготовительная к школе группа. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,

8. Судакова Е. А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

9. Судакова Е. А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

10 Судакова Е. А. Беседы к альбому Чайковского «Времена года». – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

11. Конкевич С. В. Путешествие в удивительный мир музыки. – СПб.,

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

12. Судакова Е. А. Где живет музыка. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

13. Судакова Е. А. Сказка в музыке. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование развивающих игр В.В. Воскобовича»

Цель: познакомить педагогов с применением игровой технологии В.В. Воскобовича. Задачи: 1.Показать участникам мастер-класса различные возможности использования развивающих игр.     ...

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей посредством музыки через коррекционно-развивающую работу"

Эта программа способствует всестороннему развитию ребенка: через детское  творчество во всех видах музыкальной деятельности происходит развитие  эмоциональных и нравственных чувств  - с...

Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)

Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность»

Цели программы:Формирование творческой личности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности.Выявление одарённых детей в области музыкально-театрального искусства в старшем дошкольном возрас...

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через произведения художников Мамонтовского района»

Рабочая программа разработана в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении- Детский сад «Березка» с.Мамонтова Мамонтовского района. Данная программа  включена...

Развитие творческих способностей детей посредством развивающих игр

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям....