Выступление на РМО музыкальных руководителей: Тема: «Роль музыки в формировании познавательных способностей детей раннего возраста».
методическая разработка (младшая группа)
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в
нем творческое начало, творческое мышление. Привитые желание и умение творить
скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».
К. Орф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rmo_muz.rukovoditeli.docx | 20.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль музыки в формировании познавательных способностей детей раннего возраста».
Цель: Создание благоприятных условий для развития познавательных способностей детей раннего возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать познавательную активность и сознание детей начальными знаниями о мире музыки, способствуя удовлетворению познавательных потребностей малышей в процессе занятий музыкальной деятельностью;
- Формировать у детей навыки игры на простейших музыкальных игрушках и инструментах.
Развивающие:
- Развивать познавательные и интеллектуальные музыкальные способности детей в процессе совместной музыкальной деятельности;
- Развивать первоначальные певческие навыки детей раннего возраста с помощью русских народных песен, прибауток и потешек.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к миру музыки, поддерживая детскую любознательность и активность;
- Воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность и чувство сопереживания.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в
нем творческое начало, творческое мышление. Привитые желание и умение творить
скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».
К. Орф.
Музыкальное воспитание нужно начинать с самого раннего возраста, потому что память детства - это самая благодарная и самая драгоценная память.
Правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно – эстетическое развитие человеческой личности, ведь то, что усваивается в детстве остается на всю жизнь.
Музыкальный материал, предназначенный для детей двух, трех лет должен быть разнообразен по тематике, интересен и доступен для восприятия. В этой возрастной группе занятия строим на неоднократном повторении материала и желательно проводить их в разной последовательности для поддержания у детей познавательного интереса. Например, поздороваемся по – разному: весело, радостно, тихо, почти шепотом; по- кошачьи (мяу, мяу), по – собачьи (гав, гав), по – птичьи (чик-чирик), и.т.д. Так дети учатся различным звукоподражаниям.
Младшие дошкольники еще очень мало что умеют, но усваивают все, следуя примеру взрослого. Они привыкают выполнять задания по показу и по словесным указаниям. Музыкальные проявления у детей раннего возраста связаны с развитием восприятия окружающего мира, эмоционально – двигательной сферой, развитием речи.
Широкое применение на музыкальных занятиях находит игрушка.
Игрушки –незаменимы для установления контакта с детьми раннего возраста и не только помогают заинтересовать малышей, но и служат средством обучения. Ежик, который пришел на занятие вызывает положительные эмоции, и малыши с удовольствием подпевают песне, танцуют, играют. («Ежик»). Так же с детьми может здороваться зайчик, лисичка, мишка, кукла и.т.д., с соответствующей интонацией и в соответствующем регистре. Таким образом, с игрушкой малыши взаимодействуют на протяжении всего занятия: вместе поют, шагают, пляшут, играют. Игрушка может прийти в гости к детям с подарками: погремушками, султанчиками, флажками, платочками и другими интересными детям атрибутами.
Весь репертуар функциональный: музыкально – ритмические упражнения могут сопровождаться определенной песенкой («Догони меня дружок»), произведения по слушанию музыки можно соотнести с пляской, песенки обыгрываются, инсценируются. Музицирование на детских музыкальных, шумовых инструментах в различных видах деятельности позволяет радостно познавать музыку малышам, вызывая положительный эмоциональный отклик, способствуя формированию эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста. Хорошо использовать простые музыкальные инструменты: бубен, музыкальный треугольник, погремушки, барабан. Простота и доступность музыкальных игрушек дает малышам испытать радость первых успехов и желание вновь повторить эти ощущения.
В этом возрасте не должно быть большого объема музыкального материала. Дети не в состоянии запомнить и усвоить много песен, игр, плясок. Поэтому нужно придерживаться вариативности в преподнесении одних и тех же песен, упражнений, игр, разнообразить методы и приемы, чтобы на занятиях дети развивались и получали радость.
Время музыкальной деятельности с детьми раннего возраста ограничено, поэтому возникает необходимость максимально использовать его с пользой. Основываясь на своем опыте в работе с малышами, я использую сравнительно небольшие музыкальные произведения. Это, конечно же, потешки, русские народные песенки, прибаутки.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают и речевой, и музыкальный слух малыша, умение слушать, различать звуки, интонацию и выразительность звучания, улавливать повышение и понижение голоса. Например, показываю детям яркую игрушку – петушка, рассматриваем его, дети показывают где у петушка клюв, лапки, хвостик, перышки. А как поет петушок? Предлагаю всем вместе весело прокукарекать и «помахать крылышками». Тут можно прочитать детям потешку:
Петушок, петушок, ярко-красный гребешок.
Красная бородка, важная походка.
Затем пропеваю русскую народную прибаутку: «Петушок», в конце все кукарекают. Потешки и прибаутки помогают в период адаптации ребенка, они могут утешить и развеселить малыша практический в любой ситуации, ведь в них есть имена, которые можно заменить на имя малыша, к которому они обращены. Например, зайчик «подбегает» к ребенку, который плачет и начинает прыгать возле него, «Зайчик к Диме, или к Тане, (имя ребенка) подбежал, возле (имя ребенка) прыгать стал, прыг-скок, догони меня дружок». Ребенок сначала смотрит удивленно, откуда зайчик знает его имя, перестает плакать, затем сам того не замечая вступает в игру с зайчиком.
Большое значение имеют потешки и прибаутки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Например: после исполнения русской народной прибаутки «Зайка», детям передается его настроение и чувства: жалость, нежность к маленькому зайке (деток боишься, зайка трусишка), они жалеют, гладят зайку, говорят ласковые слова и.т.д. А в русской народной песенке «Ладушки» бабушка угощает всех сладкими оладушками: Коле два, Оле два (здесь тоже используются имена тех детей), всем дала! В результате общения с доброй бабушкой детям передается ласковое, веселое настроение, радость и любовь к бабушке.
Простота построения мелодии, яркая образность народных песен и прибауток, создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Обратите внимание, иногда только при одном упоминании названия песенки или прибаутки, лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее.
Практика показала, что малыши переходят в младшую группу имея положительный эмоциональный опыт. А раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего, легкой адаптации в любом коллективе, эмоциональной стабильности и, наконец, счастливой жизни. В заключении хочу сказать, что положительные эмоции в жизни ребенка – основа того, что он вырастет добрым и отзывчивым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста
Статья. Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста...
перспективный план работы на год по теме " Формирование изобразительных способностей детей раннего возраста средствами природы"
содержит темы, задачи, содержание работы по теме "Формирование изобразительных способностей детей раннего возраста средствами природы"...
Выступление на РМО музыкальных руководителей "Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Здесь представленны формы проведения музыкальной деятельности в ДОУ, которые помогут педагогам обеспечить развивающее обучен...
Консультация "Роль дидактической игры для развития познавательных способностей детей раннего возраста"
Информация для родителей...
Представление педагогического опыта работы на тему: «Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» воспитателя Вострухиной Е.В.
Основная идея опыта заключается в повышении эффективности образовательного процесса, направленного на развитие познавательных способностей дошкольников, путем активного использования игровых технологи...
Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Выступлениена РМО музыкальных руководителей на тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»...
Выступление с докладом на РМО "Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Выступлениена тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»...