Самообразование 2024-25 год
методическая разработка
Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и использовать эту информацию для решения различных задач. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в детском саду играет важную роль в их общем развитии и успешной адаптации в обществе.
Преимущества развития эмоционального интеллекта у детей в детском саду:
Улучшение коммуникации. Дети, обладающие развитым эмоциональным интеллектом, лучше понимают свои и чужие эмоции, что позволяет им более эффективно общаться со сверстниками и взрослыми. Они легче находят общий язык, умеют договариваться и решать конфликты мирным путём.
Развитие эмпатии. Эмпатия — это способность понимать и сопереживать чувства других людей. Развитие эмпатии у детей помогает им стать более внимательными к потребностям окружающих, учитывать их чувства и желания.
Формирование позитивного отношения к себе. Дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше понимают свои эмоции и потребности, что способствует формированию позитивного отношения к себе. Они увереннее в своих силах, меньше подвержены стрессам и негативным эмоциям.
Успешная адаптация в обществе. Дети, обладающие развитым эмоциональным интеллектом, легче адаптируются к новым условиям, быстрее находят общий язык с новыми людьми и успешнее справляются с жизненными трудностями.
Развитие социальных навыков. Дети с развитым эмоциональным интеллектом легче усваивают социальные нормы и правила поведения, что способствует их успешной интеграции в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_24-25.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности № 4»
города Сосновоборска
Индивидуальный план работы
по самообразованию
воспитателя
Масловой Елены Александровны
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Сосновоборск 2024
Описание практики «Развитие эмоционального интеллекта как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Вся наша жизнь – непрерывный поток стрессов, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребенка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними. Когда эмоции – не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели.
Биологическая кинезиология рассматривает эмоциональный интеллект неотъемлемой частью здорового образа жизни. Это и есть искусство жить и получать удовольствие от жизни. Все поведенческие реакции организма направлены на удовлетворение жизненных потребностей.
Потребности человека многоуровневые и эволюционно приобретенные. Базовая человеческая потребность – это потребность в выживании. Затем появляется потребность в самореализации и коммуницировании с другими индивидами, в том числе, с партнером. Там, где жизненная потребность удовлетворена, появляется радость. Искусство получать удовольствие и удовлетворение от всего того, что мы делаем – тоже проявление эмоционального интеллекта индивида, оно является неотъемлемым атрибутом здорового образа жизни.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
Используются такие методические средства, как:
- ролевые игры;
- психогимнастические игры;
- коммуникативные игры;
- игры и задания, направленные на развитие произвольности;
- игры, направленные на развитие воображения;
- релаксационные методы;
- использование эмоционально-символических методов.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
- комфортная организация режимных моментов;
- оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);
- игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
- арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
- занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
- психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
- телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
- задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;
- использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);
Тематический план и содержание занятий по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
№ | Тема | Содержание |
1 | Наши эмоции, чувства, переживания | Формирование представлений о человеческих эмоциях, их проявлении, значении в процессе общения. |
2 | Освоение навыков распознавания своего эмоционального состояния и чувств другого человека | |
3 | Со словами и без слов | Формирование представлений о вербальной и невербальной формах общения. Работа с мимическими проявлениями эмоций, речевой экспрессией, пластикой тела и позы. |
4 | Работа с мимическими проявлениями эмоций, речевой экспрессией, пластикой тела и позы. Закрепление в игровой форме полученных знаний и опыта | |
5 | Мы - команда | Формирование навыков активного взаимодействия в паре, группе. Опыт командного решения игровых задач, разделения ответственности. |
6 | Опыт командного решения игровых задач, разделения ответственности. Создание условий для проявления лидерских качеств участников группы. | |
7 | Умеем не ссориться | Освоение навыков прерывания деструктивного общения. |
8 | Формирование представлений о том, как избежать ссоры, как не обидеть человека отказом, как сохранить спокойствие и уверенность в себе в споре или конфликте. | |
9 | Закрепление материала | Закрепление в игровой форме полученных знаний и опыта. |
Содержание занятий по эмоциональному развитию дошкольников
Тема занятия | Содержание |
«Кто мы?» | - Игра «Ветер дует» - Упражнение «Я и супер-Я» - Релаксационное упражнение «Дождик» - Рефлексия, прощание |
«Мы команда» | - Игра-разминка «Путаница» - Рисунок «Наша группа» - Игра «Проводник» |
«Что такое чувства?» «Проявление эмоций» «Я чувствую» «Театр эмоций» | - Игра-разминка «Ох и Ах»- Беседа с детьми «Что такое чувства и зачем они нужны?» - Игра «Темный лес» - Релаксационное упражнение «Росток» - Рефлексия, прощание.
- Упражнение «Рассмеши меня» - Релаксационное упражнение «Кораблик» - Рефлексия, прощание - Упражнение «Я чувствую, я слышу, я вижу» - Игра «Угадай-ка» - Релаксационное упражнение «В тумане» - Рефлексия, прощание. - Упражнение «Покажи эмоцию» - Релаксационное упражнение «Радуга»
- Беседа с детьми «Что мы узнали об эмоциях?» - Игра «Волшебный мяч» - Релаксационное упражнение «Спина к спине» - Рефлексия, прощание |
«Важны не только слова» «Без слов» «Пантомима» «Мое тело рассказывает» «Что мы узнали об общении без слов?» | - Игра-разминка «Собери листочки» - Беседа с детьми «Важны не только слова» - Игра «Позови меня» - Релаксационное упражнение «Кошка» - Рефлексия, прощание - Упражнение «По росту» - Игра «Договор» - Релаксационное упражнение «Солдаты и куклы» - Упражнение «Покажи сказку» - Релаксационное упражнение «Кошка» - Упражнение «Фигуры» - Игра «Не говори и не показывай» - Релаксационное упражнение «Солнышко» - Беседа с детьми «Что мы узнали об общении без слов?» - Игра «Что случилось?» - Упражнение «Найди бусинку» - Релаксационное упражнение «Стирка» |
«Что такое команда?» | - Игра-разминка «Сова» - Беседа с детьми «Что такое команда?» - Рисунок «Мы вдвоем» - Релаксационное упражнение «Солнышко» - Рефлексия, прощание |
«Народная мудрость о дружбе» | - Игра-разминка «Цепи кованые» - Упражнение-рисунок «Пословицы и поговорки о дружбе» - Игра «Ниточка, иголочка, узелок» - Релаксационное упражнение «Спина к спине» |
«Легко ли быть главным?» | - Игра-разминка «Невод» - Упражнение «По росту» (модификация) |
«Помоги мне!» «Я и Мы» «Наша команда» | - Игра-разминка «Веселые шарики» - Беседа с детьми «Как просить о помощи?» - Игра «Кораблекрушение» - Упражнение «Малыши» - Рисунок «Мои друзья» - Игра «Ладошки» - Упражнение «Маятник» - Рисунок «Наша команда» - Упражнение «Плечом к плечу» - Рефлексия, прощание |
«Как сказать «НЕТ!»» «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!» «Я спокоен» | - Игра-разминка «Да и нет» - Беседа на тему «Как сказать «НЕТ»». - Упражнение-игра «Два барана» - Игра-разминка «Цепи кованные» - Беседа на тему «Ссоры и примирения». - Игра «Извини» - Упражнение-игра «Я тебя прощаю» - Рефлексия, прощание - Упражнение «Когда я волнуюсь». - Игра «Сытый лев»- Упражнение-игра «Звоночки» |
«Что мы помним?» | - Игра-разминка «Кот и мыши» - Беседа «Что мы помним?». |
23. «Покажи и расскажи» «Мы теперь друзья» «Помечтаем» | - Игра-разминка «Хитрая лиса» - Игра «Крокодил». - Упражнение «Карта эмоций» - Рефлексия, прощание - Игра-разминка «Ветер дует» - Беседа «Что мы узнали друг о друге?» - Игра «Ассоциации» - Релаксационное упражнение «Сытый лев» - Рефлексия, прощание - Игра-разминка «Самолет» - Беседа «Мое будущее» - Упражнение «Подарок» - Релаксационное упражнение «Перышко» - Рефлексия, прощание |
Тематический план работы с родителями
Форма работы, тема | Ключевые вопросы | Методы и приемы |
Психологический тренинг «Что ты чувствуешь?» | Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста; Особенности выражения эмоционального состояния ребенка; Вербализация эмоций; Освоение техник активного слушания. | Беседа, работа с кейсами, драматизация, групповая дискуссия, информационные буклеты. |
Круглый стол с педагогами «Наши проблемы и наши ресурсы» | Осознание важных проблем развития эмоционального интеллекта у детей, трудностей, с которыми сталкиваются родители и педагоги в ходе реализации программы; Поиск ресурсов и путей решения обозначенных проблем. | Групповая дискуссия, метод проблемных ситуаций, мозговой штурм. |
Итоговая встреча «Результаты года» | Оценка результатов проведенной работы; Построение планов дальнейшего сотрудничества; Формирование основных ориентиров работы в следующем учебном году. | Анкетирование, групповая дискуссия, презентация педагогического опыта. |
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны создавать для детей благоприятную, эмоциональную среду, уважать, прислушиваться к его мнению. Детям нужно постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Пристальное внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость.
Педагогические условия развития эмоционального интеллекта:
- Формирование развивающей среды в группе;
- Разработка и реализация системы мероприятия;
- Разработка педагогических рекомендаций родителям и воспитателям по совершенствованию эмоционального воспитания детей дошкольного возраста.
Специально организованные педагогические условия по развитию эмоционального интеллекта позволят оптимизировать эмоциональное становление ребенка, совершенствовать его самосознание, способность к рефлексии (способности встать на позицию партнера по общению).
Предложенные педагогические условия позволят комплексно решать вопросы развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Дети с развитым эмоциональным интеллектом:
- отличаются более высокой самооценкой;
- уверены в себе;
- быстро адаптируются к новым обстоятельствам;
- готовы следовать принятым правилам поведения в обществе и при этом имеют собственное мнение, которое готовы защищать;
- много читают и учатся с интересом;
- быстрее устанавливают контакт со сверстниками и со взрослыми людьми;
- умеют разрешать конфликты и находят выход из сложных ситуаций.
Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться.
Список использованной литературы
1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 57—65.
2. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. – Минск: Выш. шк., 2013. – 109 с
3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 260 с. С. 29–36.
4. Марич, Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/ О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
5. Путилова, О. А. Эмоциональный мир ребенка [Текст]/ О. А. Путилова. – М. Генезис, 2012. – 122 с.
6. Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки: Учебное пособие / Хухлаева О.В., - 4-е изд. - М.:Генезис, 2016. - 178 с
7. Семенака, С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать / С. И. Семенака. – М. АРКТИ, 2011. – 79 с
8. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2011. – 423 с.
9.Тимошина, Е.И. Игровое обучение детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е.И. Тимошина, М.А. Арсенова, М.А. Винорадова, Н.В. Иванова. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 214 с.
10. Эмоциональный интеллект: Учебное пособие - М.:Альпина Пабл., 2016. - 188 с.
11. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства/ С.Д. Якушева. – М.: Академия, 2013. – 420 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию. 2024- 2028 гг.
Индивидуальный план работы по самообразованию.2024- 2028 гг....
План по самообразованию 2024
план по самообразованию 2024...
Самообразование 2024-2025 год .Проект " Развитие мелкой моторике у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев...
Самообразованию 2024-2025
Формирование культурно -гигиеничесих навыков раннего возраста ...
План самообразования 2024-2025гг
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...
Тема самообразования 2024-2025 учебный год
laquo;Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через игровые методики и творческие практики»...