План самообразования 2024-2025гг
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Джангирян Нонна Амоевна

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
  • развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
  • развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_24-25.docx55.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2024/25уч год

Джангирян Нонны Амоевны, воспитателя подготовительной группы

на тему

«Познавательно-исследовательская деятельность детей

подготовительной группы»

Долгосрочный проект по теме «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы»

Дата начала работы над темой: год

Предполагаемая дата окончания работы: год

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Актуальность.

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
  • развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
  • развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- обобщение знаний по данной теме.

Задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1. организационно - ознакомительный

Изучение методической литературы

Октябрь, ноябрь, декабрь.

Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов.

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Октябрь.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности .

Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Октябрь

ноябрь

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

2. практический

Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

С октября месяца.

Подготовка презентации по экспериментированию.

Работа с родителями.

В течение года.

Пополнение стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение.

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Декабрь

апрель

Посадка лука, укропа, в группе.

Конкурс «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки)

апрель

Первая половина мая.

По мере роста лука, укропа, петрушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда.

Ребята делают кашпо вместе с родителями, параллельно знакомясь со свойствами пластмассы.

3. заключительный.

Вторая половина мая.

Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности

Неделя

Название опыта

Цель опыта

Проведение опыта

СЕНТЯБРЬ

1

«Откуда берётся песок»

Закрепить представления детей о песке

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?
  • Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

2

«Из чего состоит песок»

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

3

«Лепим из песка»

Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить.

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

4

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

ОКТЯБРЬ

1

Какие бывают камни?

Сформировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам.

Рассматривание камней через лупу (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.) Определение характера поверхности (гладкие, шершавые, пористые, плотные и т. д. Камни по цвету и форме бывают разные. Камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

2

Твердый камень.

Сформировать представление о твердости камня.

Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином.

Вывод: Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый.

Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Вывод: Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно, потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.

3

Тонет – не тонет

Сформировать представление о свойствах камня.

Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

4

Рисующие камни

Сформировать представление о свойствах камня.

Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему?

Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый.

НОЯБРЬ

1

Воздух – невидимка

Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью

Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

2

Воздух есть внутри пустых предметов

Помочь определить, что воздух занимает место.

Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

3

Воздух легче воды

Доказать, что воздух легче воды

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды, поэтому игрушки не тонут.

4

Кораблики

Показать, что ветер – это движение воздуха.

Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру.

ДЕКАБРЬ

1

Что притягивает

ся?

Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.

Компас

Подготовим предметы и игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина, бумага и пр. По очереди подносим к магниту разные предметы и проверяем, что притягивается, а что нет.

Вывод: не все предметы притягиваются.

Притягивается только железо!

2

Как достать скрепки из воды, не замочив руки?

Показать свойство магнита – действовать на расстоянии.

Берем мисочку с водой. Опускаем в мисочку несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь воды. Наблюдаем, как скрепки “выпрыгивают” из воды и прилипают к нашему магниту.

Вывод: Магнит притягивает железные скрепки.

3

Скрепочная веревка

Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам.

Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку. Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке аккуратно прикладываем 2-ую скрепку. Обнаруживаем, что она не падает! Ко 2-ой скрепке прикладываем 3-ью… Получается забавная скрепочная лестница… Проверьте, сколько скрепок у вас получится соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, наша скрепочная веревочка рассыпется… Но! Попробуйте поднести 1-ую скрепку с другим.. они притянутся!..Вывод: наша 1-ая скрепка, побывав в магнитном поле магнита, сама стала магнитом..

4

Шарик-магнит

Наглядно продемонстрировать существование статического электричества

Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к себе другие предметы.

ЯНВАРЬ

1

Откуда берётся иней?

Выявление механизма образования инея.

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

2

Нужен ли растениям снег?

Доказать, что снег сохраняет тепло.

Берем две ёмкости с водой.

Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время. В первой ёмкости вода не замерзла, а во второй – замерзла.

Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.

3

Снег и лёд – это тоже вода

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.

Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают.

Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.

4

Таяние льда в воде

Показать взаимосвязь количества и качества от размера

Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

ФЕВРАЛЬ

1

Имеет ли вода форму?

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

2

Вкус воды

Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

3

Запах воды

Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

4

Цвет воды.

Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

МАРТ

1

Соль растворяется в воде

Познакомить детей со свойствами соли.

В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?

Вывод: Она растворилась.

2

Соль выпаривается и кристаллизуется

В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.

Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.

3

Что растворяется в воде?

Показать, что не всё растворяется в воде.

Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности.

Вывод: сахар и соль растворяются в воде.

4

Сортировка

Выяснить – возможно ли разделить перемешанные перец и соль?

Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец.

Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца.

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Вывод: соль не электризуется.

АПРЕЛЬ

1

Живая вода

Познакомить детей с животворным свойством воды.

Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Вывод: Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

2

Для чего корешки?

Показать, что растения питаются через корни.

Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению ( корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой ( воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками.

Вывод: Корешок растения всасывает воду.

3

Как питаются растения?

Показать сокодвижение в стебле растения.

Налить воду подкрашенную пищевым красителем в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

4

На свету и в темноте

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел)

Вывод: свет необходим для роста и развития растений.

МАЙ

1

Свет и тень

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.

Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.

2

Таинственные стекла

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.

3

Знакомство с лупой

Познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.

#1056;ассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
#1057;вободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.

4

Солнечные зайчики

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков.

Поймать луч света зеркалом и блестящими предметами, и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.

Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)

Список литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, #1089;.
  2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, с.-(программа развития).
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.#8470;3,4,#8470;1.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,#1089;.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 64с.

Краткосрочный проект по теме: «Приобщение дошкольников к социальному миру посредством трудового воспитания».

Актуальность.

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии — это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия детского сада с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, закон «Об образовании РФ» обязывают педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса по данной теме через анализ взаимоотношения детей в семье и повышение уровня правовой культуры родителей. Привлекая родителей к проблеме трудового воспитания детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом воспитания своего ребенка. Формирование основ трудового воспитания детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.

Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении единства и согласованности действий ДОУ и семьи.

Задачи:

— создать условия для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, формирования чувства принадлежности к обществу и осознания ответственности, формирования у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— воспитывать у детей ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

— воспитывать личностные качества ребенка в аспекте труда и творчества;

— развивать у детей творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;

— оказывать необходимую помощь семьям в вопросах трудового воспитания детей.

Самореализация:

-участие в системе методической работы в ДОУ;

-подготовка и проведение открытого занятия — как форма подведения итогов общей деятельности;

-проведение родительского собрания по теме «Приобщение дошкольников к социальному миру посредством трудового воспитания».

Предполагаемый результат: повышение педагогической компетенции в формировании у детей основ трудового воспитания.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

-изучение учебной литературы;

-посещение педсоветов, МО, НОД;

-самоанализ и самооценка НОД в своей группе, внесение необходимых корректив при апробации разработанной модели на практике;

-проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

-обобщение опыта на заседании МО.

Перспективное планирование работы по самообразованию

Месяц

Формы и методы работы с детьми

Формы работы с родителями

Формы работы с педагогами

Изучение литературы

Сентябрь

1 неделя

Беседа «Мы приходим в детский сад»

Составление графика дежурств по столовой

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье

Консультация «Трудовое воспитание детей»

Консультация «Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений»

Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

2 неделя

Дежурство по столовой (сервировка)

Консультация «Дежурство – одна из форм организации труда для детей дошкольного возраста»

3 неделя

Знакомство с профессиями работников детского сада. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Консультация «Поручение – одна из форм организации труда для детей дошкольного возраста»

4 неделя

Знакомство с профессиями работников сельскохозяйственной сферы.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

ООД: ручной труд «Михайловская осень»

Участие в акции «День урожая»

Список изучаемой литературы:

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для детей с задержкой психического развития «Зимнее волшебство в нетрадиционной технике художественного рисования" (2024-2025гг.)

Краткосрочный проект для детей с задержкой психического развития «Зимнее волшебство в нетрадиционной технике художественного рисования"...

Консультация для родителей 2024- 2025гг

Консультация для родителей 2024- 2025г...

Самообразование 2024-2025гг

В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Устное народное творчество таит в себе неисче...