Отчёт по самообразованию
учебно-методический материал (средняя группа)
Отчёт по самообразованию педагога работающего с детьми 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samobrazovaniyu_2024.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 4
«Детский сад комбинированного вида»
Отчёт по самообразованию
воспитателя средней группы «Непоседы»
Куликовой Надежды Викторовны
Тема
«Развивающие занятия для детей дошкольного возраста»
2024 - 2025 учебный год
«Развивающие занятия для детей дошкольного возраста»
Постановка проблемы
Объект: дети 4-5 лет.
Предмет: развивающие занятия в системе дошкольного учреждения.
Цель. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью расширения представлений о развивающих занятиях, посредством ИКТ, дидактических игр и упражнений.
Задачи:
- создавать условия для творческой и познавательной деятельности детей;
- поощрять и направлять творческую инициативу детей;
- развивать их независимость, творческую активность.
Основные вопросы, намеченные для изучения
- изучение теоретического материала
- обобщение знаний по данной теме
- этапы работы над темой
В начале учебного года был проведена педагогическая диагностика знаний детей, который показал, что проблемный компонент: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие - ниже среднего у 14-17 детей из 28.
Развивающие занятия во средней группе длится 20 минут и имеет свою логическую структуру:
1.Организационный этап- мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут)
2. Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия, которая включает в себя:
-проведение опытов;
-дидактические игры;
-физкультминутка, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) – выводы, уборка рабочих мест.
При организации развивающей образовательной деятельности использовала следующие методы и приемы:
- Беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- Работа с таблицами, мнемо- таблицами, схемами;
- Опыты;
- Наблюдения на прогулках, эксперименты;
- Чтение художественной литературы
- Дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- Трудовые поручения, действия.
Предполагаемые результаты:
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста.
2. Разработаны познавательные проекты на основе исследовательской деятельности.
3. Разработан учебно-методический комплект: картотека игр, конспекты занятий с элементами экспериментирования, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. У ребенка формируется интерес к познанию.
2. У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
3. У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
4. Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
5. Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
План работы на 2024 – 2025 учебный год.
Работа с родителями | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Привлечение родителей к пополнению лаборатории, среды группы Анкетирование родителей | Сентябрь | Создание и пополнение оборудованием уголка |
Подготовка консультаций для родителей по следующим темам: «Развивающие занятия для детей дошкольного возраста 4-5 лет» «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование» | Октябрь | Оформление папки передвижки Выступление на родительском собрании |
Сбор информации для создания картотеки развивающих занятий. Картотека опытов и экспериментов для детей 4-5 лет | Январь-Февраль | Ознакомление с картотеками группы |
Интегрированное занятие с элементами экспериментирования | Март | Конспект ОД |
Консультаций для родителей по следующим темам: «Интерактивное занятие-что это?» Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория превращений» | Апрель | Онлайн-семинар |
Публикация в закрытой группе ДОО май Выступление на итоговом родительском собрании | Май | Фотоотчет, творческий отчет |
Работа с детьми | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчёта |
Диагностика уровня познавательного развития детей | Сентябрь | Отчёт по диагностике |
Интегрированные занятия с элементами экспериментирования и художественного конструирования | В течение года | Картотека |
Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями | В течение года | Картотека |
Проекты: "Детский движ" ," Мусор Земле не к лицу", «Ветер, вода». | Сентябрь | Картотека опытов |
Проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | Октябрь | Оформление презентации проекта |
Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой. | Ноябрь | Картотека опытов |
Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Опыта со снегом и льдом | Декабрь | Картотека опытов |
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. | Январь | Картотека опытов |
Проведение опытов и экспериментирования с детьми в непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности | Февраль | Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования |
Проект «Детский движ: природа рядом» | Март | Выращивание рассады для летнего огорода |
Проект «Эти удивительные кристаллы» | Апрель | Выставка работ |
Участие в конкурсе «Древо талантов» | Май | Оформление папки передвижки |
Термин познавательные способности понимается как способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами.
Особое внимание при целенаправленной работе по развитию познавательных процессов у дошкольников- развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач. Большое внимание уделяю содержательно-логическим заданиям: «Продолжи ряд», «Раздели на группы», «Сравни», «Чем похожи, чем отличаются». Ввожу новые нестандартные задачи. Они требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.
Из всего многообразия занимательного материала наибольшее применение находят дидактические игры-ИКТ. В них есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, расширять, уточнять, закреплять полученный материал. В комплексном подходе к воспитанию и обучению я использую не только дидактические игры, но и развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка возраста 4-5 лет. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Подбирая развивающие игры для ребенка, надо помнить, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания.
Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, нужно учитывать уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку. Например, если дошкольник уже видел на улице машины, его можно начать учить возить машинку на веревочке. А вот если ребенок еще не знаком с какими-то понятиями – необходимо либо предварительно познакомить малыша с ними, либо отложить игры, где они упоминаются, на потом.
Проводя с ребенком развивающие занятия, ни в коем случае не стоит предъявлять к нему завышенных требований. Конечно, занять позицию маленького ребенка может быть непросто – но на то вы и воспитатель, чтобы выполнять непростые задачи ради блага малыша. Посудите сами: если ребенок будет понимать, что задача ему не по силам, о каком интересе к развивающей игре здесь может идти речь?
Таким образом, использование мною на занятиях развивающих игр и заданий, направленных на развитие познавательных способностей расширяет кругозор, способствует развитию личности ребёнка, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.
В формировании у детей познавательных способностей в работе использую занимательный игровой материал, проект. Этот материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце. Осуществляла свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:
- знакомила с занимательными и развивающими играми;
- проводила консультации, индивидуальные беседы, вовлекая родителей в проектную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...
Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....
Отчёт по самообразованию
С этим отчётом я выступила в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....
Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"
Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...
Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"
К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...
Мой отчёт по самообразованию
Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...