Отчёт по самообразованию
учебно-методический материал (средняя группа)

Куликова Надежда Викторовна

Отчёт по самообразованию педагога работающего с детьми 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samobrazovaniyu_2024.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 4

«Детский сад комбинированного вида»

Отчёт по самообразованию

воспитателя средней группы «Непоседы»

Куликовой Надежды Викторовны

 

Тема

«Развивающие занятия для детей дошкольного возраста»

2024 - 2025 учебный год

«Развивающие занятия для детей дошкольного возраста»

Постановка проблемы

Объект: дети 4-5 лет.

Предмет: развивающие занятия в системе дошкольного учреждения.

Цель. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью расширения представлений о развивающих занятиях, посредством ИКТ, дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  • создавать условия для творческой и познавательной деятельности детей;
  • поощрять и направлять творческую инициативу детей;
  • развивать их независимость, творческую активность.

Основные вопросы, намеченные для изучения

  • изучение теоретического материала
  • обобщение знаний по данной теме
  • этапы работы над темой

В начале учебного года был проведена педагогическая диагностика знаний детей, который показал, что проблемный компонент: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие - ниже среднего у 14-17 детей из 28.

Развивающие занятия во средней группе длится 20 минут и имеет свою логическую структуру:

1.Организационный этап- мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут)

2. Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия, которая включает в себя:

-проведение опытов;

-дидактические игры;

-физкультминутка, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.

3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) – выводы, уборка рабочих мест.

При организации развивающей образовательной деятельности использовала следующие методы и приемы:
- Беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

- Работа с таблицами, мнемо- таблицами, схемами;

- Опыты;

- Наблюдения на прогулках, эксперименты;

- Чтение художественной литературы

- Дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- Трудовые поручения, действия.

       Предполагаемые результаты:

Для педагога:

1.        Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста.

2.        Разработаны познавательные проекты на основе исследовательской деятельности.

3.        Разработан учебно-методический комплект: картотека игр, конспекты занятий с элементами экспериментирования, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4.        Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5.        Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

1.        У ребенка формируется интерес к познанию.

2.        У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

3.        У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

4.        Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

5.        Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

План работы на 2024 – 2025 учебный год.

Методическая работа

Дата

Содержание работы (мероприятие)

   Результаты

Сентябрь

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов        

Составление картотеки книг, статей из журналов

Установочный педагогический совет «Основные направления работы МАДОУ № 4 на 2024-2025 учебный год».

Отчет по летней работе 2024 группы «Непоседы».

Выступающий

  Вебинар «Система календарного планирования образовательного процесса в ДОО», 1 ч.

АО «Издательство «Просвещение», г. Москва

Участник мероприятия

Октябрь

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования, развитие проекта «Детский движ».

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки

Вебинар «Инновационная деятельность ДОО в условиях внедрения федеральной образовательной программы дошкольного образования», 1 ч.                           АО «Издательство «Просвещение», г. Москва                                                          

Участник мероприятия

КПК «Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности    организации образовательного процесса», 16 ч.

Всероссийский Форум «Педагоги России: инновации в образовании», г. Екатеринбург                      

Участник мероприятия

Ноябрь

Пополнение мини-лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Мини-лаборатория, оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

МАДОУ № 4          Семинар – практикум  «Электронные-образовательные ресурсы в сфере нравственно-патриотического воспитания дошкольников» (выступление по теме «Викторины «Всё обо всём»)  

Выступающий

Вебинар «Игротека для дошкольников: игры для будущих программистов», 1 ч.                         АО «Издательство «Просвещение»          

Участник мероприятия

Участие в РМО  «Электронные-образовательные ресурсы в сфере нравственно-патриотического воспитания дошкольников» (выступление по теме «Викторины «Всё обо всём»)          

Выступающий                                                                      

Декабрь

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Результат проект «Детский движ: коллаборация деятельности»

Конспекты

Презентация проекта

Вебинар «Знакомство дошкольников с объектами ближайшей

социальной инфраструктуры в процессе

конструирования», 1 ч.                                АО «Издательство «Просвещение»                                                                                        

Участник мероприятия

Январь

Вебинар НМЦ

Участник мероприятия

Февраль

Вебинар АО «Издательство «Просвещение»

Участник мероприятия

Март

Вебинар АО «Издательство «Просвещение»

Участник мероприятия

Апрель

Вебинар АО «Издательство «Просвещение»

Участник мероприятия

Май

Вебинар АО «Издательство «Просвещение»

Участник мероприятия

Выступление на итоговом педагогическом совете

Презентация,                    опыт работы


Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Привлечение родителей к пополнению лаборатории, среды группы

Анкетирование родителей

Сентябрь

Создание и пополнение оборудованием уголка

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:

«Развивающие занятия для детей дошкольного возраста 4-5 лет»

 «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование»

Октябрь

Оформление папки передвижки

Выступление на родительском собрании

Сбор информации для создания картотеки развивающих занятий.

Картотека опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Январь-Февраль

Ознакомление с картотеками группы

Интегрированное занятие с элементами экспериментирования

Март

Конспект ОД

Консультаций для родителей по следующим темам:

«Интерактивное занятие-что это?»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория превращений»

Апрель

Онлайн-семинар

Публикация в закрытой группе ДОО

май

Выступление на итоговом родительском собрании

Май

  Фотоотчет, творческий отчет

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчёта

Диагностика уровня познавательного развития детей

Сентябрь

Отчёт по диагностике

Интегрированные занятия с элементами экспериментирования и художественного конструирования

В течение года

Картотека

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями

В течение года

Картотека

Проекты: "Детский движ" ," Мусор Земле не к лицу", «Ветер, вода».

Сентябрь

Картотека опытов

Проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Октябрь

Оформление презентации проекта

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

Ноябрь

Картотека опытов

Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея.                           Опыта со снегом и льдом

Декабрь

Картотека опытов

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Январь

Картотека опытов

Проведение опытов и экспериментирования с детьми  в непосредственно организованной образовательной  и самостоятельной деятельности

Февраль

Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования

Проект «Детский движ: природа рядом»

Март

Выращивание рассады для летнего огорода

Проект «Эти удивительные кристаллы»

Апрель

Выставка работ

Участие в конкурсе «Древо талантов»

Май

        Оформление папки передвижки

Термин познавательные способности понимается как способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами.

     Особое внимание при целенаправленной работе по развитию познавательных процессов у дошкольников- развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач. Большое внимание уделяю содержательно-логическим заданиям: «Продолжи ряд», «Раздели на группы», «Сравни», «Чем похожи, чем отличаются». Ввожу новые нестандартные задачи. Они требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

      Из всего многообразия занимательного материала наибольшее применение находят дидактические игры-ИКТ. В них есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, расширять, уточнять, закреплять полученный материал. В комплексном подходе к воспитанию и обучению я использую не только дидактические игры, но и развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

        Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка возраста 4-5 лет. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

        Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

       Подбирая развивающие игры для ребенка, надо помнить, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания.

       Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, нужно учитывать уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку. Например, если дошкольник уже видел на улице машины, его можно начать учить возить машинку на веревочке. А вот если ребенок еще не знаком с какими-то понятиями – необходимо либо предварительно познакомить малыша с ними, либо отложить игры, где они упоминаются, на потом.

       Проводя с ребенком развивающие занятия, ни в коем случае не стоит предъявлять к нему завышенных требований. Конечно, занять позицию маленького ребенка может быть непросто – но на то вы и воспитатель, чтобы выполнять непростые задачи ради блага малыша. Посудите сами: если ребенок будет понимать, что задача ему не по силам, о каком интересе к развивающей игре здесь может идти речь?

Таким образом, использование мною на занятиях развивающих игр и заданий, направленных на развитие познавательных способностей расширяет кругозор, способствует развитию личности ребёнка, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.

В формировании у детей познавательных способностей в работе использую занимательный игровой материал, проект. Этот материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце. Осуществляла свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:

- знакомила с занимательными и развивающими играми;

- проводила консультации, индивидуальные беседы, вовлекая родителей в проектную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Отчёт по самообразованию

С этим отчётом я выступила  в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....

Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"

Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

Мой отчёт по самообразованию

Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...