Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
методическая разработка
В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, недостатки в основном процессе по трудовому воспитанию в ДОО, организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию в дошкольном учреждении, организация труда детей, формы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_trudovomu_vospitaniyu.docx | 985.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21» г. Сыктывкара
Методические рекомендации
для воспитателей дошкольных образовательных организаций
«Современные подходы
к трудовому воспитанию дошкольников
в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Сыктывкар, 2021
«Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – МБДОУ «Детский сад № 21» г. Сыктывкара. - Сыктывкар, 2021 г.
Составитель: Вежнина Л.Н. – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21» г. Сыктывкара.
В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, недостатки в основном процессе по трудовому воспитанию в ДОО, организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию в дошкольном учреждении, организация труда детей, формы работы с родителями.
- Трудовое воспитание в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
На основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одобрена примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21)) – далее Примерная программа.
В Примерной программе сказано, что в основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО:
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Нас интересует, ЦЕННОСТЬ ТРУДА – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
В Примерной программе основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Основные задачи трудового воспитания:
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:
1-я группа раннего возраста (1.6-2 года) | 2-я группа раннего возраста (2-3 года) | Младшая группа (3-4 года) | Средняя группа (4-5 лет)
| Старшая группа (5-6 лет)
| Подготовит. группа (6-7 лет) |
Формирова-ние в режимных процессах простейших навыков самообслужи-вания. | Продолжается развитие навыков самообслужи-вания. Приобщение к доступной трудовой деятельности. Воспитыва-ется интерес к трудовым действиям взрослых. | Формирование навыков самообслуживания, поддерживать стремление к самостоятельности. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. | Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслужи-вания. | Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. | Сформированные навыки и умения совершен-ствуются.
|
- Виды трудового воспитания в дошкольной организации.
Самообслуживание.
- труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Овладение компонентами трудовой деятельности:
Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший дошкольный возраст |
Развитие элементарных навыков самообслуживания: учить самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку. Учить детей одеваться и раздеваться в определённом порядке; при помощи взрослого снимать одежду, обувь. В определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности. | Формирование элементарных навыков самообслуживания: учить правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. | Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Формировать умение самостоятельно заправлять кровать. Приучать самостоятельно готовить и убирать своё рабочее место. | Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их), готовят материалы и пособия к занятию. |
Хозяйственно-бытовой труд.
- направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Овладение компонентами трудовой деятельности:
Младший возраст | Средний возраст | Старший дошкольный возраст |
Дети выполняют поручения: убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки участок. Приучаются соблюдать чистоту и порядок вокруг себя. Помогают взрослым. Учатся дежурить по столовой (расставляют салфетницы, раскладывают ложки) | Приучаются поддерживать порядок в группе и на участке (мыть, протирать, убирать игрушки). Стараются помогать взрослым в уборке, в ремонте пособий. Учатся самостоятельно дежурить по столовой, выполнять обязанности по подготовке материалов к занятиям. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. | Приучаются поддерживать порядок а помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, раскладывать игрушки, пособия). Выполняют обязанности дежурных. Самостоятельно подметают, очищают дорожки. Стараются помогать малышам. Уважают тех, кто трудится, бережно относятся к результатам их труда. |
Ручной труд.
- развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней.
Овладение компонентами трудовой деятельности:
Младший возраст | Средний возраст | Старшая группа |
Дети помогают воспитателю подклеивать книги, коробки. Любят рассматривать природный материал (шишки, листья и т.д.); сортировать его по виду, цвету, величине, форме. | Вместе с воспитателем дети занимаются ремонтом книг, атрибутов. Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. | Самостоятельно выполняют простой ремонт книг, атрибутов. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Совместно с воспитателем изготавливают материал к занятиям. |
Труд в природе.
- в центре природы, в цветнике, на огороде.
Овладение компонентами трудовой деятельности:
Младший возраст | Средний возраст | Старший дошкольный возраст |
С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц Проявляют интерес к жизни растений и животных. | Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи. Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки) | Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде. Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь. Любят всё живое: с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них. Умеют поливать, опрыскивать, сажать и собирать урожай. Кормят зимующих птиц. Следят за чистотой и хранением инвентаря. |
- Компоненты трудовой деятельности.
- Недостатки в основном процессе по трудовому воспитанию в ДОО.
Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и др.; | Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества; | Нет мотивации в предстоящей деятельности | Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей и др.) |
5. Недостатки в результатах.
У большинства детей:
- Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;
- Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми;
- Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;
- Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.
В решении данной проблемы необходимо:
- Во-первых, помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;
- Во-вторых, развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.
Вывод:
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды
по трудовому воспитанию в дошкольном учреждении.
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасными. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.
Для организации детского труда в дошкольном учреждении необходимо создать условия для положительного отношения к труду. Позаботиться о том, чтобы все знали, кто сегодня дежурит: обозначить имена дежурных на стенде. Имена дежурных можно писать (старший дошкольный возраст), помещать фотографии или картинки. Всё это обговаривается совместно с детьми.
В групповой среде необходимо размещать схемы, модели последовательности выполнения труда, трудовых поручений, самообслуживания. Наглядные материалы развивают самостоятельность, внимание и активизируют мышление детей.
Пример:
В старшем дошкольном возрасте существует положительная практика в составлении схем, алгоритмов в совместном обсуждении с детьми. Воспитатель обсуждает с детьми последовательность действий, затем дети изображают на бумаге в виде схем.
Оборудование:
Хозяйственно-бытовой труд: клеёнка, тазы, ведёрки, тряпочки, фартуки, щётки, веник, совочки.
Труд в природе: фартуки, клеёнка, тряпочки, губки, кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, ящики для посадки семян, альбомы наблюдений.
Ручной труд: бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон, схемы по ручному труду, конструирования из бумаги, ножницы.
Важно пополнять среду, которая окружает детей в группе фотографиями, альбомами «Мы дежурим», «Юные огородники», «Маленькие помощники», «Профессии моих родителей» и т.д.
Каждая образовательная организация определяет свои условия организации трудового воспитания дошкольников и описывает в Программе воспитания.
7. Организация труда детей. Дежурство.
Выделяют три формы организации труда детей:
- Поручение;
- Дежурство;
- Коллективно-трудовая деятельность.
Обычно у педагогов возникают проблемы в организации дежурства. Рассмотрим данную форму конкретнее.
ДЕЖУРСТВО:
Возрастная группа | Форма организации |
Младшая группа | Поручения |
Средняя группа | Дежурство по столовой II половина года дежурство по занятиям Совместный труд в уголке природы педагога с детьми |
Старшая, подготовительная группа: | Дежурство в уголке природы. Дежурство по столовой. Дежурство по занятиям. |
Введение нового дежурства в группе всегда сопровождается беседами, занятиями, педагог должен мотивировать детей на предстоящую деятельность, заинтересовать их, рассказать о важности дела.
Дежурство представляет собой работу, которую ребенок должен выполнить в определенный день.
Этот метод работает достаточно неплохо, дети действительно приучатся к труду и дисциплине. Однако, для того чтобы организовать дежурства нужно потрудиться.
Дети не терпят скуки и, для того чтобы они выполняли свои обязанности добросовестно, их нужно как-то заинтересовать.
Содержание трудовой деятельности дежурных:
Дежурные определяются ежедневно. Обычно это 2 ребёнка. Правило, по которому определяются дежурные, нужно выработать вместе с детьми, и оно должно быть понятно всем. Обязанности дежурных тоже должно быть всем понятны, и в первую очередь самим дежурным. Обычно дежурные объявляются на утреннем круге. Дежурным необходимо давать посильные задания, чтобы они знали свои обязанности и могли успешно с ними справиться.
В содержание труда дежурных по столовой входит сервировка стола. Дежурных необходимо ка-то выделять, например, выдавать фартуки или повязки. Например: Дежурные надевают форму, сервируют стол посудой, которую подготовил младший воспитатель. После еды дежурные уносят салфетки, ложки, тарелки из-под хлеба. Остальное уносит младший воспитатель в целях безопасности детей. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относится с уважением к их труду.
Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.
Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал из методического кабинета, помочь специалистам - стереть пыль, расставить стульчики.
Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела
У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в центре природы. Разъяснить значение этого вида дежурства можно в совместной деятельности при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений. В уголке природы дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, ведут календарь погоды.
Проявление отрицательного отношения детей к труду дежурных имеет следующие причины:
1. Отсутствие у детей необходимых навыков, что не позволяет им справиться с поручением, получить нужный результат;
2. Невнимание воспитателя к труду дежурных, оценке их деятельности.
Таким образом, необходимо формировать у дежурных ответственное отношение к порученному делу, стремление сделать его хорошо. Способствовать тому, чтобы остальные дети видели и ценили труд дежурных, учились быть им благодарными за старание, не забывали поблагодарить. Дежурство – это почётно, это важно, это интересно, это ответственно. Именно такое отношение к общественно - полезным занятия надо формировать у детей.
8. Формы работы с родителями (законными представителями)
по трудовому воспитанию в ДОО.
Важное значение в процессе трудового воспитания дошкольников является единство детского сада и семьи.
Формы и методы работы с родителями:
- Совместные мероприятия с родителями по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Например, совместные проекты «От зёрнышка к хлебушку»).
- Благоустройство территории: оформление участков групп, озеленение участка, совместное сооружение зимних построек.
- Оформление групповых комнат к праздникам.
- Совместные творческие выставки поделок.
- Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты, мастер-классы).
- Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев и т.д.).
- Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
Информационные ресурсы:
1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2020.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (утверждена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р).
5. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН проведения методической недели по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Цель: сформировать знания ФГОС по направлению «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»Длительность семинара – 3 дня...
Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта.
Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -_нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и ...
Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта
Консультация для педагогов...
Анкета для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Анкета разработана для выявления трудностей у воспитателей в связи с реализацией ФГОС ДО...
Доклад "Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее-ФГОС ДО)
В данном докладе описаны три направления работы с родителями, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников....
ОПЫТ ПЕДАГОГОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСК 2
Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции (Сыктывкар, 23-24 ноября 2016 года) Выпуск 2 Сыктывкар: КРИРО, 2016. 98 сВ сборник материалов Республиканской научно-прак...
Презентация «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Презентация «Современные подходык трудовому воспитанию дошкольниковв свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»...