Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
методическая разработка

   В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, недостатки в основном процессе по трудовому воспитанию в ДОО, организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию в дошкольном учреждении, организация труда детей, формы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_trudovomu_vospitaniyu.docx985.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21» г. Сыктывкара

Методические рекомендации

для воспитателей дошкольных образовательных организаций

«Современные  подходы
к трудовому воспитанию   дошкольников
в свете Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования»

Сыктывкар, 2021

   «Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – МБДОУ «Детский сад № 21» г. Сыктывкара. - Сыктывкар, 2021 г.

   Составитель: Вежнина Л.Н. – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21» г. Сыктывкара.

   В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, недостатки в основном процессе по трудовому воспитанию в ДОО, организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию в дошкольном учреждении, организация труда детей, формы работы с родителями.

  1. Трудовое воспитание в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    На основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одобрена примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21)) – далее Примерная программа.

   В Примерной программе сказано, что в основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО:

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

   Нас интересует, ЦЕННОСТЬ ТРУДА – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.

   В Примерной программе основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.

   Основные задачи трудового воспитания:

1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.

2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:

1-я группа

раннего возраста

(1.6-2 года)

2-я  группа

раннего возраста

(2-3 года)

Младшая группа

(3-4 года)

Средняя группа

(4-5 лет)

 

Старшая группа

(5-6 лет)

 

Подготовит. группа

(6-7 лет)

Формирова-ние в режимных процессах простейших навыков самообслужи-вания.

Продолжается развитие навыков самообслужи-вания. Приобщение к доступной трудовой деятельности.

Воспитыва-ется интерес к трудовым действиям взрослых.

Формирование навыков самообслуживания, поддерживать стремление к самостоятельности.

Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслужи-вания.

Добавляется ручной труд.

Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда.

Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Сформированные навыки и умения совершен-ствуются.

 

 

  1. Виды трудового воспитания в дошкольной организации.

Самообслуживание.

- труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Овладение компонентами трудовой деятельности: 

Ранний возраст

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Развитие элементарных навыков самообслуживания: учить самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку. Учить детей одеваться и раздеваться в определённом порядке; при помощи взрослого снимать одежду, обувь. В определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Формирование элементарных навыков самообслуживания: учить правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Формировать умение самостоятельно заправлять кровать. Приучать самостоятельно готовить и убирать своё рабочее место.

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно  пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;

самостоятельно моют руки и  лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их), готовят материалы и пособия к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд.

 - направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Овладение компонентами трудовой деятельности:

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети выполняют поручения: убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки участок.

 Приучаются соблюдать чистоту и порядок вокруг себя. Помогают взрослым. Учатся дежурить по столовой (расставляют салфетницы, раскладывают ложки)

Приучаются поддерживать порядок в группе и на участке (мыть, протирать, убирать игрушки). Стараются помогать взрослым в уборке, в ремонте пособий.

Учатся самостоятельно дежурить по столовой, выполнять обязанности по подготовке материалов к занятиям.

Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Приучаются поддерживать порядок а помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, раскладывать игрушки, пособия).

Выполняют обязанности дежурных.

Самостоятельно подметают, очищают дорожки.

Стараются помогать малышам.

Уважают тех, кто трудится, бережно относятся к результатам их труда.

Ручной труд.

 - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней.

Овладение компонентами трудовой деятельности:

Младший возраст

Средний возраст

Старшая группа

   Дети помогают воспитателю подклеивать книги, коробки.

   Любят рассматривать природный материал (шишки, листья и т.д.); сортировать его по виду, цвету, величине, форме.

   Вместе с воспитателем дети занимаются ремонтом книг, атрибутов.

   Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам.

 Самостоятельно выполняют простой ремонт книг, атрибутов.

  Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.

  Совместно с воспитателем изготавливают материал к занятиям.

Труд в природе.

 - в центре природы, в цветнике, на огороде.

Овладение компонентами трудовой деятельности:

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц

 Проявляют интерес к жизни растений и животных.

Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи.

Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки)

Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде. Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь. Любят всё живое: с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них.

Умеют поливать, опрыскивать, сажать и собирать  урожай.

Кормят зимующих птиц.

Следят за чистотой и хранением инвентаря.

  1. Компоненты трудовой деятельности.

  1. Недостатки в основном процессе по трудовому воспитанию в ДОО.

  Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и др.;

Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества;

Нет мотивации в предстоящей деятельности

Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей и др.)

5. Недостатки в результатах.

У большинства детей:

  • Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;
  • Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми;
  • Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;
  • Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

В решении данной проблемы необходимо:

  • Во-первых, помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;
  • Во-вторых, развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.

Вывод:

     Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.   

6. Организация развивающей предметно-пространственной среды

по трудовому воспитанию в дошкольном учреждении.

   В п. 3.1 ФГОС ДО определены  требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

   Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасными. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

   Для организации детского труда в дошкольном учреждении необходимо создать условия для положительного отношения к труду.  Позаботиться о том, чтобы все знали, кто сегодня дежурит: обозначить имена дежурных на стенде. Имена дежурных можно писать (старший дошкольный возраст), помещать фотографии или картинки. Всё это обговаривается совместно с детьми.

    В групповой среде  необходимо размещать схемы, модели последовательности выполнения  труда, трудовых поручений, самообслуживания. Наглядные материалы развивают самостоятельность, внимание  и активизируют мышление детей.

Пример:

 

  В старшем дошкольном возрасте существует положительная практика в составлении схем, алгоритмов в совместном обсуждении с детьми. Воспитатель обсуждает с детьми последовательность действий, затем дети изображают на бумаге в виде схем.

Оборудование:

Хозяйственно-бытовой труд: клеёнка, тазы, ведёрки, тряпочки, фартуки, щётки, веник, совочки.

Труд в природе: фартуки, клеёнка, тряпочки, губки, кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, ящики для посадки семян, альбомы наблюдений.  

Ручной труд: бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон, схемы по ручному труду, конструирования из бумаги, ножницы.

Важно пополнять среду, которая окружает детей в группе фотографиями, альбомами «Мы дежурим», «Юные огородники», «Маленькие помощники», «Профессии моих родителей» и т.д.

  Каждая образовательная организация определяет свои условия организации трудового воспитания дошкольников и описывает в Программе воспитания.

7. Организация труда детей. Дежурство.

        Выделяют три формы организации труда детей:

  1. Поручение;
  2. Дежурство;
  3. Коллективно-трудовая деятельность.

Обычно у педагогов возникают проблемы в организации дежурства. Рассмотрим данную форму конкретнее.

ДЕЖУРСТВО:

Возрастная группа

Форма организации

Младшая группа

Поручения

Средняя группа

Дежурство по столовой

II половина года дежурство по занятиям

Совместный труд в уголке природы педагога с детьми

Старшая,

подготовительная группа:

Дежурство в уголке природы.

Дежурство по столовой.

Дежурство по занятиям.

      Введение нового дежурства в группе всегда сопровождается беседами, занятиями, педагог должен мотивировать детей на предстоящую деятельность, заинтересовать их, рассказать о важности дела.

      Дежурство представляет собой работу, которую ребенок должен выполнить в определенный день.

      Этот метод работает достаточно неплохо, дети действительно приучатся к труду и дисциплине. Однако, для того чтобы организовать дежурства нужно потрудиться.

     Дети не терпят скуки и, для того чтобы они выполняли свои обязанности добросовестно, их нужно как-то заинтересовать.

Содержание трудовой деятельности дежурных:

Дежурные определяются ежедневно. Обычно это 2 ребёнка. Правило, по которому определяются дежурные, нужно выработать вместе с детьми, и оно должно быть понятно всем. Обязанности дежурных тоже должно быть всем понятны, и в первую очередь самим дежурным. Обычно дежурные объявляются на утреннем круге. Дежурным необходимо давать посильные задания, чтобы они знали свои обязанности и могли успешно с ними справиться.  

В содержание труда дежурных по столовой входит сервировка стола. Дежурных необходимо ка-то выделять, например, выдавать фартуки или повязки. Например: Дежурные надевают форму, сервируют стол посудой, которую подготовил младший воспитатель. После еды дежурные уносят салфетки, ложки, тарелки из-под хлеба. Остальное уносит младший воспитатель в целях безопасности детей. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относится с уважением к их труду.

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.

Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал из методического кабинета, помочь специалистам - стереть пыль, расставить стульчики.

Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела

У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в центре природы. Разъяснить значение этого вида дежурства можно в совместной деятельности при знакомстве с растениями и их потребностями, а   так же  с условиями содержания этих растений. В уголке природы дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, ведут календарь погоды.

Проявление отрицательного отношения детей к труду дежурных имеет следующие причины:

1. Отсутствие у детей необходимых навыков, что не позволяет им справиться с поручением, получить нужный результат;

2. Невнимание воспитателя к труду дежурных, оценке их деятельности.

Таким образом, необходимо формировать у дежурных ответственное отношение к порученному делу, стремление сделать его хорошо. Способствовать тому, чтобы остальные дети видели и ценили труд дежурных, учились быть им благодарными за старание, не забывали поблагодарить. Дежурство – это почётно, это важно, это интересно, это ответственно. Именно такое отношение к общественно - полезным занятия надо формировать у детей.

8. Формы работы с родителями (законными представителями)

 по трудовому воспитанию в ДОО.

   Важное значение в процессе трудового воспитания дошкольников является  единство детского сада и семьи.

Формы и методы работы с родителями:

- Совместные мероприятия  с родителями по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Например, совместные проекты «От зёрнышка к хлебушку»).

- Благоустройство   территории: оформление участков групп, озеленение участка, совместное сооружение зимних построек.

- Оформление групповых комнат к праздникам.

- Совместные творческие выставки поделок.

- Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты, мастер-классы).

- Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев и т.д.).

- Встречи с интересными людьми (из числа родителей).

Информационные ресурсы:

1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2020.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 

3. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (утверждена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р).

5.  Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В.  –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта.

Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -_нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и ...

ОПЫТ ПЕДАГОГОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСК 2

Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции (Сыктывкар, 23-24 ноября 2016 года) Выпуск 2 Сыктывкар: КРИРО, 2016.  98 сВ сборник материалов Республиканской научно-прак...

Презентация «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Презентация «Современные  подходык трудовому воспитанию  дошкольниковв свете Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования»...