Презентация «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
презентация

Презентация «Современные  подходы

к трудовому воспитанию  дошкольников

в свете Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_doo_21.pptx391.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» г . Сыктывкара «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Автор-составитель: с тарший воспитатель Вежнина Людмила Николаевна

Слайд 2

Нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся ". Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р ). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (утверждена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21 ).

Слайд 3

В Примерной программе воспитания отмечено , что в основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО :

Слайд 4

ЦЕННОСТЬ ТРУДА – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Основные задачи трудового воспитания: 1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

Слайд 5

1-я группа раннего возраста (1.6-2 года) 2-я группа раннего возраста (2-3 года) Младшая группа (3-4 года) Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовит. группа (6-7 лет) Формирование в режимных процессах простейших навыков самообслуживания. Продолжается развитие навыков самообслуживания. Приобщение к доступной трудовой деятельности. Воспитывается интерес к трудовым действиям взрослых. Формирование навыков самообслуживания, поддерживать стремление к самостоятельности. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания. Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Сформирован- ные навыки и умения совершен- ствуются . Задачи трудового воспитания:

Слайд 6

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Направление воспитания Ценности Показатели Трудовое Труд - Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. - Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. - Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Направление воспитания Ценности Показатели Трудовое Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Слайд 7

Виды трудового воспитания в дошкольной организации С амообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Ручной труд

Слайд 8

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей

Слайд 9

Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший дошкольный возраст Развитие элементарных навыков самообслуживания: учить самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку. Учить детей одеваться и раздеваться в определённом порядке; при помощи взрослого снимать одежду, обувь. В определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности. Формирование элементарных навыков самообслуживания: учить правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Формировать умение самостоятельно заправлять кровать. Приучать самостоятельно готовить и убирать своё рабочее место. Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их), готовят материалы и пособия к занятию. Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Слайд 10

Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Младший возраст Средний возраст Старший дошкольный возраст Дети выполняют поручения: убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки участок. Приучаются соблюдать чистоту и порядок вокруг себя. Помогают взрослым. Учатся дежурить по столовой (расставляют салфетницы, раскладывают ложки) Приучаются поддерживать порядок в группе и на участке (мыть, протирать, убирать игрушки). Стараются помогать взрослым в уборке, в ремонте пособий. Учатся самостоятельно дежурить по столовой, выполнять обязанности по подготовке материалов к занятиям. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. Приучаются поддерживать порядок а помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, раскладывать игрушки, пособия). Выполняют обязанности дежурных. Самостоятельно подметают, очищают дорожки. Стараются помогать малышам. Уважают тех, кто трудится, бережно относятся к результатам их труда.

Слайд 11

Труд в природе - в центре природы, в цветнике, на огороде Младший возраст Средний возраст Старший дошкольный возраст С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц Проявляют интерес к жизни растений и животных. Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи. Помогают воспитате­ лям кормить птиц, (насыпать корм в кор­ мушки) Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде. Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь. Любят всё живое: с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них. Умеют поливать, опрыскивать, сажать и собирать урожай. Кормят зимующих птиц. Следят за чистотой и хранением инвентаря.

Слайд 12

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней Младший возраст Средний возраст Старшая группа Дети помогают воспитателю подклеивать книги, коробки. Любят рассматривать природный материал (шишки, листья и т.д.); сортировать его по виду, цвету, величине, форме. Вместе с воспитателем дети занимаются ремонтом книг, атрибутов. Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. Самостоятельно выполняют простой ремонт книг, атрибутов. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Совместно с воспитателем изготавливают материал к занятиям.

Слайд 13

Недостатки в основном процессе по трудовому воспитанию в ДОО. Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и др . Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества. Нет мотивации в предстоящей деятельности. Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, дни открытых дверей и др .).

Слайд 14

Недостатки в результатах. У большинства детей: Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества; Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми; Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества; Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности. В решении данной проблемы необходимо: Во-первых, помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, проявлять инициативность. Во-вторых, развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.

Слайд 15

Компоненты трудовой деятельности.

Слайд 16

Дефицит именно этих качеств отмечается не только у школьников, но и у многих взрослых. А начало формирования этих базовых качеств приходится именно на дошкольный возраст.

Слайд 18

Оборудование соответствует возрастным возможностям детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасными. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. Специально оборудованное место «приглашает» детей к труду. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию в дошкольном учреждении .

Слайд 19

В групповой среде необходимо размещать схемы, алгоритмы действий выполнения труда, трудовых поручений, самообслуживания на уровне глаз детей. Наглядные материалы развивают самостоятельность, внимание и активизируют мышление детей. В старшем дошкольном возрасте существует положительная практика в составлении схем, алгоритмов, сделанных детьми. Воспитатель обсуждает (исследует) с детьми последовательность действий, затем дети изображают на бумаге.

Слайд 20

Оборудование: Хозяйственно-бытовой труд: клеёнка, тазы, ведёрки, тряпочки, фартуки, щётки, веник, совочки. Труд в природе: фартуки, клеёнка, тряпочки, губки, кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, ящики для посадки семян, альбомы наблюдений. Ручной труд: бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон, схемы по ручному труду, конструирования из бумаги, ножницы . Каждая образовательная организация определяет свои условия для реализации трудового воспитания дошкольников и описывает в Программе воспитания. Важно пополнять среду, которая окружает детей в группе фотографиями детской деятельности, альбомами. Например, «Мы дежурим», «Юные огородники», «Маленькие помощники», «Профессии моих родителей» и т.д . В группе есть тематические настольные игры.

Слайд 21

Выделяют три формы организации труда детей: Поручение; Дежурство; Коллективно-трудовая деятельность. Возрастная группа Форма организации Младшая группа Поручения Средняя группа Дежурство по столовой II половина года дежурство по занятиям Совместный труд в центре природы педагога с детьми Старшая, подготовительная группа: Дежурство в уголке природы. Дежурство по столовой. Дежурство по занятиям. ДЕЖУРСТВО:

Слайд 22

Содержание трудовой деятельности дежурных: Дежурные определяются ежедневно. Обычно это 2 ребёнка. Правило , по которому определяются дежурные, нужно выработать вместе с детьми, и оно должно быть понятно всем. Обязанности дежурных тоже должны быть всем понятны, и в первую очередь самим дежурным. Обычно дежурные объявляются на утреннем круге. Дежурным необходимо давать посильные задания, чтобы они знали свои обязанности и могли успешно с ними справиться.

Слайд 23

В содержание труда дежурных по столовой входит сервировка стола. Дежурных необходимо как-то выделять, например, выдавать фартуки или повязки. Например, дежурные надевают форму, сервируют стол посудой, которую подготовил младший воспитатель. После еды дежурные уносят салфетки, ложки, тарелки из-под хлеба. Остальное уносит младший воспитатель в целях безопасности детей. Воспитатель приучает детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относится с уважением к их труду.

Слайд 24

Необходимо позаботиться о том, чтобы все знали, кто сегодня дежурит: обозначить имена дежурных на стенде. Имена дежурных можно писать (средний, старший дошкольный возраст), помещать фотографии или картинки. Всё это обговаривается совместно с детьми.

Слайд 25

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям. Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал из методического кабинета, помочь специалистам - стереть пыль, расставить стульчики. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

Слайд 26

У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – д ежурство в центре природы . Разъяснить значение этого вида дежурства можно в совместной деятельности при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений. В уголке природы дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, ведут календарь погоды.

Слайд 27

Проявление отрицательного отношения детей к труду дежурных имеет следующие причины: 1. Отсутствие у детей необходимых навыков, что не позволяет им справиться с поручением, получить нужный результат; 2. Невнимание воспитателя к труду дежурных, оценке их деятельности. Дежурство – это почётно, это важно, это интересно, это ответственно. Именно такое отношение к общественно - полезным занятиям надо формировать у детей.

Слайд 28

Формы и методы работы с родителями: - Совместные мероприятия с родителями по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Например, совместные проекты «Профессии моих родителей»). - Благоустройство территории: оформление участков групп, озеленение участка, совместное сооружение зимних построек. - Оформление групповых комнат к праздникам. - Совместные творческие выставки поделок. - Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты, мастер-классы). - Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев и т.д.). - Встречи с интересными людьми (из числа родителей).

Слайд 29

Творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

Слайд 30

Список использованных источников : 1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н . Е . Вераксы , Т . С. Комаровой , Э.М. Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (утверждена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21). 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р). 5. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта.

Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -_нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и ...

СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой,  как источником...

Статья "Развитие и оздоровление детей через создание эколого-развивающей среды в ДОУ в свете Федерального государственного образовательного стандарта (из опыта работы)"

Важным является положение Стандарта о создании развивающей образовательной среды, которая должна представлять собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Главным компонентом такой сре...

Презентация для родителей "Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в жизни вашего ребенка?"

В презентации "Что такое ФГОС ДО в жизни вашего ребенка?" раскрываются ценности дошкольного образования. Презентация будет полезна воспитателям детских садов для ознакомления родителей с ФГОС ДО....

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

 В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, недостатки в основном процессе по ...