Конспект комплексного занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе с ОВЗ «Какая бывает зима»
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: формирование эмоционально-образного восприятия текста сказки, его смысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе с ОВЗ «Какая бывает зима»
Цель: формирование эмоционально-образного восприятия текста сказки, его смысла.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать усвоению знаний детей о зиме, жизни животных разных климатических зон и зимующих птиц через чтение художественной литературы;
- продолжать обучать устанавливать причинно-следственные связи;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию текста полным предложением.
Развивающие:
- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать, память, логическое мышление, крупную и мелкую моторику, речевое дыхание;
- активизировать и расширять словарный запас.
Воспитательные:
- совершенствовать умение внимательно слушать сказку, не отвлекаясь от сюжета;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональный отклик, формировать чувство сопереживания, желание заботиться о животных;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, конструктивная, игровая.
Предварительная работа: объяснение незнакомых слов: «дворняжка», «конура», «Топтыгин», изготовление кормушек родителями совместно с детьми, уточнение и повторение признаков зимы, беседа об особенностях климата на Севере.
Материалы и оборудование: книга «Какая бывает зима», пособие «Времена года», фланелеграф, природный материал, кормушки, конструктор Альма, варежки, тренажеры для дыхательной гимнастики, фигуры оленя, снегирей, медведя, собаки, аудиозаписи: «вьюга», «лай собаки», «пение птиц», «Мы наденем варежки»; презентация Power Point.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети и педагог входят в музыкальный зал. Вводное слово воспитателя:
Ребята, посмотрите как красиво в нашем зале. Мы как будто оказались в зимней сказке! Ой, а что это такое лежит под елью? Да это же книга. А книга это не простая, а зимняя. Посмотрите, какие на ней узоры! В ней живет зимняя сказка. Да и называется она «Какая бывает зима». Здесь есть и портрет автора, написал ее Михаил Спартакович Пляцковский, известный детский писатель. Давайте сядем на стулья и прочитаем ее.
Мотивационный этап.
Педагог открывает книгу, начинает читать:
Спросили однажды у Слона:
— Какая бывает зима?
— А что это такое? — удивился Слон.
Воспитатель, перелистывая страницу:
-Ой, а больше-то страниц и нет! Видно ветер унес страницы из книги, не сможем мы прочитать сказку, и ни слон и никто никогда не узнают, какая бывает зима. Что же нам делать? (Ответы детей) Без нашей помощи здесь не обойдется. Нам нужно найти потерянные странички и собрать книгу! Посмотрите, в книге есть подсказка: изображение всех персонажей. К ним - то мы и пойдем.
Основная часть.
I. Воспитатель:
Ребята, кто здесь нарисован после слона? К кому нам надо идти? (Ответы детей) А где живет Северный олень? (Ответы детей).
Дети вместе с педагогом подходят к первой «станции»:
-Ребята, посмотрите, а вот страница из книги:
«Спросили однажды у Северного Оленя:
— Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?
— Зима бывает очень длинная (адапт.), — сказал Олень. — Она у меня на родине длится целый год. А когда год кончается, то зима начинается снова»
- Дети, а как это зима «длится целый год»? Разве может год быть без весны, лета и осени? (Ответы детей) Конечно, на Северt есть все сезоны, но там они холодные.
Рассматривание дидактического пособия «Времена года», сравнение зимы на Севере и в нашей полосе.
- Ребята, а вы знаете, что добрые слова согревают? Давайте подберем добрые слова для нашего оленя, чтобы зима для него не была такой длинной и холодной. Северный олень, он какой?
(Ответы детей: сильный, красивый, выносливый, смелый, добрый, гордый и др.) За каждое определение ребенок получает «лучик», вместе собираем «солнышко» на фланелеграфе.
- Звучит запись «пение птиц».
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, у кого следующая страница из книги? (Ответы детей). Взглянем на подсказку в книге. Посмотрите, ребята, сколько снегирей на ветках. А вот и страница из книги:
«Спросили однажды у Красногрудого Снегиря:
— А по-твоему, какая бывает зима?
— Зима бывает трудная, — пропищал в ответ Снегирь. — Хорошо если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А если забудут, то где их найдёшь?»
Ребята, почему снегирь говорит, что зима «трудная»? (Ответы детей)
Чтобы зима для снегирей не была такой трудной, давайте насыплем пшено в эти кормушки, но для начала надо убрать отсюда желуди.
Дети сортируют природный материал, наполняют кормушки, вешают снегирям.
- Звучит запись «лай собаки».
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, кто следующий герой? (Ответы детей). А вот и собака, и следующая страница:
Спросили однажды у Рыжей Дворняжки:
— Наверное, ты знаешь, какая бывает зима?
— Бр-р-р! Холодная! — не задумываясь, пролаяла Собака. — Хорошо ещё, если конура есть! В ней погреться можно.
-Какая зима для собаки? (Ответы детей). Ребята, а у нашей собаки есть конура? Без нее она замерзнет зимой. Давайте вместе соберем дом для нашей собаки.
Дети вместе с педагогом конструируют «конуру».
Ну вот, какие вы молодцы! Теперь нашей собаке будет, где укрыться зимой от холодного ветра.
- (Звучит запись «вьюга»)
Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим в книгу. Кто следующий персонаж? К кому мы пойдем? (Ответы детей) А вот следующая страница. Давайте ее прочитаем:
Спросили однажды у медведя:
— А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?
— А чего про неё говорить-то? — пробурчал медведь. — Ведь зима бывает короткая — тянется всего одну ночь! Заснёшь в берлоге зимой, а проснёшься, глядишь, уже — весна.
Ребята, а разве зима может длиться одну ночь? Почему медведь так говорит? (Ответы детей) Во сне время летит быстрее. Поэтому для медведя зима как будто длится всего одну ночь. А чтобы медведь крепко спал, надо чтобы его берлогу укрывал снег, так ему будет теплее. Давайте вместе «навьюжим» ему много – много снега.
Аудиозапись вьюги. Выполнение дыхательной гимнастики.
- Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим в книгу. Кто следующий персонаж? (Ответы детей) А есть среди нас мальчишки? Мальчики, посмотрите под стулья, там что-то лежит. А вот и страничка из книги:
Спросили однажды у Мальчишки:
— Ну-ка, скажи ты: какая бывает зима?
— Зима бывает весёлая! — крикнул Мальчишка. — Зимой все катаются на санках, на лыжах и на коньках! А ещё — играют в снежки!
Давайте, ребята, вместе покажем, какая бывает зима!
Физминутка «Мы наденем варежки».
Ну вот, мы собрали всю книгу, теперь давайте же прочитаем сказку целиком и расскажем, какая бывает зима.
- Чтение сказки.
Спросили однажды у Слона:
— Какая бывает зима?
— А что это такое? — удивился Слон.
Спросили однажды у Северного Оленя:
— Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?
— Зима бывает очень длинная, — сказал Олень. — Она у меня на родине длится целый год. А когда год кончается, то зима начинается снова.
Спросили однажды у Красногрудого Снегиря:
— А по-твоему, какая бывает зима?
— Зима бывает трудная, — пропищал в ответ Снегирь. — Хорошо если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А если забудут, то где их найдёшь?
Спросили однажды у Рыжей Дворняжки:
— Наверное, ты знаешь, какая бывает зима?
— Бр-р-р! Холодная! — не задумываясь, пролаяла Собака. — Хорошо ещё, если конура есть! В ней погреться можно.
Спросили однажды у медведя:
— А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?
— А чего про неё говорить-то? — пробурчал медведь. — Ведь зима бывает короткая — тянется всего одну ночь! Заснёшь в берлоге зимой, а проснёшься, глядишь, уже — весна.
Спросили однажды у Мальчишки:
— Ну-ка, скажи ты: какая бывает зима?
— Зима бывает весёлая! — крикнул Мальчишка. — Зимой все катаются на санках, на лыжах и на коньках! А ещё — играют в снежки!
Вот какая бывает зима!
Рефлексия
Ответы с опорой на картинку на вопросы педагога:
- У кого сначала спросили, какая бывает зима? Почему слон не знает, какая бывает зима?
- Кто второй рассказал про зиму? Какая для оленя зима?
- А для кого зима трудная?
- Кто четвёртый рассказал про зиму? Какая для собаки зима?
- А для кого зима короткая?
- А кто самый последний рассказал про зиму? Какая для мальчишки зима?
- Так какая бывает зима?
Воспитатель:
Понравилась вам сказка, ребята? А что больше всего понравилось? (Ответы детей). Ребята, мы с вами собрали страницы этой книги, и теперь все узнают, какая бывает зима. Давайте она будет храниться в нашей группе? Дети забирают книгу, проходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по чтению художественной литературе в подготовительной группе. Стихотворение С. Черный «На коньках».
- Учитель выразительно читать наизусть стихотвореня, замечать изобразительно – выразительные средства;- Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения;- Форми...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. С. Черный «На коньках»
- Учитель выразительно читать наизусть стихотвореня, замечать изобразительно – выразительные средства; - Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотвор...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/09/picture-649932-1709970332.jpg)
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Сказка В. Г. Сутеева «Елка»
Цель: Познакомить детей со сказкой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-842999-1478241930.jpg)
Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды
Данное занятие поможет познакомить с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведений, осмысливать характеры и поступки персонажей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/17/picture-925650-1495048101.jpg)
Конспект занятий по чтению художественной литературы в подготовительной группе
Конспекты составлены в соответствии с книгой О.М.Ельцова,А.В.Прокопьева "Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 6 до 7 лет)" Санкт...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-452239-1580050294.jpg)
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
Чтение сказки В.Одоевсккого "Мороз Иванович"...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Чтение сказки «Мороз Иванович» (В. Одоевский)
Аннотация к занятию: Данное занятие проводится с подготовительной группой детей дошкольного возраста по теме «Зима». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с ...