Конспект комплексного занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе с ОВЗ «Какая бывает зима»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ашмарина Оксана Владимировна

Цель: формирование эмоционально-образного восприятия текста сказки, его смысла.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kakaya_byvaet_zima.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе с ОВЗ «Какая бывает зима»

Цель: формирование эмоционально-образного восприятия текста сказки, его смысла.

Задачи:

Образовательные:

- содействовать усвоению знаний детей о зиме, жизни животных разных климатических зон и зимующих птиц через чтение художественной литературы;

-  продолжать обучать устанавливать причинно-следственные связи;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию текста полным предложением.

Развивающие:

-  продолжать развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать, память, логическое мышление, крупную и мелкую моторику, речевое дыхание;

-  активизировать и расширять словарный запас.

Воспитательные:

- совершенствовать умение внимательно слушать сказку, не отвлекаясь от сюжета;

-  воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- вызвать эмоциональный отклик, формировать чувство сопереживания, желание заботиться о животных;

-  воспитывать интерес к художественной литературе.

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, конструктивная, игровая.

Предварительная работа: объяснение незнакомых слов: «дворняжка», «конура», «Топтыгин», изготовление кормушек родителями совместно с детьми, уточнение и повторение признаков зимы, беседа об особенностях климата на Севере.  

 

Материалы и оборудование: книга «Какая бывает зима», пособие «Времена года», фланелеграф, природный материал, кормушки, конструктор Альма, варежки, тренажеры для дыхательной гимнастики, фигуры оленя, снегирей, медведя, собаки, аудиозаписи: «вьюга», «лай собаки», «пение птиц», «Мы наденем варежки»; презентация Power Point.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети и педагог входят в музыкальный зал. Вводное слово воспитателя:

Ребята, посмотрите как красиво в нашем зале. Мы как будто оказались в зимней сказке! Ой, а что это такое лежит под елью? Да это же книга. А книга это не простая, а зимняя. Посмотрите, какие на ней узоры! В ней живет зимняя сказка. Да и называется она «Какая бывает зима». Здесь есть и портрет автора, написал ее Михаил Спартакович Пляцковский, известный детский писатель. Давайте сядем на стулья и прочитаем ее.

Мотивационный этап. 

Педагог открывает книгу, начинает читать:

Спросили однажды у Слона:
— Какая бывает зима?
— А что это такое? — удивился Слон.

Воспитатель, перелистывая страницу:

-Ой, а больше-то страниц и нет! Видно ветер унес страницы из книги, не сможем мы прочитать сказку, и ни слон и никто никогда не узнают, какая бывает зима. Что же нам делать? (Ответы детей) Без нашей помощи здесь не обойдется. Нам нужно найти потерянные странички и собрать книгу! Посмотрите, в книге есть подсказка: изображение всех персонажей. К ним - то мы и пойдем.

Основная часть.

I. Воспитатель:

Ребята, кто здесь нарисован после слона? К кому нам надо идти? (Ответы детей) А где живет Северный олень? (Ответы детей).

Дети вместе с педагогом подходят к первой «станции»:

-Ребята, посмотрите, а вот страница из книги:

«Спросили однажды у Северного Оленя:
— Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?
— Зима бывает очень длинная (адапт.), — сказал Олень. — Она у меня на родине длится целый год. А когда год кончается, то зима начинается снова»

- Дети, а как это зима «длится целый год»? Разве может год быть без весны, лета и осени? (Ответы детей) Конечно, на Северt есть все сезоны, но там они холодные.

Рассматривание дидактического пособия «Времена года», сравнение зимы на Севере и в нашей полосе.

- Ребята, а вы знаете, что добрые слова согревают? Давайте подберем добрые слова для нашего оленя, чтобы зима для него не была такой длинной и холодной. Северный олень, он какой?

(Ответы детей: сильный, красивый, выносливый, смелый, добрый, гордый и др.) За каждое определение ребенок получает «лучик», вместе собираем «солнышко» на фланелеграфе.

  1. Звучит запись «пение птиц».

Воспитатель:

 Ребята, как вы думаете, у кого следующая страница из книги? (Ответы детей). Взглянем на подсказку в книге. Посмотрите, ребята, сколько снегирей на ветках. А вот и страница из книги:

«Спросили однажды у Красногрудого Снегиря:
— А по-твоему, какая бывает зима?
— Зима бывает трудная, — пропищал в ответ Снегирь. — Хорошо если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А если забудут, то где их найдёшь?»

Ребята, почему снегирь говорит, что зима «трудная»? (Ответы детей)

Чтобы зима для снегирей не была такой трудной, давайте насыплем пшено в эти кормушки, но для начала надо убрать отсюда желуди.

Дети сортируют природный материал, наполняют кормушки, вешают снегирям.

  1. Звучит запись «лай собаки».

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, кто следующий герой? (Ответы детей). А вот и собака, и следующая страница:

Спросили однажды у Рыжей Дворняжки:
— Наверное, ты знаешь, какая бывает зима?
— Бр-р-р! Холодная! — не задумываясь, пролаяла Собака. — Хорошо ещё, если конура есть! В ней погреться можно.

-Какая зима для собаки? (Ответы детей). Ребята, а у нашей собаки есть конура? Без нее она замерзнет зимой. Давайте вместе соберем дом для нашей собаки.

Дети вместе с педагогом конструируют «конуру».

Ну вот, какие вы молодцы! Теперь нашей собаке будет, где укрыться зимой от холодного ветра.

  1. (Звучит запись «вьюга»)

Воспитатель:

Ребята, давайте посмотрим в книгу. Кто следующий персонаж? К кому мы пойдем? (Ответы детей) А вот следующая страница. Давайте ее прочитаем:

Спросили однажды у медведя:
— А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?
— А чего про неё говорить-то? — пробурчал медведь. — Ведь зима бывает короткая — тянется всего одну ночь! Заснёшь в берлоге зимой, а проснёшься, глядишь, уже — весна.

Ребята, а разве зима может длиться одну ночь? Почему медведь так говорит? (Ответы детей) Во сне время летит быстрее. Поэтому для медведя зима как будто длится всего одну ночь. А чтобы медведь крепко спал, надо чтобы его берлогу укрывал снег, так ему будет теплее. Давайте вместе «навьюжим» ему много – много снега.

Аудиозапись вьюги. Выполнение дыхательной гимнастики.

  1. Воспитатель:

Ребята, давайте посмотрим в книгу. Кто следующий персонаж? (Ответы детей) А есть среди нас мальчишки? Мальчики, посмотрите под стулья, там что-то лежит. А вот и страничка из книги:

Спросили однажды у Мальчишки:
— Ну-ка, скажи ты: какая бывает зима?
— Зима бывает весёлая! — крикнул Мальчишка. — Зимой все катаются на санках, на лыжах и на коньках! А ещё — играют в снежки!

Давайте, ребята, вместе покажем, какая бывает зима!

Физминутка «Мы наденем варежки».

Ну вот, мы собрали всю книгу, теперь давайте же прочитаем сказку целиком и расскажем, какая бывает зима.

  1.  Чтение сказки.

Спросили однажды у Слона:
— Какая бывает зима?
— А что это такое? — удивился Слон.

Спросили однажды у Северного Оленя:
— Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?
— Зима бывает очень длинная, — сказал Олень. — Она у меня на родине длится целый год. А когда год кончается, то зима начинается снова.

Спросили однажды у Красногрудого Снегиря:
— А по-твоему, какая бывает зима?
— Зима бывает трудная, — пропищал в ответ Снегирь. — Хорошо если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А если забудут, то где их найдёшь?

Спросили однажды у Рыжей Дворняжки:
— Наверное, ты знаешь, какая бывает зима?
— Бр-р-р! Холодная! — не задумываясь, пролаяла Собака. — Хорошо ещё, если конура есть! В ней погреться можно.

Спросили однажды у медведя:
— А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?
— А чего про неё говорить-то? — пробурчал медведь. — Ведь зима бывает короткая — тянется всего одну ночь! Заснёшь в берлоге зимой, а проснёшься, глядишь, уже — весна.

Спросили однажды у Мальчишки:
— Ну-ка, скажи ты: какая бывает зима?
— Зима бывает весёлая! — крикнул Мальчишка. — Зимой все катаются на санках, на лыжах и на коньках! А ещё — играют в снежки!

Вот какая бывает зима!

Рефлексия

Ответы с опорой на картинку на вопросы педагога:

  1. У кого сначала спросили, какая бывает зима? Почему слон не знает, какая бывает зима?
  2. Кто второй рассказал про зиму? Какая для оленя зима?
  3. А для кого зима трудная?
  4. Кто четвёртый рассказал про зиму? Какая для собаки зима?
  5. А для кого зима короткая?
  6. А кто самый последний рассказал про зиму? Какая для мальчишки зима?
  7. Так какая бывает зима?

Воспитатель:

Понравилась вам сказка, ребята? А что больше всего понравилось? (Ответы детей). Ребята, мы с вами собрали страницы этой книги, и теперь все узнают, какая бывает зима. Давайте она будет храниться в нашей группе? Дети забирают книгу, проходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по чтению художественной литературе в подготовительной группе. Стихотворение С. Черный «На коньках».

- Учитель выразительно читать наизусть стихотвореня, замечать изобразительно – выразительные средства;- Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения;- Форми...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. С. Черный «На коньках»

- Учитель выразительно читать наизусть стихотвореня, замечать изобразительно – выразительные средства;  - Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотвор...

Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды

Данное занятие поможет познакомить с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведений, осмысливать характеры и поступки персонажей...

Конспект занятий по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Конспекты составлены в соответствии с книгой О.М.Ельцова,А.В.Прокопьева "Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников  с детской литературой (с 6 до 7 лет)" Санкт...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе.  Чтение сказки «Мороз Иванович» (В. Одоевский)

Аннотация к занятию: Данное занятие проводится с  подготовительной группой детей  дошкольного возраста по теме «Зима». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с ...