ПЛАН по самообразованию «Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника"
материал

ПЛАН

по самообразованию воспитателя

«Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» г. Алагира

ПЛАН

по самообразованию воспитателя

подготовительной группы

Фардзиновой Зареты Сергеевны

«Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника"

стаж работы 22 года

категория: первая

Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Актуальность темы

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. 

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.  Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

                                            План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»

Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»

М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.

Работа с детьми

Сентябрь

Загадки об овощах и фруктах.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Октябрь

Загадки о животных.

Вечер развлечений «Загадки лесовичка».

Ноябрь

Загадки о растениях.

Выставка работ детского творчества.

Январь

Загадки об игрушках, сказочных героях.

Конкурс загадок  «В гостях у Угадайки».

Февраль

Загадки о природе, природных явлениях.

Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Март

Придумывание загадок детьми.

Коллективное оформление книги «Загадки».

Апрель

Загадки о транспорте.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Май

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку».

Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».

Октябрь

Папка - передвижка «Загадки из детства».

Февраль

Отгадывание загадок.

Семейный конкурс «Вечер загадок».

Апрель

Придумывание загадок детьми и их родителями.

Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Май

Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.

Самореализация

Февраль

Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

Май

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию на 2016-2017 учебный год по теме: « Роль загадки в развитии и воспитании дошкольников"

Цель: выяснить, какую роль играют загадки в  развитии и воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений  фольклора....

Проект по самообразованию "Роль загадки в развитии дошкольника"

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравни...

План по самообразованию "Роль загадки во всестороннем развитии дошкольника".

План по самообразованию "Роль загадки во всестороннем развитии дошкольника"....

План по самообразованию «Роль загадки в развитии речи детей»

Роль загадки в развитии речи дошкольников». Цель: выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с пом...

План самообразования "Роль загадки в развитии детей 2-3 лет».

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В...

План по самообразованию "Роль загадки в развитии дошкольников"

Материал будет полезен для воспитателей групп старшего возраста ...