Роль загадки на развитие и воспитание дошкольника
консультация
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления «Колобок» г.Данилова Ярославской области
Подготовила: Е.С.Кудрявцева
Роль загадки на развитие и воспитание дошкольника
Загадки называют неиссякаемой сокровищницей знаний об окружающей среде, источником мудрости и энциклопедией нравственных ценностей. Загадки ценят педагоги и воспитатели как замечательное средство для развития психических процессов ребенка и формирования личности. Загадки помогают открывать перед ребенком эстетические ценности, создают условия для умственного развития, становятся источником знаний.
Роль загадок в процессе развития ребенка высоко ценили еще наши предки. Известно, что появились загадки еще во времена, когда для объяснения природных явлений человек широко использовал мифическое символическое описание. Страх перед силами природы и опасение быть «подслушанным» мифическими персонажами заставлял наших предков использовать эдакую «тайную» речь, когда вещи не назывались своими именами, а описывались посредством других предметов, имеющих отдаленное сходство. Со временем такое тайное описание предметов и вещей превратилось в любимую многими поколениями забаву – отгадывание загадок.
Возможность проявить свою сообразительность и наблюдательность и сегодня делает загадки популярным средством для развития детей. Отгадывание загадок заставляет детей сопоставлять, проводить аналогии, искать сходство и отличие между предметами и явлениями. Загадки стимулируют ребенка внимательно смотреть вокруг и отмечать красоту окружающего мира. Это прекрасная возможность развивать произвольное внимание ребенка, учиться переключать внимание с одного предмета на другой, концентрироваться на выделенных качествах предмета.
Иносказательность загадки способствует развитию догадливости, умению абстрагироваться от несущественных деталей и сосредотачиваться на важных. В основе загадок лежат сходство или различие между вещами, и это заставляет ребенка размышлять о связях между предметами и явлениями окружающего мира. Загадка завуалированно указывает на отличительные свойства и признаки, присущие загадываемому явлению или предмету. Таким образом, отгадывание загадок тренирует такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение, нахождение отличий и т.д. Разгадывание загадок способствует также развитию образного, словесно-логического и абстрактного мышления, необходимого для дальнейшего успешного обучения в школе. Немаловажно при разгадывании загадок уметь быстро реагировать на заданные вопросы. В то же время придумывание загадок детьми обладает мощным ресурсом развития мыслительных процессов, создает условия для творческого самовыражения. Научиться точному и лаконичному выражению своих мыслей является важным предусловием для обучения.
Вместе с тем немалое значение имеет, и возможность посредством загадок открывать перед ребенком поэзию окружающего мира, развивать умение видеть прекрасное и возвышенное в обыденных вещах и предметах. Яркие и красочные поэтические образы являются средством эстетического воспитания. Загадки, безусловно, способствуют развитию речи ребенка, обогащению словарного запаса, умению передавать свои мысли, пониманию переносного значения. Запоминание и воспроизведение загадок по памяти способствует развитию мнемических процессов. Разгадывание загадок, поиск замаскированного смысла, замечательное средство развития ребенка, которое к тому же дети очень любят. Кроме всего прочего радость от найденного правильного ответа способствует повышению самооценки ребенка, дает уверенность в своих силах и веру в себя.
Влияние загадок на развитие и воспитание детей
Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой. Вы не раз, верно, ломали голову в поисках того, что прячет от вас загадка за мудреным странным описанием. Вы знаете, как нелегко порой найти ответ и какую радость приносит такая находка.
А вот вы знаете, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с вами? Родилась загадка давным-давно, в те времена, когда люди за каждый клочок земли воевали с дремучими лесами, когда железный плуг да топор за богатство считались. Много бед подстерегало тогда человека. Ударит молния в дерево, забушует лесной пожар – бросай жилье и поле – сам спасайся! Дикие звери вытопчут посевы… Волки нападут на стадо… В охоте нет удачи… И от всего этого зависело не простое благополучие, зависела жизнь целого народа.
Не было у человека власти над природой, зато был большой страх перед ней – такой могучей и непонятной. И казалось древнему охотнику, землепашцу и скотоводу, что всюду подстерегают его враждебные существа: в лесу – хозяин леса Леший, в реке – Водяной и русалки. Даже в своем доме человек не чувствовал себя полновластным хозяином. На дворе и в избе, кроме него, хозяйничал еще невидимка – Домовой.
Наши предки считали, что не только Леший или Домовой, но и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимает человеческий язык. Природа подслушивает, что говорят между собой люди, и заранее готовится к встрече с ним. И люди, в те далекие времена, на охоту ли собирались, на рыбную ли ловлю или просто в лес со стадом, все равно старались таких слов, как «сеть», «капкан», «топор», вслух не произносить. Ведь все эти слова были связаны с успехом дела! Строго-настрого запрещалось называть и зверя, на которого охотились или встречи с которым боялись. Вдруг лесной дух или сам зверь услышат – как бы не сорвалось!
А для того чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, а корову «рыкушей». Коня звали все лето «долгохвостым», петуха – «голоногим». Молнию – «турицей», гром – «туром». Вот из этой «тайной» речи и родились когда-то загадки. Ведь чтобы стать охотником, пастухом, или даже хозяином в собственном доме, каждому человеку нужны были не только ловкость, умение да голова на плечах – нужно было еще и знание «тайного» языка. И загадки исполняли у наших предков важную службу – помогали детям этот трудный язык выучить.
… Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар и млад в какой-нибудь избе. Хранит доброе тепло русская печка, горит-потрескивает в поставце березовая лучина, тени бегают по стенам. Разные люди тесно сидят на лавках вдоль бревенчатых стен, а вместе им хорошо, уютно. А на улице – долгий-долгий зимний вечер, снег да мороз такой, что бревна потрескивают. Дремлют голые деревья, спят подо льдом рыба, звери забились в норы. Некому подслушивать… Вот такие вечера зимой становились вечерами загадок. Кто-нибудь из стариков начинал мудреные вопросы задавать, а молодежь должна была отвечать. Загадывали старики не просто, как вздумается, а держались строгого порядка. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему всего ближе, — об одежде, о доме. Потом круг расширялся: задавали про огород, сад, поле, пасеку… А последними шли загадки о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце – обо всем, что казалось в древности самым непонятным и загадочным. Так проще было найти отгадку, проще было запомнить, что как называется.
Постепенно менялись отношения человека и природы. Покорились людям леса, побежали по земле от деревни к деревне дороги до самых городских стен. Почувствовал крестьянин свою силу, меньше стал бояться Лешего да Домового, перестал верить, что звери и деревья понимают человеческую речь. Стали ненужными загадочные «обманные» названия, забылись «тайные» промысловые языки. Но остались живы загадки. Даже стали еще умнее и краше. Потому, что заставляют нас быть сообразительными, замечать родство очень непохожих, далеких вещей. Заставляют лишний раз оглянуться вокруг и заметить, в каком интересном мире мы живем!
Загадки ведь не делят предметы на «интересные» и «скучные» — для них все, с чем сталкивается в жизни человек важно. Отгадывайте загадки, тренируйте свою смекалку да и друзьям своим не забудьте их загадывать!
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Черненькая собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает» — замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной не сочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым – длинной девичьей косе: «Сидит девица в избе, а коса на дворе». Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Оказывается, что у замка действительно есть общее с собакой: оба они не пустят в дом, могут быть одинакового цвета – черными, но вот то, что собака не лает и не кусает, относится только к замку.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.
Высокая поэзия открывается в самых прозаичных вещах и предметах. Образы в загадках красочны, предметы очерчены резко, отчетливо: «Бела как снег, черна как уголь, зелена как луг, вертится как бес и дорога в лес» (сорока). Действительность представлена в загадках в изменениях, смене состояний: «На дворе горой, а в избе водой» (снег).
Множество загадок иронических, шутливых: «Стоит Федосья, растрепаны волосья» (стог). Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы занимательны для детей всех возрастов. Для дошкольников целесообразно отбирать наиболее простые и элементарные: «Зубасты, а не кусаются» (грабли), «Два брюшка, четыре ушка» (подушка), «Вся мохнатенькая, четыре лапки, сама усатенькая» (кошка) и другие.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, учим детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Такую практику использую в работе: на занятиях, в игре.
Заключение.
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Испытывает отгадывающего на сообразительность.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Коррекционно- развивающие возможности загадки
Наиболее важны из них:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
стимуляция умственной активности;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
Три группы загадок.
К загадкам первого уровня сложности относят:
загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение)
загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.
Встает на зоре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?
Загадки второго уровня сложности включают:
загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Трещит, а не кузнечик.
Летит, а не птица,
везет а не лошадь.
Зимой лежал, а весной в реку побежал.
Загадки третьего уровня сложности:
это метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
«Красное коромысло», через реку повисло.
Принципы отбора загадок для дошкольников
Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребенка.
В младшем возрасте у ребенка активно развивается внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Тематика загадок для маленьких ограничена.
Это загадки о тех предметах, которые многократно воспринимает,и которые оказывают на ребенка эмоциональное воздействие: загадки об игрушках,
домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания.
Малышам нужно предлагать загадки, в которых названы характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьет
, Песенки поет. (Кошка)
Загадки для малышей не должна быть очень подробны, так как большое количество признаков ребенок не в состоянии запомнить. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка, конкретность образа — вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Для детей среднего дошкольного возраста рекомендуется загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Облегчает задачу и рифмующаяся загадка. Для детей среднего возраста характеристика предмета может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете.
Зимой и летом
Одним цветом.
Этот зверь зимой в берлоге спит,
иногда даже храпит.
Когда проснётся, начнёт реветь.
Как зовут его? Ну, конечно же,. (медведь)
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитиемыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадкиразнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д.Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
и жильцов в нем — миллион.
«Почему дети так любят загадки? Ручаюсь,что главная причина в следующем: загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих.
На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины.
Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства.
Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша.
Загадка учит ребенка думать и анализировать.
Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников.
Подобравнный материал раскрывает роль, значение праздников в жизни ребёнка-дошкольника....
Роль взрослого в развитии и воспитании дошкольников.
В статье рассматриваются основные параметры развития дошкольников, освоения им социального опыта. Автор статьи отмечает особую роль родителей в организации помощи своему ребенку в освоении окру...
Индивидуальный план по самообразованию на 2016-2017 учебный год по теме: « Роль загадки в развитии и воспитании дошкольников"
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в развитии и воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений фольклора....
Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подч...
Роль игры в развитии и воспитании дошкольников.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств и...
Консультация для воспитателей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»
В консультации предлагается подбор дидактических игр для лучшего запоминания и перессказа содержания сказок....
Консультация для родителей "Роль загадки в развитии речи старших дошкольников"
Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навы...