План самообразования "Роль загадки в развитии детей 2-3 лет».
материал по развитию речи (младшая группа)

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в том числе детей раннего возраста,  в организации их досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

воспитателя первой младшей группы

МБДОУ "Детский сад №4"

Логвиненко Надежды Александровны

Тема: «Роль загадки в развитии детей 2-3 лет».

Актуальность темы.

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в том числе детей раннего возраста,  в организации их досуга.

Цель: повышение собственного теоретического и педагогического уровня в вопросах развития детей 2-3 лет посредством малых фольклорных форм (загадки) в образовательной деятельности; развитие речи, мышления, внимания, памяти, воображения  у детей раннего возраста.

        

Месяц

Цель

Содержание  работы

Форма представления результатов самообразования

Август

Повысить собственный уровень знаний путём изучения соответствующей литературы

1. Работа с нормативными документами, сопровождающими  ФГОС ДО.

2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.

3. Гудимов В. Сборник тематических загадок для дошкольников.-М.:Сфера,2002.-64 с.-(Серия «Вместе с детьми».)

4.Жирков И. 292 Загадки. Сборник загадок для маленьких и больших.-М.:Грамотей,2008.-48с.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. – 160с.

6. Стихи-загадки для детей. Сост. И.А.Мазнин. -М.:ТЦ Сфера,2004-96с.-(Серия «Вместе с детьми»).  

7. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9.

8. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7

Выписка в отдельную тетрадь значимых понятий.

Выступление на педсовете.

Создание понятийного словаря.

Доклад на педсовете «Роль загадки в развитии детей 2-3 лет».

Сентябрь

Выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

Выявить уровень знаний родителей по данной теме, наметить план работы для повышения их компетентности.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей на начало учебного года.

Взаимодействие со старшим воспитателем.

Анкета для родителей «Мир загадок №1» (начало учебного года).

Перспективный план работы с детьми.

Перспективный план работы с родителями.

Консультация для родителей  «Роль загадки в развитии детей 2-3 лет».

Ноябрь

Использовать разгадывание загадок по теме «Овощи и фрукты» для закрепления знаний детей по данной теме.

Повысить уровень знаний  родителей.

Вечер загадок «Отгадай загадку» (загадки об овощах и фруктах).

Подготовить информацию для родителей о такой форме устного народного творчества, как загадка, а также с видами загадок.

Картотека загадок об овощах и фруктах. Набор карточек с ответами к загадкам.

Папка- передвижка «Загадки вчера и сегодня».

Декабрь

Использовать разгадывание загадок  для закрепления знаний детей по теме «Новогодний праздник»  и создания праздничного настроения у детей.

Повысить уровень знаний и умений  родителей.

Развлечение «Новый год у ворот» с разгадыванием загадок по данной теме.

Научить родителей выбирать загадки для малышей и правильно их разгадывать.

Картотека загадок по теме «Новогодний праздник». Набор карточек с ответами к загадкам.

Мастер – класс для родителей.

Январь

Использовать разгадывание загадок  по теме «Зима» для обобщения, а также для расширения запаса знаний и представлений детей раннего возраста об окружающем мире.

Целевая прогулка по территории детского сада с отгадыванием загадок по теме «Зима» - «Загадки Снеговика».

Картотека загадок по теме «Зима». Набор карточек с ответами к загадкам.

Отчёт- презентация о целевой прогулке.

Февраль

Использовать разгадывание загадок  по теме «Домашние животные» для закрепления знаний детей. Повысить своё профессиональное мастерство.

 

Изготовление дидактической игры «Загадка и отгадка» по теме «Домашние животные».

Картотека загадок по теме «Домашние животные». Набор карточек с ответами к загадкам.

Дидактическая игра «Загадка и отгадка».

Март

Внести "живинку" в процесс проведения утренней гимнастики путём использования загадок по данной теме.

Повысить своё профессиональное мастерство.

Способствовать развитию воображения ребёнка.

Разработать комплекс утренней гимнастики для детей 2-3 лет по теме "Мои любимые игрушки" с разгадыванием загадок. Использовать его в деятельности с детьми.

В ходе индивидуальной работы помочь ребёнку придумать описательную загадку и нарисовать отгадку.

Картотека загадок по теме «Домашние животные». Набор карточек с ответами к загадкам.

Комплекс утренней гимнастики для детей 2-3 лет по теме "Мои любимые игрушки" с разгадыванием загадок.

Книжка - малышка (придуманные загадки с ответами - изображениями).

Апрель

Объединить усилия педагогов и родителей по развитию детей с помощью загадок.

Повысить заинтересованность родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Передача коллегам личного профессионального опыта.

Предложить родителям совместно с детьми придумать загадку и изготовить ответ – изображение.

Коллективно оформить альбом «Загадки для малышей».

Провести открытый просмотр педагогами ДОУ непосредственно образовательной

деятельности «Загадки Бабушки – Загадушки» по теме «Герои сказок».

Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Награждение победителей грамотами.

Альбом «Загадки для малышей».

Картотека загадок по теме «Герои сказок». Набор карточек с ответами к загадкам.

Непосредственная образовательная деятельность с использованием загадок.

Май

Выявить уровень развития детей.

Выявить

положительные результаты

проделанной работы,

проанализировать недостатки.

Выяснить, изменилось ли отношение родителей к загадыванию детям загадок, считают ли они данный вид работы развивающим для своего ребёнка, с какими трудностями они столкнулись, нужны ли консультации по данной теме в дальнейшем.

Путём использования загадок - шуток в деятельности с детьми  развивать внимание, мышление, а также повышать их настроение.

Передача коллегам личного профессионального опыта.

Провести педагогическую диагностику индивидуального развития детей на конец учебного года.

Провести анкетирование для родителей. Проанализировать ответы. Сделать выводы.

Вечер загадок - шуток.

Выступление на итоговом педсовете по теме самообразования.

Сравнительный анализ результатов на начало и на конец года.

Анкета для родителей «Мир загадок №2» (конец учебного года). Общие результаты анкетирования, выводы.

Картотека загадок - шуток для малышей.

        

Отчёт - презентация  по теме самообразования на итоговом педсовете.

        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение загадки в развитии детей.

Загадки -это особый, веселый, интересный мир. Загадки - один из древнейших жанров устного народного творчества. Что явилось толчком для появления на свет первых загадок? Что такое загадка? Темат...

Перспективный план работы по сенсомоторному развитию детей 5-6 лет с помощью изопластики.

Изопластика – это не только нетрадиционный способ лепки, но и очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Все дети любят работать с пластилином, и изопластика...

«Роль загадки в развитии детей дошкольного возраста»

Одним из средств всестороннего развития ребёнка, можно назвать обыкновенные загадки. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности....

Загадки в развитии детей дошкольного возраста . Виды загадок.

Загадки в развитии детей дошкольного возраста . Виды загадок.В ходе многолетней работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С ...

Загадки в развитии детей.

Загадки в развитии  детей.Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. ...

Консультация для родителей "Загадки в развитии детей дошкольного возраста"

        Загадка  - это увлекательное и эффективное средство в воспитании и обучении ребенка.         Средствами загадки формирую...

Презентация "Роль загадки в развитие детей дошкольного возраста"

Презентация. Роль  и виды загадок, ее педагогические возможности....