Нетрадиционное род.собр на тему «Быть или не быть...»
методическая разработка (старшая группа)
Конспект нетрадиционное род.собр на тему «Быть или не быть...» Цель: повышать компетенцию родителей по вопросу преодоления детских капризов, способствовать развитию детско-родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnoe_rod.sobr_na_temu_byt_ili_ne_byt.docx | 51.09 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининград детский сад № 132
Подготовила:
Булыцина А.К
Калининград 2024год
Конспект родительского собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации «Мировое кафе»
На тему «Быть или не быть детским капризам и упрямствам.»
Цель: повышать компетенцию родителей по вопросу преодоления детских капризов, способствовать развитию детско-родительских отношений.
Задачи:
Формировать у родителей умение решать, обсуждать вопросы коллективно, обмениваться опытом, получать ответы на несколько вопросов,
Способствовать обмену опытом между родителями по обсуждаемому вопросу.
Способствовать расслаблению и открытости при обсуждении идей.
Способствовать повышению педагогической культуры родителей.
Создание пространства открытости и гостеприимства.
Подготовка:
Определение темы и вопросов для обсуждения
Оформление приглашений в кафе
Подготовка материалов для участников:
Столы по количеству групп
Ватманы или листы бумаги со стикерами, на которых записываются высказывания участников
Маркеры разных цветов для каждой группы
Для чаепития: салфетки, чашки, чай, конфеты, печенья
Круги красного и зеленого цвета, желтого цвета
Ход собрания.
1 часть
В группе звучит спокойная музыка, родителям предлагается расположиться за столами.
3 стола. На столах ватман, стикеры, маркеры для записи, салфетки чашки с кофе/чаем, печенье. При входе родителям вручаются жёлтые, зелёные и красные конфеты.
1 стол- красные конфеты, 2 стол-желтые конфеты, 3 стол-зелёные
Педагог:
– Добрый вечер, уважаемые родители! Проходите, занимайте удобное место в нашем импровизированном КАФЕ. В нашем кафе три столика, где вы можете занять свои места согласно билетам -конфеты, выбранных вами при входе. На каждом столе стоят вазочки с конфетами, которые соответствуют вашим билетам.
Но прежде чем мы начнем, как в любом кафе, хотелось бы предложить всем чашечку чая или кофе (предлагаем, помогаем налить чай или кофе). Я, хозяйка кафе, приглашаю вас, присесть за столики Мирового кафе, «сервированные» сегодня по особенному-листом ватмана вместо тарелок, ручками, фломастерами и карандашами вместо столовых приборов.
Участники рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по нескольку человек за столик.
– Предлагаю вам сначала поиграть в игру, которая называется «Конверт отношений».
Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу.
Каждый участник по очереди вынимает из конверта, ведущего листок с вопросом и отвечает на него.
Мой ребёнок радуется, когда…
Мой ребенок злится, когда…
В общении с другими детьми мой ребенок…
Ребенок вместе с папой…
Ребенку вместе со мной нравиться
Я отдыхаю, когда…
Меня больше всего расстраивает…
Ребенок плачет, если….
Если у меня плохое настроение…
Если у ребенка плохое настроение…
Мой ребенок….
Меня беспокоит….
Меня радует….
Педагог-психолог: Мы сегодня здесь собрались не случайно. И нашу встречу начнем с фрагмента всем известного стихотворения:
«Девочка-рёвушка» (А. Барто и П. Барто)
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка —
Это Ганя-рёвушка
Плачет, Заливается,
Платьем утирается…
Уу-уу-у!..
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
— Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у!..
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
— Ой, пойду обратно! Дома неприятно!
— Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
— Эта кружка велика!
В этой не могу я! Дайте мне другую!
Уу-уу-у!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
— В этой не желаю! Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..
Педагог: Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь?
Ответ родителей.
Педагог: Быть или не быть детским капризам и упрямствам- об этом мы поговорим сегодня и постараемся разобраться в причинах их появления и особенностях проявления, и как их преодолеть. Дети радуют нас, когда они веселы и здоровы, и расстраивают, когда капризны и упрямы.
Упрямство и капризы — проявление трудностей социализации.
Капризы — бурные проявления гнева и злости. Чаще они свойственны детям,
которые не знают, как достичь своей цели иначе, чем нытьем. Как правило,
такой ребенок беспомощен и зависим от взрослых.
Упрямство — способ настоять на своем, первая попытка самоутверждения.
Такой ребенок проявляет упрямство только в ответ на поведение или
требования родителей.
Капризный ребенок находится в особом состоянии «готовности к капризу» и
начинает ныть и плакать по любому поводу.
Для «упрямца» самое главное — не уступить, настоять на своем. Если
взрослый махнет на него рукой, он будет только рад.
«Капризуля», наоборот, стремится добиться еще большего внимания к себе.
У упрямого ребенка всегда есть мнение, цель, которые он может
противопоставить желанию родителей. Его любимое выражение: «Я хочу!» А у
капризного ребенка любимые слова: «Я не хочу!» Он предпочитает
последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители.
Такие дети почти никогда не предлагают своего варианта. Если упрямство
ребенка — результат требовательности родителей, то капризы, наоборот,
следствие чрезмерной уступчивости близких. Упрямство легче поддается
коррекции именно потому, что изменений личности у ребенка в большинстве
случаев нет. Его неправильное поведение — во многом отражение
неправильного поведения взрослых. Изменится позиция взрослых —
изменится и позиция ребенка.
Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Ведущий: «А сейчас предлагаем вам небольшой тест. Самое важное в этом тесте не столько результат, ведь он может измениться, если вы захотите приложить усилия, а то, что вы наглядно видите те особенности своей воспитательной позиции, на которые вам стоит обратить внимание».
Родителям раздаются бланки с тестами.
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Можете ли Вы… | Могу и всегда так Поступаю 3балла | Могу, но не всегда так поступаю 2 балла | Не могу 1 балл. | |
1 | …в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? | |||
2 | …посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? | |||
3 | …признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему | |||
4 | …извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? | |||
5 | …сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас? | |||
6 | …поставить себя на место ребенка? | |||
7 | …поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая Фея? | |||
8 | …рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? | |||
9 | …всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | |||
10 | …пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение | |||
11 | …выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться? | |||
12 | …не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? | |||
13 | …устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? |
Ключ к тесту:
Ответ «А» оценивается в 3 балла, ответ «Б» - в 2 балла, ответ «В» - в 1 балл.
Если Вы набрали от 30 до 39 баллов, значит ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 баллов: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число менее 16 баллов говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Сегодня мы пригласили вас в «Мировое кафе», чтобы всем вместе обсудить эту проблему и найти способы её решения.
А сейчас мы вас ознакомьтесь с этикетом и режимом работы «Мирового кафе»:
· «Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном»
· «Не отсиживайтесь - вносите свои мысли, мнения, размышления»
· «Говорите без задних мыслей и от всего сердца»
· «Слушайте, чтобы понимать»
· «Связывайте и соединяйте идеи»
·«Фиксируйте свои идеи и решения на бумаге, вносите свои «ингредиенты» в
каждое блюдо»
· «Получайте удовольствие!»
Режим работы кафе с 18.00ч до 19.30ч.
Напоминаю, Ваши мысли, идеи, мнения, – это ингредиенты блюд нашего «Мирового кафе». В конце обсуждения мы получим готовые блюда в виде принятых решений! Настало время познакомиться с меню.
(Зачитывается карта меню)
Карта меню:
Аперитив «Ассорти из детских капризов и упрямств».
Гарнир (стол №1) «Причины детских капризов и упрямств».
Острое блюдо (стол №2) «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет – то почему, если да – то как?)»
Коктейль ( 3 стол)из «Советов и рекомендаций родителям»
Десерт «Обсуждение».
Подведение итогов.
- Рефлексия «Пицца»
Педагог: Психологи утверждают, что любая проблема, трудность в жизни несет в себе возможности – нужно только правильно этим воспользоваться. Вы уже поделились на три группы. Предлагаю в таком составе продолжить работу.
В качестве аперитива я предлагаю вам начать с «Ассорти из детских капризов и упрямств». Возьмите в перечнице описание ситуации. Проанализируйте ее и предложите, как решить.
На трех столах стоит по одной перечнице, в каждой – по одной карточке.
На них – по одной ситуации. Родители изучают ситуации на своих столах, дискутируют
и предлагают свой вариант, как решить проблему.(5мин)
И так :
Аперитив «Ассорти из детских капризов и упрямств»
Ситуация №1
Мама пришла домой с 5-летней Наташей. Девочка громко требует: “Хочу на улицу! Хочу еще погулять! Хочу кататься на качелях! ”
Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама, чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь…
Вопросы для обсуждения:
- каково ваше мнение, правильно ли поступила мама?
- что на ваш взгляд могло стать причиной такого поведения девочки?
- Как в такой ситуации поступили бы вы?
- Какие ошибки были допущены взрослым?
Вывод: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку - он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя.
Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние!
Надо иметь ввиду, что такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих, поэтому важно увести ребенка «со сцены» домой или в спокойное место, где нет посторонних.
Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его вопли не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет.
Если вы видите, что причиной стало переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Наташа плачет, устала, ничего, бывает… », монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации).
Ситуация №2
Антон бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Антон кричит громче, ногами стучит сильнее, слезы катятся быстрее. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит папе: «Ну ладно, давай уступим». А Антону только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее.
Вопросы для обсуждения:
- Что можно сказать про эту ситуацию?
- Что стало причиной такого поведения?
- Как стоит поступать родителям?
Вывод: Прежде всего, родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета, выступая единым «фронтом» мама и папа.
Очевидно, что демонстративное поведение Антона было рассчитано именно на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем и умеют прекрасно извлекать выгоду из личных особенностей взрослых, то, что нельзя получить от папы, можно попросить у мамы и т. д.
Необходимо выработать единые требования к ребенку у всех членов семьи! Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого и тем более противоречить и спорить на глазах у ребенка.
Необходимо сформировать у ребенка понятие “нельзя”. И это не жадность или жестокость, а забота о здоровье и безопасности вашего малыша.
Ситуация№3
Мама Вовы очень сольно сердиться на сына за то, что он часто роняет игрушки с полки и не убирает их на место. Она ругает его, запрещает даже подходить к полкам, а если малыш все-таки подходит, напряженно за ним следит, волнуется, нервничает. А Вова начинает сбрасывать игрушки на пол уже специально, раскидывать с криками: «Не буду убирать! Не хочу!»
Вопросы:
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
-В чем вы видите причину упрямства и капризов Вовы?
- Какой выход из ситуации?
Вывод: Не стоит кричать на ребенка. Возможно, малыш все-таки начнет убирать игрушки, но на следующий день повторится то же самое. В такой ситуации лучше спокойно объяснить ребенку «правила игры». Если игрушки будут ночевать на своих местах, на следующий день они будут ждать ребенка в комнате, и он сможет с ними играть. Если же игрушки не убрать, тогда их соберет мама и уберёт на высокую полку на пару дней. У ребёнка есть выбор, как поступить, вы его об этом предупредили. В случае, если ребенок не убирает за собой игрушки, родителям нужно сдержать слово.
Что делать в случаях, когда ребенок разбрасывает вещи, игрушки:
- Убрать с поля зрения ребенка лишние игрушки.
- Стараться предотвращать ситуации, в которых ребенок может проявлять подобное поведение.
- Заранее проговаривать место, куда необходимо положить вещь. Добиваться самостоятельного выполнения требования.
- Если ребенок в состоянии, то можно добиваться, что бы разбросанные им вещи убирались самостоятельно.
- Если вы где-то запрещаете разбрасывать игрушки и вещи, то нужно предложить место и время, где ребенок может насытить эту потребность.
Педагог: Уважаемые гости, предлагаю вам продолжить наш «ужин» и для этого нам нужно распределить роли. За каждым столом один человек становится «хозяином» или «хозяйкой». Пожалуйста, вместе выберите, кто возьмет на себя эту роль. (Родители выбирают «хозяев» стола.) Остальные будут «гостями».
У каждого стола будет свое «блюдо» – тема для дискуссии. Идеи, как разобраться с проблемами по теме дискуссии, «гости» и «хозяева» смогут записывать
на бумажных скатертях. Можно не только писать текст, но и рисовать картинки
и схемы. «Хозяина стола» является хранителем знаний вашей группы. Ваша задача — фиксировать информацию и при переходе участников за новый стол приветствуют новую команду, вводят в тему и рассказывают о том, что наработано прошлой группой. «Хозяину» или «хозяйке» нужно будет ввести новых «гостей» в курс дела. Желательно развивать идеи предыдущих «гостей» стола, но не менее ценно вносить свои.
«Хозяева» остаются, не меняют стол.
Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Все идеи принимаются без критики».
Другие гости стола являются УЧАСТНИКАМИ – они вместе с «Хозяевами стола» ищут варианты ответа на вопрос, набрасывают ключевые идеи на скатертях (ватманах) или делают заметки на стикерах. По команде ведущего участники меняются столами по «часовой стрелки». Новые участники дополняют список своими идеями.
Важно, чтобы «хозяева» смогли потом объяснить, что нарисовано и написано
на скатертях, ведь «гости» после беседы за одним столом пересядут за другой,
Начинать и заканчивать обсуждения «гости» будут по моему сигналу – звону колокольчика. На каждое обсуждение у вас будет по пять минут. То есть
за 15 минут «гости» должны побывать за всеми столами. После того как «гости»
сделают круг по часовой стрелке, «хозяева» по очереди презентуют итоги работы своих столов.
Названия блюд и пожелания к ингредиентам вы найдете в салфетницах. (Говорит то, что написано на карточках в салфетницах.) Итак, Стол №1 – создает гарнир на тему «Причины детских капризов и упрямств»». Стол № 2 создает острое блюдо на тему - «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет – то почему, если да – то как?)», Стол №3 готовит коктейль из «Советов и рекомендаций родителям». А все вместе мы готовим десерт из обсуждений. Вам нужно подобрать ингредиенты, которые помогут сформировать точное понятие капризам и упрямством, найти причины, и правильное решение как выйти из той иной иной ситуации.
Посмотрите, у всех есть все необходимое на столах для кулинарного творчества? Может,
есть вопросы по блюдам? Все готовы? Тогда начинаем!
(Родители проверяют, все ли есть у них на столах для работы. При необходимости задают вопросы.)
Но прежде чем мы начнем, как в любом кафе, хотелось бы предложить всем чашечку чая или кофе, раскрепоститься и спокойно делиться за своим столиком идеями и мыслями по теме встречи.
Десерт «Обсуждение».
Гарнир (стол №1) «Причины детских капризов и упрямств». ( какие виды 2 категории капризов вы можете выделить ?)
. Приходим к выводам, что причины детских капризов можно разделить на 2 категории: физиологические и педагогические (гиперопека, гипоопека, неправильное поведение родителей и т.п.)
Физиологическими причинами капризов являются:
- плохое самочувствие
- чувство голода
- недостаток внимания
- незрелость нервной системы
- переутомление
- проявляет характер– у каждого ребёнка есть свои индивидуальные особенности; тип нервной системы
- ребёнок хочет сделать по-своему, добиться своего
- реакция на родительский запрет
Педагогическими причинами капризов являются:
- Гиперопека,когда потребности ребенка удовлетворяются за счет потребностей родителей)
- Гиооопека это когда потребности родителя удовлетворяются за счет потребностей ребенка.
- неправильное поведение родителей -слишком много разрешают
- чрезмерная уступчивость взрослых
- нарушение режима дня
- смена обстановки
- обилие впечатлений.
Упрямство и капризы у детей нередкие явления. Иногда встречаются жалобы на упрямство, иногда на капризы, а иногда на то и другое.
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
Как было уже сказано ранее, упрямство и капризы две стороны одного и того же нарушения-проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах.
Острое блюдо (стол №2) «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет – то почему, если да – то как?)»
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
- достигнуто не своим трудом.
- не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
- из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
- за поступок, за свершившееся действие.
- начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
- очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
3. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
- ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
- во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
- после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
- когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
- когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
- когда вы сами не в себе.
Коктейль ( 3 стол)из «Советов и рекомендаций родителям»
Что же делать родителям, если их малыш упрям или капризен? Вот некоторые советы:
- важно, чтобы ребёнок не чувствовал Ваш авторитарный метод воспитания, относитесь к нему как к равному;
- взрослым важно попытаться изменить свой стиль воспитания;
- предоставляйте ребёнку один вариант поведения, а не ставьте его перед выбором;
- к проявлениям капризов и упрямства детей проявляйте настойчивость, терпение и самообладание;
- приобщайте ребёнка к правилам и нормам, которые приняты социумом;
- проводите своё свободное время с Вашим ребёнком, участвуйте в совместных играх, которые ему интересны;
- старайтесь всегда хвалить ребёнка за старания в порученном деле;
- предоставляйте ребёнку место и время для уединения.
Как бороться с капризами ребенка: 7 советов родителям
- Сохраняйте спокойствие в любой ситуации В любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. ...
- Наберитесь терпения ...
- Держите свое слово ...
- Используйте разумные доводы ...
- Переключайте внимание ребенка ...
- Предупреждайте детские капризы ...
- Не оставляйте ребенка одного
Педагог предлагаем оценить сегодняшнее мероприятие.
- Рефлексия «Пицца»
Вам, уважаемые родители, предлагается выбрать начинку для пиццы. На тарелочках разложены кружочки красного, зеленого и синего цвета – это «начинка» для пиццы.
Зеленые – полезная информация.
Синие – для мня это не ново.
Красные – пустая трата времени.
Педагог :В заключении, мы хотим раздать вам небольшие памятки с рецептами «Как справиться с детскими капризами» и искренне надеемся, что результатом нашей сегодняшней встречи станет отсутствие капризов и хорошее поведение детей!
Рекомендации для родителей
«Как справиться с детскими капризами и упрямством»
1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский)
2. Не завышайте требований к своему ребенку.
3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.
4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.
5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.
6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.
7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.
8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе?»).
9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение.
10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку.
11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена. Ребенок может быть лишен чего-либо.
12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.
13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.
14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.
1 правило, которое необходимо помнить родителям: следует постараться четко определить причину детского гнева или истерики. Если ребенок увидел вдруг игрушку в витрине и начал визжать, требуя, чтобы ее срочно ему купили, — это, само собой, каприз необоснованный. Если малыш решил вдруг попробовать самостоятельно завязать на ботинках шнурки, но мамочке некогда, она торопится и не дает ребенку сделать этого, а он начинает настаивать с невероятным упорством: «Я сам!», сопровождая требование криками, слезами и скандалом — здесь вина целиком и полностью лежит на взрослом. Нет совершенно ничего плохого, чтобы малыш понемногу становился самостоятельным, в его желании что-то научиться делать самому.
2 правило. Когда «сцена» только начинается, нужно постараться ребенка чем-нибудь отвлечь. Изображайте удивление, что-нибудь говорите, главное, чтобы ваш ненаглядный крикун переключился, отвлекся от процесса. Скажите, к примеру: «Ой, смотри, какая удивительная птичка прилетела к нашему окошку. Вдруг она волшебная? Ну-ка пойдем с ней познакомимся...». Если капризный ребенок еще вменяем в этот момент, то он включится в игру с удовольствием и благополучно забудет о предыдущей проблеме.
3 правило. Если отвлечь малыша не удалось, попробуйте оставить его на какое-то время в покое, не обращать внимания на детские истерики. Заядлый крикун, очень капризный ребенок обычно любит поскандалить на «публику» и достаточно быстро затихает, если его никто не видит. Вооружитесь терпением, и старайтесь соблюдать абсолютное спокойствие. Привыкший к повышенному вниманию, ребенок будет обезоружен тем фактом, что вы не воспринимаете всерьез его причуды, и его детские истерики и истошные крики оставляют вас равнодушными. Довольно скоро очень капризный ребенок поймет, что таким поведением ему больше ничего не добиться. И не паникуйте, не комплексуйте, если кто-то посторонний видит истерику малыша и ваше якобы полное равнодушие. Запомните: для вас гораздо важнее будущие взаимоотношения с вашим малышом, нежели то, что подумают о вас совершенно посторонние люди.
4 правило. Никогда и ни при каких условиях не шантажируйте детей! Категорически запрещены в общении с детьми, фразы типа: «Если ты не замолчишь сейчас же, я тебя любить не буду...», «Если станешь меня доводить, тогда я умру». Не делайте подобного никогда! Единственное, чего вы сможете добиться таким образом — это научить малыша говорить неправду и прибегать к шантажу, когда что-то понадобится ему. Будете делать так и ожидайте услышать: «Я уйду из дома, если ты будешь заставлять меня делать уроки!», «Я прыгну с крыши, если не отпустишь гулять!» и так далее. А самое страшное, что, учитывая особенности детской и подростковой тонкой психики, никогда не можешь быть уверен, говорит он всерьез или нет, просто шантажирует или исполнит свое обещание, если вы с ним не, согласитесь.
5 правило. Взрослым нужно выбрать правильную тактику поведения и придерживаться ее постоянно, с самых первых истерик и капризов. Если ребенку удается добиться своего при помощи капризов, он станет все чаще прибегать к данному способу. Ребенка нужно с самого начала приучить к вашей спокойной, твердой реакции на его вспышки гнева, он поймёт, что кричать бесполезно и значительно реже будет использовать такой способ для решения своих проблем и удовлетворения своих желаний, в том числе и в общественном месте.
6 правило. Ни в коем случае старайтесь не срываться в ответ на детские истерики. Только спокойствие. Не кричите, не шлепайте его, так вы только подольете масла в огонь, - он не сможет в таком состоянии осознать «причинно-следственную связь» между своим поведением и болью, которую вы ему причинили. Так вы только ополчите его против себя, приумножите истерическое состояние сейчас, и в следующий раз он уже не станет с вами «церемониться» - просить о чем-то, а сразу учинит скандал. Детские истерики вообще рекомендуется не удовлетворять, чтобы малыш не требовал. Если все же материнское сердце дрогнет, пообещайте купить ему вожделенную игрушку в следующий раз, при условии, что он будет хорошо себя вести. Только не забудьте, потом выполнить свое обещание – это край не важно!
7 правило. Когда капризный ребенок перестанет шуметь, когда буря утихнет, непременно поговорите с малышом ласково о случившемся. Скажите, что вас очень огорчило его поведение, что вы расстроились из-за его истерики. Но только не отождествляйте ребенка с его поступком – не говорите, что он плохой, капризный ребенок, и прочее. Напротив, уверьте малыша, что вы любите его, несмотря ни на что, и убеждены, что он больше не будет так поступать, постарается впредь вести себя хорошо. Такой разговор крайне необходим, чтобы у малыша не возникло стойкое чувство вины, как это часто бывает после бурных эмоциональных вспышек гнева.
Помните, что маленькие детки не умеют управлять и контролировать, ни свое возмущение, ни чувство вины. Когда уже все позади, все прошло, утихло, не упрекайте ребенка, не угрожайте ему наказанием — помните: ребенок в каком-то смысле уже сам себя наказал.
Мой ребёнок радуется, когда…
Мой ребенок злится, когда…
В общении с другими детьми мой ребенок…
Ребенок вместе с папой…
Ребенку вместе со мной нравиться
Я отдыхаю, когда…
Меня больше всего расстраивает…
Ребенок плачет, если….
Если у меня плохое настроение…
Если у ребенка плохое настроение…
Мой ребенок….
Меня беспокоит….
Меня радует….
Гарнир (стол №1) «Причины детских капризов и упрямств».
(какие виды 2 категории капризов вы можете выделить?)
Острое блюдо (стол №2) «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет – то почему, если да – то как?)»
Коктейль (3 стол) из «Советов и рекомендаций родителям»
Что же делать родителям, если их малыш упрям или капризен?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно – развивающее занятие в подготовительной группе. Тема: «Хорошо быть мальчиком. Хорошо быть девочкой».
Цель: Расширение гендерных представлений у детей.Задачи:Образовательные: · Дифференцировать подход к воспитанию мальчиков и девочек с учётом их интересов;·...
Презентация к проекту по гендерному воспитанию дошкольников на тему: "Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой".
Презентация из опыта работы по гендерному воспитанию дошкольников....
Открытое мероприятие с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».
Открытое мероприятие с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой». Цель: дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек....
Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Научите ребенка быть добрым»
создать доброжелательную обстановку; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей доброты....
Консультация для родителей на тему: «Быть в движении – значит быть здоровым!»
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждение...
Нетрадиционное родительское собрание в средней группе на тему «Быть здоровым здорово» (методическая разработка)
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и дошкольного учреждения.В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, формируются основные движения, осанка, а такж...
Нетрадиционное родит.собр «Все в твоих руках.»
Конспект не традиционного род.собрания " Все в твоих руках"Цель родительского собрания по технологии «Мировое кафе» – апробировать нетрадиционную форму взаимодействия воспи...