Программа развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
рабочая программа (подготовительная группа)
Реализуемая цель: выявление и поддержка детей, проявляющих интеллектуальные способности, а также удовлетворение их потребности в интеллектуальном развитии, соответствующем уровню их индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Утверждено приказом
МБДОУ «Остерский детский
сад «Солнышко» от 31.08.2020
Программа
по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
на 2020-2021 г.
Возраст обучающихся 5-7 лет Срок реализации:1 год
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол от 31.08.2020
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Пояснительная записка:
В данной программе представлен опыт работы по развитию
интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича,
Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера. Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых
умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей
дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от
привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности,
организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают
излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям
использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно,
была разработана программа интеллектуально-творческого развития детей 5- 7 лет, работа проводилась в три последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная группы.
Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через систему
развивающих игр. Задачи:
- Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
- Формировать умения обдумывать и планировать свои действия,
осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
- Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
- Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической терминологии.
При составлении программы использовались следующие игровые технологии:
- Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через
реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.
- Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр
Никитина.
- Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.
Организация организованной образовательной деятельности.
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 1 года. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7 лет.
Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Создание предметно-развивающей среды.
Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого
ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая
проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной
период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение
первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень
усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Интеграция образовательных областей:
- Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение
кругозора детей, сенсорное развитие.
- Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми
способами выражать свои чувства, желания и мнения.
- Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
- Образовательная область «Художественное творчество»: Развитие продуктивной деятельности детей.
- Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.
- Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
- Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
- Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Ожидаемый результат:
- Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
- У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
- Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
- Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.
Список используемой литературы.
- Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
- Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять
… » (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
- Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. :
«Детство-пресс», 2010 г.
- Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
- Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
- Смоленцова А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С. - П-б. «Детство – Пресс»: 2004
- Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет»: СПб, 2003.
- Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
- Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
- Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
- Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
- Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
- Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии
интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет
«Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
- Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г. www.maam.ru
Консультация для родителей
Интеллектуальное развитие дошкольников
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира.
Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в
результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка
кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Интеллектуальное развитие предполагает:
- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;
- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации. Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть
приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.
Задачи:
- Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) , умения обдумывать и планировать свои действия.
- Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности) ;
обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
Методы и приемы: Подробней nsportal.ru
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича «Умники и умницы» (стр. 1 ) | Социальная сеть Pandia.ru
- Знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда в пределах 5.
- Развитие конструктивных способностей детей.
- Формирование знаний о геометрических фигурах.
- Освоение количественного счёта.
- Развитие воображения и творческих способностей.
- Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.
- Знакомство детей с гласными звуками и буквами.
Совместная интегрированная игровая деятельность
«Теремок»
Цель: развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; речи, творческих способностей и самостоятельнос-ти; умений различать и называть цвет, форму, составлять фигуру из частей.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
«Как зайчонок стал храбрым». Месяц проведения: МАРТ.
Материалы: Игры «Логоформочки 3», «Фонарики», «Квадрат
Воскобовича(двухцветный) , пособие «Игровизор». Куклы (или костюмы)
Зайчонка, Ворона Метра;зонтик, листы бумаги с изображением ягод(по количеству детей) , геометрические фигуры (два маленьких квадрата, большой круг, два маленьких треугольника) .
СЕНТЯБРЬ
- Цель: формирование представлений о цвете
«Башмачки Фифы»
Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета и принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зелёным квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой.
Вдруг башмачки позеленели. Фифа огляделась.
И - о, чудо - стала замечать предметы только зелёного цвета. Встала перед синим квадратиком - башмачки посинели и вокруг стали чётко видны предметы синего цвета.
Для игры используются красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки.
Квадраты располагаются на коврографе в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета.
Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.
- Цель: формирование представлений о форме предметов.
«Лопушок»
На Полянку пришёл Лопушок. Принёс с собой для игры треугольник, круг и квадрат. Разложил и… Если Лопушок вставал напротив круга, то становился круглым, напротив квадрата – квадратным, напротив треугольника –
треугольным.
Для игры используются геометрические фигуры – квадрат, треугольник и круг. Фигуры располагаются в ряд – это волшебная дорожка. С помощью
«Разноцветных верёвочек» дети под квадратом делают аппликацию
квадрата, под кругом – круга, под треугольником – треугольника (это Лопушок меняет форму) .
Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, круглой и треугольной форм.
- Цель: формирование представлений о размере предметов.
«Игрушечный дождь»
Как – то раз над Полянкой прошёл настоящий игрушечный дождь. После него появились не огромные лужи, а большие островки игрушек. Игрушки были разные – высокие и низкие, длинные и короткие, толстые и тонкие.
Гусеница Фифа тут же принялась их собирать. Сначала она выбрала высокие, потом – низкие.
На коврографе раскладываются картинки с изображением предметов различного размера. Детям предлагается соединить верёвочкой сначала все высокие предметы, потом все низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.
- Цель: учить детей соотносить предметы по величине.
«Конфеты».
Однажды Лопушок и Фифа нашли на Полянке две коробки с конфетами. В одной коробке конфеты были большие, а в другой – маленькие. Друзья тут
же разделили конфеты поровну и начали их есть. Как только Лопушок съедал конфету, Фифа искала в своей коробке точно такую же.
К вечеру у друзей разболелись животы.
Для игры используются большие и маленькие фигуры, которые разделяются по размеру («Фонарики Ларчик») .
Конфеты какого размера достались Лопушку? Фифе? Часть детей играет роль Лопушка и берёт геометрические фигуры большего размера, а часть – Фифы и выбирает фигуры меньшего размера.
Двухцветный квадрат Воскобовича.
- Цель: развитие конструктивных способностей детей.
«Превращения квадрата» «Домик» (фигура 1) .
-А за Фиолетовым лесом, располагался самый обыкновенный город. И вот в этом Городе, в самой обыкновенном доме жила самая обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат.
Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был Дедушка
Четырёхугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа.
Дедушка часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передаёт всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук мечтает стать.
После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один.
«Интересно, а кем я могу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошёл к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и
ничем не примечательный, - подумал про себя Квадрат – То ли дело домик во дворе.
Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком».
Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необыкновенно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел домик. Конечно, он этому немного удивился, но невесёлые мысли отвлекли его, и он снова превратился в квадрат.
Знакомство детей с условными обозначениями в схемах к игре.
«Фонарики»
- Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины) .
«Форма фонариков»
Магнолику подарили фонарики – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные и овальные. Сначала Магнолик зажёг круглые фонарики.
Ребёнок вынимает из игрового поля вкладыши круглой формы.
Затем квадратные и треугольные.
Малыш вынимает из игрового поля вкладыши квадратной и треугольной формы.
«Чудо – крестики 1»
- Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета и формы) ; тренировка мелкой моторики рук.
«Знакомимся с крестиками».
-Перед вами новая игра. На что она похожа? (на цветочную поляну, пёструю поляну, мозаику, калейдоскоп и т. п.) .
-В центре игрового поля находится круг. Какого он цвета? Составь его из двух половинок.
Круги получились одинаковыми? Как проверить? (наложить друг на друга) .
-Где находится целый крестик? (слева) . Какого он цвета? (красного) . Из
какого количества частей состоит крестик жёлтого цвета? Покажи крестики зелёного и синего цвета. Где они находятся?
«Шнур Малыш»
- Цель: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.
«Знакомство с игрой»
Показ основных приёмов работы со шнуром: шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки», может «нырять» и «выныривать».
«Вышивание» дорожки №1. Материал с сайта pandia.ru
Проект (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие
интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. А. Камю
Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла,
прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.
Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание».
Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному
направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих
интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит
спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».
Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
Ссылка на источник nsportal.ru
Программа развития интеллекта детей 6-7 лет
Данная коррекционно-развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го года
жизни предназначена для использования психологом в детском саду и предполагает развитие:
- визуально-пространственных навыков у детей - узнавание форм, образов, схем, узоров, цветов. Пространственное сознание включает понимание положения тела относительно других предметов в пространстве и
соотношение этих предметов;
- речевых умений у детей - умение писать, читать и говорить: знание
семантики слов, зрительное и осязательное распознавание букв, способности слушать собеседника;
- математических навыков у детей-умение мысленно выполнять
элементарные математические вычисления, работать с цифрами: считать и распознавать их, иметь представление о простых числах;
- кинестетические навыки - те, которые требуют контроля над движениями тела, включая равновесие и динамику;
- навыки межличностного общения у детей-умение взаимодействовать с окружающими, понимать их, комфортно чувствовать себя в обществе - быть социально активным.
Цель программы: развитие зрительно-пространственных, математических, кинестетических навыков, речевых умений и навыков межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста.
Краткое описание программы развития интеллекта старших дошкольников Программа состоит из 10 занятий, каждое в свою очередь включает 3-4 игры, в зависимости от сложности и продолжительности задания. Занятия
способствует развитию всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений у дошкольников, они частично состоят из упражнений, а в основном из игр.
Продолжительность занятия - от 20 до 30 минут в зависимости от эмоциональной оценки видов деятельности на занятии. Оптимальное количество участников - 10 детей.
Работа по данной программе проста и не требует большой подготовки наглядного и раздаточного материала, ведь большинство необходимых материалов дети сами помогают изготовить во время занятия.
Читать далее psichologvsadu.ru
Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Проект программы
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла,
прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.
Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные
государственные требования к структуре основной образовательной
программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОи Н РФ от 23. 11. 2009 г. № 655) .
Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному
направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих
интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит
спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».
Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
Читать далее nsportal.ru
- Приложения 15
Пояснительная записка
Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он
делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира.
Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.
Я. А. Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания.
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов.
Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга,
установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.
Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает
обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека.
Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура
мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения,
сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.
Использование развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное
эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,
красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.
Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально –
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа
разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.
Цель программы: всестороннее развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих
способностей через развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера. Задачи программы:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) ;
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
- формирование представлений ( математических, об окружающем мире)
, речевых умений;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Принципы построения программы:
- Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
- Принцип доступности.
- Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
- Принцип деятельности ( новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми) .
- Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на положительные качества ребёнка) .
- Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.
Содержание программы:
Развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера
- игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/,
«Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки»,
«Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки»)
- игры на внимание («Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша»)
- игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик
«брызг-брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) , «Змейка»)
- игры на развитие творческого мышления («Квадрат
Воскобовича(четырёхцветный) », «Чудо- крестики», «Чудо- соты»,)
- игры на развитие речи («Шнур- затейник», «Геоконт», «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат»)
- игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты»,
«Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат»
Ожидаемый результат
Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно
усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь- доказательство, речевое общение;
- умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
- умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
- развитая мелкая моторика кистей рук.
Сведения об участниках программы:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста на один учебный год. Она предполагает активное участие родителей, педагогов.
Место реализации - детский сад и семья. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, в месяц - восемь занятий, в год-62. Продолжительность каждого занятия: 25 мин.- старшая группа, 30 мин.- подготовительная группа.
Средства реализации программы:
Комплекты развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера, сказочные герои фиолетового леса.
Подробней на сайте nsportal.ru Другие статьи по теме:
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...
- Английский для дошкольников программа
Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет)
Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих
психофизических особе...
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством
различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Развитие...
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...
- Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников
Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается...
- Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников
Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно- эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей
дошкольного возрас...
«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика
педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...
- Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников
Дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста Тема: Дидактическая игра, как средство
развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Старший дошколь...
Педагогическая технология использования художественной
литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для
развития его ума, ф...
Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький
исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...
- Презентация социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос
Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...
Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561492-1420881171.jpg)
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
методическая разработка по развитию способностей детей...
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми
Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/16/picture-1022710-1534399533.jpg)
статья на тему : "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.В. Ерохина, МБОУ «Лицей №3» городского округа город Воронеж . Игра для дошкольников &nda...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/28/picture-1154277-1646057675.jpg)
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Материал содержит планирование по самообразованию воспитателя ДОУ на год....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-1363519-1636905672.jpg)
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».
laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии»....
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из акт...
Развитие интеллектуальных способностей детей школьного возраста посредством игровой деятельности
Цель: Построение педагогического процесса, способствующего повышению уровня развитияинтеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игры. Задачи: 1. Развитие у дошк...