Программа развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
рабочая программа (подготовительная группа)

Умнягина Елена Григорьевна

Реализуемая цель: выявление и поддержка детей, проявляющих интеллектуальные способности, а также удовлетворение их потребности в интеллектуальном развитии, соответствующем уровню их индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx70.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Утверждено  приказом

МБДОУ «Остерский детский

сад «Солнышко»  от 31.08.2020

Программа

по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

на 2020-2021 г.

Возраст обучающихся 5-7 лет Срок реализации:1 год

Рассмотрено на  заседании                          

Педагогического совета                                  

Протокол  от 31.08.2020

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Пояснительная записка:

В данной программе представлен опыт работы по развитию

интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича,

Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера. Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых

умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей

дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от

привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности,

организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают

излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям

использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно,

была разработана программа интеллектуально-творческого развития детей 5- 7 лет, работа проводилась в три последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная группы.

Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через систему

развивающих игр. Задачи:

  • Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
  • Формировать умения обдумывать и планировать свои действия,

осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
  • Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
  • Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической терминологии.

При составлении программы использовались следующие игровые технологии:

  1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через

реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.

  1. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр

Никитина.

  1. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.

Организация организованной образовательной деятельности.

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 1 года. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7 лет.

Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого

ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая

проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной

период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение

первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень

усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Интеграция образовательных областей:

  1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение

кругозора детей, сенсорное развитие.

  1. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми

способами выражать свои чувства, желания и мнения.

  1. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
  2. Образовательная область «Художественное творчество»: Развитие продуктивной деятельности детей.
  3. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.
  4. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
  5. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
  6. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Ожидаемый результат:

  1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие

умозаключения.

  1. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
  2. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
  3. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.

Список используемой литературы.

  1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
  2. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять

… » (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.

  1. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
  2. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. :

«Детство-пресс», 2010 г.

  1. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
  2. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
  3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
  4. Смоленцова А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С. - П-б. «Детство – Пресс»: 2004
  5. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет»: СПб, 2003.
  6. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
  7. Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
  8. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
  9. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
  10. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
  11. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет

«Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.

  1. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г. www.maam.ru

Консультация для родителей

Интеллектуальное развитие дошкольников

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира.

Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в

результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка

кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

  • аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;
  • развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации. Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть

приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

Задачи:

  1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) , умения обдумывать и планировать свои действия.
  2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех

стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное

«открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и

явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы: Подробней nsportal.ru

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича «Умники и умницы» (стр. 1 ) | Социальная сеть Pandia.ru

  • Знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда в пределах 5.
  • Развитие конструктивных способностей детей.
  • Формирование знаний о геометрических фигурах.
  • Освоение количественного счёта.
  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.
  • Знакомство детей с гласными звуками и буквами.

Совместная интегрированная игровая деятельность

«Теремок»

Цель: развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; речи, творческих способностей и самостоятельнос-ти; умений различать и называть цвет, форму, составлять фигуру из частей.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

«Как зайчонок стал храбрым». Месяц проведения: МАРТ.

Материалы: Игры «Логоформочки 3», «Фонарики», «Квадрат

Воскобовича(двухцветный) , пособие «Игровизор». Куклы (или костюмы)

Зайчонка, Ворона Метра;зонтик, листы бумаги с изображением ягод(по количеству детей) , геометрические фигуры (два маленьких квадрата, большой круг, два маленьких треугольника) .

СЕНТЯБРЬ

  • Цель: формирование представлений о цвете

«Башмачки Фифы»

Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета и принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зелёным квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой.

Вдруг башмачки позеленели. Фифа огляделась.

И - о, чудо - стала замечать предметы только зелёного цвета. Встала перед синим квадратиком - башмачки посинели и вокруг стали чётко видны предметы синего цвета.

Для игры используются красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки.

Квадраты располагаются на коврографе в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета.

Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.

  • Цель: формирование представлений о форме предметов.

«Лопушок»

На Полянку пришёл Лопушок. Принёс с собой для игры треугольник, круг и квадрат. Разложил и… Если Лопушок вставал напротив круга, то становился круглым, напротив квадрата – квадратным, напротив треугольника –

треугольным.

Для игры используются геометрические фигуры – квадрат, треугольник и круг. Фигуры располагаются в ряд – это волшебная дорожка. С помощью

«Разноцветных верёвочек» дети под квадратом делают аппликацию

квадрата, под кругом – круга, под треугольником – треугольника (это Лопушок меняет форму) .

Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, круглой и треугольной форм.

  • Цель: формирование представлений о размере предметов.

«Игрушечный дождь»

Как – то раз над Полянкой прошёл настоящий игрушечный дождь. После него появились не огромные лужи, а большие островки игрушек. Игрушки были разные – высокие и низкие, длинные и короткие, толстые и тонкие.

Гусеница Фифа тут же принялась их собирать. Сначала она выбрала высокие, потом – низкие.

На коврографе раскладываются картинки с изображением предметов различного размера. Детям предлагается соединить верёвочкой сначала все высокие предметы, потом все низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.

  • Цель: учить детей соотносить предметы по величине.

«Конфеты».

Однажды Лопушок и Фифа нашли на Полянке две коробки с конфетами. В одной коробке конфеты были большие, а в другой – маленькие. Друзья тут

же разделили конфеты поровну и начали их есть. Как только Лопушок съедал конфету, Фифа искала в своей коробке точно такую же.

К вечеру у друзей разболелись животы.

Для игры используются большие и маленькие фигуры, которые разделяются по размеру («Фонарики Ларчик») .

Конфеты какого размера достались Лопушку? Фифе? Часть детей играет роль Лопушка и берёт геометрические фигуры большего размера, а часть – Фифы и выбирает фигуры меньшего размера.

Двухцветный квадрат Воскобовича.

  • Цель: развитие конструктивных способностей детей.

«Превращения квадрата» «Домик» (фигура 1) .

-А за Фиолетовым лесом, располагался самый обыкновенный город. И вот в этом Городе, в самой обыкновенном доме жила самая обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат.

Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был Дедушка

Четырёхугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа.

Дедушка часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передаёт всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук мечтает стать.

После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один.

«Интересно, а кем я могу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошёл к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и

ничем не примечательный, - подумал про себя Квадрат – То ли дело домик во дворе.

Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком».

Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необыкновенно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел домик. Конечно, он этому немного удивился, но невесёлые мысли отвлекли его, и он снова превратился в квадрат.

Знакомство детей с условными обозначениями в схемах к игре.

«Фонарики»

  • Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины) .

«Форма фонариков»

Магнолику подарили фонарики – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные и овальные. Сначала Магнолик зажёг круглые фонарики.

Ребёнок вынимает из игрового поля вкладыши круглой формы.

Затем квадратные и треугольные.

Малыш вынимает из игрового поля вкладыши квадратной и треугольной формы.

«Чудо – крестики 1»

  • Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета и формы) ; тренировка мелкой моторики рук.

«Знакомимся с крестиками».

-Перед вами новая игра. На что она похожа? (на цветочную поляну, пёструю поляну, мозаику, калейдоскоп и т. п.) .

-В центре игрового поля находится круг. Какого он цвета? Составь его из двух половинок.

Круги получились одинаковыми? Как проверить? (наложить друг на друга) .

-Где находится целый крестик? (слева) . Какого он цвета? (красного) . Из

какого количества частей состоит крестик жёлтого цвета? Покажи крестики зелёного и синего цвета. Где они находятся?

«Шнур Малыш»

  • Цель: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.

«Знакомство с игрой»

Показ основных приёмов работы со шнуром: шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки», может «нырять» и «выныривать».

«Вышивание» дорожки №1. Материал с сайта pandia.ru

Проект (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие

интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. А. Камю

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей

дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла,

прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание».

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному

направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих

интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит

спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Ссылка на источник nsportal.ru

Программа развития интеллекта детей 6-7 лет

Данная коррекционно-развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го года

жизни предназначена для использования психологом в детском саду и предполагает развитие:

  • визуально-пространственных навыков у детей - узнавание форм, образов, схем, узоров, цветов. Пространственное сознание включает понимание положения тела относительно других предметов в пространстве и

соотношение этих предметов;

  • речевых умений у детей - умение писать, читать и говорить: знание

семантики слов, зрительное и осязательное распознавание букв, способности слушать собеседника;

  • математических навыков у детей-умение мысленно выполнять

элементарные математические вычисления, работать с цифрами: считать и распознавать их, иметь представление о простых числах;

  • кинестетические навыки - те, которые требуют контроля над движениями тела, включая равновесие и динамику;
  • навыки межличностного общения у детей-умение взаимодействовать с окружающими, понимать их, комфортно чувствовать себя в обществе - быть социально активным.

Цель программы: развитие зрительно-пространственных, математических, кинестетических навыков, речевых умений и навыков межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста.

Краткое описание программы развития интеллекта старших дошкольников Программа состоит из 10 занятий, каждое в свою очередь включает 3-4 игры, в зависимости от сложности и продолжительности задания. Занятия

способствует развитию всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений у дошкольников, они частично состоят из упражнений, а в основном из игр.

Продолжительность занятия - от 20 до 30 минут в зависимости от эмоциональной оценки видов деятельности на занятии. Оптимальное количество участников - 10 детей.

Работа по данной программе проста и не требует большой подготовки наглядного и раздаточного материала, ведь большинство необходимых материалов дети сами помогают изготовить во время занятия.

Читать далее psichologvsadu.ru

Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Проект программы

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей

дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла,

прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные

государственные требования к структуре основной образовательной

программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОи Н РФ от 23. 11. 2009 г. № 655) .

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному

направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих

интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит

спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Читать далее nsportal.ru

  1. Приложения        15

Пояснительная записка

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он

делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира.

Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.

Я. А. Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания.

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов.

Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга,

установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает

обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека.

Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура

мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения,

сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.

Использование развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное

эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,

красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.

Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально –

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа

разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.

Цель программы: всестороннее развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих

способностей через развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера. Задачи программы:

  • развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
  • развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) ;
  • гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
  • формирование представлений ( математических, об окружающем мире)

, речевых умений;

  • развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

Принципы построения программы:

  1. Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
  2. Принцип доступности.
  3. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
  4. Принцип деятельности ( новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми) .

  1. Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  2. Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на положительные качества ребёнка) .
  3. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.

Содержание программы:

Развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера

  • игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/,

«Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки»,

«Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки»)

  • игры на внимание («Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша»)
  • игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик

«брызг-брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) , «Змейка»)

  • игры на развитие творческого мышления («Квадрат

Воскобовича(четырёхцветный) », «Чудо- крестики», «Чудо- соты»,)

  • игры на развитие речи («Шнур- затейник», «Геоконт», «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат»)
  • игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты»,

«Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат»

Ожидаемый результат

Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно

усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь- доказательство, речевое общение;

  • умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
  • умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
  • развитая мелкая моторика кистей рук.

Сведения об участниках программы:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста на один учебный год. Она предполагает активное участие родителей, педагогов.

Место реализации - детский сад и семья. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, в месяц - восемь занятий, в год-62. Продолжительность каждого занятия: 25 мин.- старшая группа, 30 мин.- подготовительная группа.

Средства реализации программы:

Комплекты развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера, сказочные герои фиолетового леса.

Подробней на сайте nsportal.ru Другие статьи по теме:

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Английский для дошкольников программа

Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет)

Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих

психофизических особе...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством

различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения.

Развитие...

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,

устанавливается...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно- эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей

дошкольного возрас...

«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика

педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников

Дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста Тема: Дидактическая игра, как средство

развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Старший дошколь...

Педагогическая технология использования художественной

литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для

развития его ума, ф...

Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький

исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Презентация социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

статья на тему : "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.В. Ерохина, МБОУ «Лицей №3» городского округа город Воронеж . Игра для дошкольников &nda...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».

laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии»....

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из акт...

Развитие интеллектуальных способностей детей школьного возраста посредством игровой деятельности

Цель: Построение педагогического процесса, способствующего повышению уровня развитияинтеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игры. Задачи: 1. Развитие у дошк...