Программа развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
рабочая программа (подготовительная группа)
Реализуемая цель: выявление и поддержка детей, проявляющих интеллектуальные способности, а также удовлетворение их потребности в интеллектуальном развитии, соответствующем уровню их индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 70.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Утверждено приказом
МБДОУ «Остерский детский
сад «Солнышко» от 31.08.2020
Программа
по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
на 2020-2021 г.
Возраст обучающихся 5-7 лет Срок реализации:1 год
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол от 31.08.2020
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Пояснительная записка:
В данной программе представлен опыт работы по развитию
интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича,
Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера. Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых
умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей
дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от
привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности,
организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают
излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям
использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно,
была разработана программа интеллектуально-творческого развития детей 5- 7 лет, работа проводилась в три последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная группы.
Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через систему
развивающих игр. Задачи:
- Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
- Формировать умения обдумывать и планировать свои действия,
осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
- Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
- Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической терминологии.
При составлении программы использовались следующие игровые технологии:
- Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через
реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.
- Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр
Никитина.
- Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.
Организация организованной образовательной деятельности.
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 1 года. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7 лет.
Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Создание предметно-развивающей среды.
Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого
ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая
проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной
период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение
первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень
усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Интеграция образовательных областей:
- Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение
кругозора детей, сенсорное развитие.
- Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми
способами выражать свои чувства, желания и мнения.
- Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
- Образовательная область «Художественное творчество»: Развитие продуктивной деятельности детей.
- Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.
- Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
- Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
- Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Ожидаемый результат:
- Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
- У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
- Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
- Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.
Список используемой литературы.
- Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
- Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять
… » (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
- Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. :
«Детство-пресс», 2010 г.
- Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
- Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
- Смоленцова А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С. - П-б. «Детство – Пресс»: 2004
- Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет»: СПб, 2003.
- Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
- Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
- Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
- Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
- Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
- Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии
интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет
«Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
- Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г. www.maam.ru
Консультация для родителей
Интеллектуальное развитие дошкольников
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира.
Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в
результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка
кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Интеллектуальное развитие предполагает:
- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;
- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации. Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть
приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.
Задачи:
- Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) , умения обдумывать и планировать свои действия.
- Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности) ;
обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
Методы и приемы: Подробней nsportal.ru
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича «Умники и умницы» (стр. 1 ) | Социальная сеть Pandia.ru
- Знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда в пределах 5.
- Развитие конструктивных способностей детей.
- Формирование знаний о геометрических фигурах.
- Освоение количественного счёта.
- Развитие воображения и творческих способностей.
- Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.
- Знакомство детей с гласными звуками и буквами.
Совместная интегрированная игровая деятельность
«Теремок»
Цель: развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; речи, творческих способностей и самостоятельнос-ти; умений различать и называть цвет, форму, составлять фигуру из частей.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
«Как зайчонок стал храбрым». Месяц проведения: МАРТ.
Материалы: Игры «Логоформочки 3», «Фонарики», «Квадрат
Воскобовича(двухцветный) , пособие «Игровизор». Куклы (или костюмы)
Зайчонка, Ворона Метра;зонтик, листы бумаги с изображением ягод(по количеству детей) , геометрические фигуры (два маленьких квадрата, большой круг, два маленьких треугольника) .
СЕНТЯБРЬ
- Цель: формирование представлений о цвете
«Башмачки Фифы»
Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета и принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зелёным квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой.
Вдруг башмачки позеленели. Фифа огляделась.
И - о, чудо - стала замечать предметы только зелёного цвета. Встала перед синим квадратиком - башмачки посинели и вокруг стали чётко видны предметы синего цвета.
Для игры используются красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки.
Квадраты располагаются на коврографе в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета.
Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.
- Цель: формирование представлений о форме предметов.
«Лопушок»
На Полянку пришёл Лопушок. Принёс с собой для игры треугольник, круг и квадрат. Разложил и… Если Лопушок вставал напротив круга, то становился круглым, напротив квадрата – квадратным, напротив треугольника –
треугольным.
Для игры используются геометрические фигуры – квадрат, треугольник и круг. Фигуры располагаются в ряд – это волшебная дорожка. С помощью
«Разноцветных верёвочек» дети под квадратом делают аппликацию
квадрата, под кругом – круга, под треугольником – треугольника (это Лопушок меняет форму) .
Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, круглой и треугольной форм.
- Цель: формирование представлений о размере предметов.
«Игрушечный дождь»
Как – то раз над Полянкой прошёл настоящий игрушечный дождь. После него появились не огромные лужи, а большие островки игрушек. Игрушки были разные – высокие и низкие, длинные и короткие, толстые и тонкие.
Гусеница Фифа тут же принялась их собирать. Сначала она выбрала высокие, потом – низкие.
На коврографе раскладываются картинки с изображением предметов различного размера. Детям предлагается соединить верёвочкой сначала все высокие предметы, потом все низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.
- Цель: учить детей соотносить предметы по величине.
«Конфеты».
Однажды Лопушок и Фифа нашли на Полянке две коробки с конфетами. В одной коробке конфеты были большие, а в другой – маленькие. Друзья тут
же разделили конфеты поровну и начали их есть. Как только Лопушок съедал конфету, Фифа искала в своей коробке точно такую же.
К вечеру у друзей разболелись животы.
Для игры используются большие и маленькие фигуры, которые разделяются по размеру («Фонарики Ларчик») .
Конфеты какого размера достались Лопушку? Фифе? Часть детей играет роль Лопушка и берёт геометрические фигуры большего размера, а часть – Фифы и выбирает фигуры меньшего размера.
Двухцветный квадрат Воскобовича.
- Цель: развитие конструктивных способностей детей.
«Превращения квадрата» «Домик» (фигура 1) .
-А за Фиолетовым лесом, располагался самый обыкновенный город. И вот в этом Городе, в самой обыкновенном доме жила самая обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат.
Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был Дедушка
Четырёхугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа.
Дедушка часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передаёт всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук мечтает стать.
После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один.
«Интересно, а кем я могу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошёл к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и
ничем не примечательный, - подумал про себя Квадрат – То ли дело домик во дворе.
Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком».
Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необыкновенно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел домик. Конечно, он этому немного удивился, но невесёлые мысли отвлекли его, и он снова превратился в квадрат.
Знакомство детей с условными обозначениями в схемах к игре.
«Фонарики»
- Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины) .
«Форма фонариков»
Магнолику подарили фонарики – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные и овальные. Сначала Магнолик зажёг круглые фонарики.
Ребёнок вынимает из игрового поля вкладыши круглой формы.
Затем квадратные и треугольные.
Малыш вынимает из игрового поля вкладыши квадратной и треугольной формы.
«Чудо – крестики 1»
- Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета и формы) ; тренировка мелкой моторики рук.
«Знакомимся с крестиками».
-Перед вами новая игра. На что она похожа? (на цветочную поляну, пёструю поляну, мозаику, калейдоскоп и т. п.) .
-В центре игрового поля находится круг. Какого он цвета? Составь его из двух половинок.
Круги получились одинаковыми? Как проверить? (наложить друг на друга) .
-Где находится целый крестик? (слева) . Какого он цвета? (красного) . Из
какого количества частей состоит крестик жёлтого цвета? Покажи крестики зелёного и синего цвета. Где они находятся?
«Шнур Малыш»
- Цель: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.
«Знакомство с игрой»
Показ основных приёмов работы со шнуром: шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки», может «нырять» и «выныривать».
«Вышивание» дорожки №1. Материал с сайта pandia.ru
Проект (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие
интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. А. Камю
Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла,
прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.
Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание».
Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному
направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих
интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит
спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».
Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
Ссылка на источник nsportal.ru
Программа развития интеллекта детей 6-7 лет
Данная коррекционно-развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го года
жизни предназначена для использования психологом в детском саду и предполагает развитие:
- визуально-пространственных навыков у детей - узнавание форм, образов, схем, узоров, цветов. Пространственное сознание включает понимание положения тела относительно других предметов в пространстве и
соотношение этих предметов;
- речевых умений у детей - умение писать, читать и говорить: знание
семантики слов, зрительное и осязательное распознавание букв, способности слушать собеседника;
- математических навыков у детей-умение мысленно выполнять
элементарные математические вычисления, работать с цифрами: считать и распознавать их, иметь представление о простых числах;
- кинестетические навыки - те, которые требуют контроля над движениями тела, включая равновесие и динамику;
- навыки межличностного общения у детей-умение взаимодействовать с окружающими, понимать их, комфортно чувствовать себя в обществе - быть социально активным.
Цель программы: развитие зрительно-пространственных, математических, кинестетических навыков, речевых умений и навыков межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста.
Краткое описание программы развития интеллекта старших дошкольников Программа состоит из 10 занятий, каждое в свою очередь включает 3-4 игры, в зависимости от сложности и продолжительности задания. Занятия
способствует развитию всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений у дошкольников, они частично состоят из упражнений, а в основном из игр.
Продолжительность занятия - от 20 до 30 минут в зависимости от эмоциональной оценки видов деятельности на занятии. Оптимальное количество участников - 10 детей.
Работа по данной программе проста и не требует большой подготовки наглядного и раздаточного материала, ведь большинство необходимых материалов дети сами помогают изготовить во время занятия.
Читать далее psichologvsadu.ru
Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Проект программы
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла,
прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.
Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные
государственные требования к структуре основной образовательной
программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОи Н РФ от 23. 11. 2009 г. № 655) .
Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному
направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих
интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит
спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».
Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
Читать далее nsportal.ru
- Приложения 15
Пояснительная записка
Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он
делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира.
Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.
Я. А. Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания.
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов.
Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга,
установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.
Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает
обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека.
Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура
мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения,
сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.
Использование развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное
эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,
красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.
Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально –
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа
разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.
Цель программы: всестороннее развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих
способностей через развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера. Задачи программы:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) ;
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
- формирование представлений ( математических, об окружающем мире)
, речевых умений;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Принципы построения программы:
- Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
- Принцип доступности.
- Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
- Принцип деятельности ( новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми) .
- Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на положительные качества ребёнка) .
- Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.
Содержание программы:
Развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера
- игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/,
«Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки»,
«Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки»)
- игры на внимание («Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша»)
- игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик
«брызг-брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) , «Змейка»)
- игры на развитие творческого мышления («Квадрат
Воскобовича(четырёхцветный) », «Чудо- крестики», «Чудо- соты»,)
- игры на развитие речи («Шнур- затейник», «Геоконт», «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат»)
- игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты»,
«Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат»
Ожидаемый результат
Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно
усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь- доказательство, речевое общение;
- умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
- умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
- развитая мелкая моторика кистей рук.
Сведения об участниках программы:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста на один учебный год. Она предполагает активное участие родителей, педагогов.
Место реализации - детский сад и семья. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, в месяц - восемь занятий, в год-62. Продолжительность каждого занятия: 25 мин.- старшая группа, 30 мин.- подготовительная группа.
Средства реализации программы:
Комплекты развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера, сказочные герои фиолетового леса.
Подробней на сайте nsportal.ru Другие статьи по теме:
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...
- Английский для дошкольников программа
Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет)
Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих
психофизических особе...
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством
различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Развитие...
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...
- Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников
Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается...
- Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников
Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно- эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей
дошкольного возрас...
«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика
педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...
- Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников
Дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста Тема: Дидактическая игра, как средство
развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Старший дошколь...
Педагогическая технология использования художественной
литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для
развития его ума, ф...
Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький
исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...
- Презентация социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос
Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...
Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
методическая разработка по развитию способностей детей...
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми
Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...
статья на тему : "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.В. Ерохина, МБОУ «Лицей №3» городского округа город Воронеж . Игра для дошкольников &nda...
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Материал содержит планирование по самообразованию воспитателя ДОУ на год....
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».
laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии»....
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из акт...
Развитие интеллектуальных способностей детей школьного возраста посредством игровой деятельности
Цель: Построение педагогического процесса, способствующего повышению уровня развитияинтеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игры. Задачи: 1. Развитие у дошк...