ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .
рабочая программа по теме
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы . |
{C}{C}{C}
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_babushki.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Нас всегда настораживало то, что шли дети в школу без особого энтузиазма. Большинство из них уже много месяцев посещали подготовительные занятия, на которых они сидели за партой и настоящем классе и имели все атрибуты школьной деятельности. Поэтому удивить и привлечь их к школе покупкой портфеля, пенала и формы было невозможно.
А вот то, что с приходом и первый класс нагрузка увеличится и, спрашивать е них буду! больше, они понимали.
Восемь лет назад мы стали искан, пути решение всех поставленных перед нами задач: и к школе детей подготовить, и сделать это не в ущерб их и без того ослабленному частыми болезнями организму, а наоборот, создать все условия для того, чтобы дети реже болели. Для этого, прежде всего, надо сделать пребывание ребенка в нашем учреждении не принудительным, а вызывающим только положительные эмоции.
В процессе наблюдения за детьми подготовительных к школе групп мы поняли, что форсирование
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .
Желание учиться, узнавать новое о мире придет к малышу обязательно, но при условии, если на его пути к н ому не возникнет препятствие, если ребенок не Пересы инея процессом получения знаний, если взрослые не будут заваливать его новой информацией. Надо дать малышу время: потребность к обучению должна вырасти. Вызреть. Ребенок должен сам страстно пожелать научиться чему-то и суметь затем воплотить это желание.
Наши воспитанники имеют возможность брать игры из детского сада домой. Многие родители, довольные тем, что будет чем заняться в выходные дни, поняли главное — надо не потакать своим амбициям («Моему сыну только шесть, а он уже читает!»), а развивать у собственного ребенка предпосылки к будущему обучению в школе. Надо подготовить его голову и руки к дальнейшей работе, а не забивать раньше времени ниши, которые профессионально наполнят знаниями педагоги в первом классе, когда ребенок уже полностью созреет для этого.
После того как обычные занятия в нашем детском саду уступили место совместной игровой деятельности, результаты обследования детей значительно улучшились. Во-первых, дети стали меньше болеть.
Возможно, с отсутствием соревновательного фактора, лежащего в основе любого занятия с выставлением оценок, исчез и психотравмирующий момент: дети просто играют, их ни с кем не сравнивают, не осуждают, но часто хвалят. Как результат — эмоционально благоприятная обстановка в группах положительно сказывается на соматическом состоянии детей. Уменьшилось число тревожных детей. Не последнюю роль в повышении посещаемости групп сыграл тот факт, что рейтинг воспитателей значительно вырос.
Мотивация к обучению в школе у наших выпускников сформирована не только на осознаваемом ими уровне, но и на реально действующем. Это удается выявить с помощью психодиагностических методик. Мы рады, что у большинства детей мотив к обучению в школе является учебно-познавательным, а не престижным или оценочным, как это было прежде. Если раньше для детей важнее всего была оценка, то теперь — интерес, т. е. сам процесс обучения.
Следует также упомянуть об исследовании самооценки детей и о результатах проведения в группах социометрии (изучения взаимоотношений между детьми). Результат — ни одного ребенка с заниженной самооценкой, так же как и ни одного отверженного, в нашем ДОУ не было выявлено.
Наше ДОУ успешно сотрудничает со школами, в которых учатся наши выпускники. Началась эта работа по инициативе ДОУ и в основном из-за желания проверить достоверность прогнозов на будущую учебную успешность наших выпускников. Благодаря этому сотрудничеству
появилась возможность и дальше оказывать помощь всем детям, которые в нем нуждаются.
'Тесные отношения с учителями школ помогают нам уточнить, на какие аспекты воспитания дошкольников стоит обратить особое внимание, и с какими трудностями сталкиваются больше всего первоклассники.
В ходе нашей работы мы поняли, что нельзя превращать жизнь детей в бесконечную гонку с препятствиями, ведь играя, дети учатся не только оперировать числами и буквами, но и понимать свои чувства и общаться с окружающими людьми.
Дети имели высокий уровень интеллектуальной готовности к школе. Но, в то же время, они не с первого раза понимали обращение к ним, то есть, по сути, не готовы были принять инструкцию. Большинство детей не могли задать вопрос, если им что-то было не понятно; исправить ошибку или переделать работу. Многие не умели планировать свою деятельность и не были способны принимать помощь, что, по мнению многих педагогов начальной школы и специалистов области психофизиологии, является главным показателем готовности к школе.
Как же получилось, что детей, изначально чрезвычайно любознательных и с ярко выраженной, по сравнению со взрослыми, познавательной потребностью оказалось трудно организовать? Значит, скорее всего, это мы не смогли заинтересовать их учебным процессом.
Когда мы это осознали, то решили изменить свой стиль работы и приобрели в большом количестве развивающие игры. Мы отказались от привычных форм проведения занятий, когда педагог довлеет над детьми. Воспитатель, являющийся ранее доминирующей фигурой, превратился для ребят в партнера по играм. Изменился характер обучения детей: назидания сменила игра.
К совместной игровой деятельности пришли далеко не сразу и не все воспитатели: сначала самые прогрессивные и гибкие, а затем, понаблюдав за их совместными с воспитанниками играми, и остальные педагоги. В неформальной обстановке даже замкнутые и гиперактивные дети стали легко подстраиваться под ситуацию. Воспитатели начали терпеливо поддерживать детей, откликаясь на их просьбы о помощи, стали давать им больше свободы.
Источниками развития детей являются среда, в которой они живут, культура, Которую познают в обществе.
Организация совместной деятельности
педагога с детьми
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть большой). Обучение дошкольников в процессе совместной деятельности происходит косвенно — как помощь ребенку.
Совместная деятельность — это сотрудничество, благодаря которому, ребенок становится активным участником действия, являющегося эффективным методом детского саморазвития.
Характерные особенности совместной деятельности
- Контакт между педагогом и детьми, обеспечивающий совпадение смысла деятельности и ее результата.
- Организация таким образом, чтобы обеспечить активную позицию ребенка и возникновение собственного целеполагания.
- Обеспечение возникновения в процессе деятельности партнерских отношений между педагогом и детьми.
- Обеспечение перехода совместной деятельности в самостоятельную.
О креативности, творческой самостоятельности личности ребенка старшего дошкольного возраста, гибкости, глубине его мышления свидетельствуют:
- желание и умение творить, создавать новые образы, проекты, сочинять, придумывать, изобретать;
- личностное принятие новых проблем, нового материала, проявление положительных мотивов к обучению, познавательной потребности;
- творческая активность в процессе как игровой, так и учебно-познавательной деятельности;
- самостоятельная постановка вопросов педагогу и товарищам;
- эмоционально-положительная реакция на проблемную ситуацию, ход поиска;
- умение видеть противоречия и формулировать проблему;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение вести самостоятельный поиск, добиваться результатов, делать самостоятельные выводы, обобщения;
- желание и умение высказывать собственные суждения, оценки, свой подход к решению проблемы с различных сторон;
- способность к прогнозированию, предвосхищению событий, проявление интуиции;
- способность понимать и принимать юмор, высказывать остроумные суждения;
- проявление интереса к новым понятиям и словам.
Совместная деятельность
- позволяет актуализировать индивидуальные познавательные способности детей, способствует развитию познавательной мотивации;
Этапы организации совместной деятельности
Первый этап. Приоритетной в совместной деятельности является деятельность воспитателя. Воспитатель очень активен, дети выполняют задания под руководством воспитателя: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники».
Второй этап. Дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула > того этапа: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что у вас пока не получайся: напомню, подскажу, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, и хвалит их за
самостоятельность, уверенность, инициативу.
Третий этап. Полностью самостоятельная деятельность детей. Дети выполняют задания, а воспитатель на- и подает и включается в процесс по мере необходимости в случае конфликтной ситуации. Формула этого этапа: «Мы всему научились, и можем сделать сами!»
Совместная деятельность составляет основу образования и педагогического процесса: взрослый привлекает детей к занятиям без принуждения, опираясь на интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя их своим партнерским участием в деятельности.
Совместная деятельность предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....
"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина"
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина»...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие интеллектуальных способностей Детей дошкольного возраста с помощью лего-конструирования».
Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование ...
"ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»
quot;ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»СЛАЙД 2 Авторами технологии интенсивного развития интеллектуальных...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более увер...
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича...
Опыт работы по использованию Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.
Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую завис...