проект: Зима
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему «Зимушка-зима».
Название проекта: «Зимушка- зима».
Тип проекта: познавательный
Возраст детей: подготовительная группа.
Сроки реализации: одна неделя.
Итоговое мероприятие: Спортивно- развлекательное мероприятие «Зимние приключения».
1 этап- подготовительный.
Цель проекта: расширять представления детей о зиме как времени года, зимних праздниках, забавах.
Задачи:
- Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом.
- Конкретизировать представления о диких животных севера, их повадках и образе жизни.
- Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы в процессе элементарных опытов.
- Закреплять знания детей о жизни животных в суровых северных условиях, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
- Воспитывать у детей умение любоваться зимней природой, чувствовать ее красоту.
Актуальность:
Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
2 этап-основной.
3 этап – заключительный.
- Организация выставки совместных работ взрослых и детей «Снежинки в воздухе кружатся».
- Познавательно- развлекательная программа «Зимние приключения».
- Организация выставки детской художественной литературы зимней тематики.
- Вечер стихов, загадок и пословиц.
Приложение 1.
Дидактические игры по теме «Зима, зимние забавы».
1. «Собери снеговика».
Цели:
- Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
- Совершенствование фразовой речи.
У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их.
2. «Наоборот».
Цели:
- Развитие слухового внимания, логического внимания.
- Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.
Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).
3.»Что зимой бывает».
Цели:
- Развитие представление о приметах зимы.
- Совершенствование связной речи.
Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.
4 «Снежинки»
Цели:
- Развитие сильного направленного выдоха.
- Закрепление в речи предлога На.
У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.
- «Что прячется за сугробом»
Цели:
- Развитие зрительного внимания .
- Активизация словаря по теме.
Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.
- «Когда это бывает».
Цели:
- Учить детей называть времена года по их признакам.
- Развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.
Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.
- Снег на полях,
Лед на реках
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? ( Зимой)
- Сошли снега, шумит вода,
Земля уже цветами полна.
Растет травка молодая,
Все мертвое оживает,
Когда это бывает? (Весной).
- Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
- Голые поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
- «Отгадай по описанию».
Цели:
- Учить детей называть времена года по из признакам.
- Развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года.
Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.
Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.
Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.
- «Подбери слово».
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
- «Доскажи словечко»
1.Тихо, тихо, как во снег 2.С неба все скользят пушинки
Падает на землю…. (снег) серебристые…..(снежинки)
3. На поселок, на лесок 4. Вот веселье для ребят
Все снижается…. (снежок) Все сильнее…. (снегопад)
5. Все бегут в перегонки 6. Словно в белый пуховик
Все хотят играть в ….. (снежки) Нарядился…. (снеговик)
7. Рядом снежная фигурка 8. На снегу- то посмотри
Это девочка…. (снегурка) С красной грудкой….. (снегири)
9.Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил…. (снег)
Приложение 2
Загадки про зимующих птиц.
Загадки про зимующих птиц (снегирь, синичка, воробей).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.(Снегирь)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!(Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь -
Раскрасавец красногрудый,
Житель севера … (снегирь)
На ветвях украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют.(Снегири)
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? … (снегирь)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Снегирь)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?(Клёст)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает.(Воробей)
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких …
Песню севера запели
Для детишек …
Вот крушина, вот калина,
А в деревне у овина
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели ...,
Заскрипели, засвистели,
Всё до ягодки поели.(Свиристели)
А эта таёжная птица
Сидит на кедровой сосне.
Сидит плутовка, молчит,
Кедровые шишки лущит.(Кедровка)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.(Кормушка)
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою …(Кормушка)
Приложение 3.
Пословицы и поговорки о зиме.
- Зима без снега- не быть хлебу.
- Снег на полях – хлеб в закромах.
- Снега надует – хлеба прибудет.
- Солнце - на лето, зима- на мороз.
- Сугроб да вьюга – два друга.
- Мы в дом ель, а она с собой – метель.
- Снегирь – спутник зимы.
- Январь году начало, зиме- середина.
- Январь на порог – прибыло дня на куриный шаг.
- Новый год – к весне поворот.
- Не бойся зимы, бойся отзимка.
- Снег глубок- хлеб хорош.
- Январь – весне дедушка.
- Не пугай, зима, весна придет.
- Не велик мороз. Да краснеет нос.
- Чем крепче зима, тем скорее весна.
- Готовь зимой телегу, а летом сани.
- Зимний денек – с воробьиный скок.
- В январе что ни ночь, то тьма короче.
- Месяц январь- зимы государь.
- Январь тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.
- Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
- Январю –батюшке морозы, февралю- метелицы.
- Как зима ни злится, а весне покорится.
- Зима лето строит: зимнее тепло- летний холод.
- Зимой льдом не дорожат.
- Зима лодыря морозит.
Приложение 4.
БЕСЕДА на тему «Почему к нам приходит зима?»
Цели: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Развивать внимание и память.
Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
- Чтение отрывка из стихотворения С.В.Коноваленко «Времена года».
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы
Она художница прилежная
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея-
Такая сказочно красивая!
- О каком времени года идет речь?
Сегодня ребята, я шла в садик очень рано. На березке, которая растет возле нашей группы, я увидела вот этот странный конверт. На нем написан адрес «Детский сад «Рябинка», детям группы «Ласточка». Без вас я не стала его вскрывать и читать письмо. Хотите, прочтем его вместе?
«Здравствуйте, дорогие девчонки и мальчишка!
Пишет вам Лесовичок. Мы встречались в осеннем лесу. Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моем лесу.»
Воспитатель. Ну что ж, примем приглашение Лесовичка? Давайте вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы?
- Почему наступает зима?
- Почему зимой идет снег? (ответы детей)
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой- снег.
Приметы зимы:
- дни короткие, рано темнеет;
- на улице холодно, выпадает снег, стоят морозы, ветры;
- прекращается рост растений, деревья стоят голые, без листьев;
- у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят.
А теперь мы будем собираться в гости к Лесовичку. Как мы будем одеваться? А почему обязательно нужно брать варежки?
А сейчас мы с вами поиграем. Видите, на доске прикреплены самые разные рукавички. На столе тоже рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравится. Затем на столе найдете пару к выбранной рукавичке.
Дети находят на столе рукавички парные к прикрепленным на доске. (Рукавичек больше по количеству детей).
Дети делятся на 4 команды.
Воспитатель. А теперь к столу, на котором лежит синий круг, подойдут те дети, у которых варежки с синим узором. Ваша команда будет называться синей, и работать вы будете за этим столом. Стол с красным кругом предназначен для детей, у которых варежки с красным узором. Вы – красная команда. Аналогично образуются желтая и зеленая команды.
1 задание Лесовичка.
Отгадайте загадки.
- Он вошел никто не видел.
Он сказал- никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (Мороз)
- Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
- Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает- ковром устилает (Снег)
2 задание Лесовичка.
Игра «Разрезные картинки». Для игры выбираются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Дети составляют картину.
Воспитатель. Нам очень понравилось у Лесовичка, но зимний день короткий и пора возвращаться домой. Поблагодарим Лесовичка за то, что он пригласил нас в гости. Но нас ждет наш детский садик.
БЕСЕДА на тему «Как лесные звери проводят зиму».
Цели: расширять знания детей о диких животных нашего края, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособлении создала природа, чтобы они переносили зимние холода. Воспитывать интерес к изучению природы.
Предварительная работа.
- Чтение познавательной и художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Заучивание стихов.
Воспитатель. Сейчас мы сядем в сани и помчимся в лес. И так садимся поудобнее. Наши сани не простые, а волшебные. Мы оказались в лесу. Большие сугробы, на ветках берез, елей и кедров снег. А кто это под елкой? Да это Лесовичек.. Он рад нашему приезду. На снегу много золотистых чешуек и шишек, с ветки на ветку прыгает маленький шустрый зверек. Он так быстро прыгнул что мы не успели разглядеть.
- Кого мы встретим в зимнем лесу? (Ответы детей).
А теперь скажите о ком пойдет речь?
- Загадка.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
- Как вы думаете, почему она меняет цвет шубки? Она становится более теплой, чтобы легче прятаться от врагов.
А что готовит белочка на зиму?
- Как ее называют? (хлопотунья, труженица)
2. Расскажите стихи о белочке.( Приложение 2).
3. Веселая эстафета животных. Белочки.
С корзиной добежать до стула, взять орешек, положить в корзину, вернуться к команде, передать другому.
Воспитатель. А это кто там прячется за елочкой в белой шубке? (Ответы детей)
- Зачем ему менять шубку?
-Чем он питается зимой? (Кора деревьев молодых, сено, сухая трава).
- А какие враги у зайца?
4. Физминутка.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит (делают руками уши и шевелят)
Вот так, вот так и ушами шевелят.
Зайке холодно сидеть, нужно лапки им погреть (хлопают руками)
Вот так, вот так нужно лапки им погреть.
Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.
- Загадки Старичка- Лесовичка.
- Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка)
- Кто зимой холодной, ходит злой голодный? Волк).
_ Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, страшно может реветь. Кто скажите он? (Медведь).
- Игра «Закончи предложение»
Лесовик предлагает поиграть в игру «Закончи предложение».
Дети становятся в круг, Лесовик проходит по кругу, к кому дотронется, тот отвечает.
Белка зимой серая, а летом…
Лиса живет в норе, а медведь в…
Заяц зимой белый, а летим…
У зайца хвост короткий, а уши…
Заяц пушистый, а еж…
Медведь неуклюжий, а белка…
Дети рассказывают стихи о лесных жителях.
Зимний день короткий, нужно возвращаться в садик. Говорим зверям и Лесовику до свидания и возвращаемся в группу.
БЕСЕДА на тему «Зимняя березка и рябина».
Задачи:
- Сформировать представления детей о жизни березы и рябины, как живого существа.
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
- Расширять, пополнять словарный запас детей.
Оборудование. Картины о лесе, о березе и рябине, фотографии рябины и березы на участке детского сада в зимнее время.
Воспитатель. Послушайте дети музыку. Какая звучит музыка? (спокойная, тихая, грустная). А если звучит такая музыка значит кому-то грустно? Кому грустно? (деревьям). А почему они грустят? (зимой им холодно).
Вот стоит дерево: высокое, ствол белый с черными полосками. Узнали? Как называется это дерево?
Чтение стихотворения С.Есенина «Береза».
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
- Берёза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрными точками. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становится гладкой и шелковистой. На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки, жёлтые и зелёные (это семена). Берёза растёт в лесах, на полянках, лесных опушках. А как появились берёзы у нас на участке? Берёзы очень любят солнечный свет, простор, не боятся трескучих морозов. Звери и птицы с удовольствием пьют берёзовый сок. Дятел, пробив острым клювом кору, лакомится живительной влагой. Улетит дятел, слетятся к берёзе синицы, зяблики, малиновки. Сок у берёзы лечебный, его пьёт и человек, чтобы не болеть. Берёзовой корой и молодыми веточками любит лакомиться заяц.
Давным-давно из берёзовой бересты плели лапти, лукошки для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. И даже писали письма. Вот видите, какое это полезное дерево.
– Берёзу сравнивали с русской красавицей, о ней писали не только стихи, но и сочиняли песни. Давайте встанем в хоровод и споём песню.
Хоровод «Берёзка».
Мы к тебе берёзонька идём,
Водим хоровод и поем.
Яркие платочки
Мы тебе несём.
Припев: Золотые листики золотом горят.
Кружатся с платочками хоровод ребят.( Кружатся на месте.)
Девочки к берёзке
Ближе подойдут. (Идут в центр круга и назад).
Яркими платочками
Весело взмахнут.
Разошлись ребятки
И пошли гулять.( Идут в разных направлениях, гуляют.)
Про берёзку песню
Нежно напевать.
Наша красавица берёзка может предсказывать погоду.
Послушайте приметы:
Если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету.
Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.
Берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед берёзой – мокрое.
Смотрите какое нарядное дерево. Ствол коричневый, красные ягоды.
- Как называется это дерево?
Отгадайте загадку:
В сенокос- горька,
А в мороз- сладка,
Что за ягодка? (рябина)
У рябины красивые красные ягоды и их очень любят птицы. Они любят лакомиться ими в суровую холодную и голодную зиму. Ягоды рябины помогают птицам пережить суровую зиму.
Чтение стихотворения:
Под окном растет рябина-
В красных ягодах вершина.
Прилетели свиристели-
Угощенье мигом съели.
Легенды, приметы о рябине.
О происхождении рябины рассказывают: жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали ее Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой. Зато меньшего сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку на совсем. Выросло на том месте приветливое кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле и назвали его люди ласково рябиной. Радует оно своей красотой, верностью, добротой.
Рябина любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день "Петр-Павел рябинник", приходящийся на конец сентября - время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай был связан с представлениями о рябине как дереве, способном защищать человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. Использовали листья и ягоды рябины в свадебных обрядах.
Рябина зацветает - пора сеять лен.
Рябина цветет рясно - много овса будет.
Хорошо рябина цветет - много льна.
Поздний расцвет рябины к долгой осени.
Если уродилась рябин - рожь будет хороша.
В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухой.
Сегодня мы узнали много интересного о березе и рябине. Берегите эти деревья, не ломайте веток, не губите деревья. Они нам приносят радость.
Наша русская природа
Придает нам силы,
Ах, рябина, ах, береза-
Символы России!
БЕСЕДА на тему «Если б не было зимы».
Цель: расширить и закрепить знания детей о диких животных, побуждать высказывать свои мысли, суждения. Закреплять названия цветов, геометрических фигур. Развивать точность движений, совершенствовать двигательные навыки, упражнять в прыжках, ходьбе по гимнастической скамейке, повторить подвижные игры.
Оборудование: картина «Зимний лес», геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат), животные-игрушки (медведь, заяц, лиса, белка), конверт, обручи, гимнастическая скамейка, гимнастическая стена, магнитофон, аудиозапись песни «Кабы не было зимы…».
Звучит песня: «Кабы не было зимы».
Входит почтальон Печкин и приносит письмо.
Посмотрите, какой необычный конверт. Что на нем нарисовано? (деревья).
Сколько деревьев? (много)
Значит, откуда этот конверт? (из леса)
А животные нарисованы на этом конверте? (нет)
Как вы думаете, в этом лесу водятся животные? (да)
Как вы догадались? (на снегу видны следы).
Интересно, чьи это следы?
Где лесные жители? Откроем конверт и посмотрим, что в нем.
(достает из конверта письмо, читает): «В нашем лесу случилась беда: злая волшебница заколдовала лесных обитателей, превратив их в разные геометрические фигуры. Пожалуйста, помогите их расколдовать. Если вы правильно угадаете, какое животное в какую фигуру превратилось, звери оживут. Сова».
Поможем животным? (да)
Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер»:
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают, ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки, мы похлопаем в ладошки.
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко.
Мы идем в зимний лес. Под ногами следы, посмотрим, куда они нас приведут(идут по следам, находят геометрическую фигуру белого цвета – круг).
Что это за фигура? Какого она цвета? Какое животное могла заколдовать злая волшебница? (зайца).
1. Эстафета «Снежный ком»
Находят коричневый прямоугольник.
Косолапый и большой. Он в берлоге спит зимой. (медведь)
Что медведь должен делать зимой? (спать в берлоге)
Как можно назвать медведя, который зимой не спит? (Шатун).
Медведь-шатун очень опасен, он рассержен на то, что ему не дали спать. С таким зверем лучше не встречаться.
Ходьба вперевалочку через гимнастическую скамейку.
Находят оранжевый треугольник.
.Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый- краса!
А зовут ее… (Лиса)
Почему злая колдунья превратила лису в геометрическую фигуру?
- Эстафета «Медведи».
Чье дупло полно орехов?
Шубка чья с красивым мехом?
Глубоко дупло не мелко.
Кто живет в нем? Это… (Белка)
Почему белке в лесу стало холодно и голодно? ( Лес поредел, дуплистых деревьев стало мало, орехов на всех белок не хватит)
Подвижная игра «Охотник и зайцы» (2-3 раза)
Игра «Летает, прыгает, бегает». Дети стоят в кругу, воспитатель – в центре круга. Воспитатель кидает поочередно мяч каждому ребенку, называя один из глаголов, ребенок называет животное, которое совершает это действие. (летает -сорока, прыгает -заяц, бегает –волк.
Воспитатель: Дети! Птиц, зверей оберегайте, и всегда им помогайте!»
БЕСЕДА на тему «Зимующие птицы».
Задачи:
- Обратить внимание детей на птиц, живущих рядом с нами.
- Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
- Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними.
- Учить детей доброте, отзывчивости, наблюдательности.
Подготовительная работа:
изготовление кормушек для птиц,
заготовка осенью ягод рябины, семян березы, шишек.
Оборудование:
запись голосов птиц, картина с изображением зимы, картинки с изображением зимующих птиц, фотографии, воробей, снегирь; куропатка, кормушки, корм для птиц.
Воспитатель.
- Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в природу?
- У меня есть волшебная палочка, сейчас вы закроете глаза, я ей взмахну, посчитаю до пяти и мы окажемся… (звучит запись голосов птиц).
II. Беседа по картине.
- Как вы думаете, где мы оказались? Да, верно, мы очутились в зимнем лесу, где так чудесно поют птицы. Давайте рассмотрим нашу полянку (дети рассматривают картину с изображением зимы).
- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
- Что вы видите на картине? (На рябине сидят снегири).
- Расскажите, что вы знаете о снегирях, какие они?
- Да, снегири – это зимующие птицы, они живут у нас на севере, питаются ягодами рябины, семенами березы.
- А еще есть птицы, которые и летом и зимой живут с нами? ( воробей, ворона и др.). Какие это птицы? (зимующие)
III. Физминутка
Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам)
В красных майках снегири (4 наклона головы на сторону)
Распушили перышки,
Греются на солнышке. (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)
IV. Игра «Накорми птицу».
- Ребята, как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? Почему?
- Правильно, зима – очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птицы голодны, они сильнее мерзнут и могут погибнуть. Зимой день очень короткий, поэтому, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам необходимо съесть больше пищи, чем летом. Как можно помочь птицам зимой?
- Правильно, птиц нужно подкармливать. Для этого мы с вами сделали кормушки, которые на прогулке повесим на участке.
- Давайте покормим зимующих птиц.
- Что любит снегирь? (рябина)
- Чем угостим воробья? (семенами березы, семечками, крошками хлеба)
Дети насыпают корм для птиц в кормушки.
- Мы не будем забывать о птицах на нашем участке, будем подкармливать их зимой.
V. Дидактическая игра « Что прячется за сугробом».
Приложение
Отгадайте загадку .
В тундре холодно зимой,
Дует ветер ледяной.
Птица в снег зароется
И снежком укроется (Куропатка)
VI. Рассказ о куропатке.
- Белая куропатка гнездится почти по всей тундре. Гнездо располагается на земле, среди кустиков карликовой березки, ягодников, зарослях ивняка или просто между кочек, поросших редкой травой и лишайниками. Родители охраняют своих птенцов от холода и врагов. Куропатки смело атакуют поморников, чаек, даже песцов и собак. Иногда они нападают даже на человека. Пища куропаток летом- листья кустарников и травянистых растений, ягоды, семена. Зимний корм- почки и тонкие побеги ив, если высокие снега, птицы питаются почками, сережками и побегами берез. Очень своеобразно чередование сезонных нарядов белых куропаток. Зимой они чисто белые, за исключением темных точек глаз и клюва. В студеную зиму они зарываются глубоко в снег, так спасаются от лютых северных морозов. Голос – своеобразный треск. Вот такие они куропатки.
Послушайте стихотворение.
Куропатка, куропатка
Ты зачем зарылась в снег?
- Объясню я вам, ребятки,
Согревает снег, как мех.
Дует ветер ошалелый
Слышен вой его и свет.
Глубже в снег зароюсь белый
Он и мягок и пушист.
VII. Итог.
- Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете помогать им.
Приложение 5.
Стихи о зиме.
1.Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой.
Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.
Солнце за руку ведёт
Новый день и Новый год!
С.Маршак
БЕРЕЗА
2. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С.Есенин
- На безлюдных просторах
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Словно рад он чему-
И на ветках берез,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.
С.Дрожжин
"Детство" (отрывок)
4. Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качусь я
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
И.Никитин
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А.Пушкин.
Мороз, красный нос (отрывок).
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз- воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит. Хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет- по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Н.Некрасов
Первый снег.
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка-
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
Е.Трутнева
Приложение6.
Консультация для родителей.
«Как сделать зимнюю прогулку интересной?»
Побеседуйте с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой. Как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой.
Прогулки детям необходимы: они способствуют укреплению здоровья ребенка, физическому закаливанию детского организма, приспособлению к резким изменениям температуры. Морозная русская зима – замечательное время для укрепления здоровья! Прохладный ветер, легкий мороз, движение на воздухе – хорошая закалка. Выпал снег – стало светло и нарядно!
Нам не стать привыкать,-
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
При регулярных прогулках организм ребенка становится более стойким. Увлекательные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Что же нужно для того, чтобы дети активно и длительно гуляли в зимнее время?
Разнообразные забавы, игры со снегом обогащают содержание прогулок, увлекают детей, что позволяет увеличить продолжительность прогулок даже при низких температурах.
Зимой на прогулке можно проводить почти все игры, только нужно организовать их так, чтобы дети не стояли долго на одном месте, а постоянно двигались. Игры-забавы всегда привлекают детей: катание с горки, катание на санках, игры со снегом, сооружение построек. Обычно лепят снеговика, но можно придумать и множество других композиций, чтобы использовать их с пользой для здоровья. Для упражнений в метании можно слепить медведя с бочонком или лягушку, чтобы можно было попасть снежком в ее открытый рот. Для закрепления навыков равновесия можно слепить крокодила или удава . Поваляться в снегу любят все ребята! Можно устроить соревнование – кто дальше прыгнет с лавочки? Активные физические упражнения способствуют укреплению здоровья и повышают настроение!
А как дети любят рисовать на снегу! Взяв палочку, на снегу можно изобразить причудливые картины. Дети постарше способны самостоятельно придумывать сюжеты, а малышам нравится смотреть или дорисовывать недостающие детали(волны для рыбки, лучики для солнца). А если заранее принести из дома бутылочку с подкрашенной водой, то рисунки ваши будут яркими и красочными!
Можно оформить из снега клумбу, украсить ее разноцветными ледяными фигурками. Для изготовления цветных фигурок-льдинок можно использовать песочные наборы. Цветные льдинки, вкрапленные в снег, в зимний солнечный день будут переливаться на солнце всеми цветами радуги… Красиво!
Много радости может принести детям елка, вынесенная после новогоднего праздника во двор и украшенная разноцветными ледяными подвесками или игрушками-самоделками. Прогулка выполняет также обучающую функцию: дети знакомятся с окружающим миром, природными явлениями. Во время прогулки рассматривайте зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные), объясните ребенку почему хвойные деревья называют вечнозелеными.
Зима – время не только развлечений и игр, но и работы по очистке от снега (дорожки, крыльца, машины). Вы можете привлечь своего малыша к труду, выдав ему лопатку соответствующего размера. Главное – показать пример и делать все с удовольствием и улыбкой на лице. Тогда в будущем ребенок с радостью будет вам помогать.
Пожалуйста, уделите ребенку внимание и время для прогулки с ним, и вы доставите ему радость общения, веселье, а самое главное – ваш ребенок приобретет здоровье!
Приложение 7.
Вечер стихов, загадок и пословиц.
Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки! (Зима)
О зиме написано много стихов, пословиц, сложено много песен. Не меньше придумано о зиме загадок. Давайте я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.
Летит – молчит, лежит – молчит,
Когда умрет, так заревет. (Снег)
Когда все укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает по воле, а не птица. (Вьюга)
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит – слезы льет. (Зима)
Интересные загадки о зиме придуманы нашим народом. Но их у зимы очень и очень много.
(Раздается стук в дверь) Входит Снегурочка, в руках она держит снежинки. Эти снежинки волшебные.
Он слетает белой стаей
И сверкает налету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Что вверх корнем растет? (Сосулька)
Без рук, без ног по полю скачет,
Под окном стучится, в избу просится. (Ветер)
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела. (Речка)
Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится сутра,
Не пищат и не кусают,
На ладони сразу тают. (Снежинки)
Скачет по лесу, то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет. (Вьюга)
- Молодцы, ребята, загадки Снегурочки вы отгадали. А кто из вас назовет зимние месяцы?
- А теперь вам такое задание – нарисовать отгадку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Игра «Где снежинки?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля…
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбираются нужные картинки и объясняется выбор.
Поисковая игра «Следы на снегу».
В царстве Зимы много интересного. Когда снег падает на землю, то он чистый и ровный. А потом животные, человек начинают передвигаться по снегу и оставляют свои следы. Предлагает детям определить, кто оставил следы на снегу. (Детям предлагаются карточки с нарисованными на них следами животных, птиц и человека).
Сценарий физкультурного досуга для детей подготовительной к школе группы «Зимние приключения».
Задачи: совершенствовать навыки ходьбы и бега, упражнять в прыжках в высоту; укреплять здоровье детей; развивать образное воображение; создать у детей бодрое настроение, радость и удовлетворение своими действиями.
Оборудование: четыре дуги (высота - 50 см), к которым привязаны колокольчики; четыре кубика (высота - 15 см); четыре гимнастические палки; наклонная доска; мешочки с песком - по количеству детей; верёвка; привязанная к двум стойкам, на которую привязаны 5 колокольчиков; обручи; снежинка с написанным на ней письмом; аудиозаписи.
Ход досуга
Дети входят в зал под музыку и строятся полукругом в центре.
Воспитатель: Ребята, наверное, многие из вас читали или смотрели по телевизору замечательную сказку Андерсена «Снежная королева». Вы помните, как звали главных героев? Правильно, Кай и Герда. Они жили со своей бабушкой. Все было бы хорошо, но вот пропал брат Герды, Кай. Его похитила Снежная королева и унесла к себе, в Лапландию, в ледяной дворец. Герда хотела тут же отправиться на поиски брата, но не могла оставить старенькую бабушку дома одну. Прослышав о том, что вы такие ловкие и смелые и всегда готовы прийти на помощь любому, Герда решила обратиться к вам за помощью. Что вы ей ответите?
Дети. Мы поможем Герде.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся на поиски Кая.
1. «А вот и первое препятствие. У нас на пути огромные сугробы. Придется пробираться по снежным лабиринтам ползком. Смотрите, не задевайте потолок и стены, а то снег обрушится на вас и засыплет проход».
Ползание под дугами на четвереньках.
2. «Много снега намело этой зимой и дальше на пути нам встречаются высокие сугробы. Но надеюсь, что и эти сугробы мы преодолеем».
Ползание на четвереньках в средней позиции задним ходом.
Ползание на четвереньках в высокой позиции.
3. «Наконец-то перед нами ровное снежное поле, можно двигаться в полный рост».
Ходьба друг за другом.
Воспитатель: Но что это? (Звучит аудиозапись «Ветер» из серии «Звуки природы.) Снежная королева послала своих помощников Вьюгу и Метель, задержать нас.
Давайте превратимся в снежинки и перехитрим помощников Снежной королевы». (Звучит пьеса «К Элизе» Л. Бетховена.)
1. «Снежинки просыпаются, оглядывают себя».
И. п. - основная стойка.
1 - повороты головы вправо;
2 - влево;
3 - вверх;
4 - вниз (4 раза).
2. «Снежинки расправляют лучики».
И. п. - основная стойка.
1-4 - постепенное поднимание рук в стороны-вверх;
5-8 - постепенное опускание рук в стороны-вниз (4 раза).
3. «Снежинки хвастаются».
И. п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны.
1-2 - поворот туловища вправо;
3-4 - поворот туловища влево (4 раза).
4. «Закружила вьюга снежинки и нежданно утихла».
И. п. - основная стойка.
1-4 - поднять руки вверх и покружиться на месте;
5-6 - присесть;
7-8 - и. п. (4 раза).
4. «Посмотрите, Вьюга принесла нас на берег океана. Вдалеке видны торосы - ледовые нагромождения. Думаю, что они нас не остановят».
Ходьба с преодолением препятствий (кубы высотой 15 см).
5. «Смотрите, трещины во льду. Будьте осторожны! Это все козни Снежной королевы».
Прыжки боком через гимнастические палки.
6. «Чтобы попасть в Ледяной замок, нужно уметь сохранять равновесие».
Ходьба с мешочком на голове по наклонной доске.
7. «Вот мы и добрались. Смотрите, какая необычная снежинка! Да на ней что-то написано! (Читает под музыку Вивальди «Зима».)
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы пожаловали ко мне во дворец. Я еще никогда не встречала таких смелых и отважных ребят. Так и быть, я отпущу Кая к его сестре и бабушке, но сначала вы должны снять с него волшебные чары и оживить ледяное сердце. А поможет вам в этом звон волшебных колокольчиков. Сделайте так, чтобы они зазвонили. Снежная королева».
Подпрыгивание в высоту с разбега, стараясь достать колокольчики, подвешенные на стойке.
8. «Молодцы, помогли Каю. Он теперь мчится на оленьей упряжке к своей сестре Герде и бабушке. Но нам ещё надо выбраться из этого Ледяного замка. Как же это сделать? Посмотрите, в письме еще что-то написано». (Читает письмо дальше.)
«Для того чтобы выбраться из моего Королевства, нужно быть очень внимательным. Того, кто не сумеет выполнить движения, которые я вам описала, я оставлю у себя. Всё нужно сделать с первого раза. Я наблюдаю за вами в своё волшебное зеркало».
1. «Осмотрись вокруг».
И. п. - основная стойка.
1 - поворот головы вправо;
2 - влево (4 раза).
2. «Дует сильный ветер, попробуйте устоять».
И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-2 — наклоны туловища вправо;
3-4 - влево (4 раза).
3. «Ветер становится ещё сильнее и не даёт вам идти».
И. п. - то же.
1-2 - наклон туловища вперед;
3-4 - назад (4 раза).
4. «Замёрзли? Погрейтесь немного».
И. п. - основная стойка.
1-4 - прыжки на месте на двух йогах, обхватив себя руками за плечи;
5-8 - ходьба на месте (4 раза).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Выполнили все задания Снежной королевы. Теперь мы свободны и можем отправляться домой. В путь! Добраться нам помогут быстрые северные олени.
Бег парами, держа обруч одной рукой.
Спокойная ходьба.
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой!
Дети выходят под музыку из зала.
Список литературы.
- В.Волина. Праздник Букваря.- М: АСТ-ПРЕСС, 1996.
- О.А.Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Зима». Москва 2007.
- Энциклопедия для детей. Том 2. Биология.М.Аванта+ 1996.
- Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М. 1995.
- С.И.Агеева . Обучение с увлечением.М.1995
- О.Д.Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Издательский дом ЛИТЕРА 2010.
- Организация деятельности детей на прогулке. Волгоград. Учитель. 2010.
- Хрестоматия по детской литературе. Просвещение .1988.
- Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. Просвещение. 1996.
- А.В.Соболева. Загадки- смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.Издательство «Гном и Д».2000
- Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва «Просвещение» 1988.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21»
Артемовского городского округа
Сценарий физкультурного досуга для детей подготовительной к школе группы «Зимние приключения».
Подготовила: Кальченко С.Н.
воспитатель высшей категории
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21»
Артемовского городского округа
Педагогический проект на тему «Зимушка-зима».
(подготовительная группа)
Подготовила: Кальченко С.Н.
воспитатель высшей категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Познавательный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе «Пингвиненок»: «Зимующие птицы»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.Зад...
недельный проект Тема проекта: «Зима спешит к нам в гости» Цель. Создание социальной ситуации развития для ознакомления с признаками зимы, обогащения словарного запаса детей. Задачи. Способствовать формировать у детей знания о времени года «Зима». Р
Тема проекта: «Зима спешит к нам в гости» Дата: 23.11.2020 – 27.11.2020Цель. Создание социальной ситуации развития для ознакомления с признаками зимы, обогащения сло...
Краткосрочный проект «Зима. Животные зимой».
Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям и в природе, первоначальных представлений о диких животных и взаимосвязях в природе....
Проект «Зимующие птицы» «МАЛАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ» (5-7 лет)
Пособие направлено на уточнение и систематизацию представлений детей по теме «Зимующие птицы» (внешний вид, среда обитания, чем питаются, какие повадки). Развитие познавательных интересов....
Проект " Зима. Животные зимой"
Краткосрочныйпроект в средней группе....
Проект "Зима, зима-веселится детвора!"
Мною был создан проект на тему "Зима,зима-веселится детвора!" Мы проживали данный проект 1 неделю. Вместе с ребятишками второй младшей группы(2-3года) мы создали кормушку. Кормили птиц ...