Описание практики «Использование в образовательной деятельности игрового пособия «Круги Луллия», как средство познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Лобанова Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

Описание практики «Использование в образовательной деятельности  игрового пособия

«Круги Луллия», как средство познавательно – речевого развития  детей дошкольного возраста».

1

Название практики.

 Ф.И.О. авторов/реализаторов практики

Использование в образовательной деятельности  игрового пособия «Круги Луллия», как средства познавательно – речевого развития  детей дошкольного возраста

Воспитатель  высшей квалификационной категории Лобанова Светлана  Юрьевна

2

Тип практики (педагогическая, методическая, управленческая)

Педагогическая

 Актуальность практики

 Актуальность

 Настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.  Поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными.      

3

Проблема

Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, но проблема речи во всем ее видовом разнообразии  все же продолжает оставаться актуальной в дошкольном возрасте. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению  желания  активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. 

5

 Цель, ключевые задачи на решение которых направлена практика

 Цель: Создание условий для познавательно – речевого  развития   детей старшего дошкольного возраста, через использование игрового пособия «Круги Луллия».

 Задачи:

 - развивать познавательную активность и связную речь дошкольников;

- развивать представления о сенсорных эталонах;

 -формировать умение детей анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам;

- формировать способность решать проблемные ситуации.

- осуществлять взаимодействие с родителями  в создании условий для познавательно – речевого  развития   детей.  

6

Какова основная идея/суть/базовый принцип вашей практики?

 В данной педагогической практике я постаралась раскрыть   технологии и методики в работе с детьми которые я нашла. Ключевые задачи на решение которых направлена практика: создание условий для разностороннего развития и эмоционального благополучия детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.   (Концепция развития дошкольного образования). Считаю важным компонентом реализации практики - верно организованную предметно-пространственную развивающую среду. В работе с детьми дошкольного возраста, при проектировании развивающей предметно – пространственной среды, я сделала акцент на обобщённости игровой среды, в которой предметы могут принимать на себя любые значения в смысловом поле игры, гибко менять его по ходу развития сюжета в зависимости от желаний, потребностей и интересов детей.  Развивающая среда в дошкольном учреждении является эффективным вспомогательным средством, при поддержке индивидуальности и целостного развития каждого ребенка. Она строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Создавая условия для познавательно – речевого  развития   детей, оформила центр речевого развития «Речевичок».  https://24927.maam.ru/maps/news/651625.html 

Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

Именно методы ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе я использую  следующие методы ТРИЗ: - Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. - Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. - Метод фокальных объектов.  Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.  Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.  

 «Круги Луллия»   созданы на основе ТРИЗ технологии - это универсальное дидактическое средство, которое формирует мыслительные процессы и развивает интеллектуально-творческие способности у детей, позволяет вносить различные элементы игры в занятия, тем самым поддерживая интерес к изучаемому материалу. https://ds4-ovsyanka-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/19/8/doc955.pdf 

Ознакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него. Основная идея работы данного пособия создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.

В своей работе с данным игровым пособием опираюсь на принципы организации игр:

-переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным;

-системность и последовательность;

-применение игровых моментов;

-концентричность при изучении материала;

-активное использование наглядного материала.

 В рамках образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию использую групповые, подгрупповые, индивидуальные и  самостоятельные формы работы,  например: образовательные ситуации,

игровые обучающие ситуации, самостоятельная игровая деятельности детей и т.д..

 Итак, опишем более детально работу с нашей практикой,   дидактическим пособием «Круги Луллия».

https://24927.maam.ru/maps/news/651779.html 

Конструкция очень проста, похожа на пирамидку: на стержень нанизываются круги разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на сектора, с помощью двухстороннего скотча и тонкого пластика.

 На сектора, в кармашки, располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. 

Изначально в своей практике я начала использовать пособие с двумя-2  кругами по 6 секторов на каждом со сменными картинками, что позволяло мне использовать одну и ту же основу для разных игр.  Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Схема изготовления пособия выглядит так https://24927.maam.ru/maps/news/650524.html 

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. Игры на закрепление и уточнения пройденного материала

2. Игры на развитие воображения, фантазии и мышления.

 Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:

1-й тип: «Найди реальное сочетание»

 Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: Солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.

2-й тип; «Объясни необычное сочетание»

При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например: Солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»

В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.

4-й тип: «Реши проблемы»

В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

На практике можно использовать все 4 этапа или включать отдельные этапы в игру. Всё зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе игры.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

Дети подготовительной к школе группы справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

При проведении игры дети должны быть свободны в своих высказываниях, а взрослые — приветствовать самые неожиданные предложения детей.

Создала картотеки  дидактических игр и упражнений к игровому пособию Круги Луллия:

https://24927.maam.ru/maps/news/650529.html 

Речевое развитие: «Придумай предложение»; «Раздели слово на слоги»; «Образуй словечко»; «Букварик»; «Где спрятался звук»; «Вставь пропущенную букву» и т.д.

https://24927.maam.ru/maps/news/651767.html 

Познавательное развитие: «Подбери пару»; «Кто, что ест и где живёт?»; «Что из чего сделано?»; «Чей домик?»; «Чей хвостик?» и т.д..

https://24927.maam.ru/maps/news/651769.html 

https://24927.maam.ru/maps/news/651775.html 

Познавательное развитие (ФЭМП): «Найди фигуры»; «Сочиняем задачи»; «Продолжи цепочку»; «Из чего состоит число»; «Кто соседи» и т.д.

https://24927.maam.ru/maps/news/651771.html 

Патриотическое воспитание: «Главные места с. Овсянка»; «Узнай г. Дивногорск»; «Достопримечательности г. Красноярска» «Символы России»; «Вооружённые силы России» и т.д.

https://24927.maam.ru/maps/news/651770.html 

Нравственное воспитание: «Определи эмоции»; «Помоги герою сказки»; «Хорошо - плохо» и т.д.

https://24927.maam.ru/maps/news/651768.html 

Финансовая грамотность: «Покупай - ка»; «Размен»; «Осенняя ярмарка» и т.д. https://24927.maam.ru/maps/news/651776.html 

 Моим воспитанникам очень нравится это пособие, они активно играют, выдумывая себе задачи и стремясь коллективно их решать, пытаются изменять и комбинировать задания. Они  с удовольствием играют в эти игры: развивая игровые интересы, расширяя познавательную активность, расширяют словарный запас и связную речь.

Для большей эффективности своей работы привлекла родителей к изготовлению пособия Круги Луллия, проинформировала родителей о задачах и содержании методики данного дидактического пособия через рекомендации, консультации, беседы, памятки, буклеты «Как правильно играть?» «Игры - фантазии «Сочиняем сказки» и т.д.  https://24927.maam.ru/maps/news/651760.html,

https://24927.maam.ru/maps/news/651761.html, https://24927.maam.ru/maps/news/651762.html,

https://24927.maam.ru/maps/news/651763.html 

Для успешной реализации практики был разработан Перспективный план  работы  с  дидактическим пособием занимательные круги Луллия  https://24927.maam.ru/maps/news/651764.html 

Провела обучающий мастер-класс «Круги Луллия, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

https://24927.maam.ru/maps/news/346651.html 

 

Нормативно - правовая база практики

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

На какую группу участников образовательной деятельности направлена практика

Воспитатели, родители, воспитанники

7

Средства реализации практики (технологии, методы, формы)

Реализую практику через следующие средства:

 -Перспективный план  работы  с  дидактическим пособием кругами Луллия https://24927.maam.ru/maps/news/651764.html

 -Картотека  дидактических игр и упражнений к игровому пособию Круги Луллия:

https://24927.maam.ru/maps/news/650529.html 

Технологии:

-ТРИЗ;

 Методы:

-Наглядные;

-Словесные;

- Практические;

Формы с детьми:

-Групповая;

-Подгрупповая;

- Индивидуальная;

- Самостоятельная.  

Формы работы с родителями:

 - консультации;

- мастер –класс;  

https://24927.maam.ru/maps/news/651760.html,

https://24927.maam.ru/maps/news/651761.html, https://24927.maam.ru/maps/news/651762.html,

https://24927.maam.ru/maps/news/651763.html 

8

Результат   практики

В результате применения «Кругов Луллия», дети легко вступают в групповые беседы, научились отвечать на проблемные вопросы и отстаивать свою точку зрения;       Используют в речи грамматически правильные предложения, делают умозаключения, обогатился словарный запас.  Дети стали более активными, любознательными.

Положительная динамика развития детей за два учебных года:

-в речевом развитии на 31%,

-познавательном развитии на 47%;

-социально – коммуникативном развитии на 50%.

Дети стали более инициативны, самостоятельны.

78% родителей вовлечены в совместную деятельность с детьми и тесное сотрудничество с педагогами группы.

Способы тиражирования практики

 Презентация  работы на педагогическом совете ДОУ и представление опыта работы в виде мастер – класса на городском конкурсе «Воспитатель года» 2020 году.

Сайт ДОУ https://ds4div.ru/index.php/pedagogicheskie-praktiki/lobanova-svetlana-yurevna

 Образовательное учреждение Фонд «Педагогический университет «Первое сентября»  https://my.1sept.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационные технологии, как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использования информационно-коммуникационны...

Сообщение из личного опыта: "Экскурсии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Экскурсия, как метод развития речи детей,  дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке....

"Использование дидактических игр как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отн...

Обобщение опыта работы по теме "«Круги Луллия как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников»

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент и...

2023 «Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Почему я выбрала именно эту педагогическую находку? Ответ на этот вопрос прост. Я считаю, что использование данной технологии продиктовано самим временем. В современном мире наши дети получают огромны...

Экология как средство познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста

АктуальностьПроблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общен...