Описание практики «Использование в образовательной деятельности игрового пособия «Круги Луллия», как средство познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста».
методическая разработка
Педагогическая практика
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание практики «Использование в образовательной деятельности игрового пособия
«Круги Луллия», как средство познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста».
1 | Название практики. Ф.И.О. авторов/реализаторов практики | Использование в образовательной деятельности игрового пособия «Круги Луллия», как средства познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Лобанова Светлана Юрьевна |
2 | Тип практики (педагогическая, методическая, управленческая) | Педагогическая |
Актуальность практики | Актуальность Настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными. | |
3 | Проблема | Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, но проблема речи во всем ее видовом разнообразии все же продолжает оставаться актуальной в дошкольном возрасте. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. |
5 | Цель, ключевые задачи на решение которых направлена практика | Цель: Создание условий для познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста, через использование игрового пособия «Круги Луллия». Задачи: - развивать познавательную активность и связную речь дошкольников; - развивать представления о сенсорных эталонах; -формировать умение детей анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам; - формировать способность решать проблемные ситуации. - осуществлять взаимодействие с родителями в создании условий для познавательно – речевого развития детей. |
6 | Какова основная идея/суть/базовый принцип вашей практики? | В данной педагогической практике я постаралась раскрыть технологии и методики в работе с детьми которые я нашла. Ключевые задачи на решение которых направлена практика: создание условий для разностороннего развития и эмоционального благополучия детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. (Концепция развития дошкольного образования). Считаю важным компонентом реализации практики - верно организованную предметно-пространственную развивающую среду. В работе с детьми дошкольного возраста, при проектировании развивающей предметно – пространственной среды, я сделала акцент на обобщённости игровой среды, в которой предметы могут принимать на себя любые значения в смысловом поле игры, гибко менять его по ходу развития сюжета в зависимости от желаний, потребностей и интересов детей. Развивающая среда в дошкольном учреждении является эффективным вспомогательным средством, при поддержке индивидуальности и целостного развития каждого ребенка. Она строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Создавая условия для познавательно – речевого развития детей, оформила центр речевого развития «Речевичок». https://24927.maam.ru/maps/news/651625.html Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Именно методы ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе я использую следующие методы ТРИЗ: - Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. - Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. - Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения. «Круги Луллия» созданы на основе ТРИЗ технологии - это универсальное дидактическое средство, которое формирует мыслительные процессы и развивает интеллектуально-творческие способности у детей, позволяет вносить различные элементы игры в занятия, тем самым поддерживая интерес к изучаемому материалу. https://ds4-ovsyanka-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/19/8/doc955.pdf Ознакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него. Основная идея работы данного пособия создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций. В своей работе с данным игровым пособием опираюсь на принципы организации игр: -переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным; -системность и последовательность; -применение игровых моментов; -концентричность при изучении материала; -активное использование наглядного материала. В рамках образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию использую групповые, подгрупповые, индивидуальные и самостоятельные формы работы, например: образовательные ситуации, игровые обучающие ситуации, самостоятельная игровая деятельности детей и т.д.. Итак, опишем более детально работу с нашей практикой, дидактическим пособием «Круги Луллия». https://24927.maam.ru/maps/news/651779.html Конструкция очень проста, похожа на пирамидку: на стержень нанизываются круги разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на сектора, с помощью двухстороннего скотча и тонкого пластика. На сектора, в кармашки, располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Изначально в своей практике я начала использовать пособие с двумя-2 кругами по 6 секторов на каждом со сменными картинками, что позволяло мне использовать одну и ту же основу для разных игр. Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Схема изготовления пособия выглядит так https://24927.maam.ru/maps/news/650524.html Игры могут быть подобраны по двум направлениям: 1. Игры на закрепление и уточнения пройденного материала 2. Игры на развитие воображения, фантазии и мышления. Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов: 1-й тип: «Найди реальное сочетание» Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: Солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом. 2-й тип; «Объясни необычное сочетание» При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например: Солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи. 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку» В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка. 4-й тип: «Реши проблемы» В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению. На практике можно использовать все 4 этапа или включать отдельные этапы в игру. Всё зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе игры. В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом. Дети подготовительной к школе группы справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом. При проведении игры дети должны быть свободны в своих высказываниях, а взрослые — приветствовать самые неожиданные предложения детей. Создала картотеки дидактических игр и упражнений к игровому пособию Круги Луллия: https://24927.maam.ru/maps/news/650529.html Речевое развитие: «Придумай предложение»; «Раздели слово на слоги»; «Образуй словечко»; «Букварик»; «Где спрятался звук»; «Вставь пропущенную букву» и т.д. https://24927.maam.ru/maps/news/651767.html Познавательное развитие: «Подбери пару»; «Кто, что ест и где живёт?»; «Что из чего сделано?»; «Чей домик?»; «Чей хвостик?» и т.д.. https://24927.maam.ru/maps/news/651769.html https://24927.maam.ru/maps/news/651775.html Познавательное развитие (ФЭМП): «Найди фигуры»; «Сочиняем задачи»; «Продолжи цепочку»; «Из чего состоит число»; «Кто соседи» и т.д. https://24927.maam.ru/maps/news/651771.html Патриотическое воспитание: «Главные места с. Овсянка»; «Узнай г. Дивногорск»; «Достопримечательности г. Красноярска» «Символы России»; «Вооружённые силы России» и т.д. https://24927.maam.ru/maps/news/651770.html Нравственное воспитание: «Определи эмоции»; «Помоги герою сказки»; «Хорошо - плохо» и т.д. https://24927.maam.ru/maps/news/651768.html Финансовая грамотность: «Покупай - ка»; «Размен»; «Осенняя ярмарка» и т.д. https://24927.maam.ru/maps/news/651776.html Моим воспитанникам очень нравится это пособие, они активно играют, выдумывая себе задачи и стремясь коллективно их решать, пытаются изменять и комбинировать задания. Они с удовольствием играют в эти игры: развивая игровые интересы, расширяя познавательную активность, расширяют словарный запас и связную речь. Для большей эффективности своей работы привлекла родителей к изготовлению пособия Круги Луллия, проинформировала родителей о задачах и содержании методики данного дидактического пособия через рекомендации, консультации, беседы, памятки, буклеты «Как правильно играть?» «Игры - фантазии «Сочиняем сказки» и т.д. https://24927.maam.ru/maps/news/651760.html, https://24927.maam.ru/maps/news/651761.html, https://24927.maam.ru/maps/news/651762.html, https://24927.maam.ru/maps/news/651763.html Для успешной реализации практики был разработан Перспективный план работы с дидактическим пособием занимательные круги Луллия https://24927.maam.ru/maps/news/651764.html Провела обучающий мастер-класс «Круги Луллия, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» https://24927.maam.ru/maps/news/346651.html
|
Нормативно - правовая база практики | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) | |
На какую группу участников образовательной деятельности направлена практика | Воспитатели, родители, воспитанники | |
7 | Средства реализации практики (технологии, методы, формы) | Реализую практику через следующие средства: -Перспективный план работы с дидактическим пособием кругами Луллия https://24927.maam.ru/maps/news/651764.html -Картотека дидактических игр и упражнений к игровому пособию Круги Луллия: https://24927.maam.ru/maps/news/650529.html Технологии: -ТРИЗ; Методы: -Наглядные; -Словесные; - Практические; Формы с детьми: -Групповая; -Подгрупповая; - Индивидуальная; - Самостоятельная. Формы работы с родителями: - консультации; - мастер –класс; https://24927.maam.ru/maps/news/651760.html, https://24927.maam.ru/maps/news/651761.html, https://24927.maam.ru/maps/news/651762.html, https://24927.maam.ru/maps/news/651763.html |
8 | Результат практики | В результате применения «Кругов Луллия», дети легко вступают в групповые беседы, научились отвечать на проблемные вопросы и отстаивать свою точку зрения; Используют в речи грамматически правильные предложения, делают умозаключения, обогатился словарный запас. Дети стали более активными, любознательными. Положительная динамика развития детей за два учебных года: -в речевом развитии на 31%, -познавательном развитии на 47%; -социально – коммуникативном развитии на 50%. Дети стали более инициативны, самостоятельны. 78% родителей вовлечены в совместную деятельность с детьми и тесное сотрудничество с педагогами группы. |
Способы тиражирования практики | Презентация работы на педагогическом совете ДОУ и представление опыта работы в виде мастер – класса на городском конкурсе «Воспитатель года» 2020 году. Сайт ДОУ https://ds4div.ru/index.php/pedagogicheskie-praktiki/lobanova-svetlana-yurevna Образовательное учреждение Фонд «Педагогический университет «Первое сентября» https://my.1sept.ru/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационные технологии, как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использования информационно-коммуникационны...
Сообщение из личного опыта: "Экскурсии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"
Экскурсия, как метод развития речи детей, дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке....
"Использование дидактических игр как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"
Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отн...
Обобщение опыта работы по теме "«Круги Луллия как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников»
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент и...
2023 «Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Почему я выбрала именно эту педагогическую находку? Ответ на этот вопрос прост. Я считаю, что использование данной технологии продиктовано самим временем. В современном мире наши дети получают огромны...
Презентация "Игра. как средство познавательного речевого развития детей дошкольного возраста"
Приложение к педсовету "Развитие связной речи дошкольников"...
Экология как средство познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста
АктуальностьПроблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общен...