Экология как средство познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Актуальность
Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.
Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.
Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.
Цель моего опыта работы:Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.
Для реализации данной цели были поставлены задачи.
Задачи:
-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.
-Обогащение и активизация словаря;
-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.
-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,
-Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как у начинающего педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
- пополнение копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.
У детей сформируются:
- Творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
-социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
-повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
-появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
-заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Классификация проекта
|
Продолжительность
|
Тема |
Месяц |
| краткосрочный | «Осенние фантазии» | Октябрь-ноябрь |
| краткосрочный | «Птичья столовая» | Ноябрь -декабрь |
| Долгосрочный (опыты, наблюдения, сравнения) | «Использование дидактических развивающих игр в образовательно –воспитательном процессе» | В течение года |
| краткосрочный | «Новогодний калейдоскоп» | декабрь |
| Краткосрочный | «Россия – Родина моя» | Февраль |
исследовательский | краткосрочный | «Наш веселый огород» | Март-июнь |
| краткосрочный | «Волшебный мир русской народной сказки» | Март -апрель |
| краткосрочный | «Весенняя лаборатория» | Апрель -май |
| Краткосрочный | «Моя семья» | Май |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektraya_deyatelnost_kak_sredstvo_poznavtelno-_rechevogo_razvitiya.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.
Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.
Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.
Цель моего опыта работы:Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.
Для реализации данной цели были поставлены задачи.
Задачи:
-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.
-Обогащение и активизация словаря;
-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.
-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,
-Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как у начинающего педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
- пополнение копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.
У детей сформируются:
- Творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
-социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
-повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
-появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
-заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Классификация проекта | Продолжительность | Тема | Месяц |
| краткосрочный | «Осенние фантазии» | Октябрь-ноябрь |
| краткосрочный | «Птичья столовая» | Ноябрь -декабрь |
| Долгосрочный (опыты, наблюдения, сравнения) | «Использование дидактических развивающих игр в образовательно –воспитательном процессе» | В течение года |
| краткосрочный | «Новогодний калейдоскоп» | декабрь |
| Краткосрочный | «Россия – Родина моя» | Февраль |
исследовательский | краткосрочный | «Наш веселый огород» | Март-июнь |
| краткосрочный | «Волшебный мир русской народной сказки» | Март -апрель |
| краткосрочный | «Весенняя лаборатория» | Апрель -май |
| Краткосрочный | «Моя семья» | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка.
Выступление...
Использование информационно-коммуникационные технологии, как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использования информационно-коммуникационны...
Сообщение из личного опыта: "Экскурсии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"
Экскурсия, как метод развития речи детей, дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке....
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возрастасредствами игровой деятельности...
"Использование дидактических игр как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"
Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отн...
2023 «Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Почему я выбрала именно эту педагогическую находку? Ответ на этот вопрос прост. Я считаю, что использование данной технологии продиктовано самим временем. В современном мире наши дети получают огромны...
Презентация "Игра. как средство познавательного речевого развития детей дошкольного возраста"
Приложение к педсовету "Развитие связной речи дошкольников"...