Главные вкладки
Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей.
консультация (подготовительная группа)
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.
Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.
Если же ребенок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priyomov_mnemotehniki_v_razvitii_rechi_detey.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина. Именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Мнемотехника или мнемомика, в переводе с греческого – « и скусство запоминания» Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника помогает развивать: а ссоциативное мышление; з рительную и слуховую память; з рительное и слуховое внимание; в оображение; с вязную речь; м елкую моторику.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же ребенок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Модель русской народной сказки «Репка» для младшего дошкольного возраста Схема для составления рассказа
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах произведений художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов. Сидит девица в темнице, а коса на улице ( морковь )
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза « Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан », которая помогает запомнить цвета радуги.
Когда можно заниматься мнемотехникой. Мнемотехникой можно заниматься с младшего возраста, но рационально вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , т.к. в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т.п..
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Модель русской народной сказки «Три медведя»
Последовательность работы с мнемотаблицами. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка метода запоминания.
Заучивание стихотворений Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Я рубашку сшила мишке Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфетку положить!
В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
Пересказывание сказок
Мнемотаблицы для составления загадок Без окон, без дверей, Полна горница людей (Огурец) Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук)
Еще один пример мнемотехники – составление рассказа с помощью мнемотаблиц. Ребенку предлагают посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Весной ярко светит солнце. Начинает таять снег. Бегут ручьи, распускаются подснежники. Зазеленела травка, а на деревьях появляются листочки. Проснулись от спячки медведь и ёжик. Зайки полиняли и стали серенькими. У всех зверей в лесу скоро появятся детеныши.» Затем дети воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: 1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи. 2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. 3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. 4. Развитие творческих способностей, фантазии. 5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Таким образом, используя приемы мнемотехники для развития речи детей, постепенно осуществляется переход от вашего творчества к совместному творчеству с ребенком. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это - прежде всего это начальная, «пусковая», наиболее эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Уважаемые родители! Мы надеемся что данный материал поможет Вам в работе по развитию речи ваших детей и желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Одной и...
Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...
Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей с ОНР
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной ...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Материал предназначен для ознакомления педагогов ДОУ с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. ...
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Использование в работе с детьми на логопедических занятиях мнемотаблиц позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответс...
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники...