Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей.
консультация (подготовительная группа)

Кокина Наталья Алексеевна

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.

Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.

Если же ребенок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает  упростить процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей Подготовила воспитатель группы № 8 Кокина Наталья Алексеевна Консультация для родителей

Слайд 2

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 3

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина. Именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Слайд 4

Мнемотехника или мнемомика, в переводе с греческого – « и скусство запоминания» Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника помогает развивать: а ссоциативное мышление; з рительную и слуховую память; з рительное и слуховое внимание; в оображение; с вязную речь; м елкую моторику.

Слайд 5

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же ребенок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Слайд 6

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Модель русской народной сказки «Репка» для младшего дошкольного возраста Схема для составления рассказа

Слайд 7

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах произведений художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов. Сидит девица в темнице, а коса на улице ( морковь )

Слайд 8

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза « Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан », которая помогает запомнить цвета радуги.

Слайд 9

Когда можно заниматься мнемотехникой. Мнемотехникой можно заниматься с младшего возраста, но рационально вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Слайд 10

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , т.к. в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т.п..

Слайд 11

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Модель русской народной сказки «Три медведя»

Слайд 12

Последовательность работы с мнемотаблицами. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка метода запоминания.

Слайд 13

Заучивание стихотворений Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Я рубашку сшила мишке Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфетку положить!

Слайд 14

В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.

Слайд 15

Пересказывание сказок

Слайд 17

Мнемотаблицы для составления загадок Без окон, без дверей, Полна горница людей (Огурец) Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук)

Слайд 18

Еще один пример мнемотехники – составление рассказа с помощью мнемотаблиц. Ребенку предлагают посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Весной ярко светит солнце. Начинает таять снег. Бегут ручьи, распускаются подснежники. Зазеленела травка, а на деревьях появляются листочки. Проснулись от спячки медведь и ёжик. Зайки полиняли и стали серенькими. У всех зверей в лесу скоро появятся детеныши.» Затем дети воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

Слайд 19

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: 1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи. 2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. 3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. 4. Развитие творческих способностей, фантазии. 5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Слайд 20

Таким образом, используя приемы мнемотехники для развития речи детей, постепенно осуществляется переход от вашего творчества к совместному творчеству с ребенком. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это - прежде всего это начальная, «пусковая», наиболее эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Уважаемые родители! Мы надеемся что данный материал поможет Вам в работе по развитию речи ваших детей и желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей с ОНР

               В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Материал предназначен для ознакомления педагогов ДОУ с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. ...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Использование в работе с детьми на логопедических занятиях мнемотаблиц позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответс...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники...