Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Львова Ирина Николаевна

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Название проекта

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Руководитель проекта

Львова Ирина Николаевна

Консультант проекта

Львова Галина Васильевна

Вид деятельности, в рамках которого проводится работа по проекту

Речевая деятельность

Возраст детей, на которых рассчитан проект

Дети 5 – 7 лет

Состав проектной группы

Дети группы «Сказка»

Заказчик проекта

МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида»

 г. Канаш

Этапы реализации проекта

1 этап – Подбор и изучение методической литературы

2 этап – Подбор речевого и дидактического материала

3 этап - Апробация

Сроки реализации проекта

1 этап – май – август 2013 г.

2 этап – сентябрь – октябрь 2013 г.

3 этап – ноябрь – май 2013 г. – апробация и дальнейшее использование в работе.

Материальное (дидактическое) обеспечение проекта

  • Мнемотаблицы  для автоматизации и дифференциации звуков.
  • Мнемотаблицы для разучивания стихов.
  • Мнемотаблицы для составления описательных рассказов по тематическим циклам.
  • Мнемодорожки для разучивания стихотворения, скороговорок.
  • Дидактическое пособие «Расскажи мне сказку».
  • Дидактическое пособие «Времена года».
  • Дидактическое пособие «Схемы предлогов».
  • Дидактическое пособие «Логопедические сказки»

Научное и методическое обеспечение проекта

  • Большова Т.В. Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники.- СПб.:  «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 144 с.
  • Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 64 с.
  • Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи  /Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  • Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  • Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  • Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Читаем сказки с логопедом.- СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, развивают речь ребёнка.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

❖ МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.

Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.

МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ:  использовать приёмы мнемотехники в коррекционно - образовательном процессе. 

ПРАКТИЧЕСКАЯ:  подборка дидактического материала, изготовление мнемотаблиц и мнемодорожек.

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.

4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

9. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

10. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

   

При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

На основании анализа научной литературы были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

❖ Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

❖ Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

❖ Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои;

❖ Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

❖ Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

❖ Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

❖ Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

 

В дидактике выделены три вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).

3. Графическая модель - обобщённо передающая разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета:

- формы:

- величины:

- действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

- не большой

- не круглый

- не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТЛИЧАЕТСЯ:

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др.;

  • Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;

  • Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

  • Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

  • Универсальностью - может использоваться педагогами других групп.

  • Запоминание материала по лексическим темам.
  • Обучение рассказыванию.
  • Обучение пересказыванию.
  • Заучивание стихотворений, пословиц, скороговорок, загадок.
  • Обучение грамоте (запоминание букв, правил).
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по автоматизации и дифференциации звуков.
  • Информационные (содержащие полезную  и нужную детям информацию)

 

Использование приёмов мнемотехники при составлении описательных рассказов.

Это наиболее трудный вид в монологической речи.

Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление).

Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Использование приёмов мнемотехники при коррекции звукопроизношения (автоматизация и дифференциация звуков).

Для автоматизации звуков  на этапе работы с небольшими стихотворениями  можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы.

Для этого подбираются  небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения. Этап автоматизации звуков  проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.  

Использование приёмов мнемотехники при ознакомлении с художественной литературой и составлении пересказов.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи.

Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматривается иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для

пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с  взрослым.

Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигается и обсуждается различные версии и отбирается наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение.

Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е.

 мнемотаблицы создаются, придумываются  вместе, сообща.

Этапы работы над текстом при пересказе:
1. Логопед объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений, потешек, скороговорок, загадок.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, потешек, скороговорок, загадок.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Этапы работы над стихотворением:

1.Логопед выразительно читает стихотворение.

2.Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4.Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5.Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Этапы работы над мнемозагадками:

Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

Использование приёмов мнемотехники при составлении творческих рассказов.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно.

Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми с нарушениями речи позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

           Результаты:  

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • развиваются основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

При использовании приёмов мнемотехники в коррекционной работе было отмечено следующее:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями  характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование приёмов мнемотехники вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Как правило, дети испытывают трудности в заучивании стихов, затрудняются в понимании некоторых слов и понятий, встречающихся в стихах, и это увеличивает время запоминания. Но использование приёмов мнемотехники облегчает процесс запоминания, сокращается время запоминания в два раза, увеличивают объём памяти.
    Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • в-третьих, применяя приёмы мнемотехники, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми с нарушением  речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы - модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Использование приёмов мнемотехники в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: мнемотехнику можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного, так и в работе с детьми массовых групп детского сада.

                                                                                                 

 МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Канаш

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема:   «Поможем вернуть букву С»

Согласные звуки  С - С'. Буква С

                                                                         Учитель – логопед Львова И.Н.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Материал предназначен для ознакомления педагогов ДОУ с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. ...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Использование в работе с детьми на логопедических занятиях мнемотаблиц позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответс...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники...

Cеминар на тему « Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

доклад на тему "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста. Презентация.

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».К. Д. У...