Главные вкладки
Консультация "С чего начинается Родина?"
консультация
Воспитывающая среда дошкольной образовательной организации — это духовное, материальное, событийное и информационное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для её самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27 «Петушок»
Консультация для педагогов
«С чего начинается Родина?
Старший воспитатель: Петрова И.В.,
высшая квалификационная категория
Алтайский край
г. Камень- на -Оби
2024 г.
Меняются эпохи. времена, люди. Но остаётся неизменным стремление человека к добру, красоте, любви, свету, истине. Важными задачами дошкольного образования являются формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Патриотическое воспитание дошкольников созаключается в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.
Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины предстаёт в звуках и красках окружающей действительности: сначала это мир родной семьи, затем – детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. Очень важно, чтобы этот образ Родины на каждом этапе был привлекательным для ребенка, сопровождался положительными эмоциями, такими как любовь, радость, удовольствие от общения с людьми, которые окружают малыша.
Дети легко и естественно впитывают впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов, обрядов людей, среди которых живёт, от предметов, его окружающих.
Детский сад, как и семья , является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка, который оказывает огромное воспитательное воздействие в самый восприимчивый, чувствительный период его жизни. Что обязывает воспитателя: ясно представлять цели и задачи воспитания и образования детей.
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
- воспитание уважения к труду
- развитие интереса к русским традициям и промыслам
- формирование элементарных знаний о правах человека
- расширение представлений о городах России
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
- формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
Воспитательно -образовательный процесс по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, взаимодействие с родителями и с педагогами.
Дошкольное образовательное учреждение будет способствовать воспитанию патриотических чувств только в том случае если жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в работе с детьми так важно использовать разные виды детской деятельности, такие как образовательная деятельность, игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение музыкальных произведений, чтение художественной литературы, организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини-музеев в группах.
Младший дошкольный возраст.
В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа.
Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом – моя семья».
Опыт ценностных ориентаций – говорить о себе в первом лице «я», выражать привязанность к близким, интерес к их действиям и речи. По выражению лиц и жестам понимать отдельные проявления эмоций людей: смех, плач, гнев. Уметь выразить доброжелательное отношение к близким, охотно выполнять их просьбы.
Одновременно с задачами воспитания любви к своей семье решаются задачи воспитания любви к природе. У детей формируются элементарные представления о живой и неживой природе родного края, выполняют посильные действия вместе со взрослыми по уходу за растениями и животными. Получают опыт ценностных ориентаций – бережно относиться к природе в естественной среде (беречь траву, цветы, деревья), переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с живыми объектами, сочувствие и переживание при неосторожном обращении с ними.
Воспитывать любовь к семье у малышей не так уж сложно, они любят родственников только за то, что они есть и любят их, детей. Педагог работает на осознание этой любви и на формировании умений выразить эту любовь. Воспитывать любовь к природе сложнее. Здесь важен яркий эмоциональный фактор.
Говоря с детьми о заботливом, бережном отношении к людям, природе, нельзя забывать и о рукотворном мире, окружающем нас и детей. Ребёнок, который постоянно упражняется в том, что ломает игрушки, рвёт книги, портит вещи, едва ли будет проявлять сам по себе бережное отношение к людям и природе. Поэтому уже в младшей группе педагог учит детей по своему личному примеру проявлять бережное отношение к игрушкам и предметам.
Средний дошкольный возраст.
В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется: кроме семьи и детского сада – это двор, улица; также расширяются представления о родной природе и предметном мире. Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Как воспитать в детях любовь к детскому саду? В чём она должна проявляться?
Ребёнок любит детский сад, если идёт туда с удовольствием, ждёт встреч с любимой воспитательницей и друзьями, хочет сделать им приятное, рассказывает дома о жизни в детском саду, подражает в играх работникам детского сада, рисует, ссылается в разговорах с родителями на авторитет воспитателя, на порядки и правила, заведённые в группе, узнаёт работников детского сада на улице, рад встрече с ними.
Объём знаний и представлений о детском саде и его работниках определён требованиями программы. Остановимся на умениях детей: проявлять стремление к самостоятельной деятельности и самообслуживанию, подражать взрослым, работающим в детском саду, отражать в играх интересующие области их деятельности, задавать вопросы, помогать. Узнавать и называть людей, работающих в детском саду. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.
Опыт ценностных ориентаций – уметь относить к себе лично общее обращение взрослого, ориентировать своё поведение на положительную оценку педагога. Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых: быть добрым, вежливым, внимательным. Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым: улыбаться, проявлять готовность выслушать, помочь, выполнить просьбу, принять в игру.
Одновременно продолжается работа по воспитанию у детей любви к семье, причём важно такое взаимодействие: воспитатели помогают родителям прививать любовь к семье, а родители помогают прививать любовь к детскому саду. Хорошо зарекомендовали себя такие формы работы, как конкурсы семейного творчества («Осенняя палитра», «Зимняя сказка», «Рождественское чудо»…). Совместная деятельность детей и взрослых предоставляет возможность больше общаться друг с другом, способствует укреплению детско-родительских отношений.
Воспитание любви к природе – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к растениям и животным дома, на участке, в детском саду, во дворе.
Говоря о воспитании бережного отношения детей к предметному миру, мы имеем в виду закрепление навыков бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования: применять их по назначению, убирать на место, заботиться о них. Важно подчеркнуть деятельностный подход педагогов к решению перечисленных задач, особенно задач бережного отношения к природе и рукотворному миру. Если ограничиваться только призывами и словами, то и дела не будет. Беречь – это глагол, действие, значит и дети должны действовать. В каждом конкретном случае это разные действия, смотря что бережём: игрушки, одежду, дерево, птиц, поделку, комнатное растение и т.п.
Старший дошкольный возраст.
В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» – родным городом, краем. Чтобы развивать интерес к «малой родине», важно рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь.
Расширяются представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях, о ландшафте.
У детей старшего возраста формируется опыт ценностных ориентаций:
проявлять любовь к родному краю, городу, гордиться им.
Проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого.
Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого.
Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих город, край, в частности к коренным жителям края – саами.
Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней.
Проявлять осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов, рукотворному миру малой родины при посещении Щёлковского краеведческого музея, выставок в ДК им. В.П. Чкалова.
И снова о деятельностном подходе: кроме знаний и представлений формируются умения. Это умение проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы, стремление познавать, экспериментировать, творить. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. Посильно помогать взрослым сохранять рукотворный мир города, края. Составлять описательные рассказы о городе, интересных местах и событиях малой родины. Уметь изображать предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.
Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица – город Москва, наша страна огромная, чтобы проехать её всю, надо ехать на поезде (машине) несколько дней. Дети знакомятся с государственной символикой страны, учатся находить Россию на карте, глобусе. Воспитатель рассказывает, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (татары, башкиры, саамы). Детей подводят к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов. Впечатления от увиденного и услышанного отражаются в продуктивной деятельности, в играх. Дети ощущают сопричастность к жизни Родины, города, когда сочиняют рассказы для рукописной книги или газеты, читают стихи на празднике, видят свои рисунки на стенде или в альбоме.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка.
Главная задача – развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия «Я – россиянин», «Мой дом – моя большая Родина – Россия». Ребёнок седьмого года жизни имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России». Умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.
Опыт ценностных ориентаций: испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – Россияне. Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей, интерес к их культуре. Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей, представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых. При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры.
Задачи по ознакомлению с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Уметь использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за животными и растениями.
Опыт ценностных ориентаций: проявлять нетерпимость к бессмысленному уничтожению растений и животных, нанесению им вреда. Закреплять умения вести себя корректно при взаимодействии с природой.
Задачи по ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и т.д. Владеть элементарными умениями классификации.
Опыт ценностных ориентаций: бережно относиться к предметам материального мира. Чувствовать гордость за достижения в культуре, науке, технике, спорте, производстве страны.
Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в организованных формах (занятия, праздники, развлечения, досуги), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в группах созданы мини-музей краеведения, музей русской народной игрушки, музей русской избы.
Взаимодествие с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду.
Активные формы взаимодействия с родителями:
- Целевые прогулки.
- Экскурсии.
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
- Использование ИКТ-технологий.
- Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.
- Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.
- «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
- Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.
- Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
- Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ
- Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"
Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....
НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...
С чего начинать обучение ребёнка цветам?
Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»
Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...