Играя - обучаемся
консультация

Ушхвани Светлана Михайловна

В образовательном процессе игра занимает особое место, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, это и средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Отсутствие или недостаток игры в жизни ребёнка приводит к серьезным проблемам, прежде всего, в социальном развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сообщение из опыта работы20.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Играя – обучаемся»

Подготовила:

старший воспитатель

МДОУ «Детский сад № 68»

Ушхвани С.М.

Детство без игры и вне игры не предоставляется возможным.

Слайд

ФОП ДО п. 24.5. Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое.

Слайд ФОП ДО п.24.6 Функции игры в педагогическом процессе представлены на слайде.

24.6. Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную, эмоциогенную, развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую и другие.

Слайд 24.7. В образовательном процессе игра занимает особое место, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, это и средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Отсутствие или недостаток игры в жизни ребёнка приводит к серьезным проблемам, прежде всего, в социальном развитии детей.

24.8. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты ее применения в ДО.

Слайд

Почему нужна поддержка самостоятельной игровой деятельности детей?

Для большинства детей 5-6 лет (60%) характерен низкий уровень игры, когда она сводится к однообразным действиям с игрушками (стрельба из пистолетов, переодевание кукол, вождение машинок и пр.).

Высокий уровень игры (с развернутыми ролевыми отношениями, сложным сюжетом, созданием игрового пространства) зафиксирован только в 5% случаев.

Тот уровень игры, который полвека назад считался возрастной нормой для старших дошкольников и наблюдался у большинства детей, в настоящее время является исключением (Е.О. Смирнова, М.В. Соколова

Слайд

Способы поддержки самостоятельной игровой деятельности детей: обогащение игрового опыта детей

Чем младше ребенок, тем важнее действия людей, они должны быть выделены четко – кто и что делает, а главное, должен понятен их смысл (зачем делает?). Кроме действий важно выделять эмоциональную сторону отношений людей – что мы чувствуем, как проявляются эмоции и чувства? Именно эмоциональная сторона делает игру ярким, захватывающим действом.

- Обсуждение значимых событий и эмоций, которые они вызвали во время общего круга (утреннего или вечернего). Здесь важно не давать установку «А теперь, так поиграем!». Опыт обсуждений войдет в детскую игру не сразу.

Рассказывание детям различных историй «про оного мальчика (девочку)», «про один случай» (в библиотеке, магазине, поликлинике и пр.). В таких историях (чаще всего специально придуманных для детей) нужно выделить событие – что произошло, отношения – какие эмоции вызвало событие, к чему оно привело (например, оказание помощи, поддержки), передать диалог действующих лиц.

Чтение детских книг. Многие книги являются «энциклопедией» поведенческих ситуаций. Обратите внимание на книги Ю. Симбирской, И. Зартайской, О. Фадеевой, А.-М. Шмидт (серия по Сашу и Машу), А. Дьюдни, О. Пенн. Лучше выбирать книги, в которых герои не враждуют, а находятся в разнообразны отношениях между собой. Книги названных авторов представлены в списках рекомендуемой к ФОП ДО литературе. Дети могут не использовать в играх сами книжные сюжеты, но Вы увидите, что в ролях будет проявляться эмоциональный опыт и новые события.

Не менее полезным будет и рассматривание событий, эмоций людей, придумывание диалогов в виммельбухах (книгах картинках без текста)

Слайд

Способы поддержки самостоятельной игровой деятельности детей: взаимодействие с детьми по поводу игры

Найдите удобный для себя вариант игрового взаимодействия: Вариант 1. «Я люблю играть». Вы - педагог, который сам любит играть, делает это естественно и непринужденно. В таком случае, Вы можете передавать детям игровой опыт «из рук в руки», демонстрируя новые способы игры и общения, разрешения спорных ситуаций. В позиции играющего партнёра педагогу важно уметь импровизировать, а не действовать по готовому конспекту, получать удовольствие от игры. 

Вариант 2. «Я стесняюсь играть». Вы – педагог, который стесняется играть, опасается, что дети не будут потом воспринимать Вас как педагога. В таком случае, Вы можете занимать позицию «заинтересованного зрителя», который наблюдает за детской игрой. В нужный момент такой зритель оказывает детям помощь подсказкой, советом (например, напоминает событие из прочитанной книги, спрашивает: «А у нас, может так быть в игре? А как может?»), помогает детям разрешать спорные ситуации, преодолевать конфликты. 

Используйте приемы косвенного влияния на игру детей (например, «Корзина историй», Пример косвенного влияния на игру «Корзина историй». Читая вместе с ребенком какую-то историю, мы можем предложить ему соответствующее приглашение к игре - корзину (или коробку, чемодан) для рассказывания историй. В такую корзину взрослый кладет фигурки, подходящие для изображения персонажей истории, и немного реквизита — это могут быть куски разноцветной ткани, песок, соленое тесто, разные мелочи. Затем эта «корзина» оставляется на видном месте рядом с игрушками и творческими материалами (книгу после чтения можно положить прямо в эту корзину или рядом с ней). Дети обязательно проявят интерес и попробуют развернуть игру.

Например. Фадеева О. «Фрося – ель новогодняя». Текст книги сопровождается большим количеством иллюстраций, которые являются частью художественного замысла автора и неотъемлемы от текста. Трогательная история учит доброте, взаимовыручке, дружбе и вере в волшебство. С детьми 5-7 лет можно развернуть режиссерскую с маленькими игрушками похожими на героев из книги и различными материалами, воссоздать новогодний лес, домики героев, придумать сюжеты.

Когда маленький лесной городок припушило первым снегом — всё изменилось. Пришла пора готовиться к Новому году! Доставать с антресолей новогодние украшения, слушать праздничные песни, готовить подарки и, самое главное, дарить друг другу радостное настроение! Но что делать, если твой сосед — вечно хмурый Енот, который не видит в празднике никакого проку? Как подарить хорошее настроение тому, кто не хочет принимать подарки?..
Кажется, смягчить сердце Енота под силу только маленькой ёлочке Фросе. Самая новогодняя сказка Ольги Фадеевой раскроет тайну этого волшебства!

Слайд

Способы поддержки самостоятельной игровой деятельности детей: создание условий для проявления инициативности детей в игре

Способствует детской игре пространство, которое…

Препятствует детской игре, пространство, которое…

Насыщено полифункциональными материалами (материалы, которые могут быть использованы в разных играх, не имеют отношения к конкретному сюжету), бумага разных сортов, карандаши, фломастеры, клей

Насыщено только готовыми игрушками и большим количеством игрового материала, который может быть использован по одному назначению (например, коробки из-под конфет для «Магазина»)

Не разделенное на жестко обозначенные игровые уголки по темам игры (исключение ранний возраст и начало младшей группы)

Наличие четко обозначенных игровых уголков – зон, в которых можно играть только в конкретную игру

Позволяющее создать видимость уединения для небольшой подгруппы играющих детей (наличие ширм, кусков ткани, которыми можно ограничить пространство)

Провоцирующее скученность детей в одном или нескольких ограниченных местах группового помещения

Позволяющее свободно и безопасно двигаться (часто сюжетно- ролевая игра требует перемещений)

Препятствующее свободному передвижению детей по групповому помещению

Идеально! Если у детей есть возможность сохранить игровое пространство для продолжения игры (оставить постройку, материалы для следующего раза)

Наличие «идеального» порядка, до и после завершении игры не дает ребенку чувствовать заинтересованность педагога игрой, значимость своих замыслов

Слайд

Способы поддержки самостоятельной игровой деятельности детей: планирование педагогических действий

Шаг 1. Выбирайте на месяц не более 2-3 задач, ориентируясь на достижения, к которым необходимо стремиться.

Шаг 2. Учитывайте, что каждая новая задача проходит через цикл решения, сначала ребенок демонстрирует достижение в совместной деятельности со взрослым, затем ему требуется поддержка, подкрепление его игровых умений. Постепенно ребенок переходит к инициативному действию, используя те игровые умения, которые уверено освоены им. 

Например, сначала ребенок 3-4 лет принимает роль в играх со взрослыми, затем взрослый поддерживает принятие роли вопросами о том, кто ребенок в игре, что планирует делать, для поддержки самостоятельности и инициативы в дальнейшем.

Шаг 3. Определяйте методы работы, которые помогут в решении намеченных на месяц задач, записывайте их в перспективном планировании, составляйте картотеку методов и приемов развития игровых умений детей. Учитывайте, что планировать игру в календарном плане нецелесообразно, развитие игровых умений носит гибкий характер и зависит от настроя ребенка на игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играя, обучаю"

эта консультация будет полезна тем родителям дети которых, идут в первый класс. в ней описаны игры для развития внимания, памяти, мышления....

Мастер - класс для педагогов "Играя - обучаем"

Состояние здоровья детей сегодня является проблемой всего общества. В последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей, что приводит...

Играя - обучаемся!

Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Также для детей этого возраста характерны определенные психологически...

Играя - ОБУЧАЕМ! Игра - важное направление коррекционной логопедической работы с детьми.

Игровые приёмы в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками на этапе подготовки к школьному обучениюВ. А. Сухомлинский" Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,  когда...

"Обучаем, играя. Играя, обучаем"

Информация, содержащаяся в данном материале поможет родителям детей младшего дошкольного возраста в развитии речи детей. Познакомит с простыми , но интересными играми для данного возраста....

Конспект занятия "Учимся- играя и играем- обучаясь. "

Закрепление колличественного счета парами и тройками, порядкого счета в обратном направлении, счета на слух, понятие четных чисел,умение решать примеры на сложение и вычетание на состав чисел из двух ...

Картотека игр для детей с ОВЗ "ИГРАЯ - ОБУЧАЕМ, ОБУЧАЯ – РАЗВИВАЕМ"

Мир дошкольника – это мир игр. Эта самая счастливая пора в жизни ребенка и занимает игра особое место. Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не умеют играть. У них не во...