"Применение современных педагогических технологий"
статья
Эта статья предназначена для педагогов детских садов. В ней рассказывается о педагогических технологиях и как их использовать в работе. В настоящее время очень важно внедрять в работу ДОУ современные педагогические технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. В статье я расскажу о использовании здоровьесберегающей, личностно-ориентированной технологий технологии проблемного обучения, а так же информационно-коммуникативной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pspt.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Разработала:
Тарасова А.Ю. воспитатель
п. Ракитное
Применение современных педагогических технологий.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
С введением ФГОС ДО школьная модель обучения навсегда ушла в прошлое, и на смену старым технологиям пришли новые, более эффективные и действенные. В своей работе я использую следующие технологии:
Здоровьесберегающая технология. Полноценное физическое здоровье-основа формирование личности. Физическое здоровье неразрывно связано с психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт для общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности является применение здоровьесберегающих технологий. Целью технологии является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений по здоровому образу жизни. Эта технология способствует снижению заболеваемости, утомляемости детей, формирует устойчивый интерес к двигательной деятельности. Для осуществления физического развития и оздоровления детей в нашем саду используются следующие виды здоровьесберегающих технологий.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья : физкультминутки, различные виды гимнастик (дыхательная, пальчиковая, гимнастика для глаз, подвижные и спортивные игры, релаксацию).
С помощью физкультминуток, пальчиковых гимнастик прекрасно можно переключить детей на другой вид деятельности, повысить их работоспособность в образовательной деятельности.
Технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные развлечения, Дни Здоровья, образовательная деятельность по форме ЗОЖ.
Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, аромотерапия.
С целью повышения осведомленности родителей по вопросам здоровьесбережения проводим консультации, оформляем Уголок здоровья. Применение здоровьесберегающих технологий эффективно влияет на снижение уровня заболеваемости и повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.
План физкультурно-оздоровительной работы
№ п\п | Содержание мероприятий | Периодичность |
Организация двигательной активности | ||
1. | Утренняя гимнастика | Ежедневно |
2. | Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре | 2 раза в неделю,1 раз на свежем воздухе |
3. | Прогулки с включением подвижных и народных игр | ежедневно, 2 раза в день |
4. | Гимнастика после дневного сна | ежедневно |
5. | Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | ежедневно |
6. | Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности: – гимнастика для глаз; – пальчиковая гимнастика; – дыхательная гимнастика; – массаж мячами для укрепления мелкой мускулатуры пальцев; | ежедневно |
7. | Оздоровительный бег на прогулке | ежедневно |
Профилактические мероприятия | ||
1. | Ароматерапия – в группе дольки чеснока и лука в тарелочке | ежедневно |
2. | Чесночные «киндеры» в период заболеваемости гриппа и ОРЗ | ежедневно |
3. | Проветривание по графику | ежедневно |
Закаливающие мероприятия | ||
1. | Воздушные ванны | в течение года |
2. | Прогулка на воздухе | 2 раза в день |
3. | Гимнастика после сна в постели | ежедневно |
4. | Хождение по дорожкам нестандартного типа с целью закаливания и профилактики плоскостопия | ежедневно |
5. | Игры с водой | май-август |
6. | Хождение босиком по траве | май-август |
Также мною широко используются отдельные приёмы описанных технологий в разных формах организации педагогического процесса: на НОД и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей. Обязательным оздоровительным моментом в работе с дошколятами является прогулка.
Внедряя, в свою практику здоровьесберегающие технологии, я активно использую нестандартное оборудование для:
• самомассажа с детьми (массажёры, карандашики, колючие мячики);
Мои воспитанники выполняют элементы самомассажа себе и друг другу, что доставляет им огромную радость;
• упражнений для укрепления мышц плечевого сустава (гантели, штанги);
• профилактика плоскостопия
- для эмоциональных разминок, которые не только снимают эмоциональное напряжение и настраивают на позитив, но и развивают волевое внимание детей.
Эмоциональная разминка «Солнышко» Психогимнастика «Зеваки»
Благодаря систематическому применению здоровьесберегающих технологий, уровень заболеваемости детей простудными заболеваниями сократился.
Личностно-ориентированные технологии (ЛОТ)
специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития. Эта технология предполагает глубокое уважение к личности ребенка, учет особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к взрослому, полноправному участнику воспитательного процесса. Каждый ребенок имеет право развиваться по своему пути, потому что у каждого свои возможности, свой темперамент. В своей работе я придерживаюсь правила «Три П»:
«Понять»- Увидеть ребенка изнутри, посмотреть на мир его детскими глазами, почувствовать мотивы его поведения.
«Признать»- позитивно относиться к индивидуальности ребенка, независимо от того радует он или нет.
«Принять»- всегда учитывать право ребенка на решение проблемы.
Образовательную деятельность строю на партнерских отношений с детьми . Не быть выше,не доминировать, а быть рядом,вместе с ними. Совместно мастерим игрушки, подарки к праздникам, участвуем в коллективном труде, в проектной деятельности.
Технология «Выбор» -ребенок самостоятельно выбирает, чем он будет заниматься в свободное время.
С целью формирования положительной «я-концепции» и развития положительной самооценки в развивающей среде группы имеются: «Стул именинника», место для персональной выставки, «Ладошка успеха». В своей работе использую такие приемы ЛОТ,как :
«Все вместе» -показать ребенку его значимость в коллективной работе.
«Отвлечение»- прием, направленный на отвлечение ребенка от плохого настроения.
«Расклад»- я должна знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать на положительные.
«Научи меня, пожалуйста»- ребенок учит взрослого, что умеет делать сам.
«Эмоциональное обволакивание»- обращение с ребенком ласковым, добрым тоном, подчеркивать положительные результаты его действий, поступков, работы.
Использование ЛОТ способствует развитию познавательной активности детей.
Игровые технологии.
Все мы знаем, что игра-ведущий вид деятельности дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, потому игровые технологии уникальны и незаменимы в воспитательно-образовательном процессе. Игра является фундаментом всего образовательного процесса в ДОУ в свете ФГОС ДО.
В своей работе я применяю различные виды игр по виду деятельности (двигательные, интеллектуальные, по характеру педагогического воздействия (обучающие, тренировочные, познавательные, воспитательные, диагностические). Использую дидактические, словесно-речевые, театрализованные игры. Главный компонент игровой технологии- непосредственное и систематическое общение детей и воспитателя, а главная цель-создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности детей. Обучение в игровой форме- замечательная возможность интересно и оригинально организовать образовательный процесс. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Использование игровых технологий повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, их познавательную активность.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, игры в помещении и на свежем воздухе, а также с различными средствами передвижения, все эти игры я использую в своей педагогической практике.
-сюжетно-ролевые игры («Больница», «Почта», «Семья», «Магазин» и др.)
«Библиотека» «Семья»
«Почта» «Больница»
-дидактические, настольно - печатные игры
Дидактическая игра «Игры с прищепками» Настольная игра «Пазлы»
-подвижные игры
Особое внимание уделяю насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Так, были приобретены различные современные развивающие игры: логические пирамидки «Цветные столбики», математический планшет, развивающие игры Воскобовича «Двухцветный квадрат», рамки-вкладыши «Логоформочки»; пособия М.Монтессори: рамки с застежками из серии «Одевай-ка», коробочка с выдвижным ящичком, геометрические тела.
Технология проблемного обучения бесспорно актуальна. Ее применение помогает формировать мотивацию достижения успеха, умение самостоятельно находить ответы на вопросы: зачем, как, почему? Ребенок оперирует своими знаниями, представляет ситуации и пытается найти правильный путь для ответа на вопрос. Заданные вопросы побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. При создании и решении проблемных ситуаций я применяю следующие методические приемы :
-подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ ее разрешения;
-излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование и т. п.
Решение проблемной задачи происходит в совместной деятельности детей. Дети увлекаются в совместный умственный поиск, соглашаются, спорят, доказывают свою точку зрения. Вот, например, такая проблемная ситуация.
Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
Данная проблемная ситуация была специально задана, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими, и включить их в активную поисковую деятельность.
В результате использования технологии проблемного обучения дети становятся более активными, общительными. Они сами видят проблемную ситуацию, находят разные варианты решения у них развивается познавательный интерес, желание исследовать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Во время своей работы очень часто приходилось сталкиваться с проблемой- дети боятся рисовать, думают, что у них ничего не получится. На помощь пришли нетрадиционные техники рисования. Эти техники являются стимулом пробудить в детях интерес к изодеятельности, заставить их поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса. Работа с нетрадиционной техникой рисования стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед неудачей. Такое рисование не утомляет, у детей сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего занятия. В своей практике я использую такие виды нетрадиционной техники, как «рисование мятой бумагой», «клякса-графия», «рисование пальчиками», «рисование отпечатками», «рисование на мыльной пене», «пластилинография» и другие. Результат очевиден. «Развитие интереса детей к изобразительной деятельности путем использования нетрадиционных техник» это отчетливо прослеживается.
Информационно-коммуникативные технологии. Для того, чтобы сформировать основы информационной культуры, повысить свой профессиональный уровень и компетентность родителей, в своей работе регулярно использую ИКТ. Они используются мною для повышения эффективности образовательного процесса в
-подборе иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов (распечатка с интернет- ресурсов)
-подбор дополнительного материала к занятиям, знакомство с методическими разработками с персональных сайтов коллег
-обмен опытом с коллегами при помощи интернета, пользование электронной почтой
-оформление документации
В своей работе использую ноутбук, что дает возможность применение презентаций, видеороликов с целью повышения интереса и внимания детей.
Применение инновационных образовательных технологий дает положительную динамику роста уровня мотивационной готовности к образовательной деятельности и познавательной активности детей.
Применяя современные образовательные технологии при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов в воспитательно-образовательном процессе. А наличие устойчивого познавательного интереса положительно скажется на дальнейшем школьном обучении.
Список литературы:
- Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 2010.
- Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Сальникова Т. П. М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии./ Суртаева Н.Н. Изд-е второе. – Новокузнецк, 2003 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"
Презентация к статье "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"...
Применение современных педагогических технологий
Внедрение активных методов обучения в дошкольное образование...
Консультация «Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников»
Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в с...
Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе
Алгоритм презентации...
Сообщение из опыта работы на тему: "Применение современных педагогических технологий при адаптации дошкольников к социальным условиям жизни"
В данном материале предоставлены сведения о проведенных мной мероприятиях на данную тему....
Конспект открытой НОД по "Художественно- эстетическому развитию." Раздел "Музыка" в средней разновозрастной группе (от 3-5 лет) на тему: «Чудесное возвращение Петушка» с применением современных педагогических технологий, в частности, эвритмики.
Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по «Художественно- эстетическому развитию. Раздел «Музыка» в средней разновозрастной группе (от 3-5 лет...
«Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию»
Презентация на тему «Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию» из опыта работы....