Применение современных педагогических технологий
методическая разработка по теме
Внедрение активных методов обучения в дошкольное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активные методы обучения | 2.24 МБ |
Применение активных методов обучения в ДОУ | 410.53 КБ |
Приглашение на семинар-тренинг | 140.03 КБ |
Буклет для педагогов | 910.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод «Аквариум»
Что такое АМО? Активные методы обучения это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения учебного материала К активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов:
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов:
Метод «Баба-Яга»
Метод «Красная шапочка и серый волк»
Классификация АМО Различные авторы классифицируют АМО по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО:
Метод «Скульптурные композиции»
Метод «Станьте любознательными »
Метод « С таньте любознательными»
Появились вопросы?
Метод «Мухомор»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Применение активных методов обучения
Подготовила:
Старший воспитатель
МДОАУ д/с «Белочка»
Цурган С.В.
Пыть-Ях, 2016
Форма проведения: Семинар-практикум
Место: музыкальный зал
Участники: педагоги
Количество участников: 7
Время проведения: 13.15
Продолжительность: 35 минут
Тема: Применение активных методов обучения
Цель: Внедрение современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образования.
Задачи:
- Знакомство с основными понятиями активных методов (АМО), этапы применения АМО, виды АМО.
- Применение на практике основных видов АМО на всех этапах образовательного процесса.
Оборудование: медиапроектор, презентация PowerPoint, экран, микрофоны, музыкальная аппаратура, фотоаппаратура.
Атрибуты: Наглядно-демонстрационный материал к играм, задания для педагогов, фишки для деления на группы, маркеры, буклеты.
Оформление: пригласительные билеты, На сцене находится стол для ведущего.
Добрый день, уважаемы коллеги благодарю, что пришли на мой семинар-тренинг! Прошу вас взять одну из карточек, находящихся в корзине.
Для начала мы с вами настроимся на предстоящую работу и немного поиграем
Метод «Найди похожих»
Цель: преодоление неловкости, создание веселой, непринужденной обстановки.
Материалы: широкий круг участников, сидящих на стульях
Проведение: Я буду говорить некоторые фразы, кому из вас они подходят, выходит в круг.
Метод «Сравни себя с известным человеком»
Цель: Познакомиться с участниками семинара, выявить их личностные качества.
СЛАЙД 1. Тема нашего семинара-тренинга «Применение активных методов обучения»
Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов - доктор психологических наук, профессор был одним из пионеров внедрения активных социально-психологических методов в отечественную практику, использует этот термин для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других).
Первоначально АМО получили распространение в системе переподготовки специалистов. Здесь особое значение имеют ускоренные сроки подготовки, поэтому АМО, особенно игровые методы обучения, завоевали широкую популярность и признание. Затем АМО стали использоваться в подготовке специалистов высшей школы. И в последнюю очередь стали применяться в системе общего образования, где классические методы традиционного обучения обосновались особенно прочно.
Такими образом, термин АМО является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую и опоры на социально-психологические феномены, возникающие в малых группах.
На основе вышесказанного предлагаю вам высказать свои мнения относительно структуры и последовательности теоретического материала на нашем семинаре. Для этого я попрошу выйти в круг тех участников, у которых на карточках нарисована рыбка. СЛАЙД 2
Итак, посмотрим, каким же будет первый вопрос, который мы с вами изучим.
СЛАЙД 3 Метод «Инфо-угадайка»
СЛАЙД 4:
Что такое АМО?
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
К активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения на каждом этапе.
Участники занятий с применением АМО изначально заинтересованы в получении необходимой им информации, которая используется ими непосредственно и сразу.
Итак, как вы думаете, каким будет следующий вопрос, который нам необходимо с вами раскрыть? СЛАЙД 5
СЛАЙД 6,7 Принципы и признаки использования АМО
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности, контекстности, сотрудничества (В. Н. Кругликов, 1998).
Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования.
Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности.
Принцип контекстности требует подчинения содержания обучения содержанию и условиям реализации деятельности.
Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности воспитанников, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии СЛАЙД 8
Хочу предложить вам немного поиграть Метод «Баба- Яга» СЛАЙД 9
А теперь на основе этого метода, напишите пути внедрения АМО в наш образовательный процесс, прошу озвучить их.
Устали? Немного отдохнем, встаем все в круг Метод «Красная шапочка и серый волк»
СЛАЙД 11 Отдохнули? Как вы думаете, каким будет следующим вопрос для обсуждения?
СЛАЙД 12-14 Различные авторы классифицируют АМО по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО. Однако на основе всех имеющихся классификация принято считать наиболее оптимальной следующую:
По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме.
По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.
По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.
Нас с вами интересуют игровые методы поскольку целями дошкольного образования, которые ставят перед детскими садами государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение дошкольниками образовательной программы.
Поэтому мы переходим к последнему вопросу нашего семинара, и как вы думаете, что это за вопрос? СЛАЙД 15
Критерии эффективности применения АМО
В группе участников АМО результат определяется действиями всех членов.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. Применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде
Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на занятии, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности воспитанников, интерес и желание заниматься.
Кроме того, эффективностью применения АМО можно считать повышение интереса и мотивированности педагога, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития собственного потенциала, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников и реальными потребностями местного сообщества.
А теперь я предлагаю вам закрепить полученные знания и представить изученный по разделам материал в виде скульптур.
Метод «Скульптурные композиции» СЛАЙД 17
А теперь прошу вас встать в две шеренги лицом друг к другу. Метод «На линии огня»
Это все что я хотела вам сегодня рассказать про активные методы обучения и на последок хотела Вам дать еще одно маленькое задание.
Метод «Станьте любознательными»
Если у вас возникли вопросы по теме нашего занятия, прошу озвучить их или же подойти индивидуально.
Хочу подвести итог нашего мероприятия так же используя один из активных методов, который называется
И последнее, «Метод Мухомор»
И в качестве небольшого сюрприза я хочу подарить вам вот такие буклеты с кратким обзором нашей сегодняшней темы.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
АМ начала образовательного мероприятия Можно необычно начать занятие, предложив детям поздороваться локтями. Метод «Поздоровайся локтями» Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство Проведение: Педагог просит воспитанников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Педагог говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. | АМ подведения итогов уроков. Для завершения образовательного мероприятия метод «Комплименты» Цель: предоставление возможности участникам группы дать позитивную обратную связь и получить её. Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внёс свой вклад в достижение общих целей. Для того, чтобы все участники получили свою долю признания, я предлагаю следующее… пусть каждый по кругу даст своему соседу слева положительную обратную связь о его поведении в ходе нашей работы. У вас есть 3 мин. Для того, чтобы подумать и вспомнить, что вам действительно понравилось в действиях соседа слева… …«Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение дошкольниками образовательной программы»… | АМ выяснения целей, ожиданий и опасений. «И хочется и колется» Метод «Автобусная остановка» Цель: сосредоточение на своих ожиданиях определение собственных способов получения опыта на занятии, информирование об этом остальных участников. Проведение: Все участники распределяются по трём мини-группам. Каждая группа находится на своей «остановке». 1.Что я знаю по этой теме? 2.Что я хочу узнать по этой теме? 3.Чем я могу быть полезен? В мини-группах каждый участник обсуждает тему в соответствии с вопросом. Группы меняются местами, работают на следующей «остановке». Каждая мини-группа должна побывать на всех 3-х остановках. В заключение организуется обще групповое обсуждение с подведением итогов о характере ожиданий и возможностей участников занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"
Презентация к статье "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"...
Консультация «Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников»
Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в с...
Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе
Алгоритм презентации...
Сообщение из опыта работы на тему: "Применение современных педагогических технологий при адаптации дошкольников к социальным условиям жизни"
В данном материале предоставлены сведения о проведенных мной мероприятиях на данную тему....
Конспект открытой НОД по "Художественно- эстетическому развитию." Раздел "Музыка" в средней разновозрастной группе (от 3-5 лет) на тему: «Чудесное возвращение Петушка» с применением современных педагогических технологий, в частности, эвритмики.
Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по «Художественно- эстетическому развитию. Раздел «Музыка» в средней разновозрастной группе (от 3-5 лет...
«Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию»
Презентация на тему «Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию» из опыта работы....
Презентация на тему: Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ"
Обнавление содержания образования требует от педагогов развитие таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в с...