Познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Эта удивительная бумага»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о свойствах и качествах бумаги.
Задачи:
Образовательная:
ü Дать детям первоначальные знания об изобретении бумаги.
ü Учить определять на ощупь качества бумаги (толщину, гладкость, прочность).
ü Знакомить с техникой рисования на наждачной бумаге восковыми мелками.
Развивающая:
ü Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
ü Активизировать в речи слова, обозначающие свойства бумаги (наждачная, шероховатая).
ü Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память.
Развивать мелкую моторику и творческих способностей.
Воспитательная:
ü Воспитывать бережное отношение к использованию бумаги.
ü Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать индивидуально и в коллективе. Воспитывать аккуратность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 комбинированного вида»
КОНСПЕКТ
познавательно-исследовательской деятельности
для детей подготовительной группы
Тема: «Эта удивительная бумага»
Подготовила и провела:
воспитатель Пушкова Н. А.
г. Петропавловск-Камчатский
2017 г.
Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о свойствах и качествах бумаги.
Задачи:
Образовательная:
- Дать детям первоначальные знания об изобретении бумаги.
- Учить определять на ощупь качества бумаги (толщину, гладкость, прочность).
- Знакомить с техникой рисования на наждачной бумаге восковыми мелками.
Развивающая:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Активизировать в речи слова, обозначающие свойства бумаги (наждачная, шероховатая).
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память.
Развивать мелкую моторику и творческих способностей.
Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к использованию бумаги.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать индивидуально и в коллективе. Воспитывать аккуратность.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
рассматривание разного вида бумаги, беседа о свойствах и разновидностях бумаги, различные опыты с бумагой, занятия по изобразительной и конструктивной деятельности, чтение художественной литературы, загадывание загадок о бумаге. Дидактическая игра «На что это похоже?»
Методы и приёмы:
наглядные, словесные (беседа, вопросы), игровые, практические (опыты).
Материалы и оборудование:
Разные виды бумаги: писчая, чертёжная, бумага для печати, впитывающая, цветная, бархатная, гофрированная, наждачная, пергамент, калька, копировальная, фотографическая, упаковочная. Презентация, бумажные цветы кувшинки, емкость с водой, поднос с различными видами бумаги на каждого ребенка, баночка с растительным маслом, ватная палочка, деревянные брусочки, восковые мелки.
Ход занятия:
В.: - Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему………
Привет!
- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой………
Привет!
- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы………..
Привет!
- При встрече взрослых говорим все дружно громко …….
Здравствуйте! (развернуться к гостям)
В.: Ребята, посмотрите какой красивый сундучок.
Как вы думаете, он пустой или в нем, что - то лежит? (ответы детей)
А хотите узнать? -----да.
Настя, подойди, пожалуйста, и определи, на ощупь что в нем находится? ----- бумага.
Ты думаешь бумага? Хорошо. Дима, попробуй ты определить, что же в сундучке? ---------бумага.
Правильно бумага (воспитатель достает и всем детям показывает)
Бумага – это один из самых известных материалов. Куда бы вы не обратили свое внимание, скорее всего вы везде можете увидеть бумагу.
Как вы думаете, а для чего человеку нужна бумага?
Игра «Для чего нужна бумага?»
( дети у доски называют и нажимают на картинку)
Д.: Для изготовления бумажной посуды; для письма и печати; для изготовления книг, тетрадей, журналов, газет, альбомов; для изготовления из цветной бумаги различные поделки, оригами; для строительства - обои; для фантиков, коробок, для упаковок покупок; для изготовления салфеток, бумажных полотенец, носовых платков, туалетной бумаги; для производства денег; для билетов, чеков, для разной выпечки.
В.: Правильно. Бумага – это и носитель информации, и упаковочный материал, и средство гигиены, строительный материал, а также платежное средство, и многое, многое другое.
Трудно представить, что было бы, если бы не было бумаги!
А как вы думаете, что было бы, если бумаги не было? - (ответы детей)
В.: А вы знаете, как появилась бумага? – (Ответы детей)
Хотите узнать?
Ребята, я вам хочу рассказать историю бумаги
Презентация «Как появилась бумага»
В древние времена, когда не было бумаги, люди писали на камнях, на глиняных плитках, на березовой коре – бересте, на шкуре животных. Но камни и глиняные плитки были тяжелыми, береста ломалась, а шкура рвалась, и были неудобными для письма. Шли, годы и в стране, которая называется Китай, была изобретена бумага китайским ученным по имени Цай Лунь. Бумагу делали в ручную из стеблей бамбука.
Сейчас бумагу изготавливают на специальных фабриках из дерева. На фабрике древесину измельчают в щепки, варят, одни валики отжимают воду, другие высушивают бумагу, третьи полируют и наматывают в огромный рулон. Такие машины производят до 1 км бумаги в секунду.
В.: Проверим, как внимательно вы смотрели и слушали рассказ.
1. Что люди использовали для письма до появления бумаги?
2. В какой стране впервые появилась бумага?
3. Где сейчас изготавливают бумагу?
4. Из чего делают бумагу?
В.: Молодцы ребята, все были очень внимательны и правильно ответили на все мои вопросы.В.: Ребята, я вас приглашаю посетить выставку бумаги (дети встали вокруг стола)
В.: Какие виды бумаги вы узнаете?
Д.: Гофрированная, копировальная, бархатная, пергамент, калька, цветная, альбомная, тетрадная, упаковочная, газетная, картон, фотографическая.
В.: Ребята, я вас хочу, познакомить ещё с одним видом бумаги она называется - наждачная бумага (раздаю детям бумагу). Давайте повторим «наждачная». Кто – нибудь из вас видел эту бумагу раньше? Интересно, почему же её так назвали? (ответы детей). Для начала рассмотрим бумагу. Что вы можете о ней рассказать? (выслушиваю ответы детей).
Наждачная бумага называется так из - за своей шероховатости. Она покрыта специальным алмазным напылением. Посмотрите есть бумага с крупной крошкой для грубой обработки дерева, метала, стекла, пластмасса. А есть с мелкой крошкой. Как вы думаете для чего? (ответы детей)
В.: Правильно для более гладкой обработки предметов.
В.: А сейчас ребята, давайте тихонько пройдем в тайную комнату (раздаю карточки). Вам нужно будет, как настоящим экспертам определить бумагу на ощупь. Одной рукой вы держите карточку, а другой нащупываете нужную бумагу (дети подходят и определяют бумагу на ощупь, и называют её)
В.: Ребята, вы как настоящие эксперты все правильно и быстро нашли нужную для вас бумагу.
В.: А теперь я приглашаю вас пройти в лабораторию и провести несколько опытов с бумагой (дети проходят и садятся за столы). У вас на столах лежат листы исследования. Вам нужно самостоятельно провести опыты с бумагой и отметить в листах исследования свойства бумаги:
1. Мнется ли бумага?
2. Можно ли её порвать?
3. Есть ли запах у бумаги?
4. Боится ли бумага воды?
5. Издает ли бумага звук?
6. Впитывает ли бумага масло?
Всем понятно задание? (ответы детей) Тогда приступаем к выполнению.
(дети самостоятельно проводят опыты с бумагой)
В.: Ребята все справились с заданием? ---да.
Тогда давайте проверять вместе со мной. Рита, начинай рассказывать (дети по очереди называют свойства бумаги, на доске отмечается значком)
1.Бумага мнется.
2. Бумага рвется.
3. Бумага без запаха.
4. Бумага боится воды.
5. При смятии бумага издаёт звук.
6. Бумага впитывает масло.
В.: Правильно ребята, молодцы. А может быть, ещё кто-нибудь знает, другие свойства бумаги?
Дети: Бумага хорошо горит (значок добавляется).
В.: Да ребята, действительно бумага хорошо горит.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новым видом бумаги наждачной. И я вам хочу предложить сейчас проверить свойство наждачной бумаги. Действительно ли она делает предметы гладкими или нет. Для этого опыта нам понадобится наждачная бумага с крупной крошкой и деревянный брусок. Давайте наденем перчатки и попробуем зачистить брусок наждачной бумагой.
Антон, что у нас получилось?
Антон: мы зачистили поверхность бруска от шершавости.
В.: Все согласны?-------да. У всех получилось? --------да.
А для чего нам нужна наждачная бумага с мелкой крошкой?
Д.: Для более гладкой обработки дерева.
В.: Все так думают? -----да. Тогда давайте попробуем.
Что у нас получилось?
Д.: Брусок стал гладким, красивым.
В.: Правильно, делаем вывод.
Д.: С помощью наждачной бумаги можно зачистить предметы (ставим значок).
В.: Молодцы ребята.
В.: Ребята, сколько много интересного мы с вами узнали о бумаге.
Но, я вам хочу открыть ещё один секрет наждачной бумаги. На ней можно рисовать. Хотите узнать как? ---да. Тогда я вас приглашаю в художественную мастерскую.
(дети проходят и становятся возле мольбертов)
В.: Рисовать на наждачной бумаге лучше восковыми мелками. Рисунки получаются яркими и необычными ( обращаю внимание на образцы рисунков). Рисовать можно все что хочешь. Но у наждачной бумаги есть один секрет, чтобы рисунок не размазывался, начинать лучше рисовать сверху листа вниз.
В.: Перед рисованием разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Восковой мелок катаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно с ним мы играем.
Не дадим ему скучать.
Будем мы им рисовать.
Самостоятельная работа детей под музыку (все рисунки выставляются на один мольберт)
В.: Какие красивые рисунки у вас получились! Все разные, красочные и необычные. Вам понравилось так рисовать?
Итог занятия:
- О чем мы сегодня говорили?
- Что интересного и нового вы узнали о бумаге?
- Что вам понравилось делать больше всего?
- Нужно ли человеку беречь бумагу и почему?
- Я уверена, что вы теперь будете, бережнее относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
- Вы сегодня работали вместе очень дружно, внимательно слушали друг друга, были наблюдательными.
И нам ребята, на прощанье
Сказать гостям осталось « До свиданья!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»
Цели и задачи: Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов , где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познават...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Полезные ископаемые»
Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема: «Полезные ископаемые» в рамках недели "Наука и экспериментирование"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема: «Полезные ископаемые»в рамках недели "Наука и экспериментирование" Цели и задачи: Обобщить ...
Организованная самостоятельная –образовательная деятельность для детей подготовительной группы, тема: «В мире цветов. Ромашка»
Организованная самостоятельная –образовательная деятельность для детей подготовительной группы, тема: «В мире цветов. Ромашка»Организованная самостоятельная –образовательная деятельность для дет...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"
Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»
Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Есть ли воздух на Земле?»
Конспект НОДпо познавательно – исследовательской деятельностидля детей подготовительной группыТема: «Есть ли воздух на Земле?»...