Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы «Крылатые выражения».
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы "Крылатые выражения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_frazeologizmy-krylatye_vyrazheniya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ
для детей подготовительной группы
«Крылатые выражения».
Автор проекта:
логопед МБДОУ д/с «Ягодка»
воспитатель Л.В Жданова
Андреева М.С
с.Александровское, 2012г
Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ
«Крылатые выражения».
Участники проекта: дети подготовительной группы «Ромашка» МБДОУ д/с «Ягодка», логопед, воспитатель, родители.
Место проведения: МБДОУ д/с «Ягодка» с.Александровское, Томской области.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский проект сроком на 1 месяц (ноябрь 2012г).
Основополагающий вопрос:
Зачем нужны фразеологизмы в русской речи?
Объект исследования:
Фразеологизмы
Предмет исследования:
Фразеологизмы.
Цели исследования:
- Фразеологизмов в русской речи;
- Развитие навыков;
- Самостоятельного исследования проблемы;
- Умение работать с другими источниками, с людьми;
- Воспитание трудолюбия.
Задачи исследования:
- Развивать творческие способности, речь;
- Формировать навыки исследовательской деятельности;
- Научить «самостоятельно» работать с различной литературой и словарями
(с родителями);
Методы:
- Беседа с родителями;
- Анкетирование;
- Опрос воспитанников;
- Занятия;
- Выставка;
- Праздник «Красивая речь».
Гипотеза:
Дети совместно с логопедом и родителями группы предположили, что фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной, красочной. В ходе реализации проекта, мы попробуем в этом убедиться.
Введение (актуальность):
Фразеологизмы в русском языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны. Можно произнести целую тираду, что-нибудь вроде « мы занимаемся бессмысленным и малоэффективным делом. Силы затрачиваем большие, а результат будет ничтожным. А можно обронить короткое - артель «Напрасный труд»,- и всем все станет понятно.
Впрочем, фразеологизмы бывают и длиннее. «Не видно ни зги» - это тоже самое, что темно. Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему человек помимо прочего, сообщает еще и о своем отношении к событию, предмету или собеседнику.
Фразеологизмы подразделяют на разные группы, которые характеризуют человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.
По характеристике:
Характеризующие действие человека на основе его взаимоотношение и взаимосвязи с окружающей средой, коллективом:
1.Ходить стоять на задних лапах - «угодничать, прислуживаться»;
2.Мылит голову (кому) - «сильно бранить. Распекать кого-либо».
Характеризующие манеру речевого общения:
1.Точить лясы, балясы - «заниматься пустой болтовней»
2.Вертеть, крутить вола - «говорить, болтать ерунду».
Характеризующие отношения человека к работе и делу:
1.Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что –либо.
2.Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.
Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения:
1.Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.
2.Как осиновый лист дрожит, трясётся, обычно от волнения, страха.
О фразеологизмах можно говорить много. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов.
Просмотрев информацию по классификации фразеологизмов можно выделить основные группы:
- Фразеологизмы русского происхождения;
- Заимствованные фразеологизмы.
Таким образом, узнав о фразеологизмах, которые существуют в русской речи, мы решили познакомить ребят с фразеологизмами на занятиях. Для этого, посовещавшись, мы спланировали свою работу следующим образом.
Планирование хода реализации проекта:
1. Опрос воспитанников. Знают ли они, что такое фразеологизмы?
2.Беседа с детьми и родителями. Что такое фразеологизмы?
3. Проведение цикла занятий «Крылатые выражения» логопедом группы.
4. Просмотр авторских презентаций.
5. Викторина «Самый-самый…».
6. Выставка-конкурс рисунков «Крылатые выражения».
7. Праздник «Красивая речь».
8. Отчёт о проделанной работе по проекту.
Ход проекта.
Дата проведения | Мероприятие | Ответственные |
01.11.12г | Опрос воспитанников. | Логопед. Воспитатель. |
02.11.12г | Анкета-опрос родителей. | Логопед, родители детей. |
05.11.12г | Беседа с детьми «Что такое крылатые выражения». | Логопед. Воспитатель. |
07.11.12г | Логопедическое занятие «Устойчивые выражения» с использованием ИКТ. | Логопед. |
08.11.12г | Познавательное занятие «Красивые, яркие и богатые выражения»(ИКТ) | Логопед. Воспитатель. |
12.11.12г | Занятие по изобразительной деятельности «Человек и животное». | Логопед. Воспитатель. |
13.11.12г | Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 1) ИКТ. | Логопед. |
14.11.12г | Выставка-конкурс художественных работ «Крылатые выражения». | Логопед. Воспитатель. |
16.11.12г | Викторина «Самый-самый…» | Логопед. Воспитатель. |
19.11.12г | Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 2) ИКТ. | Логопед. |
21.11.12г | Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 3) ИКТ. | Логопед. Воспитатель. |
26.11.12г | Праздник «Красивая речь» ИКТ. | Логопед, родители детей. |
28.11.12г | Торжественное награждение победителей выставки-конкурса рисунков. | Логопед. Воспитатель. |
30.11.12г | Отчёт по проекту «Крылатые выражения» (презентация проекта) ИКТ. | Логопед. Воспитатель. |
Вывод:
Подводя результаты исследования, мы пришли к выводу: что фразеологизмы широко употребляются в жизни, обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной. Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.
Литература
- Интернет.
- Словарь фразеологизмов. М , 1985 г.
- Т.В.Зуева Русский фольклор Издательство Просвещение, 2002 г.
4. Научная библиотека Кибер Ленинка: http://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-rech- rebenok-zadumyvaetsya-o-proishozhdenii-slova-i-o-ego-znachenii#ixzz2980FTRHF
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...
Картотека для детей подготовительной группы - "Крылатые выражения"
Крылатые выражения - это фразеологизмы образного характера, получившие широкое распространение благодаря своей выразительности, метафоричности, лаконичности. В предлагаемой картотеке представлены фраз...
Конспект познавательно-исследовательской ОД «История появления карандаша» для детей подготовительной группы
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша.Задачи:Образовательные:— формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его п...
Картотека для детей подготовительной группы "Крылатые выражения"
Картотека для детей подготовительной группы "Крылатые выражения"....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЕТИ ПРОТИВ МУСОРА"
Тема проекта: «Дети против мусора» Тип проекта: познавательно-исследовательский, социальный. Автор проекта: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна. Участники проекта: дет...
Познавательно - исследовательский проект "Лаборатория Почемучки" для детей подготовительной группы
Познавательно - исследовательский проект "Лаборотория Почемучки" для детей подготовительной группы...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Зимняя сказка» (для детей средней группы)
Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. Помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к п...