Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы «Крылатые выражения».
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Андреева Маргарита Сергеевна

 

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы "Крылатые выражения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_frazeologizmy-krylatye_vyrazheniya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ягодка»

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ

 для детей подготовительной группы

«Крылатые выражения».

Автор проекта:

логопед МБДОУ д/с «Ягодка»

воспитатель Л.В Жданова

 Андреева М.С

с.Александровское, 2012г

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ

«Крылатые выражения».

Участники проекта: дети подготовительной группы «Ромашка» МБДОУ д/с «Ягодка», логопед, воспитатель,  родители.

Место проведения: МБДОУ д/с «Ягодка» с.Александровское, Томской области.

Сроки реализации проекта:  краткосрочный, познавательно-исследовательский проект сроком на 1 месяц (ноябрь 2012г).

Основополагающий вопрос:

Зачем нужны фразеологизмы в русской речи?

Объект исследования:

Фразеологизмы

Предмет исследования:

Фразеологизмы.

Цели исследования:

  1. Фразеологизмов в русской речи;
  2. Развитие навыков;
  3. Самостоятельного исследования проблемы;
  4. Умение работать с другими источниками, с людьми;
  5. Воспитание  трудолюбия.    

Задачи  исследования:

  1. Развивать творческие способности, речь;
  2. Формировать навыки исследовательской деятельности;
  3. Научить «самостоятельно»  работать с различной литературой и словарями

      (с родителями);                    

Методы:

  1. Беседа с родителями;
  2. Анкетирование;
  3. Опрос воспитанников;
  4. Занятия;
  5. Выставка;
  6. Праздник «Красивая речь».

Гипотеза:

Дети совместно с логопедом и родителями группы предположили,  что фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной, красочной. В ходе реализации проекта, мы попробуем в этом убедиться.

Введение (актуальность):

Фразеологизмы в русском  языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы  даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны. Можно произнести целую тираду, что-нибудь вроде « мы занимаемся бессмысленным и малоэффективным делом. Силы затрачиваем большие, а результат будет  ничтожным. А можно обронить короткое - артель «Напрасный труд»,- и всем все станет понятно.

Впрочем, фразеологизмы бывают и длиннее. «Не видно ни зги» - это тоже самое, что темно. Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему  человек помимо прочего, сообщает еще и о своем отношении к событию, предмету или собеседнику.

Фразеологизмы подразделяют на разные группы,  которые  характеризуют человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.

По характеристике:

Характеризующие действие человека на основе  его взаимоотношение и взаимосвязи с окружающей средой, коллективом:

1.Ходить стоять на задних лапах - «угодничать, прислуживаться»;

2.Мылит голову (кому) - «сильно бранить. Распекать кого-либо».

Характеризующие манеру речевого общения:

1.Точить лясы, балясы - «заниматься пустой болтовней»

2.Вертеть, крутить вола - «говорить, болтать ерунду».

Характеризующие отношения человека к работе и делу:

1.Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что –либо.

2.Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.

   Характеризующие психическое  состояние человека, которое  проявляется  внешне, в  его манере поведения:

        1.Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.

        2.Как осиновый лист дрожит, трясётся, обычно от волнения, страха.

        О фразеологизмах можно говорить много. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать  и написал ряд интересных работ  Виктор Владимирович Виноградов.

 Просмотрев информацию  по классификации  фразеологизмов можно выделить   основные группы:

  1. Фразеологизмы русского происхождения;
  2. Заимствованные фразеологизмы.

Таким образом,  узнав о фразеологизмах, которые существуют в русской речи,  мы решили познакомить ребят  с фразеологизмами на занятиях. Для этого,  посовещавшись,    мы спланировали свою работу следующим образом.

Планирование хода реализации проекта:

1. Опрос воспитанников. Знают ли они, что такое фразеологизмы?

2.Беседа с детьми и родителями. Что такое фразеологизмы?
          3. Проведение цикла занятий «Крылатые выражения» логопедом группы.

4. Просмотр авторских презентаций.

5. Викторина «Самый-самый…».

6. Выставка-конкурс рисунков «Крылатые выражения».

7. Праздник «Красивая речь».

8. Отчёт о проделанной работе по проекту.

Ход проекта.

Дата проведения

Мероприятие

Ответственные

01.11.12г

Опрос воспитанников.

Логопед. Воспитатель.

02.11.12г

Анкета-опрос родителей.

Логопед, родители детей.

05.11.12г

Беседа с детьми «Что такое крылатые выражения».

Логопед. Воспитатель.

07.11.12г

Логопедическое занятие «Устойчивые выражения» с использованием ИКТ.

Логопед.

08.11.12г

Познавательное занятие «Красивые, яркие и богатые выражения»(ИКТ)

Логопед. Воспитатель.

12.11.12г

Занятие по изобразительной деятельности «Человек и животное».

Логопед. Воспитатель.

13.11.12г

Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 1) ИКТ.

Логопед.

14.11.12г

Выставка-конкурс художественных работ «Крылатые выражения».

Логопед. Воспитатель.

16.11.12г

Викторина «Самый-самый…»

Логопед. Воспитатель.

19.11.12г

Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 2) ИКТ.

Логопед.

21.11.12г

Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 3) ИКТ.

Логопед. Воспитатель.

26.11.12г

Праздник «Красивая речь» ИКТ.

Логопед, родители детей.

28.11.12г

Торжественное награждение победителей выставки-конкурса рисунков.

Логопед. Воспитатель.

30.11.12г

Отчёт по проекту «Крылатые выражения» (презентация проекта) ИКТ.

Логопед. Воспитатель.

        

Вывод:

Подводя  результаты исследования, мы пришли к выводу: что фразеологизмы   широко употребляются в жизни,  обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной. Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.

Литература

  1. Интернет.
  2. Словарь фразеологизмов. М , 1985 г.
  3. Т.В.Зуева Русский фольклор Издательство  Просвещение, 2002 г.

      4. Научная библиотека Кибер Ленинкаhttp://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-rech-   rebenok-zadumyvaetsya-o-proishozhdenii-slova-i-o-ego-znachenii#ixzz2980FTRHF


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...

Картотека для детей подготовительной группы - "Крылатые выражения"

Крылатые выражения - это фразеологизмы образного характера, получившие широкое распространение благодаря своей выразительности, метафоричности, лаконичности. В предлагаемой картотеке представлены фраз...

Конспект познавательно-исследовательской ОД «История появления карандаша» для детей подготовительной группы

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша.Задачи:Образовательные:— формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его п...

Картотека для детей подготовительной группы "Крылатые выражения"

Картотека для детей подготовительной группы "Крылатые выражения"....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЕТИ ПРОТИВ МУСОРА"

Тема проекта: «Дети против мусора» Тип проекта: познавательно-исследовательский, социальный. Автор проекта: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна. Участники проекта: дет...

Познавательно - исследовательский проект "Лаборатория Почемучки" для детей подготовительной группы

Познавательно -  исследовательский проект  "Лаборотория Почемучки" для  детей подготовительной группы...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Зимняя сказка» (для детей средней группы)

Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. Помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к п...