Поддержка детской инициативы и самостоятельности
материал (подготовительная группа)

Барилова Арина Игоревна
Инициативная личность развивается в деятельности! А дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. В чём же проявляется субъектная позиция ребенка в разных видах деятельности: интерес к деятельности; избирательное отношение к разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности; самостоятельность выбора и осуществления деятельности, творческие проявления способов действий и продуктов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поддержка детской инициативы 26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад                                                         к педагогическому совету

на тему:

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности через проектную деятельность»

Поддержка детской инициативы и самостоятельности через проектную деятельность

Как вы считаете, какое понятие шире: самостоятельность или инициативность?

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни

ЗАДАНИЕ 1 Упражнение «Самостоятельный ребенок»

Давайте составим портрет самостоятельного ребенка, используя одни прилагательные.

(Предложить педагогам из большого количества прилагательных выбрать подходящие для определения «Самостоятельный ребенок»

Образцовый                 Старательный

Развитый                     Внимательный

Любопытный              Усердный

Подвижный                 Избалованный

Воспитанный              Капризный

Любознательный        Увлеченный

Общительный             Трудолюбивый

Способный                  Веселый

Жизнерадостный       Настойчивый

Активный                   Сильный

Идеальный

Примерный

Ленивый

Умный

Послушный

Для того чтобы вспомнить, что необходимо для поддержания детской инициативы и самостоятельности выполним 2 упражнение.

ЗАДАНИЕ 2  Упражнение «Закончи фразу»

Я начинаю фразу- вы заканчиваете…

  • предметно-развивающая среда должна быть… (Содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной); 
  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие…  (Поисково-познавательной деятельности детей);

Это означает, что дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализацию прежних знаний при решении новых задач.

  • содержание развивающей среды должно учитывать… (Возрастные особенности и потребности детей; Закономерности психического развития детей;  Возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка);
  • позиция взрослого по отношению к детям должна быть… (Адекватной, гибкой, прогностичной);

Адекватность основывается на реальной точной оценке особенностей ребёнка, умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Знание и учёт возможностей и склонностей ребёнка — важнейшее условие успешности развития. 

Гибкость родительской позиции — готовность и способность изменять стиль общения, способы воздействия на ребёнка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. 

Прогностичность позиции выражается в ориентации на «зону ближайшего развития» ребёнка и на задачи завтрашнего дня. Это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребёнку с учётом перспектив его развития.

  • необходимо создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои… (Знания и умения).

Инициативная личность развивается в деятельности! А дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

      В чём же проявляется  субъектная  позиция ребенка в разных видах деятельности:

  • интерес к деятельности;
  • избирательное отношение к разным видам деятельности;
  • инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
  • самостоятельность выбора и осуществления деятельности, творческие проявления способов действий и продуктов деятельности.

Что можно отнести к продуктам детской деятельности определим выполнив упражнение 3.

ЗАДАНИЕ 3   Упражнение «Найди нужную картинку»

  • Художественное развитие:
  • Музыкальное развитие:
  • Игровая деятельность:
  • Образовательная деятельность:
  • Физическое развитие:

        Освоение ребенком позиции самостоятельности  требует специальной педагогической технологии. К такой технологии можно отнести проектную деятельность

Что же это такое проект? Проект – в переводе с греческого – это путь исследования т.е., специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

В проектной деятельности раскрывается  индивидуальность ребенка .

Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :

  • Проблема;
  • Проектирование или планирование;
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

1.        Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2.        Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

3.        Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

4.        Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

   Предлагаю немного поиграть.

ЗАДАНИЕ 4 Игра «Ассоциации»

Я начну фразу, а вы ее продолжите:

  • Если ребенок – это цвет, то какой?
  • Если ребенок – это геометрическая фигура, то какая?
  • Если ребенок – это настроение, то какое?
  • Если представить, что ребенок – это сказочный герой, то кто?
  • Если ребенок – это цветок, то это…
  • Если ребенок – игра, то какая?

Посмотрите пожалуйста на рисунки друг – друга, насколько они отличаются , а определение одно «Ребенок».

Для того чтобы утвердится в том что требования и подход к детям должен строится на понятии «Индивидуален», предлагаю выполнить упражнение.

ЗАДАНИЕ  5   Упражнение «УЗОР»

Материал: лист А4 на каждого участника.

Инструкция участникам:

Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и  оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите  из центра, еще раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.

Рефлексия   Притча «Крылья»

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

–  Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ. Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки.

Итог: Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог.

Как удерживать полюс субъектности? Развитие субъектности в детском саду - это и про ребенка и про взрослого. Без субъектности взрослого не может быть субъектности ребенка. Только тот, кто может делать выбор, осознанно, аргументировано расставлять приоритеты, тот может создавать интересные ситуации для детей и каждого ребенка в отдельности.

Желаю всем педагогам больших и красивых крыльев за спиной. Интересных и творческих проектов в которых бы проявили себя даже самые замкнутые и пассивные воспитанники. Окрылённый воспитатель  дарит крылья и своим воспитанникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...

Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании  недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с  технологией «Детский сове...

Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"

quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...

Описание образовательной практики "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества."

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является «развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности»....

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»

laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»...