Взаимодействие с семьей: особенности социализации и воспитания ребенка в детском саду.
статья

Жукова Ирина Евгеньевна

Детский сад, организованный как социальный институт в поддержку семье, сегодня не только освобождает родителям время для работы, учебы, но и помогает воспитывать ребенка и что особенно важно для растущего человека – обеспечивает необходимые условия для организации и развития детского сообщества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей:

особенности социализации и воспитания ребенка в детском саду.

Детский сад, организованный как социальный институт в поддержку семье, сегодня не только освобождает родителям время для работы, учебы, но и помогает воспитывать ребенка и что особенно важно для растущего

человека – обеспечивает необходимые условия для организации и развития детского сообщества.

Во взаимодействии с разновозрастным детским сообществом нуждается каждый ребенок, поскольку оно – важный источник социокультурного развития. Игра расцветает именно в детском сообществе, определяя разностороннее развитие ребенка дошкольника. Игры и занятия с детьми – яркое впечатление детства, которое и спустя годы вспоминают взрослые, занимаясь воспитанием собственных детей, переживая за разворачивающиеся отношения своей дочери (сына) со сверстниками (а также младшими и старшими по возрасту детьми).

Детский сад решает разные воспитательные задачи, среди которых: помочь детям научиться взаимодействовать с окружающим миром, эмоционально откликаясь на различные его проявления; научиться жить вместе, утверждая при этом собственную личность; выражать свои мысли, развивать речь; заниматься разнообразной творческой деятельностью.

Детский сад выполняет воспитательную миссию, дополняя воспитание, получаемое в семье, благодаря применению научно выверенных принципов

взаимодействия с детьми. Интеграция ребенка в группу происходит путем

распределения и соблюдения правил, которые создаются в этой среде. Кроме того, в этой коллективной жизни ребенок находит возможности и средства воздействовать на окружающий мир и открывать его для себя, что в

значительной мере способствует его развитию.

Отечественные и зарубежные специалисты, изучающие воспитательный потенциал детского сада, рассматривают его как систему, где отношения, устанавливающиеся между детьми, позволяют им лучше интегрироваться в общество, в котором мы живем.

В детском саду новый для ребенка взрослый – лицо уважаемое, и

ребенок стремится наилучшим образом удовлетворить его

требования. Взрослые (воспитатели, помощники воспитателей, музыкальные

руководители, психолог, специалисты дополнительного образования) выполняют функцию специфической поддержки и сопровождения ребенка для того, чтобы он мог лучше интегрироваться в коллектив. Они пользуются определенным авторитетом, к которому примешиваются особые чувства. Именно эти люди призваны передать детям знания и воспитать культуру поведения. Кроме специфических знаний и умений, составляющих

неотъемлемую часть образовательной программы детского сада,

первостепенно важная задача воспитателя – научить детей жить

в коллективе.

Детский сад побуждает ребенка приобретать знания и умения, отличающиеся от тех, которые он получил в первые годы жизни в семье.

В детском саду развиваются наблюдательность, любознательность, взаимоподдержка: качества необходимые для дальнейшего восхождения к

культурным ценностям. Перед ребенком открываются новые возможности

опыта и взаимоотношений с людьми. В детском саду ребенок должен научиться заботиться о себе и развивать свою автономность внутри коллектива. Поступление в детский сад заставляют ребенка изменить свои взгляды на «другого». Не вызывая сильного нарушения межличностных

связей внутри семьи, расширение социального мира ребенка придает семейным отношениям другую тональность, так как они обогащаются благодаря его встречам с другими людьми и другими группами.

Ребенок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье.

Ребенок пребывает в точке схождения семейной и внесемейной,

общественной системы детского сада, находясь в гармонии или

противоречии с ними. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьей, ребенок должен научиться сочетать различные области социализации.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых,

направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие позволяет совместно выявлять,

осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Виды взаимодействия с семьёй

К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает

ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, реже поддерживающее и развивающее.

Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей

характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и

формальностью общения.

Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием (или поддержкой).

Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских

отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и

детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей является развивающим, продуктивным взаимодействием.

Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический

процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего

к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню

спирали) в системе «детский сад-семья» возможен, если каждая сторона

проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента

поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.

Быть вместе (семье и детскому саду), быть нацеленными на общий результат (культурное со-развитие), поддерживать друг друга в решении возникающих проблем, взаимозаменять и дополнять друг друга; создавать атмосферу бодрого оптимизма и благожелательный климат: условия,

позволяющие преодолеть существующие барьеры в отношениях, выступающие препятствием в развитии ребенка и взрослого.

Литература:

1. Евдокимова Е. С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.

Детский сад и семья: методика работы с

родителями. Пособие для педагогов и родителей –

М.: Мозаика-Синтез. 2007. – 144 с

2. ЦНОИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ребенка в детском саду – первая ступень интеграции человека в общество.

Выступление из опыта рабоы по нравственно-патриотическому воспитанию. Это выступление предназначено для общего родительского собрания....

Духовно-нравственное воспитание ребенка в детском саду.

Актуальность духовно-нравственного воспитания ребенка в детском саду....

Взаимодействие педагога и родителей в период адаптации ребенка в детском саду.

Статья рассказывает о важных аспектах взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка к ДОУ....

Некоторые особенности воспитания ребенка в детском саду.

Преддошкольным и дошкольным воспитанием прежде всего разрешаются задачи укрепления здоровья, физического развития, развития активности, относительной самостоятельности и инициативности детей, развития...