План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у дошкольников "
проект по окружающему миру (средняя группа)

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samodiagnostika.docx761.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №36 Невского района

Санкт - Петербурга

План

самообразования педагога

Тема: « Формирование представлений о малой родине у дошкольников "







Разработала:

воспитатель ГБДОУ

детский сад № 36

Боднар Надежда Васильевна





2020 г.

План самообразования.

Тема самообразования: Формирование представлений о малой Родине у дошкольников.

Цели повышения профессионального уровня:

  1. Повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО; формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям своего народа.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
  2. Развивать у дошкольников интерес к малой родине, достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  3. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родной земли.
  4. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
  5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
  6. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
  7. Разработка методических материалов по теме самообразования.
  8. Обобщение опыта по теме самообразования и распространение опыта работы.

Предполагаемый результат:

1. Значительно возрастет уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе.

2. У детей появится  интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

3. Детский интерес отразится  в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

 Актуальность темы:

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть  полезным и для своей малой Родины. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной аул славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- знакомиться с соответствующей методической литературой по данной тематике.

- проведение совместной образовательной деятельности с детьми по нравственно патриотическому воспитанию.

- индивидуальная работа с детьми.

- изготовление дидактического и наглядного материала.

- консультации для  родителей.

- итог (презентация).

Разработка методических материалов, обеспечивающих формирование представлений о малой Родине у дошкольников

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Отметка о выполнении

Создание методической разработки: экскурсия по Санкт-Петербургу.

Сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Компьютерная презентация

  • Выполнено

Консультации для родителей, воспитателей.

Сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

План консультации

  • Выполнено

Разработка ОД по теме самообразования «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников»

(для детей 4-5 лет).

Сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Методические разработки;

Публикация статей на сайтах.

  • Выполнено

Разработка картотеки дидактических  игр.

Январь 2021г.

Картотека.

  • Выполнено

Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию темы самообразования, инновационной деятельности (пополнение уголков многофункциональных игр познавательно-развивающего направления, здоровья, физического развития).

Сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Оформленные уголки

  • Выполнено

 Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, — задача, которая вполне по плечу родителям. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

Консультация для родителей

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.

Крылатая фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае  с педагогическими гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку,  к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу,   к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. –во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

Консультация для родителей

«СЕМЕЙНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ»

Мы живём в самом удивительном и прекрасном городе. Познание Петербурга детьми немыслимо без пеших прогулок. «Они же маленькие, быстро устают» — возразят некоторые взрослые. Замечание справедливое, поэтому первое требование к таким прогулкам — их небольшая протяженность по времени и расстоянию. Иначе дети не получат удовольствия, исчезнет желание продолжить их в будущем. В таких прогулках главное не количество увиденного, а радость узнавания нового о Санкт-Петербурге.

А начинать надо вести эту работу с ближайшего окружения. Очень важно знать ребёнку свой домашний адрес, план маршрута от детского сада до дома, микрорайон, где он живёт.

«МОЯ УЛИЦА»

Улицы, как люди: у них есть свои имена, своя судьба и даже свой характер. Улицы не похожи одна на другую, каждая имеет своё «лицо», выполняет свою «работу», но все они необходимы городу.

Что может рассказать о себе улица, на которой вы живёте?

Пройдитесь по улице, на которой вы живёте. Узнайте, как она называется. Выясните, почему она носит это название. Поговорите с ребёнком о том, зачем нужно знать свой адрес.

Рассмотрите улицу. Какая она — большая или маленькая, широкая или узкая, короткая или длинная, молодая или старая? Что полезного для горожан находится на этой улице (аптека, магазин, библиотека, почта)? Чем она интересна? Может быть, он найдёт на ней то, чего нет на других соседних улицах.

Обсудите, куда ведёт ваша улица. Зачем она необходима городу? Какой транспорт двигается по вашей улице?

Поговорите с ребёнком о том, что ему больше всего понравилось на этой улице. А что не понравилось? Как жители могут помочь своей улице — сделать её более красивой и благоустроенной?

Возвратившись домой, нарисуйте вместе с ребёнком «портрет» улицы. Тема может быть произвольной: «Наша улица»«Как улица наряжается в праздник»«Какой мы хотим видеть нашу улицу».

«ПРОГУЛКА ПО ОСЕННЕМУ ГОРОДУ»

Санкт-Петербург – в разное время года совершенно разный. Поэтому полезно посещать с ребёнком одни и те же места в течение целого года и наблюдать за тем, как изменяется сам город и горожане. Чем же необычен осенний Петербург?

Совершите прогулку с ребёнком по осеннему Санкт-Петербургу.

Попросите ребёнка найти признаки наступившей осени: как изменилась погода? Что происходит с природой?

Рассмотрите внешний вид и состояние деревьев. Уточните, какие деревья знакомы ребёнку. Соберите опавшие листья, жёлуди.

Обратите внимание ребёнка на то, что происходит с городом. Какие новые краски появляются на городских улицах? Какие приметы осени можно обнаружить на улицах?

Рассмотрите, как меняются горожане. Поразмышляйте вместе с ребёнком, почему человек меняет одежду в течение года. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть, какая на нём одежда: из чего она сделана, от чего может защитить.

Возвратившись домой, попросите ребёнка нарисовать осенний город или составить поделку из собранных на прогулке природных материалов.

«ПРОГУЛКА ПО ЗИМНЕМУ ГОРОДУ»

Петербург-это северный город. Зима сюда приходит надолго и всерьёз. Как готовятся к ней город и горожане?

Выясните, что ребёнок знает о зиме. Почему она наступает?

Совершите прогулку с ребёнком по зимнему городу. Обратите внимание на признаки зимы.

Поинтересуйтесь, какие ассоциации связаны у ребёнка с зимой. Попросите сравнить его свои ощущения с тем, что происходит в окружающем реальном мире.

Обратите внимание, как изменился город зимой. Какие появились новые звуки, запахи, краски.

Найдите место в городе, где можно увидеть узоры, которые мороз нарисовал на стёклах (витрины, окна). Рассмотрите их. Подумайте, как они появляются.

Обратите внимание, как изменились деревья зимой. Обсудите, куда подевались птицы и животные? Как живётся им зимой в городе? Чем им можно помочь?

Понаблюдайте на улице за машинами. Как они передвигаются? Почему зимой ездить сложнее, чем летом?

Посмотрите, как одеты люди. Как особенности городской зимы влияют на поведение горожан и их внешний вид.

Порассуждайте, а где зимой можно найти «кусочек лета». Зайдите в магазин цветов или на выставку, где можно увидеть летние пейзажи.

Дома предложите ребёнку нарисовать узоры, которыми мороз разукрашивает окна.

«ПРОГУЛКА В ЗООПАРК»

На прогулках по городу с ребёнком Вы встречали немало птиц и зверей — городских обитателей, которые живут рядом с людьми и тоже являются городскими жителями. Но есть в нашем городе место, специально приспособленное для зверей — зоопарк. Там проживают дикие звери, удивительные звери, звери — обитатели жарких, далёких стран, и даже животные, которых можно увидеть на улицах Санкт-Петербурга. Что это за

животные и как они оказались в зоопарке?

Вспомните, каких животных, обитающих в городе, вы встречали во время своих прогулок.

Определите с ребёнком маршрут предстоящего путешествия. Найдите на карте, где находится зоопарк. Выясните, как до него добраться?

Поговорите с ребёнком, что такое зоопарк. Зачем они создаются? Какие звери живут в зоопарке?

Внимательно рассмотрите обитателя зоопарка, который привлёк внимание ребёнка. Понаблюдайте за ним и постарайтесь вместе с ребёнком ответить на вопросы:

- Где может жить этот зверь (на юге, на севере, в пустыне).

- Какие у него повадки? Чем он питается?

Предложите ребёнку подумать, почему эти животные собраны в зоопарк. Обратите внимание на исчезающие виды животных.

Найдите «предков» домашних животных. Поразмышляйте с ребёнком, чем отличаются дикие животные от домашних, животные жарких стран от животных севера.

Найдите тех зверей и птиц, которых можно встретить в нашем городе. Подумайте, почему они оказались в зоопарке?

Когда вы вернётесь домой, попросите ребёнка нарисовать понравившихся животных.

Консультация на тему:

Тема «Санкт – Петербург – город музеев»

В музей с ребенком.

Выходной день лучше всего провести с ребенком в музее, где Вы можете открыть ему мир красок, пробудить эстетические чувства. Вместе с ним пережить прекрасные наслаждения. Помните! Создать интерес к музею необходимо задолго до его посещения:0015-010-Muzei-Sankt-Peterburga

  • Рассказать о музее, о правилах поведения в нем.
  • Заранее ознакомить сына или дочь с репродукциями картин.
  • Задать вопросы: «Хотел бы ты увидеть подлинные картины?»

Посещение музея и подготовка к этому событию должны создавать у ребенка праздничное настроение (праздничная одежда, соответствующий эмоциональный настрой).

В первое посещение музея надо дать ребенку возможность рассмотреть внешний вид здания, его парадную лестницу, украшение в залах, обратить внимание на множество картин, на поведение людей в музее, дать возможность ему спокойно пройтись по залам.

Вы должны располагать необходимой информацией, что – бы ответить на любой детский вопрос.

Спросите у вашего ребенка, что ему особенно понравилось при первом посещении музея.

В дальнейшем можно ограничиться детальным внимательным рассматриванием двух – трех картин в одном зале34506632_280614

Статья на тему:

 «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Эпиграф.

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
                                                                                              К.Д. Ушинский.
Актуальность проблемы.
          В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

           Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

          Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
          Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.    Для того, чтобы сформировать у детей представления о малой Родине, решается целый комплекс задач:

Задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду людей;
- развитие интереса к культуре, народным традициям и промыслам;
- знакомство с символикой;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Все эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, во время познавательной деятельности и т.д.

Работа по формированию представлений о малой Родине идет интегрировано по всем областям:
          «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».
             Систематичность и последовательность работы ведется по следующим разделам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город». Работа по каждому разделу включает в себя следующие формы работы: наблюдения, экскурсии, игры, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, чтение литературных произведений, разучивание стихов, проведение праздников, организация продуктивной деятельности и др.

«Моя семья».
          Мир ребенка начинается с семьи, поэтому большое внимание уделяется воспитанию любви к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Использование бесед, сюжетно-ролевых игр по данной теме, привлечение детей к продуктивной деятельности, рассматривание семейных альбомов и т.д., позволяет закрепить знание родственных связей, а так же знания и представления о жизни семьи, ее традициях, генеалогическом древе. Рассказывая о своих родных, ребенок учится сопереживанию, уважению к старшим и сам того не замечая, проникается гордостью за свою семью и за каждого из своих родных.

«Мой любимый детский сад».
          Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно создать все необходимые условия, чтобы ребенок полюбил детский сад, чтобы жизнь детей была насыщенной, интересной и запоминающейся.
    Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

 «Мой город».

          Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Детям трудно представить, что такое город, поэтому необходимо знакомить их с этим понятием, необходимо показать, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Привлекается внимание детей к объектам расположенных на близлежащих улицах: школе, почте, аптеке, стадионе и т.д.: рассказывается об их назначении и подчеркивается, что все это создано для удобства людей. Одновременно проводится знакомство с природой родного края, для этого используются экскурсии, наблюдения, показ слайдов, подвижные и дидактические игры и т.д.

Взаимодействие с семьей.
          Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.
          Приступая к работе с семьей по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели должны ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом. Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.
          Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу родителям Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

Вывод.
          
Формируя у детей представления о малой Родине, мы не только расширяем их знания, обогащаем словарный запас, развиваем память, зрительное восприятие, пространственное наглядно-действенное мышление, творческое воображение, но и учим любить, беречь и гордится ей.

Картотека дидактических игр по формированию представлений о малой родине у дошкольников.

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т.д.

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детсада. Планы детсада, 1, 2 этажа, группы.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детсада. По плану дети ориентируются в пространстве.

«Поиски добрых слов».

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слов.

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстраций, фотографий.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.

Материал: иллюстрации, фотографий города и нашей области.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

«Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине

 «Наш микрорайон».

Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона.

Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.

 «Кто в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народами. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс – «ец».

Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут (Китай-китаец, Африка-африканец…)

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища. Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры: Медведю – берлога. Белке – дупло.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Воспитатель рассказывает о ее целебных свойствах.

«Страны и народы»

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

«Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.

«Птицы нашего города (края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать . Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

 «На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

«Отгадывание и толкование загадок».

( об армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)

Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно - патриотическую тему.

Материал: загадки и картинки с отгадками.

Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку.

«Скажи какая»

Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора определений к слову.

Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать то что изображено на ней, подобрать определения к изображению.( Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя) и т.д.

«Составь семейку»

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных, родственных слов.

Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисовано на ней и подобрать родственные однокоренные слова к нему: родина, родной, родители, родственник, родинка; герой - геройский, героический, героизм; защита - защитник, защищать.

«Особенности жизни в современном городе»

Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.

Материал: картины и изображения различных предметов, созданных людьми. Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют, для чего нужен этот предмет.

« Природа и человек»

Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе Материал: картинки и иллюстрации по теме.

Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.

 «Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»


Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическая игра «Городские силуэты»

Цель: Закреплять представления о внешнем облике скульптурного убранства города, развитие восприятия внимания памяти, речи.

Игровой материал: Иллюстрации с цветными изображениями достопримечательностей. Карточки с изображением силуэтов скульптурного убранства города, каждая из которых включает в себя включает только один правильный силуэт.

Ход игры: Предлагается рассмотреть и назвать все цветные изображения.

Выбрать из прилагаемых вариантов карточек с силуэтами соответствующий цветному изображению.

Усложнение игры:

1. выбрать силуэт по памяти.

2. составить небольшой рассказ о памятнике или скульптуре.

Дидактическая игра «Узнай, обведи, назови»

Цель: Закреплять знания о символах города, развитие восприятия, внимания и речи, подготовка руки к письму.

Игровой материал: Рабочие листы с контурными изображениями символами, скульптурами и памятниками.

Правила игры: Узнать по контурному изображению символ, памятник или скульптуру. Обвести контур цветным карандашом.

Дидактическая игра «Какой дом»

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:

- Дом из 2 этажей (какой) - …. (двухэтажный) .

- Дом из 3 этажей (какой) - (трехэтажный)

- Дом из 5 этажей (какой) - (пятиэтажный)

- Дом из 9 этажей (какой) - ….

- Дом из 12 этажей (какой) - ….

Дидактическая игра «Какой дом»

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:

- Дом из дерева (какой) - …. (деревянный) .

- Дом из кирпича (какой) - (кирпичный)

- Дом из глины (какой) - …

- Дом из камня (какой) - ….

- Дом из стекла (какой) - ….

- Дом изо льда (какой) - … .

- Дом из снега (какой) - …

- Дом из бумаги (какой) - … .

- Дом из картона (какой) - … .

Дидактическая игра «Собери герб нашего города».

Цель: закреплять представление детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки.

Материалы: образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов

Ход игры: 1. Дети собирают герб по образцу.

2. Дети собирают герб по памяти.

Вывод: в ходе работы над формирование представлений о малой родины у дошкольников, были поставлены задачи, которые достигнуты в полной мере, а именно:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
  2. Развивать у дошкольников интерес к малой родине, достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  3. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родной земли.
  4. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
  5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
  6. Обобщение опыта по теме самообразования и распространение опыта работы.

Необходимо продолжать работу над:

  • развитием познавательного интереса к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города;

 развитие познавательно-речевых навыков, логического мышления;

  знакомство с историческими событиями;

  развитие пространственного ориентирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о малой родине у дошкольников.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...

Методическая разработка: "Формирование представлений о малой родине у дошкольников".

Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наибо­лее доступным материалом является сказка. Язык перв...

Педсовет "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитани...

Формирование представлений о малой родине у дошкольников.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...

Презентация по теме самообразования "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"

Дети с интересом узнали много нового об истории Ставропольского края, станице Новомарьевской, о традициях и образе жизни людей, живущих на Ставрополье, у них возник интерес к истории родного края &nda...

План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у детей младшего дошкольного возраста "

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дош...