Самообразование по теме: «Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
материал

Цымбал Курбангул Сапаргелдиевна

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО и ФОП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_tsymbal.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»

Самообразование по теме:

«Инновационные технологии

в  речевом развитии детей дошкольного возраста»

Выполнила

Цымбал К.С

Тема самообразования:

«Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО и ФОП ДО.

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речи дошкольников;

-Внедрять применение инновационных и развивающих технологий по развитию речи дошкольников;

-Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста;

-Создать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных и развивающих технологий;

-Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы, методические рекомендации.

-Оформить в группе центр речевого развития детей

-Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования.

-Обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании, а также распространить в  СМИ.  

Актуальность:

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

Речевое развитие – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети раньше овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Одной из предпосылок развития учебной деятельности является развитие речевой активности дошкольников. Основным показателем уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Профессиональное направление:

-Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.

-Знакомиться с новыми авторскими программами по развитию связной речи.

-Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

-Принимать активное участие в муниципальных, всероссийских, международных конференциях, конкурсах, семинарах.

-Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами).

-Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по развитию

речи дошкольников.

Формы работы с детьми:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми.

-Индивидуальная работа с детьми

-Свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

-Анкетирование родителей;

-Консультации;

-Индивидуальные и групповые беседы;

-Оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);

-Привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы;

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Е. И. Тихеева.

Для реализации этой цели в нашей группе был создан центр речевого развития «Азбука речи»

 В речевом центре имеются дидактические игры и пособия на развитие мелкой моторики рук, которые вносят большой вклад в речевое развитие детей.  

Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности.

Дидактические и речевые игры мы используем на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей, во всех режимных моментах: на  прогулке, во время  подвижных игр, пальчиковой  гимнастики, бодрящей  гимнастики после сна,  артикуляционной гимнастики и т.п. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

С детьми мы учимся рассуждать, беседовать. Широко применяем  в своей работе по развитию речи словесные игры. Они позволяют закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучают к самостоятельности в работе.

Для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, существуют  следующие инновационные методы:

-Здоровьесберегающие технологии

-ТРИЗ-технологии

-Метод проектирования,

-Метод моделирования                                                                                                                                      

-ИКТ-технологии

- Технология мнемотаблиц

-Кинезео технология

-Метод мозгового штурма и тд

-

Название

 технологии

Содержание технологии, краткое описание

Социо-игровая технология

 Предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности,

способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом:

Классификация игр социо-игровой направленности:

- Игры для рабочего настроения.

 главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела;

- Игры разминки

 игры данной группы объединяет принцип доступности, элемент соревновательности и смешного несерьёзного выигрыша;

- Игры социо-игрового приобщения к делу. 

Используются в процессе усвоения или  закрепления материала. Если дети учатся что-либо различать, запоминать или систематизировать,

то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу;

- Игры творческого самоутверждения. 

При выполнении этих игр больше учитывается художественно-исполнительский результат действия;

- Игры вольные

 выполнение этих игр требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в группе.

Используя правила социо — игровой технологии, дети научаются:

-слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;

-у детей развивается речевое взаимодействие;

-формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

-дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым, происходит сближение педагога с детьми;

-отсутствует чувство страха за ошибку.

Арт-технологии

Зачастую ребенок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову. Ребенок не в состоянии сформулировать свои мысли. И здесь на помощь к нам приходят арт-технологии.

Главными задачами, которые эффективно решает арт-технология для дошкольников, являются:

-Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.

-Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография).

-Формирование активной жизненной позиции.

-Развитие коммуникативных способностей.

Современная арт-технология включает в себя множество направлений:

 музыкотерапия, сказкотерапия, кинезиотерапия, библиотерапия.

1.Музыкатерапия

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях.

Это использование музыки в занятиях с ребенком в любом виде. Вы можете прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие коммуникативных способностях малыша.

При использовании музыкотерапии происходит:

эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;

ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;

происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка.

2.Игры-драматизации, инсценировки

Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности

3.Сказкотерапия.

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, то это приходятся им по душе.

Использование арт-технологий позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

-Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

-Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

-Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.

-Обучение преодолению страхов и трудностей.

-Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Кинезио-технология

 Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. Кинезиология включает в себя ритмику, пальчиковую гимнастику, подвижные игры.

Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. В процессе выполнения упражнений специалисты рекомендуют произносить детские речевки или стихотворения, что способствует развитию речи малышей. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время образовательной деятельности.

ИКТ-Технология

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр можно создавать мультимедийные компьютерные презентации, которые используют на занятиях по речевому развитию в соответствии с требованиями реализуемой программы, что повышает интерес детей

к изучаемому материалу.

 

Электронная детская книга - придумывание новых интересных сказок для создания электронной книги.

Принцип детской электронной книги: «развлекаясь – обучаюсь

В процессе придумывания сказки, рассказа, дети сами выбирают партнеров для этой деятельности, договариваются о сюжете, последовательности событий, придумывают диалоги, характеры героев. Педагоги записывают сочиненную детьми сказку, рассказ.

Как и любую книжку, придуманную сказку необходимо проиллюстрировать. Разбив сказку на отдельные части – «странички», дети приступают к творческой работе. После того, как изображения всех «страничек» книги готовы, взрослые – родители и педагоги, фотографируют их и создают презентацию в формате Power Point.

Электронная книга проецируется на экран и дети, получившие каждый свою роль, по памяти с подсказкой педагога воспроизводят все диалоги, которые встречаются в сказке. Слова автора озвучивает педагог или если сказка уже знакома - ребёнок. Дети с большим интересом «озвучивают» созданную ими сказку в мультимедийном оформлении, каждый раз придумывая новые сюжеты, по-новому передавая образы героев.

Здоровьесберегающие технологии

Физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др

.

ТРИЗ технология

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией.

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Логоритмика

«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений.

Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Метод мозгового штурма

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

 

Решения:

- Добавить холодную воду, заварку или молоко.

- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

- Добавить много варенья или сахара.

- Переливать через воронку.

- Погружать холодные ложки.

- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

Темы мозгового штурма для детей.

 1. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?

 2. Как не ссориться с мамой?

 3. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?

 4. Придумайте насекомое с необычными свойствами.

5. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?

Предполагаемый результат:

-Совершенствование образовательного процесса;

-Активизация речевой деятельности дошкольников;

-Улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

-Достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования.

Для педагога и родителей воспитанников:

-Повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

-Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

-Повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Литература:

1.Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.

  1. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.
  2. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост.  Л. М. Граб
  3. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
  4. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.  
  5. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником.
  6. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение инновационных технологий в развитии детей дошкольного возраста

Когда мы заглянули в эпоху высоких технологий ХХI века, нам становится ясно, что людям не обойтись без хорошо разветых творческих навыков....

Инновационные технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Представлены технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможномтями здоровья автора Гришаевой Н.П., которые могут быть использованы как отдельно, так и комплексно....

Методическая разработка.Инновационные технологии познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возрастаВоспитатель: Бакиева Зульфия РасимовнаОрганизация: ГБДОУ Детский сад №68 Приморского районаНаселенный пункт: Санкт – ...

Скалодром, как инновационная технология всестороннего развития детей дошкольного возраста

         Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение  нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения...

Выступление для воспитателей на тему: «Инновационные технологии этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста»

Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания.Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивнос...

Доклад на тему "Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность дан...

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Камешки Марблс- как инновационная технология всестороннего развития детей дошкольного возраста»

laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек ...