Самообразование по теме: «Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
материал
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО и ФОП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_tsymbal.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»
Самообразование по теме:
«Инновационные технологии
в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Выполнила
Цымбал К.С
Тема самообразования:
«Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО и ФОП ДО.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речи дошкольников;
-Внедрять применение инновационных и развивающих технологий по развитию речи дошкольников;
-Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста;
-Создать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных и развивающих технологий;
-Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы, методические рекомендации.
-Оформить в группе центр речевого развития детей
-Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования.
-Обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании, а также распространить в СМИ.
Актуальность:
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.
Речевое развитие – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети раньше овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Одной из предпосылок развития учебной деятельности является развитие речевой активности дошкольников. Основным показателем уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Профессиональное направление:
-Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.
-Знакомиться с новыми авторскими программами по развитию связной речи.
-Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
-Принимать активное участие в муниципальных, всероссийских, международных конференциях, конкурсах, семинарах.
-Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами).
-Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по развитию
речи дошкольников.
Формы работы с детьми:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми.
-Индивидуальная работа с детьми
-Свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
-Анкетирование родителей;
-Консультации;
-Индивидуальные и групповые беседы;
-Оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
-Привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы;
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Е. И. Тихеева.
Для реализации этой цели в нашей группе был создан центр речевого развития «Азбука речи»
В речевом центре имеются дидактические игры и пособия на развитие мелкой моторики рук, которые вносят большой вклад в речевое развитие детей.
Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности.
Дидактические и речевые игры мы используем на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей, во всех режимных моментах: на прогулке, во время подвижных игр, пальчиковой гимнастики, бодрящей гимнастики после сна, артикуляционной гимнастики и т.п. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
С детьми мы учимся рассуждать, беседовать. Широко применяем в своей работе по развитию речи словесные игры. Они позволяют закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучают к самостоятельности в работе.
Для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, существуют следующие инновационные методы:
-Здоровьесберегающие технологии
-ТРИЗ-технологии
-Метод проектирования,
-Метод моделирования
-ИКТ-технологии
- Технология мнемотаблиц
-Кинезео технология
-Метод мозгового штурма и тд
-
Название технологии | Содержание технологии, краткое описание |
Социо-игровая технология Предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: Классификация игр социо-игровой направленности: - Игры для рабочего настроения. главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела; - Игры разминки игры данной группы объединяет принцип доступности, элемент соревновательности и смешного несерьёзного выигрыша; - Игры социо-игрового приобщения к делу. Используются в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-либо различать, запоминать или систематизировать, то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу; - Игры творческого самоутверждения. При выполнении этих игр больше учитывается художественно-исполнительский результат действия; - Игры вольные выполнение этих игр требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в группе. Используя правила социо — игровой технологии, дети научаются: -слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; -у детей развивается речевое взаимодействие; -формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; -дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым, происходит сближение педагога с детьми; -отсутствует чувство страха за ошибку. | |
Арт-технологии Зачастую ребенок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову. Ребенок не в состоянии сформулировать свои мысли. И здесь на помощь к нам приходят арт-технологии. Главными задачами, которые эффективно решает арт-технология для дошкольников, являются: -Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения. -Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография). -Формирование активной жизненной позиции. -Развитие коммуникативных способностей. Современная арт-технология включает в себя множество направлений: музыкотерапия, сказкотерапия, кинезиотерапия, библиотерапия. 1.Музыкатерапия Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях. Это использование музыки в занятиях с ребенком в любом виде. Вы можете прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие коммуникативных способностях малыша. При использовании музыкотерапии происходит: эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций; ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями; происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка. 2.Игры-драматизации, инсценировки Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста. Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности 3.Сказкотерапия. В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, то это приходятся им по душе. Использование арт-технологий позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи: -Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок. -Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии. -Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей. -Обучение преодолению страхов и трудностей. -Развитие способности к грамотному выражению эмоций. | |
Кинезио-технология Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. Кинезиология включает в себя ритмику, пальчиковую гимнастику, подвижные игры. Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. В процессе выполнения упражнений специалисты рекомендуют произносить детские речевки или стихотворения, что способствует развитию речи малышей. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время образовательной деятельности. ИКТ-Технология Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр можно создавать мультимедийные компьютерные презентации, которые используют на занятиях по речевому развитию в соответствии с требованиями реализуемой программы, что повышает интерес детей к изучаемому материалу.
Электронная детская книга - придумывание новых интересных сказок для создания электронной книги. Принцип детской электронной книги: «развлекаясь – обучаюсь!» В процессе придумывания сказки, рассказа, дети сами выбирают партнеров для этой деятельности, договариваются о сюжете, последовательности событий, придумывают диалоги, характеры героев. Педагоги записывают сочиненную детьми сказку, рассказ. Как и любую книжку, придуманную сказку необходимо проиллюстрировать. Разбив сказку на отдельные части – «странички», дети приступают к творческой работе. После того, как изображения всех «страничек» книги готовы, взрослые – родители и педагоги, фотографируют их и создают презентацию в формате Power Point. Электронная книга проецируется на экран и дети, получившие каждый свою роль, по памяти с подсказкой педагога воспроизводят все диалоги, которые встречаются в сказке. Слова автора озвучивает педагог или если сказка уже знакома - ребёнок. Дети с большим интересом «озвучивают» созданную ими сказку в мультимедийном оформлении, каждый раз придумывая новые сюжеты, по-новому передавая образы героев. | |
Здоровьесберегающие технологии Физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др . | |
ТРИЗ технология Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией. Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. | |
Логоритмика «Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности. | |
Метод мозгового штурма Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений. Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).
Решения: - Добавить холодную воду, заварку или молоко. - Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. - Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. - Добавить много варенья или сахара. - Переливать через воронку. - Погружать холодные ложки. - Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег... Темы мозгового штурма для детей. 1. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? 2. Как не ссориться с мамой? 3. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать? 4. Придумайте насекомое с необычными свойствами. 5. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать? |
Предполагаемый результат:
-Совершенствование образовательного процесса;
-Активизация речевой деятельности дошкольников;
-Улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
-Достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования.
Для педагога и родителей воспитанников:
-Повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
-Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
-Повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Литература:
1.Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
- Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.
- Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб
- Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
- Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
- Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником.
- Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение инновационных технологий в развитии детей дошкольного возраста
Когда мы заглянули в эпоху высоких технологий ХХI века, нам становится ясно, что людям не обойтись без хорошо разветых творческих навыков....
Инновационные технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Представлены технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможномтями здоровья автора Гришаевой Н.П., которые могут быть использованы как отдельно, так и комплексно....
Методическая разработка.Инновационные технологии познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возрастаВоспитатель: Бакиева Зульфия РасимовнаОрганизация: ГБДОУ Детский сад №68 Приморского районаНаселенный пункт: Санкт – ...
Скалодром, как инновационная технология всестороннего развития детей дошкольного возраста
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения...
Выступление для воспитателей на тему: «Инновационные технологии этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста»
Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания.Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивнос...
Доклад на тему "Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста"
Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность дан...
МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Камешки Марблс- как инновационная технология всестороннего развития детей дошкольного возраста»
laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек ...