Методическая разработка.Инновационные технологии познавательном развитии детей дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа)
Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Воспитатель: Бакиева Зульфия Расимовна
Организация: ГБДОУ Детский сад №68 Приморского района
Населенный пункт: Санкт – Петербург
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Воспитатель: Бакиева Зульфия Расимовна
Организация: ГБДОУ Детский сад №68 Приморского района
Населенный пункт: Санкт – Петербург
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.
Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:
- развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.
Развитие познавательной активности дошкольников в настоящее время является одной из самых изучаемых проблем в психологии и педагогике. По последним исследованиям педагогов и психологов познавательная активность детей, находящихся на пороге школьного обучения, заметно снизилась, так же как и снизилась их заинтересованность в окружающей действительности, в познании окружающего мира.
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Целесообразно использовать инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми в зоне ближайшего развития;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей в пространстве детской реализации и поддержка детской инициативы.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки);
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы;
- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ) .
Ожидаемые результаты:
- совершенствование насыщенности образовательной деятельности в зоне ближайшего развития и повышение познавательной активности в пространстве детской реализации;
- обогащение РППС, которая способствует развитию познавательного интереса у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих ожидаемых образовательных результатов в образовательной области "Познавательное развитие".
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, сообщения для воспитателей и рекомендации для родителей; проведение мастер-класса .
- Центры познавательного развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей; в центре экспериментирования (материалы для свободной познавательно-исследовательской деятельности);
- Презентация отчета по теме самообразования на родительском собрании
"Наши успехи";
- Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ;
- Распространение опыта работы в СМИ.
План работы на ___________учебный год
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий;
- отбирать способы решения поставленной задачи;
- добиваться результата и анализировать его.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов), наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:
1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:
- использования ИКТ технологий,
- экспериментирования,
- проектной деятельности,
- проблемно-игровыми технологиями,
- методами ТРИЗ,
- знаково-символическими средствами - моделирование.
I этап. Теоретический | |
Месяц | Методическая работа по теме самообразования |
Сентябрь | Анализ собственных затруднений и затруднений коллег. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах). Планирование работы с детьми на новый учебный год. |
II этап. Практический. Работа с детьми. | |
Октябрь | 1. Технология ТРИЗ-теория решения изобретательских задач. 2. Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера 3. Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина. Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах в пространстве детской реализации. |
Ноябрь | Технология исследовательской деятельности. Экспериментирование. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творческие, развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия. |
Декабрь | Технология проектной деятельности. Реализация краткосрочного проекта на тему: |
Январь | Проблемно-игровые технологии. |
Февраль | Использование ИКТ технологий. Технология интерактивного обучения. |
Март | Технология моделирования со знаково-символическими средствами . |
Апрель | Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович. |
| III этап. Обобщающий |
Май | Отчет по самообразованию Выступление на педсовете ДОУ. |
В течение года | 1.Доклад для воспитателей 2.Мастер-класс для воспитателей «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей» 3. Сообщение для воспитателей "Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста" |
Месяц | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь | Включение в повестку дня сообщение для родителей. (возрастные особенности, выдержки из программы о задачах на учебных год) "Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Что мы знаем , что хотим узнать?" | Привести в соответствие с возрастными особенностями детей центры познавательного развития в группе. |
Октябрь | Памятки для родителей. "ТРИЗ -технология" Проведение индивидуальных бесед . Познакомить с книгой (предложить ознакомиться) Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или Развивающие игры». | 1.Создать картотеку игр по ТРИЗ -технологии. 2. Приобретение блоков Дьенеша, развивающих игр по технологии Б.П. Никитина.
|
Ноябрь | Создать тематическую папку "Экспериментируем дома с детьми". Советы родителям и картотеки опытов и экспериментов домашних условиях. | Оформить весь игровой материал, атрибуты, выполненные с помощью родителей (прописать дидактические задачи, расставить в центре экспериментирования). |
Декабрь | Познакомить родителей с темой проекта, который будет реализовываться с детьми. Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию в процессе реализации проектной деятельности. | Обогащение РППС атрибутами по теме проекта, создание условий для реализации проектной деятельности. Презентация продукта проекта. |
Январь | Предложить родителям активно использовать проблемно-игровые технологии в организации досуга детей. | Составить картотеку проблемных ситуаций для детей. |
Февраль | Внесение в повестку родительского собрания вопроса "Вред или польза от интерактивного обучения и использования ИКТ -технологий в образовательном процессе" | В РППС создать аудио, медиатеки. Создать электронную библиотеку развивающих материалов для детей. |
Март | Консультация "Технология моделирования со знаково-символическими средствами " | Создать условия в РППС для полноценного внедрения технологии в группе. |
Апрель | Выставка в приемной группы игр и пособий по | Приобрести пособия по данной технологии. |
Май | Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе. | Оформление опыта работы. «Инновационные технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
|
Изучение методической литературы в течение года:
- Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы", издание 6, дополненное. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой
- Ресурсы Сети Интернет. Точка Доступа https://ipk74.ru/upload/iblock/e41/e41b52de9b7d54ccb14af25f18bcb083.pdf
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. [Текст] / Н.В. Алешина; Москва, 2004
- Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые 3 информационные технологии в дошкольном образовании. [Текст] / Ю.М.
- Коноваленко С.В. Как научится думать быстрее и запоминать лучше.
- Практикум по развитию познавательной деятельности. [Текст] / С.В.
- Коноваленко ; – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Корзун А.В., Веселая дидактика, [Текст] / А.В. Корзун; г.Ульяновск, 2000.
- Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Программа развития творческого мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. [Текст] / С.В Лелюх., Т.А Сидорчук., Н.Н Хоменко;– Ульяновск: ИПКПРО, 2003.
- Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников, [Текст] / Н.В. Макарова; Москва,2009.
- Новоселова С.Л., Габдулисламова Л., Каримова М. Компьютеры в подготовительной к школе группе. [Текст] Дошкольное воспитание. № 5.2002.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помогите принцу найти Золушку:
- Занимат. дидакт. задания для детей ст. дошк. возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. [Текст] / Г.А Урунтаева., Ю.А Афонькина; М.: Просвещение, 1994.
- Шипицына Л.В. Азбука общения, [Текст] / Шипицына Л.В.; «Детсво-Пресс», г. Санкт_Петербург, 2004.
- Шолохович Ч.В. Информационные технологии обучения: дидактические основы, проблемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299777-1379702138.jpg)
Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста
предлагаю родителям и воспитателям познакомиться с несколькими играми,способствующими сенсорному развитию ребенка дошкольного возраста...
Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Воспитатель ГБДОУ № 196 Максимова Галина Гордеевна
В младшем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.Для полноценного познания окружающего мира...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1067797-1541932415.jpg)
«Внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста».
Важной задачей этапа дошкольного образования является формирование готовности детей к вхождению в информационно – образовательную среду школы, неотъемлемой частью составляющей которой является и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-629902-1430740536.jpg)
Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».
Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1080098-1541784869.jpg)
Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств.Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их перераб...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-1454795-1675258433.jpg)
Методическая разработка «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
laquo;Лучшее оформление помещений, территории, участка»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/21/picture-1416924-1661099499.jpg)
Межмуниципальная методическая конференция "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
quot;Нетрадиционные техники рисования как средство развития интегративных качеств обучающихся предшкольной группы"https://disk.yandex.ru/d/fO8lchStAVG16Q...