Реализация проекта по поликультурному воспитанию дошкольников «Самарская область – край дружбы народов».
статья

Ромодина Ирина Петровна

Самарскую землю считают уникальной – ведь в ней проживают представители 157 национальностей.12 сентября 2001 года был создан Дом Дружбы народов Самарской области – государственное учреждение, решающее задачи реализации национальной политики РФ и развитие институтов гражданского общества на территории Самарской области. Праздник, символизирующий единение всех народов, проживающих на территории Самарской области, впервые отмечался в 2015 году. Он показал многообразие и полноту культур народов Самарской земли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема доклада: Реализация проекта по поликультурному воспитанию дошкольников «Самарская область – край дружбы народов».

Авторы:

Ромодина Ирина Петровна, Качехина Светлана Сергеевна  воспитатели МБДОУ «Детский сад № 282» г. о. Самара

Самарскую землю считают уникальной – ведь в ней проживают представители 157 национальностей.12 сентября 2001 года был создан Дом Дружбы народов Самарской области – государственное учреждение, решающее задачи реализации национальной политики РФ и развитие институтов гражданского общества на территории Самарской области. Праздник, символизирующий единение всех народов, проживающих на территории Самарской области, впервые отмечался в 2015 году. Он показал многообразие и полноту культур народов Самарской земли.

 Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как наше прошлое, также творит традиции будущего.

Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средство воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими изменениями.

Детство это - то счастливое время, когда возможно закрепление в сознании национальной культуры.

Среди дошкольников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребёнка понимать богатое многообразие культуры нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания.

В детском саду каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира традиций, культуры. В свою очередь, ребенок должен иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей толерантно относится друг к другу, уважать традиции других народов. Ребенок сможет научится этому только тогда, когда будет уважать и чтить традиции своего народа.

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Самарской области.

Задачи вы видите на экране, более подробно осветим их в процессе выступления. 

Познавательное развитие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов детей, раскрыть многообразие культур населения России, понимание Родины как многонационального государства.
  • Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.
  • Развивать интерес к национальной культуре, традициям и обычаям своего и других народов Самарской губернии.
  • Формировать представления о развитии русской, татарской, мордовской, чувашской, казахской культур; воспитание чувства гордости, патриотизма за свой регион.
  • Обогатить знаниями о культуре и традициях народов Самарской губернии. 

С культур, традициями и обычаями чувашского народа познакомила детей воспитатель Галина Игоревна.

Дети узнали историю создания чувашского национального костюма, аттрибутов.

Знакоство с элементами танца таджикского народа.

Знакомсто с культурой и традициями мордовского народа.

Мордовский национальный костюм

Костюм мордовских мужчин очень схож с костюмом русских молодцев. Основа костюма – панар и понкст (по-простому, рубаха и штаны). Рубахи, которые носились каждый день, ткали из грубого конопляного волокна. Такую рубаху никогда не заправляли в штаны, а лишь подпоясывали. Пояс чаще всего был кожаным и украшался пряжкой их металла. К пряжке крепился специальный щиток, который был украшен камнями. Также к поясу прикреплялось оружие. Помимо панорам у мордовских мужчин в обиходе была белая расписная рубаха (называли ее мушкас или руця). Верхней одеждой мужчин были сумань (приталенное пальто темного цвета), чапан и овчинные тулупы. Национальный костюм мордовский женский основой имел панар – рубаху без воротника, похожую на современную тунику. Она была щедро украшена вышивкой и подпоясывалась. Обычно пояс был изготовлен из натуральной шерсти и имел по концам кисти. Сверху панара женщины надевали сарафан.  

Речевое развитие

Способствовать расширению словаря, развитию грамматического строя речи, связаной речи, произношения.

Учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Чтение татарской народной сказки „Аист-Табиб“.

Расказывание стихотворения „Единство“.

У каждого народа есть много пословиц и поговорок:

- чувашские пословицы и поговорки «Надежный друг цены не имеет», «Мать – богиня рода» и т.д.

- русские пословицы и поговорки «Друга ищи, а найдешь – береги», «Старый друг лучше новых двух» и т.д.

- мордовские пословицы и поговорки «Без братьев можно жить, а без друзей нельзя», «Без веток – не дерево, без детей – не семья» и т.д.

Инсценировка русской народной сказки „Колобок“.

Социально – коммуникативное развитие:

  • Воспитывать дошкольников в атмосфере уважения к народам других национальностей, проживающих в Самарской губернии.
  • Установить дружеский контакт с социальным окружением.
  • Приобщить детей к этнической культуре разных народов. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.

Сюжетно-ролевая игра „Праздник русского самовара“.

Художественно – эстетическое развитие

  • Сформировать у детей знания и представления о фольклоре и национальных костюмах народов Самарской губернии.

Формировать осознанное эмоциональное восприятие музыки.

Исполнение русской народной песни „Во поле береза стояла.“

Исполнение русской народной песни „Калинка-малинка“.

Пластелинография „Русская береза“.

Знакомство с инструментами народов Росси. Игра и звучание (трещотки).

Знакомство с инструментами народов России. Игра и звучание (трещотка, рубель с палочкой).

Физическое развитие.

Обучить детей правилам подвижных игр народов, проживающих на территории Самарской губернии и умению использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Русская народная игра «У медведя во бору».

Татарская народная игра «Угадай и догони».

Татарская народная игра «Лисички и курочки».

Чувашская народная игра «Кого вам?» (Тили – рам).

Мордовская народная игра «Круговой».

Задачи взаимодействия с родителями:

  • Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Самарской губернии.
  • Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Самарской губернии.
  • Способствовать активному участию родителей в изготовлении кукол в национальных костюмах (русский, татарский, чувашский, мордовский).

Совместная работа с родителями.

Воспитанники совместно с родителями подготовили генеалогическое древо армянской и русской семей.

Мини-музей «Мы живем в России». Экспонаты в музее планируем пополнять. В настоящее время в музее представлены мужской и женский национальные костюмы. Работа ведется постоянная, в настоящее время родители наших воспитанников изготавливают татарский и чувашский народные костюмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Дом дружбы народов»

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. Проект  "Дом дружбы народов"  знакомит с традициями народов, проживающих на терри...

Проект по поликультурному воспитанию дошкольников "Мы и мир вокруг нас". Подготовительная к школе группа.

Проект по поликультурному воспитанию дошкольников для детей подготовительной к школе группы....

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...