Реализация проекта по поликультурному воспитанию дошкольников «Самарская область – край дружбы народов».
статья
Самарскую землю считают уникальной – ведь в ней проживают представители 157 национальностей.12 сентября 2001 года был создан Дом Дружбы народов Самарской области – государственное учреждение, решающее задачи реализации национальной политики РФ и развитие институтов гражданского общества на территории Самарской области. Праздник, символизирующий единение всех народов, проживающих на территории Самарской области, впервые отмечался в 2015 году. Он показал многообразие и полноту культур народов Самарской земли.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема доклада: Реализация проекта по поликультурному воспитанию дошкольников «Самарская область – край дружбы народов».
Авторы:
Ромодина Ирина Петровна, Качехина Светлана Сергеевна воспитатели МБДОУ «Детский сад № 282» г. о. Самара
Самарскую землю считают уникальной – ведь в ней проживают представители 157 национальностей.12 сентября 2001 года был создан Дом Дружбы народов Самарской области – государственное учреждение, решающее задачи реализации национальной политики РФ и развитие институтов гражданского общества на территории Самарской области. Праздник, символизирующий единение всех народов, проживающих на территории Самарской области, впервые отмечался в 2015 году. Он показал многообразие и полноту культур народов Самарской земли.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как наше прошлое, также творит традиции будущего.
Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средство воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими изменениями.
Детство это - то счастливое время, когда возможно закрепление в сознании национальной культуры.
Среди дошкольников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребёнка понимать богатое многообразие культуры нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания.
В детском саду каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира традиций, культуры. В свою очередь, ребенок должен иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей толерантно относится друг к другу, уважать традиции других народов. Ребенок сможет научится этому только тогда, когда будет уважать и чтить традиции своего народа.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Самарской области.
Задачи вы видите на экране, более подробно осветим их в процессе выступления.
Познавательное развитие:
- Способствовать развитию познавательных интересов детей, раскрыть многообразие культур населения России, понимание Родины как многонационального государства.
- Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.
- Развивать интерес к национальной культуре, традициям и обычаям своего и других народов Самарской губернии.
- Формировать представления о развитии русской, татарской, мордовской, чувашской, казахской культур; воспитание чувства гордости, патриотизма за свой регион.
- Обогатить знаниями о культуре и традициях народов Самарской губернии.
С культур, традициями и обычаями чувашского народа познакомила детей воспитатель Галина Игоревна.
Дети узнали историю создания чувашского национального костюма, аттрибутов.
Знакоство с элементами танца таджикского народа.
Знакомсто с культурой и традициями мордовского народа.
Мордовский национальный костюм
Костюм мордовских мужчин очень схож с костюмом русских молодцев. Основа костюма – панар и понкст (по-простому, рубаха и штаны). Рубахи, которые носились каждый день, ткали из грубого конопляного волокна. Такую рубаху никогда не заправляли в штаны, а лишь подпоясывали. Пояс чаще всего был кожаным и украшался пряжкой их металла. К пряжке крепился специальный щиток, который был украшен камнями. Также к поясу прикреплялось оружие. Помимо панорам у мордовских мужчин в обиходе была белая расписная рубаха (называли ее мушкас или руця). Верхней одеждой мужчин были сумань (приталенное пальто темного цвета), чапан и овчинные тулупы. Национальный костюм мордовский женский основой имел панар – рубаху без воротника, похожую на современную тунику. Она была щедро украшена вышивкой и подпоясывалась. Обычно пояс был изготовлен из натуральной шерсти и имел по концам кисти. Сверху панара женщины надевали сарафан.
Речевое развитие
Способствовать расширению словаря, развитию грамматического строя речи, связаной речи, произношения.
Учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Чтение татарской народной сказки „Аист-Табиб“.
Расказывание стихотворения „Единство“.
У каждого народа есть много пословиц и поговорок:
- чувашские пословицы и поговорки «Надежный друг цены не имеет», «Мать – богиня рода» и т.д.
- русские пословицы и поговорки «Друга ищи, а найдешь – береги», «Старый друг лучше новых двух» и т.д.
- мордовские пословицы и поговорки «Без братьев можно жить, а без друзей нельзя», «Без веток – не дерево, без детей – не семья» и т.д.
Инсценировка русской народной сказки „Колобок“.
Социально – коммуникативное развитие:
- Воспитывать дошкольников в атмосфере уважения к народам других национальностей, проживающих в Самарской губернии.
- Установить дружеский контакт с социальным окружением.
- Приобщить детей к этнической культуре разных народов. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.
Сюжетно-ролевая игра „Праздник русского самовара“.
Художественно – эстетическое развитие
- Сформировать у детей знания и представления о фольклоре и национальных костюмах народов Самарской губернии.
Формировать осознанное эмоциональное восприятие музыки.
Исполнение русской народной песни „Во поле береза стояла.“
Исполнение русской народной песни „Калинка-малинка“.
Пластелинография „Русская береза“.
Знакомство с инструментами народов Росси. Игра и звучание (трещотки).
Знакомство с инструментами народов России. Игра и звучание (трещотка, рубель с палочкой).
Физическое развитие.
Обучить детей правилам подвижных игр народов, проживающих на территории Самарской губернии и умению использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Русская народная игра «У медведя во бору».
Татарская народная игра «Угадай и догони».
Татарская народная игра «Лисички и курочки».
Чувашская народная игра «Кого вам?» (Тили – рам).
Мордовская народная игра «Круговой».
Задачи взаимодействия с родителями:
- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Самарской губернии.
- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Самарской губернии.
- Способствовать активному участию родителей в изготовлении кукол в национальных костюмах (русский, татарский, чувашский, мордовский).
Совместная работа с родителями.
Воспитанники совместно с родителями подготовили генеалогическое древо армянской и русской семей.
Мини-музей «Мы живем в России». Экспонаты в музее планируем пополнять. В настоящее время в музее представлены мужской и женский национальные костюмы. Работа ведется постоянная, в настоящее время родители наших воспитанников изготавливают татарский и чувашский народные костюмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский творческий проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Дом дружбы народов»
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. Проект "Дом дружбы народов" знакомит с традициями народов, проживающих на терри...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-552233-1419036989.jpg)
Авторский проект по поликультурному воспитанию дошкольников «Мы разные, но мы все вместе»
Нравственно-патриотическое воспитание у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457747-1402934912.jpg)
Проект по поликультурному воспитанию дошкольников "Мы и мир вокруг нас". Подготовительная к школе группа.
Проект по поликультурному воспитанию дошкольников для детей подготовительной к школе группы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/09/picture-552734-1641738364.jpg)
Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".
Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/18/picture-44393-1495135961.jpg)
Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/11/picture-910491-1646993054.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...