Программа по кружковой работе "Веселые ладошки", 2021-2022гг.
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_koldinoy.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа кружка
«Веселые ладошки»
для детей средней группы
общеразвивающей направленности
«Всезнайки»
на 2021-2022 учебный год
Составители воспитатели:
Чайникова Наталья Александровна
Федоренко Валентина Валериевна
Пыть-Ях
2021
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлые ладошки» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и иных нормативных правовых документов.
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Программа «Весёлые ладошки» предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет). Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 9 часов.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 15-20 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, по пятницам, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий.
Цель программы: развитие мелкой моторики рук через различные виды продуктивной деятельности.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
1. Формировать навыки исполнительского мастерства.
2. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
-правила техники безопасности;
-основные формы штриховки;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.
Должны уметь:
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-заштриховывать изображение;
-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-выполнять несложные техники рисования.
Условия реализации программы
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Перечень используемого рабочего материала:
1. Пластилин
2. Доски для лепки
3. Цветной картон
4. Цветная бумага
5. Клей
6. Краски – гуашь
7. Альбомы для рисования
8. Пуговицы
9. Карандаши цветные
10. Ножницы
11. Крупы
12. Текстильный материал
13. Ватные палочки, диски
Перспективный план работы кружка:
сентябрь | ||
№ | Тема: | Цель: |
1 | Диагностика | |
2 | Дидактическое упражнение «Умные пальчики» | Развивать и формировать мелкую моторики рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук. |
3 | Дидактическое упражнение «Дары осени» | Закрепить знания детей о фруктах; провести сенсорное обследование плодов; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство композиции; воспитывать самостоятельность в выполнении задания; различать предмет по его форме; воспитывать интерес к отображению представлений о природе в изобразительной деятельности. |
4 | Аппликация «Мухомор» | Научить детей технике рисования пальчиками, обрывания бумаги. Развивать и формировать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе. |
октябрь | ||
5 | Лепка «Картошка в мешке» | Научить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущения. |
6 | Рисование «Грибы прячутся в траве» | Научить детей правильно держать карандаш; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. |
7 | Лепка «Яблоко» | Научить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. |
8 | Рисование «Волшебный дождик» | Совершенствовать технику рисования короткими штрихами; закреплять умение правильно держать карандаш. |
ноябрь | ||
9 | Аппликация «Сильный дождик» | Научить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки; упражнять в раскатывании кусочков салфетки между ладонями круговыми движениями рук; учить располагать шарики в нужном месте. Развивать мелкую моторику рук. |
10 | Лепка «Подсолнух» | Укрепить мелкую моторики рук через лепку. |
11 | В гости к бабушке-Забавушке | Развивать мелкой моторики рук посредством действий с предметами, пальчиковой гимнастики и нетрадиционной техники изодеятельности. |
12 | Рисование «Узоры на платье» | Научить украшать изделие точками, колечками, мазками, полосками с помощью кисти. |
декабрь | ||
13 | Аппликация «Подарок для ежика» | Укрепить мелкую моторики рук через обрывную аппликацию. |
14 | Лепка «Варежки» | Совершенствовать технику нанесения пластилина на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук. |
15 | Лепка «Елочный шарик» | Научить детей украшать объёмное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать мелкую моторику рук. |
16 | Рисование «Украсим елочку» | Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев. |
январь | ||
17 | Рисование «Хвойный лес» | Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук. |
18 | Аппликация «Зайка в белой шубке» | Формировать знания детей о диких животных, уточнить какие дикие животные с приходом холодов меняют внешний окрас шерсти. Учить детей аккуратно располагать заготовку на листе и наносить клей, учить умело пользоваться клеем, использовать вату, дорисовывать необходимые детали. |
19 | Рисование «Снеговик» | Укрепление мелкой моторики рук через рисование. |
20 | Аппликация «Украсим шапочку» | Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, цвета, раскладывать их в определённый последовательности, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Вызвать интерес, развивать аккуратность и чувство ритма. Закрепить красный, жёлтый и зелёный цвет. |
февраль | ||
21 | Рисование «Угостим животных» | Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков; развивать умение правильно держать карандаш, учиться владеть им, используя самомассаж, игры и упражнения; активизировать словарь по теме. |
22 | Рисование «Коврик для зайчат» | Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии; последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. |
23 | «В гости к лисичке» | Развитие мелкой моторики рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место. |
24 | «В гостях у бабушки» | Учить внимательно слушать потешки и стихи, понимать их содержание, развивать чувство ритма, активную речь, побуждать к игре с движением, развивать мелкую моторику рук, расширять опыт познавательного общения со взрослыми. |
март | ||
25 | Аппликация «Букет цветов»» | Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческие способности. Развивать интерес к результату своей работы. |
26 | Поделка «Бусы из макарон» | Учить детей аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. |
27 | Лепка «Черепаха» | Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. |
28 | Рисование «Угостим мышку сыром» | Учить детей рисовать цветными карандашами полукруглые предметы и аккуратно закрашивать их. |
апрель | ||
29 | Аппликация «Неваляшка» | Учить детей создавать изображение предмета из частей круглой формы, посредством последовательного уменьшения формы, располагать изображение в центре листа; |
30 | Лепка «Пасхальное яйцо» | Продолжать учить детей наносить пластилин ан поверхность и украшать изделие. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. |
31 | Рисование «Козленок» | Учить детей рисовать пальчиками точками, располагая их близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук. |
32 | «Путешествие в зоопарк» | Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук. |
май | ||
33 | Лепка «Бабочка» | Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие. |
34 | Аппликация «Рыбки плавают в пруду» | Продолжать учить детей составлять композицию из готовых фигур на листе бумаги, развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем. |
35 | «Секрет в ладошке» | Развивать мелкую моторику пальцев рук, а так же развивать тактильную чувствительность рук детей. |
36 | Итоговая диагностика |
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики: выявление исходного уровня сформированности мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.
Для выявления у детей среднего дошкольного возраста уровня развития мелкой моторики рук я использовала критерии, разработанные А.С. Галановым :
- объем движений пальцев рук;
- переключаемость движений пальцев рук;
- точность выполнения движений пальцами руки.
В соответствии с данными критериями мною были выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Уровни развития мелкой моторики рук у детей
Высокий уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует достаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит в полном объеме; имеет достаточную переключаемость: безошибочно выполняет команды тестирующего. Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок уверенно демонстрирует точность выполнения движений пальцами: соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности; точно повторяет за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Средний уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит не в полном объеме.
Переключаемость сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдаются единичные нарушения переключаемости движений руки, характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего. При этом могут быть нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.
Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
В ходе обследования демонстрирует недостаточную точность выполнения движений пальцами: имеют место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
Низкий уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводит.
Переключаемость не сформирована: в ходе тестирования наблюдаются нарушения переключаемости движений руки, характер действия тестируемого абсолютно не соответствует командам тестирующего. При этом совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.
Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
В ходе обследования демонстрирует полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяет пальцы в колечки, проявляет полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.
Для исследования мелкой моторики рук я использовала методику, разработанную О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой .
1.
Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
3. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз).
Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация результатов тестирования:
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
2.
Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия).
Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».
Могут быть нарушены:
- переключение с одного вида движений на другое;
- последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.
3.
Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Цель: определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
4.
Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.
5.
Тест на определение уровня мелкой моторики рук.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий дает ребенку карандаш и бумагу и предлагает ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, нарисовать вслед за педагогом круг и точку.
Если ребенок проявляет разносторонние способности, можно попросить его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как это было нарисовано).
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок точно повторил за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности и ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
В ходе проведения практического обследования на основе представленных выше критериев, я смогла выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для подготовительной к школе группы (6-7 лет) на 2021-2022гг
Рабочая программа 6-7 лет...
Рабочая программа 1 младшая группа 2021-2022гг
Рабочая программа 1 младшая группа 2021-2022гг...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "КАРУСЕЛЬ" С. ВОСТОЧНОЕ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Рабочая программа Второй младшей группы "Карапузики" (от 3 до 4 лет) на 2021-2022гг.
Рабочая программа воспитателя по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы общеразвивающей направленности с учетом примерной основной образовательной программы...
Рабочая программа 2021-2022гг.
Рабочая программа в младшей группе....
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя - логопеда (2021-2022гг.)
Рабочая программа представлена для логопунктов ДОУ....
Рабочая программа для подготовительной группы 2021-2022гг
Рабочая программа для подготовительной группы 2021-2022гг...
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения МКДОУ № 401 2021-2022гг.
За последнее время в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Нам предлагают множество программ, методик и образовательных технологий по музыкальному воспитанию дошкольнико...