Использование эффективных педагогических практик в музейной технологии
методическая разработка

Вильдякскина Светлана Георгиевна

Использование эффективных педагогических практик в музейной технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование эффективных педагогических практик в музейной технологии

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление, по мнению Н.А. Рыжовой, влияет на формирование системы ценностей ребенка, в привлечении внимания детей к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, развитию познавательной и творческой инициативы. К тому же музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, развивает взаимоотношения ДОУ с семьей и социумом.

Метод музейной педагогики я начала применять в своей работе для формирования познавательно - исследовательских умений дошкольников.

У Мини - музея детского и традиционного есть специфические особенности и отличия:

  • это наличие у мини - музея познавательного пространства, которое

позволяет ребёнку выполнять самостоятельно какую - либо деятельность, учитывая свои интересы и возможности;

  • важной задачей создания мини-музея является просвещение. В таком

музее можно представить не только подлинники, но и любые интересующие детей предметы.

  • необходимо предусмотреть, чтобы музей был ориентирован на

определённый возраст детей, семью и ДОУ.

Создать экспозиции, как должно быть в традиционном музее, в детском саду нет возможности, поэтому в детском саду такие музеи называют «мини-музеями». Часть названия «мини» указывает и на возрастные особенности дошкольников, для которых они создаются, и на размеры экспозиции, а так же направление тематики.

Методическая основа разработки технологии музейной педагогики, направлена на то, чтобы работа с детьми формировала не только качество и количество полученных знаний при исследовании экспонатов мини-музея, - главное давала возможность детям проявить свои творческие возможности. Задача мини – музея каждый день собирать вокруг себя дошколят раз за разом и стимулировать их на исследовательскую, познавательную, продуктивную деятельность.

Моя деятельность по созданию мини- музея, может быть успешна лишь в том случае, если дети будут мотивированы, тема будет интересна для них, у детей начнут появляться вопросы, возникнет проблемная ситуация, в которые они должны вникнуть и найти ответы на темы, актуальные для них. Необходимо, чтобы все участники были заинтересованы в получении результата, виды деятельности должны соответствовать возрасту дошкольников, а так же их интересам и возможностям. Поэтому тематику такого будущего мини - музея необходимо доверить для выбора детям самостоятельно либо совместно со взрослым. Конечно же, большей популярностью будет пользоваться мини-музей, тематика которого будет выбрана на основе детских интересов.

Опираясь на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, при создании мини - музея, я способствую развиваю у дошкольников такого познавательного интереса в различных областях знаний, а так же развиваю навыки сотрудничества. Чтобы состоялось открытие мини - музея, необходимо как самостоятельное участие каждого ребёнка, так и коллективное творчество.

Создавая мини – музеи я опираюсь на следующие аспекты:

  • получение детьми новых знаний и умение их применять;
  • осмысление детьми своих интересов и развитие умений их реализовать;
  • формирование у детей опыта собственной исследовательской деятельности, а так же умение её планировать;
  • развитие таких личностных качеств, как умение взаимодействовать друг с другом (договариваться) и умение работать в парах и в команде;

В детском саду мини – музей выполняет ещё одну очень важную функцию: дать возможность детям использовать собственную активную деятельность в процессе образования. При создании мини- музея, учитывая, что это практический и активный способ ознакомления ребенка с интересующими его темами, я старалась придерживаться принципов предложенных Н.А Рыжовой: интеграции, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, динамичности и вариативности, безопасности и экологичности, креативности, непрерывности, партнерства.

Педагогические функции мини-музея:

  • образовательная, способствует развитию зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; применение дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
  • развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
  • просветительская, направлена на формирование умений, навыков, а также осознанного отношения к информации, которую получают;
  • воспитательная, целенаправленная деятельность создаёт условия для формирования личностных качеств, убеждений, взглядов дошкольников, включение их в систему воспитания, направленную на получение новых знаний, а также приобретение некоторых элементов социального опыта.

Организуя деятельность по созданию мини - музея, я стремилась заинтересовать и увлечь родителей идеей создания музея, активизировать их жизненную позицию, включить детей в увлекательную познавательно-исследовательскую деятельность, которая поможет им проявить инициативу и самостоятельность, будет выражать их интересы.

В результате музейная педагогика помогла мне внести следующие изменения в образовательно-воспитательной работе:

  • предметно-развивающая среда стала насыщенной и интересной для детей ежедневно;
  • дети совместно с родителями активно участвуют в познавательно-исследовательской и проектной деятельности, которая обогащает их представления об окружающем мире;
  • дети стали любознательными, с увлечением принимают участие в исследовательской и познавательной деятельности, проявляют творческую активность;
  • применение инновационных педагогических приёмов и методов с использованием ИКТ;
  • повышение уровня компетентности у родителей в области музейной культуры;
  • родители стали активными участниками в создании мини – музеев.

Моя работа по организации мини-музея способствовала включению родителей, и детей совместно с педагогами в активную творческую деятельность, что даёт возможность систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности, которую осуществляла через:

  • проектную деятельность в совместной работе с детьми и родителями;
  • творческую, а так же исследовательскую деятельность;
  • мини - музей должен быть организован при взаимодействии с предметной средой группы;
  • создание экспозиций и коллекционирование;
  • организацию тематических вечеров, музейных праздников, интерактивных выставок, экскурсий, занятий;
  • организацию встреч с интересными людьми;

Таким образом мини-музей стал не только местом для познания, исследования, но и для общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

В дальнейшей работе применяла следующие направления деятельности мини-музеев:

Поисково-собирательское: подготовка к поисково-собирательской работе является главной частью в организации мини-музеев. Такая деятельность поможет детям показать себя в исследовательской работе.

Экспозиционное: особенность этого направления представляет собой использование не только музейных предметов, но и художественных и технических средств для освещения событий и явлений окружающей действительности.

Экскурсионное: экскурсии по музею применяют метод вопросов и ответов , а также приёмы игры, театрализации и выставки продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

Работу с использованием музейной педагогики проводила как с детьми, так и с родителями.

Этапы работы с детьми

1. Подготовительный. На этом этапе происходит выбор тематики и

названия мини-музея, обсуждение его содержания и выбор места размещения. Работа проводится в совместной деятельности детей, родителей, педагогов.

2. Практический. Организация мини-музея, размещение экспонатов. Отличительная черта нашего мини-музея является то, что все экспонаты можно взять в руки и рассмотреть. Важно научить дошкольников бережно к ним относиться . Каждая экспозиция представляет собой такие процессы, как: восприятие – понимание - осмысливание - закрепление - применение.

3. Заключительный. Этот этап представляет возможность детям работать в уже готовом мини – музее с экспонатами, интерактивный показ своей деятельности, а так же экскурсии.

В нашей группе были созданы следующие мини музеи:

  • Мини – музей "Моя любимая книжка малышка" (ср.гр);
  • Мини – музей "Камни Урала"; коллекция пособий для экспериментирования (лаборатория), (подг.гр);
  • Выставка - коллекция "Насекомые Урала", "Лекарственные травы родного края" (подг.гр);
  • Мини - музей к Дню победы "Семейные награды и истории о войне" (подг.гр);
  • Мини – музей "Дикие и домашние животные" (мл.гр);
  • Мини - музей "Матрёшечка - матрёшка" (ст.гр);
  • Мини - музей "Транспорт" (мл.гр);
  • Выставка поделок из природного материала "Моя мама мастерица" (ср.гр);
  • Выставка скворечников для птиц, сделанных руками пап "Помоги птицам" (ср.гр);
  • Выставка коллекции тарелочек "Удивительные тарелочки" (подг.гр);
  • Выставка новогодних игрушек и поделок, сделанных своими руками и старинных, которые использовали наши бабушки (ст.гр);
  • Выставка - коллекция дидактических игр и пособий по сенсорному развитию (мл.гр);
  • Коллекция цветных игрушек в рамках проведения цветных недель - проект "Разноцветный май" (мл.гр);
  • Выставка - коллекция дидактического материала и нестандартного оборудования для физического развития (ср.гр);
  • Коллекция – экспозиция гербарий листья деревьев нашего посёлка (ст.гр.);
  • Экспозиции творческих работ по сказам П.П.Бажова (подг.гр);
  • Выставка детских коллекций "Моё увлечение" (ст.гр);
  • Выставка "Волшебство из дерева", представила предметы из дерева, а также родительские творческие работы (подг.гр.).

Некоторые мини - музеи такие как "Любимые книжки", "Транспорт", "Дикие и домашние животные", "Моё увлечение" , "Камни Урала" , "Удивительные тарелочки" имели долгосрочный срок реализации. Создание музея начиналось в младшей группе, но по мере появления новых экспонатов дети вновь возвращались к нему, чтобы поделиться полученными новыми знаниями и впечатлениями, приобретённые за данный период . Экспозиции в наших мини – музеях, постоянно меняются и пополняются, поэтому несут для ребят постоянное обновление информации .

Создание мини-музея для детей является сложной деятельностью. Поэтому экспонаты в нём должны быть доступны и понятны детям. В этом непростом вопросе нам оказывали помощь родители.

Главным событием в работе мини-музея является организация экскурсии. Важную роль экскурсовода брали на себя дети, иногда совместно с родителями. Необходимо отметить, что ребёнок будет с удовольствием рассказывать о музее, тематика которого отвечает его интересам. Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно, мною проводилась предварительная работа по проведению экскурсии в игровой форме, в результате которой дети знакомились с правилами поведения при посещении музея, как правильно и интересно провести экскурсии. Музей могут посетить и дети , и родители, не только нашей группы, а всего детского сада.

Наряду с занятиями непосредственно образовательной деятельности в мини - музее проводила:

- ознакомительные экскурсии,

- викторины,

- познавательные развлечения,

- беседы-рассуждения,

- опытно – исследовательскую деятельность,

- чтение художественной литературы,

- изобразительную творческую деятельность,

- самостоятельную деятельность детей с экспонатами,

- занятия, где экспонатами являются подлинники,

- выставки с активным применением интерактивных средств и ИКТ: короткие фильмы, звукозаписи, фотографии, презентации.

При создании детского мини-музея активно использовала игровые методы и приёмы: игровые ситуации; игры, развивающие логическое мышление; сюжетно – ролевые игры, игры – викторины;

игры – конкурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей для использования в педагогической практике»

Тренинговое занятие для педагогов по использованию игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей....

Программа инновационной деятельности детского сада "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знани...

Мастер – класс для родителей (законных представителей) на заседании «Школа будущего первоклассника» «Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника (будущего первоклассника)»

Мастер-класс поможет повысить уровень профессиональной компетентности по вопросу "Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника"...

Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Дети с ОВЗ имеют трудности в обучении и проблемы в поведении, кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания н...

«Эффективные педагогические практики по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическоеобразование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовойкультуры и развитие нестандартного мышления в облас...