Эффективные педагогические практики содержания и организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников
консультация
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1.- Добрый день. Я и мои коллеги, рады вас приветствовать в нашем прекрасном городе и в стенах нашего гостеприимного дошкольного образовательного учреждения.
Сегодня мы предлагаем Вам принять участие в работе круглого стола.
СЛАЙД 2- Мы бы хотели, чтобы все участники данного мероприятия были активны, инициативны, придерживались следующих правил:
СЛАЙД 3 У нас сегодня будет необычный круглый стол, а круглый стол с элементами деловой игры и элементами практикума. Тема нашей встречи «Эффективные педагогические практики содержания и организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
СЛАЙД 4- Такие слова, как "Патриотизм", "любовь к Родине" – сегодня, пожалуй, только ленивый не вспоминает. С одной стороны, это возвышенные, благородные понятия, но с другой - из-за частого упоминания потерявшие свой изначальный блеск и даже смысл.
СЛАЙД 5Так как же пробудить в каждом из нас чувство любви к Родине? Именно "пробудить”, потому что оно есть в каждой русской душе. Нельзя заставить любить Отечество. Но любовь к Отчизне, патриотизм можно и нужно воспитывать.
- А что, по-вашему мнению, есть патриотизм?
Предлагаю вам включиться в работу.
У каждого из вас есть буклет с программой нашей встречи. Раскройте его, пожалуйста, и в нижнем левом углу вы видите слово. Прочтите его. На ваш взгляд как данное слово связано с понятием «патриотизм»?
- А кого в буклете написано слово «Семья»? как, на ваш взгляд, связано с понятием Патриотизм?
СЛАЙД 6 Предлагаю вспомнить основные понятия, касаемые темы нашей встречи. На столах лежат цветные планшетики. Вам сейчас необходимо будет пересесть к тем столам, на которых лежит планшетик такого же цвета, как и ваш буклет с программкой. Тем, у кого синие буклеты, пересядьте, пожалуйста, за стол, на котором лежит синий планшетик и т.д.
СЛАЙД 7 Пожалуйста, переверните планшетики. С левой стороны написаны понятия: воспитание, семейное и нравственное воспитание, нравственные и патриотические качества, а с правой стороны – определения этих понятий. Вам необходимо, посовещавшись с коллегами, соединить между собой маркером понятие и его определение.
СЛАЙД 8 Взглянув на экран, вы сможете проверить себя, а я, с вашего позволения, проиллюстрирую данные понятия словами наших великих соотечественников. Антон Семенович Макаренко сказал: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
СЛАЙД 9 Виссарион Григорьевич Белинский считал, что «без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего чем человек есть человек»
СЛАЙД 10 Что касается патриотического воспитания, на наш взгляд сегодня очень актуально звучат слова Александра Николаевича Островского: -«Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни».
СЛАЙД 11 Патриотическое воспитание подрастающего поколения, действительно, одна из самых актуальных задач была всегда и остается таковой и сегодня.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».
СЛАЙД 12 В нашем учреждении Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
СЛАЙД 13 Для реализации данной цели в нашем детском саду созданы благоприятные материально-технические и социальные условия;
СЛАЙД 14 организован контакт с семьёй с опорой на её опыт и традиции.
СЛАЙД 15 Для успешной работы создается развивающая среда, с учетом возрастных особенностей детей.
СЛАЙД 16 Это и создание уголков государственной символики в каждой группе, это и СЛАЙД 17 мини-музеи различной тематики, в том числе и
СЛАЙД 18 «Русская изба». Воспитателями группы
СЛАЙД 19 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития был создан целый цикл занятий по знакомству с бытом и традициями на Руси.
СЛАЙД 20 Оборудованы различные стенды
СЛАЙД 21 В возрастных группах подобраны дидактические игры, различный наглядный материал,
СЛАЙД 22 оформлены сюжетно-ролевые игры.
СЛАЙД 23 Подобрана художественная литература, созданы и постоянно пополняются картотеки, медиа- и видеотеки.
СЛАЙД 24 Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию, сложившееся в нашем учреждении, представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
СЛАЙД 25 На протяжении нескольких лет наш детский сад принимает участие в проекте «Эколята-дошколята». Уже много лет мы взаимодействует с Экологическим центром Калининграда и Ботаническим садом.
СЛАЙД 26 Сюда же мы относим труд в природе, наблюдения, различные экологические акции.
СЛАЙД 27 Историко-краеведческое: Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.
СЛАЙД 28 В данном направлении имеют место быть различные формы работы: это и беседы, и экскурсии, рассказы, например, об истории возникновения Кенигсберга – э то прежнее название нашего города, его перерождение в Калининград.
СЛАЙД 29 Особое внимание, конечно, уделяется великой отечественной войне. Так как Во-первых, поточу что это трагический
СЛАЙД 30 и очень героический период в истории нашей страны и всего мира. И Мы считаем своей обязанностью, рассказывать детям о войне, формировать у наших СЛАЙД 31воспитанников чувство гордости и патриотизма на примерах героизма нашего народа. Во-вторых, одним из итогов Второй мировой войны стало Потсдамское соглашение, согласно которому 1/3 Восточной Пруссии (в основном её север) была передана СССР,
СЛАЙД 32 на территории которой был организован Кёнигсбергский особый военный округ, впоследствии Калининградская область.
СЛАЙД 33 Традиционными стали различные акции «Ты нам нужен», «Скажем терроризму – нет», концерты и другие мероприятия, посвященные Дню Победы, дню пожилого человека, и различным профессиональным праздникам:
СЛАЙД 34 день строителя, физкультурника, день рыбака, военно-морского флота и т.д.
СЛАЙД 35 Культурное: мы приобщаем дошколят к культурному богатству русского народа.
СЛАЙД 36 Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
СЛАЙД 37 В рамках данного направления традиционными стали Ярмарки,
СЛАЙД 38 мероприятия, посвященные международному дню инвалида, создана система работы
СЛАЙД 39 по гендерному воспитанию дошкольников.
СЛАЙД 40 Активно сотрудничаем с Фондом «Университет детства», систематически принимая участие в
СЛАЙД 41 проекте «Игра 4D: Дети, Движение, Дружба, Двор».
ВИДЕО
СЛАЙД 42 В этом же направлении мы обращаемся к театрализованной деятельности.
СЛАЙД 43 Предлагаю сейчас обратиться к малым жанрам фольклора: пословицам и поговоркам.
Я прочту пословицу или поговорку иностранного происхождения, а вы, пожалуйста, вспомните аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финская) – «Язык до Киева доведёт».
«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».
«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»
«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».
СЛАЙД 44 Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина.
В работе с родителями мы часто используем метод интервью. Недавно в старших и подготовительных группах прошло мероприятие, посвященное гендерному воспитанию дошкольников. Перед этой встречей с родителями, мы задали мамам и папам один вопрос: кто вы в своей семье?
СЛАЙД 45 Давайте, послушаем, какие ответы мы получили в ответ.
ВИДЕО
СЛАЙД 46 Нас, конечно, некоторые ответы нас порадовали, но, к сожалению, сегодня часто мы наблюдаем перемены, которые произошли с институтом семьи. И это прежде всего – изменение ролей в семье. Как часто мы услышали от мам – я главная!!! Ежедневно мы слышим от пап: - у нас мама все решает! Надо у мамы спросить!
СЛАЙД 47 Сейчас предлагаем вам немного поиграть. Каждой команде будет предложена педагогическая ситуация, которую нужно прокомментировать и найти выход из нее.
Вы предложили отличные пути выхода из данных ситуаций. И, безусловно, если мы говорим о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения нам не обойтись без активного участия родителей в этом вопросе. Ведь у дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого раннего возраста.
Используемые нашими педагогами методы и формы работы, позволяют более эффективно решать поставленные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию детей с активным вовлечением в этот процесс родителей.
Сейчас я передаю слово Елене Александровне, воспитателю группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Вся система работы по нравственно-патриотическому воспитанию, которая сегодня была представлена нашем учреждением имеет своей целью - привитие подрастающему поколению любви к Отчизне. А какая она, наша Родина? Предлагаю совместно подобрать слова – описания.
РОДИНА
Р - рябиновая, родная, разгневанная, радушная, редкая
О - особенная, общая, отдаленная, обширная, общечеловеческая, озорная, обожаемая
Д - дивная, дорогая, далекая, духовная, другая, державная, деловая, дерзкая, доброжелательная, драгоценная, дружественная
И - исконная, игривая, историческая, изначальная, идеальная, изумительная, исключительная
Н - необъятная, нарядная, настоящая, неизменная, независимая, новая, неприступная, непредсказуемая, незабвенная
А - абсолютная, артистическая, аристократичная, аграрная, авангардная, ангельская, амбициозная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Современные технологии в педагогической науке» Организация нравственно-патриотического воспитания в доу с использованием проектной деятельности (СибАК)
Представляю вашему вниманию статью опубликованную в сборнике по материалам XLVII международной научно-практической конференцииСОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ.[[{"type":"media",...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
Деловая игра к педагогическому совету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено сам...
Консультация для родителей " Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения "
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...