Технологическая карта по развитию сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.
методическая разработка (младшая группа)
Технологическая карта по развитию
сюжетно-ролевой игры «Семья»
для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich.karta_.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДС №3 «Ласточка»
Технологическая карта по развитию
сюжетно-ролевой игры «Семья»
для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.
«Солнечные зайчики»
Воспитатели: Хадыева А.Р
г. Мегион
Цель:
- формировать у детей понятие «Семья»
- помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
- обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.
Линии развития сюжета (игровые ситуации для развертывания сюжетно-ролевой игры) Готовит обед как повар, делает укол как медсестра, хвалит или ругает дочку, осматривает больного.
Атрибуты: куклы, кукольная одежда (на все сезоны, для сна), коляски, наборы кукольной посуды, кроватка, постельные принадлежности, наборы продуктов, холодильник, стиральная машина, набор для уборки, набор для купания.
Компоненты игры | Задачи | Методы руководства (деятельность воспитателя) | Деятельность детей |
Сюжет | Чтение, показ, рассматривание иллюстраций. | Отображение жизни семьи, детского сада. | |
Содержание игры | . Отображение в игре общественной жизни взрослых в её разнообразных проявлениях. | Создание условий для игры по тематике: изготовление макетов, атрибутов для игры. | Дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. |
Ролевые действия (выполнение роли и взаимодействие детей в игре) | Учить детей отражать в сюжете цепочку действий в соответствии с взятой на себя роли | Прямое руководство. Роль, которую воспитатель берёт на себя, служит примером для подражания. | Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребёнок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Роль осуществляется фактически, но не называется. Ребёнок, действуя определённым образом, ещё не называет себя именем взрослого ( - Я Рома, буду лечить мишку!) |
Игровые действия | - Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий. - Развитие и обогащение сюжетов игры. - Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе. | Отдельные игровые действия, носящие условный характер. Определённая комбинация, последовательность ролевых действий, характеризующих ролевое поведение в игре. | |
Замысел и постановка целей и задач (игровых) Например: «Игра в день рождения» Цели: Собраться в гости, сходить в магазин за подарками, подготовить поздравления или песни и т.д.) |
Карточка № 1 «Собираемся на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия
Карточка № 2 «День рождение куклы»
Цели: познакомить детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; учить правильно находить и отбирать посуду для чаепития;
продолжать обогащать содержание игр; способствовать объединению детей для совместных игр; обогащать словарный запас; воспитывать желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение к друг другу.
Оборудование: чайная посуда, скатерть, кукла в нарядном платье, образные игрушки (мишка, заяц, бочонок с медом, морковка. Можно использовать предметы-заместители.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.
Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай.
Дети собираются на день рождения.
При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.
Карточка № 3 «Купание куклы»
Цели: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать, правильно называть предметы и их назначение; закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и навыки; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к друг другу и бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).
Ход игры:
Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Затем говорит детям.
-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?
Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её полотенцем.
-Кукла стала чистой.
Затем куклу одевают и укладывают спать.
Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.
Карточка № 4 «Стирка кукольного белья»
Цели: учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр; способствовать становлению сюжетно игры с куклами, обогащать содержание таких игр.
Материал и оборудование: ванночка, мыльница, мыло ( предмет-заместитель), стиральная доска, утюг; кукольное бельё; стойка для развешивания белья; гладильная доска.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям:
-Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное бельё. Что нам для этого нужно?
(Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоём (втроём). Можно стирать всем вместе в одном большом тазу или отдельно в маленьких тазиках - главное, чтобы дети находились рядом).
Когда всё необходимое для стирки готово, педагог спрашивает:
-Можно стирать бельё?
-Ничего не забыли принести? (нельзя, потому что не принесли воды).
-Какая нам нужна вода? (тёплая).
-Давайте принесём воды и нальём её в таз (в тазы).
Затем воспитатель показывает, как надо стирать бельё. Дети повторяют действия взрослого. Выстиранное бельё складывают в отдельные тазики.
По совету воспитателя дети выливают грязную воду и наливают чистую холодную, для полоскания белья. Затем педагог поясняет:
-Когда бельё выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить.
Дети повторяют все действия взрослого. После того как бельё развешено, воспитатель предлагает убрать всё на место и приготовить утюги, чтобы погладить высохшее бельё.
В конце игры педагог говорит:
-Вот какое чистое стало кукольное бельё. Надо его сложить в шкаф. Наши дочки привыкли к порядку.
Игру можно повторить 2-3 раза с различными детьми. Воспитатель поощряет самостоятельные объединения малышей для игры.
Карточка № 5 «Семья»
Цели: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья»; закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; развивать интерес к игре; продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет; воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Материалы: куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.)
Ход игры:
Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?
- Какие обязанности у папы?
- Какие обязанности у мамы?
- Что делает их ребенок?
- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?
- Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей) .
А ещё наша семья и другие посетители будут ходить в магазин и парикмахерскую. Для чего люди ходят в магазин (обобщаю ответы детей, а в парикмахерскую (обобщаю ответы детей?
- Как вы думаете, с чего мы начнем игру?
- Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто врачом, ведь кукла больна., Кто будет помогать врачу, будет медсестрой? Аптекарем? Кто будет работать парикмахером? Продавцами? Кассирами? Директором магазина?
(распределение ролей по желанию детей)
- А что еще нужно для игры?
- Правильно, надо выбрать место для игры.
(Выбор места игры)
- Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.
– Дети, вам понравилась игра?
- Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?
Карточка № 6 «Уложим кукол спать»
Цели: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.
Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.
Ход игры:
В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.
Технологические карты помогут педагогам спланировать непосредственную образовательную деятельность, образовательные ситуации на игровой основе, совместную деятельность воспитателя с детьми...
Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»
Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....
мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»
В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой. Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...
Проект сюжетно-ролевая игра «Школа» в подготовительной группе общеразвивающей направленности
Цель проекта:- закрепление игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей. - Систематизировать и расширять знания детей о школе.- - Закреплять умение подбирать ат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»
Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей различать удар...
Конспект сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности (дети 6-7 лет) Тема: «Школа»
Цель: обогащение социально-игрового опыта детей по ранней профориентации через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевой игры «Школа».Образовательные задачи: -Формировать ...
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры «Семья», «Зоопарк», «Ветлечебница», «Магазин
Цель: закреплять навыки игры с развертыванием сюжетной линииЗадачи:Образовательные:Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и их повадках и условиях содержания в ...