Перспективное планирование по патриотическому воспитанию на 2023-2024 учебный год для детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Цымбал Курбангул Сапаргелдиевна

Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,  попирай красоту, выше всего ставь свое личное». 
Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. 
Если человека учат добру - учат умело, умно,  настойчиво, требовательно, в результате будет добро.  

Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,  потому, что и человеком его надо воспитать».  

В.А. Сухомлинский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsymbal_.docx130.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 41 «РОСИНКА»

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

                                                         Picture background                                         Выполнила

Цымбал Г.С

Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,  попирай красоту, выше всего ставь свое личное». 
Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. 
Если человека учат добру - учат умело, умно,  настойчиво, требовательно, в результате будет добро.  Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,  потому, что и человеком его надо воспитать».  

В.А. Сухомлинский 

Актуальность:

Патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Поэтому я предлагаю перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Формы работы по патриотическому воспитанию

-Создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

-тематические занятия;

-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

-взаимодействие с родителями;

-взаимодействие с социумом.

Месяц

Программное содержание, работа с детьми

Сентябрь

Тема: Я и моя семья, Наша страна - Россия

-Чтение произведений: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья».

-Рассматривание семейных фотоальбомов. 

-Рисование: «Наша дружная семья», «Мой дом»;

-Аппликация «Открытка пожеланий», изготовление генеалогического дерева.

-Сюжетно-ролевая игра «Семья»

-Общение: «Любимый отдых членов семьи»

-Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

-Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

Октябрь

Тема: Я люблю свой детский сад"

-Экскурсия по детскому саду и участку.

- Изготовление поделок в подарок лучшему другу.

-Рассказы детей о своем лучшем друге.

-Праздник: «День рождения детского сада»

-Составление рассказов по картинам из серии «Мой детский сад».

-Сюжетно - ролевая игра «Я, воспитатель».

Ноябрь

 Тема: Государственные символы России – флаг, гимн. «Москва-столица нашей Родины»

-Дать представление о Москве, как о самом большом городе в нашей стране;

-Подвести к пониманию того, что такое главный город, столица, герб, вызвать интерес к этому городу, его достопримечательностям.

-Беседы о символическом значении герба Российской Федерации, рассматривание изображения государственного герба.

-Дидактическая игра «Узнай свой герб».

-Беседа о государстве — "Российская Федерация".

-Знакомство с различными городами России.

-Знакомство с флагом, гербом и гимном России.

Прослушивание гимна.

Декабрь

Тема: "По Новогодней карте"

- Обобщить знания детей о новогодних праздниках, способах их проведения в разных странах.

- Рассказать о том, как называют Деда Мороза в разных странах.

-Воспитывать интерес к русским традициям.

- Беседа о праздниках.

-Рассказ о встречи нового года и воображаемое путешествие по карте.

-Рассказ о Новогодних символах, и обычаях.

-Оформление группы к празднику.

-Лепка, рисование, аппликация «Новогоднее представление».

Январь

Тема: Малая родина. За что мы любим свой город?

-Уточнить знания детей о родном городе.

-Формировать понимание выражения «малая родина».

-Воспитывать патриотические чувства.

-Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

- Экскурсия по родному городу, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города.

-Чтение художественных произведений.

- Дидактическая игра «Что в родном городе есть».

Февраль

Тема: «День Защитников Отечества, герб родного города».

-Праздник «День Защитника Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек,

-Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов войск.

-Спортивный праздник «Русские богатыри» (совместно с папами)

- Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины.

- Беседа о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба, рисование элементов герба.

-Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе.

-Формировать уважительное отношение к гербу.

-Воспитывать патриотические чувства.

Март

Тема: «Мамин праздник, масленица»

- Рассматривание репродукции с картины «Мать и дитя».

- Рассказы детей о своих мамах.

-Чтение стихов и пение песен о маме.

-Оформление семейных уголков.

-Изготовление подарков для мам.

-Викторина «Что, ты знаешь о своих родителей?»

-Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму? Как я помогаю ей»

-Утренник, посвященный мамам, изготовление подарков для мам и бабушек, выставка фотографий мам.

Тема: «Масленица»

-Развлечение, беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов, чучело Масленицы.

-Спортивные состязания «Широкая Масленица»

-Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы.

-Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора.

Апрель

Тема: "Наши космонавты"

-Беседа о российских космонавтах.

-Просмотр телефильма.

-Пословицы и поговорки о космонавтах.

- Спортивное развлечение «Мы – космонавты».

-Конструирование, рисование космических кораблей.

-Расширить представления детей о космических полетах; познакомить их российскими ученными, которые стояли у истоков русской

космонавтики.

-Воспитывать гордость за свою страну.

Тема: Герб родного города.

-Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе.

-Формировать уважительное отношение к гербу, флагу.

-Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.

-Беседа о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба, рисование

элементов герба.

-Дидактическая игра: «Собери флаг», «Где можно увидеть государственный герб? » (используя мяч) и др.

-ХЭР: Рисование, аппликация, лепка.

Май

Тема: "Этот  День Победы"

-Беседы: «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?», «Великие подвиги» и др.

-Праздник: «День Победы».

-Рисование: «День Победы».

-Аппликация: «Открытки к 9 Мая»

-Чтение произведений о ВОВ.

Тема: Мы – патриоты.

-Обобщить и систематизировать знания детей по патриотическому воспитанию.

-Формировать уважительное отношение к родной стране.

-Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.

-Дидактические игры.

-Подвижные игры.

Список литературы.

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 – 256 с.

2. Арнаутова Е.П. Методические рекомендации педагогам ДОУ, посвященные 65-летию Победы. // Современное дошкольное образование, №1 – 2010 г.

3.  Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А.П. Казаков, Т.А. Порыгина, М, 2009г.

4.  Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671

5.  Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! // Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.

6.  Жордочкина И.В. Педагогические условия воспитания старших дошкольников любви к Родине // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы VI научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Минск, 16 апреля 2010 г. / БГПУ им. М. Танка; под ред. Д. Н. Дубининой [и др.]. - Мн., 2010. - С.69-70.

7.  Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.. 2008.

8.  Казакова А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе!» Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе, 2010

9.  Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.

10. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138

11.  Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.

12. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий] // Ребенок в детском саду, 2007 - №2.

13. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработка тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. – сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

14. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре / О.Г. Тихонова. - М.:АРКТИ, 2006. - 75 с.

15. Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания: Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи / И.Ф. Харламов. - Минск: ИВЦ Минфина, 1972. - 559 с.

16.  Черединова Т. «Детям своим расскажите о них». // Дошкольное воспитание, 2005г. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста ...

Творческие проекты. Тематическое планирование на учебный год для детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье я предлагаю один из вариантов планирование проетной деятельности для совместной деятельности с детьми и их родителями на период с сентября по май....

Перспективное планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по преодолению ОНР II уровня у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Представлено перспективное планирование фронтальных занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи ( 2 уровень речевого развития), разработанное для работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного обра...

«Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с русской народной культурой детей старшего дошкольного возраста»

Материал о нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольниками, который раскрывает цели. задачи, этапы реализации, результаты мониторинга...

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живем» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду,  родному городу, родно...

Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...