Перспективное планирование по патриотическому воспитанию на 2023-2024 учебный год для детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsymbal_.docx | 130.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 41 «РОСИНКА»
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила
Цымбал Г.С
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Актуальность:
Патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Поэтому я предлагаю перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Формы работы по патриотическому воспитанию
-Создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
-тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
-взаимодействие с родителями;
-взаимодействие с социумом.
Месяц | Программное содержание, работа с детьми |
Сентябрь | Тема: Я и моя семья, Наша страна - Россия -Чтение произведений: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья». -Рассматривание семейных фотоальбомов. -Рисование: «Наша дружная семья», «Мой дом»; -Аппликация «Открытка пожеланий», изготовление генеалогического дерева. -Сюжетно-ролевая игра «Семья» -Общение: «Любимый отдых членов семьи» -Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране. -Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». |
Октябрь | Тема: Я люблю свой детский сад" -Экскурсия по детскому саду и участку. - Изготовление поделок в подарок лучшему другу. -Рассказы детей о своем лучшем друге. -Праздник: «День рождения детского сада» -Составление рассказов по картинам из серии «Мой детский сад». -Сюжетно - ролевая игра «Я, воспитатель». |
Ноябрь | Тема: Государственные символы России – флаг, гимн. «Москва-столица нашей Родины» -Дать представление о Москве, как о самом большом городе в нашей стране; -Подвести к пониманию того, что такое главный город, столица, герб, вызвать интерес к этому городу, его достопримечательностям. -Беседы о символическом значении герба Российской Федерации, рассматривание изображения государственного герба. -Дидактическая игра «Узнай свой герб». -Беседа о государстве — "Российская Федерация". -Знакомство с различными городами России. -Знакомство с флагом, гербом и гимном России. Прослушивание гимна. |
Декабрь | Тема: "По Новогодней карте" - Обобщить знания детей о новогодних праздниках, способах их проведения в разных странах. - Рассказать о том, как называют Деда Мороза в разных странах. -Воспитывать интерес к русским традициям. - Беседа о праздниках. -Рассказ о встречи нового года и воображаемое путешествие по карте. -Рассказ о Новогодних символах, и обычаях. -Оформление группы к празднику. -Лепка, рисование, аппликация «Новогоднее представление». |
Январь | Тема: Малая родина. За что мы любим свой город? -Уточнить знания детей о родном городе. -Формировать понимание выражения «малая родина». -Воспитывать патриотические чувства. -Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. - Экскурсия по родному городу, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города. -Чтение художественных произведений. - Дидактическая игра «Что в родном городе есть». |
Февраль | Тема: «День Защитников Отечества, герб родного города». -Праздник «День Защитника Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, -Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов войск. -Спортивный праздник «Русские богатыри» (совместно с папами) - Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины. - Беседа о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба, рисование элементов герба. -Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. -Формировать уважительное отношение к гербу. -Воспитывать патриотические чувства. |
Март | Тема: «Мамин праздник, масленица» - Рассматривание репродукции с картины «Мать и дитя». - Рассказы детей о своих мамах. -Чтение стихов и пение песен о маме. -Оформление семейных уголков. -Изготовление подарков для мам. -Викторина «Что, ты знаешь о своих родителей?» -Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму? Как я помогаю ей» -Утренник, посвященный мамам, изготовление подарков для мам и бабушек, выставка фотографий мам. Тема: «Масленица» -Развлечение, беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов, чучело Масленицы. -Спортивные состязания «Широкая Масленица» -Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы. -Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора. |
Апрель | Тема: "Наши космонавты" -Беседа о российских космонавтах. -Просмотр телефильма. -Пословицы и поговорки о космонавтах. - Спортивное развлечение «Мы – космонавты». -Конструирование, рисование космических кораблей. -Расширить представления детей о космических полетах; познакомить их российскими ученными, которые стояли у истоков русской космонавтики. -Воспитывать гордость за свою страну. Тема: Герб родного города. -Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. -Формировать уважительное отношение к гербу, флагу. -Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше. -Беседа о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба, рисование элементов герба. -Дидактическая игра: «Собери флаг», «Где можно увидеть государственный герб? » (используя мяч) и др. -ХЭР: Рисование, аппликация, лепка. |
Май | Тема: "Этот День Победы" -Беседы: «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?», «Великие подвиги» и др. -Праздник: «День Победы». -Рисование: «День Победы». -Аппликация: «Открытки к 9 Мая» -Чтение произведений о ВОВ. Тема: Мы – патриоты. -Обобщить и систематизировать знания детей по патриотическому воспитанию. -Формировать уважительное отношение к родной стране. -Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине. -Дидактические игры. -Подвижные игры. |
Список литературы.
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 – 256 с.
2. Арнаутова Е.П. Методические рекомендации педагогам ДОУ, посвященные 65-летию Победы. // Современное дошкольное образование, №1 – 2010 г.
3. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А.П. Казаков, Т.А. Порыгина, М, 2009г.
4. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
5. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! // Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
6. Жордочкина И.В. Педагогические условия воспитания старших дошкольников любви к Родине // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы VI научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Минск, 16 апреля 2010 г. / БГПУ им. М. Танка; под ред. Д. Н. Дубининой [и др.]. - Мн., 2010. - С.69-70.
7. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.. 2008.
8. Казакова А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе!» Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе, 2010
9. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
10. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
11. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
12. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий] // Ребенок в детском саду, 2007 - №2.
13. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработка тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. – сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
14. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре / О.Г. Тихонова. - М.:АРКТИ, 2006. - 75 с.
15. Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания: Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи / И.Ф. Харламов. - Минск: ИВЦ Минфина, 1972. - 559 с.
16. Черединова Т. «Детям своим расскажите о них». // Дошкольное воспитание, 2005г. - №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста ...
Творческие проекты. Тематическое планирование на учебный год для детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье я предлагаю один из вариантов планирование проетной деятельности для совместной деятельности с детьми и их родителями на период с сентября по май....
Перспективное планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по преодолению ОНР II уровня у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Представлено перспективное планирование фронтальных занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи ( 2 уровень речевого развития), разработанное для работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного обра...
Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование...
«Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с русской народной культурой детей старшего дошкольного возраста»
Материал о нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольниками, который раскрывает цели. задачи, этапы реализации, результаты мониторинга...
Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живем» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу, родно...
Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста
Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...