Многофункциональная ширма, как элемент предметно-развивающей среды в ДОУ
методическая разработка (старшая группа)
Многофункциональная ширма - это изделие, способное превратить игру в настоящее обучающее представление. Дети переходят к активному использованию замещающих игровых действий, самостоятельно организуют игровое пространство, развертывают сюжет, предлагают интересные игровые замыслы. Напольная ширма придает всему действию атмосферу веселого приключения и настоящего праздника! И, конечно, содействует обеспечению благоприятного психоэмоционального климата в группе.
Многофункциональная напольная ширма, является очень интересным предметом интерьера детского сада, а главное, многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Она помогает создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей, а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shirma.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 г.Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
«Многофункциональная ширма,
как элемент предметно-развивающей среды в ДОУ»
воспитатель:Тарасова Елена Павловна
Предпосылки: обогащение предметно-развивающей среды группового помещения.
Вид: учебно-методическое пособие.
Предназначение: для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
Актуальность. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день является особо актуальным.
Программа дошкольного образования ставит перед собой цель: - развитие личности ребенка. А как известно , именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
В ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения. Также РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся я пришла к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в разных видах деятельности: игровой, и познавательно-образовательной деятельности детей.
Многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Рассмотрим многофункциональную ширму, в соответствии с принципами построения среды:
Насыщенность среды - обеспечивает игровую, познавательную,
исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.
Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность - возможность разнообразного использования, не обладает жестко закрепленным способом употребления.
Доступность -свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, которые хранятся в карманах ширм.
Вариативность - наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.
Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по
обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Основное предназначение ширмы - это зонирование пространства.
Цель данного пособия: формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности.
Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:
- Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта, как в единый игровой сюжет, так и по отдельности, в зависимости от интересов и увлечений дошкольников. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор, элементарные математические представления; работать над звукопроизношением и связной речью.
- Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку.
- Способствовать развитию мышления ребенка создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры
- Воспитывать доброжелательное отношение.
Дидактическая ценность:
- Многофункциональная ширма используется как средство обучения и воспитания детей.
- Ширма удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы.
Содержание игр и картинок зависит от возрастных особенностей и интересов детей. Формы организации: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность.
Новизна представляемой ширмы, как дидактического, методического пособия, заключается в том, что она обладает широкими возможностями, многофункциональна в использовании, имеет возможность применения несколькими детьми одновременно. Кроме того, ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты.
Описание многофункциональной ширмы (пособия)
Что нужно, чтобы сделать ширмы из полимерных труб.
Чтобы создать легкую и безопасную для детей конструкцию, нужно заблаговременно определиться с размерами изделия, его дизайном, подготовить следующие материалы и инструменты для работ:
• пластиковые трубы с диаметром 2,0 см (по 4 на каждую секцию);
• фитинги-уголки (по 4 элемента для соединения на каждую секцию);
• двойные специальные крепежи (для стыковки секций);
• одинарная опора (для «ножек» под раму);
• аппарат для сварки пластиковых труб;
• рулетку;
• маркер;
• пилу для укорачивания пластиковых труб;
• ножницы;
• прочную ткань;
• крепления на липучке, тесьмы;
• ленты/шнурки для подвязки;
• клей;
• дополнительный материал для создания кармашков;
Паяльник для полипропилена позволяет произвести работы по соединению труб быстро и эффективно
Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб. Состоит из трех частей: первой секции (левой), центральной и третьей (правой) секции. К полипропилену крепятся полотнища из ткани и шторки, являются съемными, так как закрепляются на тесьму- липучку, что позволяет быстро и легко снять и закрепить полотна, ткань так же легко стирается
Ширма устойчиво стоит на полу. Все предметы очень легко крепятся на липучки и так же легко снимаются, что дает возможность детям самостоятельно думать и располагать предметы на ширме. В каждой зоне внизу имеются кармашки для хранения пособий. Ширма очень яркая, красочная, что способствует расположению детей к игре.
Варианты:
Каждая зона пространства располагает детей к нескольким видам деятельности:
1. Это может быть релаксационная зона. За ширмой - дети могут посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом осуществляется создание «своего» личного пространства.
2. Или можно использовать: (левую и правую секцию)
- как стенд по всем образовательным областям, во время образовательной деятельности в организационной совместной деятельности (для демонстрации дидактических игр, наглядного пособия, различных схем, счетного материала, геометрических фигур, букв, знаков иллюстрации из книг и репродукции картин художников. Используется в образовательной деятельности для дополнительного размещения демонстрационного материала. Дает возможность организации образовательной деятельности в любой части группового пространства. Помогает реализовать принцип полифункциональности.)
-кроме того можно использовать для оформления сюжетных игр с помощью иллюстраций на разные тематики
3. Вторая (центральная) секция. Эта часть имеет шторки из ткани. Данная секция может использоваться в совместной образовательной деятельности. Данная секция может использоваться в совместной организованной деятельности, предназначена для показа театрализованных постановок с разными видами кукол (театра) , а так же сюжетно-ролевых игр разнообразной тематики ( магазин, буфет,аптека…)
Театрализованная деятельность -важнейшее средство в повышения уровня речи детей. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром. Театрализованные игры являются важнейшим фактором , стимулирующим развитие у детей связной речи. Так же в театрализованной игре ребенок может проявить эмоции, чувства, не только на едине с собой, но и публично не стесняясь, старается говорить чтобы все его поняли.
Сюжетно -ролевые игры для детей станут более реалистичными и интересными, а компактная игровая зона не доставит неудобств в использовании.
4.Многофункциональная ширма для игровой деятельности В сюжетно-ролевой игре напольная многофункциональная ширма разделяет пространство групповой комнаты на две разнозначные части для разных групп детей, чтобы дети не мешали друг другу. Это способствует созданию благоприятных условий для двух групп детей, занимающихся разными видами деятельности.
Эти виды деятельности развлекают и воспитывают детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему.
Здесь проглядывается интеграция всех образовательных областей: СКР, РР, ПР,ФР(пальчиковый театр)
5. Также в активной зоне можно расположить:
- ПДД, где дети знакомятся, а дети постарше закрепляют знания по ПДД;
- может выступать в роли календаря погоды и сезонных изменений, что не мало важно для экологического воспитания детей. Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о природе, характерных признаках растительного мира, временах года, развитие связной речи, развития мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, развития познавательных и творческих способностей; секция домашние и дикие животные помогает также закреплять знания о животных.
- формировать математические и сенсорные способности, это «Математический городок». Дети закрепляют навыки счета, состав числа. Детям предлагаются разные игровые задания «Состав числа», «Порядковый счет», «Составь и реши задачу», «В каком домике и на каком этаже живёт цифра», «Придумай сказку».
В перспективе данное пособие может использоваться в любых сферах деятельности детей, ширма многофункциональная, на ней можно разместить всевозможные развивающие игровые и познавательные материалы.
Таким образом, наша ширма не просто эстетична, но и удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности. Это изделие способно превратить игру в настоящее обучающее представление. Дети переходят к активному использованию замещающих игровых действий, самостоятельно организуют игровое пространство, развертывают сюжет, предлагают интересные игровые замыслы. Напольная ширма придает всему действию атмосферу веселого приключения и настоящего праздника! И, конечно, содействует обеспечению благоприятного психоэмоционального климата в группе.
Многофункциональная напольная ширма, является очень интересным предметом интерьера детского сада, а главное, многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Она помогает создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей, а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.
Примерная тематика и ролевое сопровождение
сюжетно – ролевых игр – ситуаций.
Игры в магазин.
- Булочная – кондитерская ( хлебный отдел, магазин).
- Овощной магазин ( отдел, палатка), « Овощи – фрукты».
- Мясной, колбасный магазин ( отдел, палатка).
- Рыбный магазин ( отдел, палатка).
- Молочный магазин ( отдел, палатка).
- Гастроном ( продовольственный магазин).
- Супермаркет.
- Магазин одежды.
- Обувной магазин.
- Мебельный магазин.
- Магазин посуды.
- Магазин бытовой техники.
- Спортивный магазин.
- Магазин « Турист».
- Книжный магазин.
- Магазин музыкальных инструментов.
- Газетный киоск.
- Склад.
- Рынок.
Роли: Продавец, покупатель, грузчик, шофёр, кладовщик, администратор, директор, контролёр, охранник.
Игровые действия и поведение. Охранять, грузить, привозить, выгружать, проверять, раскладывать, отсчитывать, расфасовывать и взвешивать товар; выписывать чек, квитанцию; оформлять витрину; покупать товар; узнавать цену ,вешать ярлык; отсчитывать деньги; предлагать, рекламировать, показывать товар; вступать в диалог с продавцом ( покупателем); договариваться о покупке.
Игры в мастерскую.
- Ателье по пошиву и ремонту одежды.
- Ателье по ремонту и пошиву обуви.
- Дом моделей.
- Фотоателье.
- Ателье « Мебель на заказ».
- Мастерская по мелкому ремонту ( замков, ключей, зонтов, сумок и др.).
- Мастерская по ремонту машин, бытовой техники и механизмов ( телевизоров, холодильников, утюгов и др.).
Роли. Мастер, клиент, приёмщик, швея, столяр, плотник, инженер, модельер, модель.
Игровые действия и поведение.
Привозить в ремонт, ремонтировать товар; шить, изготавливать на заказ; измерять, кроить, смётывать, примерять, подгонять изделие по размеру; выдавать гарантийный талон, чек, квитанцию; фотографировать клиента; демонстрировать одежду и обувь; предъявлять готовую вещь.
Игры в почту.
- Почтовые услуги.
- Услуги сберкассы.
Роли. Почтальон, кассир, телеграфист, грузчик, шофёр, рабочий.
Игровые действия и поведение.
Писать, относить на почту и получать письма, телеграммы; готовить и отправлять посылки и бандероли; покупать и выписывать газеты, журналы; загружать, разгружать, привозить, отвозить, сортировать, раскладывать почту; пробивать, выписывать и оплачивать чеки, квитанции, заполнять бланки в сберкассе и на почте; телеграфировать, звонить и сообщать о срочной доставке.
Игры в детский сад.
- Занятия с воспитателями (музыкальными руководителями, педагогами по физкультуре и др.).
- Труд в детском саду и на участке.
- Прогулки (игры, наблюдения, экскурсии).
- На стадионе.
- В музее и на выставке в детском саду.
Роли.
Воспитатель, воспитанник, музыкальный руководитель, педагог по физкультуре, артист, зритель, спортсмен, экскурсовод.
Игровые действия и поведение. Проводить занятия и развлечения; учить трудиться на участке и в игровых комнатах; учить правильному поведению в музее и в театре; проводить экскурсии; организовывать игры; выступать перед зрителями; готовить сцену к выступлению; мастерить поделки для праздника;
Игры с машинами и другими транспортными средствами.
- Автомобильный транспорт (легковые и грузовые автомобили; специальная техника: комбайны, трактора, уборочные машины, поливочные машины, подъёмные краны, экскаваторы, бетономешалки, самосвалы; пассажирский транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси).
- Водный транспорт (речные и морские корабли, теплоходы, катера, лодки, парусники).
- Воздушный транспорт (самолёты, вертолёты, ракеты).
- Железнодорожный транспорт (поезда: грузовые и пассажирские).
- Вокзалы (речной, морской, железнодорожный, авто – и аэровокзалы).
Роли. Шофёр, комбайнёр, тракторист, экскаваторщик, грузчик, заправщик, лётчик, механик, техник, начальник поезда, билетный кассир, пассажир, кок, капитан, штурман, боцман, моторист, судовой врач, командир экипажа, стюардесса, проводник, начальник вокзала, начальник поезда, билетный контролёр, кондуктор, контролёр.
Игровые действия и поведение. Грузить и выгружать грузы; подготавливать технику к работе, к поездке (ремонтировать, мыть, заправлять горючим); сеять и убирать урожай; замешивать раствор; убирать улицы; доставлять пассажиров; входить и выходить на остановках; проверять и выдавать проездные документы (билеты); сообщать о правилах поездки; узнавать расписание; отдавать и выполнять приказы и распоряжения; заботиться о пассажирах.
Хочу представить вашему вниманию многофункциональную ширму, которую широко использую в своей деятельности.
Многофункциональная ширма - это возможность зонирования пространства в группе, наполнение прозрачных карманов меняется в зависимости от сюжета игры. Многофункциональная конструкция прекрасно разделяет пространство и создает тайну за ее створками. Варианты использования ширмы: оформление кукольного уголка, Я убедилась в том, что ширма стала действительно многофункциональной, она помогает создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО. Кроме этого, ширма помогает развивать мелкую моторику, математические способности, ориентироваться в пространстве Ширма удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности. Это изделие способно превратить игру в настоящее обучающее представление. Дети переходят к активному использованию замещающих игровых действий, самостоятельно организуют игровое пространство, развертывают сюжет, предлагают интересные игровые замыслы. Напольная ширма придает всему действию атмосферу веселого приключения и настоящего праздника!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды группы»."
laquo;Методическое пособие для педагогов дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных навыков у дошкольниковв процессе игровой деятельности»....
Паспорт дидактического материала «Многофункциональная ширма как элемент предметно –развивающей среды»
Паспортдидактического материала«Многофункциональная ширма как элемент предметно –развиващей среды»Возрастная категория: 3-7 лет.Образовательная область: социально-коммуникативная, по...
Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной сред в ДОУ с учетом ФГОС
Многофункциональная ширма как элемент предметно пространственной сред в ДОУ с учетом ФГОС...
Создание многофункциональной ширмы, как элемента трансформируемой развивающей среды в ДОУ
Создаём вариативную, многофункциональную, трансформируемую предметно-развивающую среду группы в ДОУ...
Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды ДОУ.
Многофункциональна ширма как элемент предметно - развивающей среды ДОУ....
Многофункциональная развивающая ширма как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быт...
Многофункциональная ширмы -перегородки как предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в огромный мирребёнка вливается живительный поток представлений, понятий обокружающем мире. В. А. Сухомлинский.Сюжетно ролевая игра помогает ребен...