Многофункциональная ширмы -перегородки как предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)

Игра — это огромное светлое окно, через которое в огромный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об

окружающем мире. В. А. Сухомлинский.

Сюжетно ролевая игра помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Мастерская сюжетно-ролевой игры»

Многофункциональная ширмы -перегородки как предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Разработчик:

Воспитатель: Очередко О.А.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.ПРЕДИСЛОВИЕ

2.ВВЕДЕНИЕ

3.ОСНОВНАЯЧАСТЬ

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6.ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Предисловие

В детском саду в ФГОС ДОО (пункт 2.7) игра является сквозным

механизмом развития ребенка, по средству которого реализуется

содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное

развитие»; «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

 Содержательный раздел

 «Формы реализации программы. Развитие игровой деятельности.

Возрастной диапазон - для детей дошкольного возраста (5 - 7 лет)

- ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую

игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная общение и

взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

В результате овладения детьми данной методической разработкой - ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен уметь: проявляет инициативу и самостоятельность в

разных видах деятельности - игре, общении; способен выбирать себе род

занятий, участников по совместной деятельности; активно взаимодействует

со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен

договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в

том числе чувство веры в себя, ребенок способен к принятию

собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах

деятельности

2. Введение

Игра — это огромное светлое окно, через которое в огромный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об

окружающем мире. В. А. Сухомлинский.

Сюжетно ролевая игра помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми.

Педагогу важно учитывать индивидуальные особенности

воспитанника. Если он уверен в себе, то необходимо научить его критически

оценивать собственные ответы, реакции на сюжет. Если малыш застенчив и

нерешителен, возникает необходимость поддержать любую его инициативу;

- соответствие замысла игрового сюжета интересам детей с целью создания

ситуации увлечения ролевым действием;

- эмоциональная насыщенность игрового сюжета, познавательная и

социальная ориентированность;

- обязательность сопровождающего игрового взаимодействия педагога и

воспитанника, направленного на актуализацию опыта дошкольника, его

дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;

Ролевая игра помогает освоить механизм идентификации, эмпатии, почувствовать эмоции, волнение другого, позволяет освоить детям новые модели поведения, находить правильный выход из затруднительной ситуации, чувствовать собственную значимость и преодолевать личный эгоцентризм. Любая сюжетная игра должна быть ориентирована на

добровольность участия каждого дошкольника. Роли в игре не назначаются

взрослым, а выбираются самими играющими по желанию, поскольку

являются игровой позицией ребенка: он отождествляет себя с каким-либо

персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном образе.

В-третьих, необходимо помнить, что у игры своя особая

пространственно-временная организация. Она искусственна, идеальна,

поскольку условна.

Для комфортного и полноценного проживания ребенка дошкольного

детства в саду были созданы условия для благополучного вхождения в

образовательную среду. Разнообразие предметно-пространственной среды

должно быть и иметь свободный доступ детей и играм, и игрушкам.

Формирование устойчивых познавательных интересов возможно

лишь путем решения детских представлений об окружающей жизни о труде

взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Именно в детском саду возможна организация такой среды,

направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия,

неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р. Б.

Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности

дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том

числе и игрового. Исходя из сказанного видно, что важной задачей

современного дошкольного образования становится совершенствование

педагогического процесса и повышение качества работы с детьми

посредством правильной организации игровой среды, в которой ребенок

сможет проявить собственную активность и полностью реализовать себя.

В современном детском саду предметно развивающая среда

невозможна без многофункциональных ширм. Разнообразие предметной

среды должно быть интересным и иметь свободный доступ детей к игрушкам

и играм. Именно поэтому приходиться придумывать всё новые и новые

варианты для игр.

Благодаря многофункциональной ширме-перегородке предметно пространственная среда легко меняется и перевоплощается.

Основой методической разработки является насыщение предметно –

пространственной среды для сюжетно-ролевых игр.

 3. Основная часть.

Цель: Изготовление ширмы для оптимизации предметно пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников в процессе сюжетно ролевых игр.

Задачи:

 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Знакомства с различными профессиями;

 Развивать в детях самостоятельность, умение организовывать

деятельность, по средствам трансформации пространства в зависимости от

желания и замысла игры;

 Стимулировать познавательную, двигательную, эмоциональную

деятельность детей;

 Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, память,

воображение, интонационную выразительность речи;

 Способствовать созданию игровой обстановки с помощью

предметов и их заместители. Формировать у детей умение играть по

собственному замыслу, выбирать готовый сюжет или создавать собственный,

стимулировать творческую активность детей. Развивать умение вступать в

ролевое взаимодействие со сверстниками (строить диалог, формировать

умение договариваться друг с другом, гибко решать проблемные ситуации в

игре).

Создание ширмы послужило оптимизации использования ее в

познавательно-образовательной и игровой деятельности детей, для

наилучшего функционирования предметно-пространственной среды группы,

быстро меняющейся, развивающей. Для формирования личности ребенка,

основным видом деятельности детей дошкольного возраста, является игра.

Они воплощают в игре, то, что видят в повседневной жизни. Сюжетно ролевые игры помогают познакомить детей с жизненными ситуациями,

научить решать важные жизненные вопросы, расширять их кругозор.

Чтобы предметно-пространственная среда могла легко меняться и

перевоплощаться был создан вот такой вариант многофункциональной

ширмы-перегородки.

Родители участвовали в изготовлении шторки и атрибутов к сюжетно ролевой игре - «Аптека»; «Больница»; «Банк»; «Магазин»; «Почта».

 Многофункциональная переносная настольная ширма,

является интересным предметом интерьера детского сада, а главное,

многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО

предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.

Насыщенность среды — обеспечивает игровую, познавательную,

исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное

благополучие и возможность самовыражения детей.

Транспортируемость — возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том

числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Доступность – свободный доступ детей к игрушкам, материалам,

пособиям, которые хранятся в контейнерах.

Вариативность — наличие различных пространств для деятельности

детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и

игрушек; периодическая сменяемость материалов, стимулирующих

разнообразную детскую активность.

Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по

обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Основное предназначение ширмы – это зонирование пространства.

Что соответствует одному из принципов, прописанных в «Концепции по

дошкольному воспитанию» (изложены 8 принципов построения

развивающей среды в дошкольных учреждениях).

Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Пространство в группе

детского сада должно давать возможность постоянно менять сферу

деятельности в зависимости от своих интересов, при этом не мешая друг

другу.

4. Этапы изготовления

Много функциональной ширмы-перегородки состоит из трех рамок, соединяющихся между собой навесными петлями. Прорисованы и вырезаны силуэты окон.

К ширме были изготовлены комплекты атрибутов по сюжетно ролевым играм.

В помощь детям для развития игры подобраны атрибуты по тематике,

распечатаны и за ламинированы, подобран комплект липучек.

Предусмотрена легкая транспортируемость ширмы.

Оригинальная и практичная, удобная в использовании и смене игровой

деятельности, способная украсить интерьер группы. Имея необычный

красочный дизайн, детям интересно с ней играть, способна превратить любой

вид деятельности в театрализованное представление, которое запомнится

детям.

Атрибуты заменители для сюжетно-ролевых игр:

1. Сюжетно -ролевая игра "Поликлиника «Айболит»"

Для работы специалистам: окулист, хирург, терапевт, медсестра,

фельдшер, фармацевт, физиотерапевт. Наборные атрибуты заместители

картинки для игры (больница, поликлиника, аптека):

 Табличка больница, врач, кабинет врача;

 Регистратура, рецепты;

 Табличка кабинет окулиста;

 Плакат для проверки остроты зрения;

 Аппарат для кардиограммы;

 Кардиограмма;

 Картинка фармацевта;

 Плакат строение тела человека;

 Карты пациентов;

 Листы нетрудоспособности;

 Истории болезней;

 Снимки рентгенов;

 Таблетки, пластыри, шприцы, колбы.

Так – же, вместе с атрибутами заменителями используются атрибуты

для игры в «Больницу»: аптечка, медицинский чемоданчик, костюмы врачей

и медсестры. Игра, помогает развивать фантазию, любознательность. Дает

возможность закрепить знания о своем организме, строении тела, об органах

и способах их лечения, о лекарствах и медикаментах. Помогает детям

сплачиваться, действовать сообща и оказывать помощь друг другу.

2. Сюжетно -ролевая игра "Почта"

Атрибуты заместители к игре:

 Марки;

 Конверты;

 Почтовые пакеты;

 Табличка "Почта России";

 Денежная касса.

Так – же, вместе с атрибутами заменителями используются атрибуты

для игры в Почту»: костюм, сумка почтальона, компьютер, касса, газеты,

бандероли.

Атрибуты помогают более широко использовать знания о работе

почты и ее служащих.

После ознакомления с ширмой и атрибутами дети самостоятельно

выбирали игру по правилам, распределяют роли и линии сюжета

самостоятельно.

3. Сюжетно -ролевая игра "Магазин".

Атрибуты заместители к игре:

 Ценники на продукты;

 Чеки;

 Карты кредитные;

 Деньги;

 Молочные продукты;

 Соль;

 Мюсли;

 Сахар;

 Сок;

 Этикетка на колбасы;

 Овощи;

 Фрукты.

Вместе с атрибутами заместителями используются атрибуты для игры

в "Магазин": овощи, фрукты, мясные изделия, молочные, мучные и т.д.,

костюм продавца, корзины для продуктов, кассовый аппарат, ценники, чеки,

деньги, кредитные карты.

Прививать чувство ответственности во всех жизненных сферах, в том

числе финансовой сфере, умению обращаться к продавцу, совершенствовать

диалогическую форму продолжить знакомство с профессией продавца,

закреплять счет.

Подражая взрослым, детям было интересно играть в сюжетно ролевую игру «Магазин».

После расставленных атрибутов и наклеенных атрибутов

заместителей, дети, распределив роли, и взяв за основу самый простой сюжет

игры, который и стал интересным и насыщенным через подражание детьми

взрослым.

5. Заключение

Проблема малого оснащения групп атрибутами и недостаточный

объем знаний приводит к тому, что игры становятся скудными и

однообразными по тематике и развитию сюжетных линей.

Игра помогает сверстникам формировать дружеские отношения в

группе. Развивать в детях самостоятельность, умение организовывать

деятельность, по средствам трансформации пространства в зависимости от

желания и замысла игры.

В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор,

правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует

формированию нравственных мотивов поведения. Оптимизация предметно пространственных условий для расширения игрового и социального опыта

дошкольников в процессе сюжетно ролевых игр послужила главным

инструментом формирования взаимоотношений старших дошкольников со

сверстниками.

Ребята стали доверять сверстникам и легко общаться. Стала

проявляться сплоченность в коллективе, стали менее стеснительными.

Ожидаемые результаты:

 Постановка детьми сюжетов ролевых игр, без помощи

воспитателя.

 Проявляют самостоятельность и активность в игре, сами и

умеют договариваться.

 Подстраиваются друг под друга в зависимости от текущей

ситуации в игре, вести диалог, создавать обстановку, используя при этом

реальные предметы и их заместители.

 Объединяют разные сюжеты (например "Больница" и "Семья";

"Детский сад", "Больница" и "Аптека" и т.д.)

 Обеспечение благоприятного психо - эмоционального климата в

группе.

 Создание условий для развития мышления, психических

процессов ребенка.

Многофункциональная ширма и атрибуты к ней могут использоваться

в любых дошкольных образовательных учреждениях.

Список литературы

1. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников.

Журнал «Дошкольное воспитание» – 8 – 2008 – (С.17-22).

(Электронный ресурс) https://moluch.ru/archive/174/45785/.

2. Выпускная квалификационная работа Предметно-развивающая

среда в доу для проведения сюжетно-ролевых игр старших

дошкольников. Источник: http://dodiplom.ru/ready/100170.

16

3. Особенности организации предметно пространственной среды. От

рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. С.81-

84.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Сюжетно-ролевая игра Поликлиника, Аптека.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2  Сюжетно-ролевая игра «Банк»

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Сюжетно ролевая игра «Магазин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Процесс познания - творческий процесс, и задача пе...

Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников как условие успешной их социализации

Статья "Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр  старших дошкольников как условие успешной их социализации"...

Методическая разработка "Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды группы»."

laquo;Методическое пособие для педагогов дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных навыков у дошкольниковв процессе игровой деятельности»....

Паспорт дидактического материала «Многофункциональная ширма как элемент предметно –развивающей среды»

Паспортдидактического материала«Многофункциональная ширма как элемент предметно –развиващей среды»Возрастная категория: 3-7 лет.Образовательная область: социально-коммуникативная, по...

Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды ДОУ.

Многофункциональна ширма как элемент предметно - развивающей среды ДОУ....

Сообщение на тему: «Предметно- развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр младших дошкольников-2022г.

Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится одним из важных условий воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении,а именно основой для организации увлекательной...