Многофункциональная ширмы -перегородки как предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)
Игра — это огромное светлое окно, через которое в огромный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. В. А. Сухомлинский.
Сюжетно ролевая игра помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
настольные папки ширмы для сюжетно ролевой игры | 515.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Мастерская сюжетно-ролевой игры»
Многофункциональная ширмы -перегородки как предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
Разработчик:
Воспитатель: Очередко О.А.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ПРЕДИСЛОВИЕ
2.ВВЕДЕНИЕ
3.ОСНОВНАЯЧАСТЬ
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
6.ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Предисловие
В детском саду в ФГОС ДОО (пункт 2.7) игра является сквозным
механизмом развития ребенка, по средству которого реализуется
содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное
развитие»; «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Содержательный раздел
«Формы реализации программы. Развитие игровой деятельности.
Возрастной диапазон - для детей дошкольного возраста (5 - 7 лет)
- ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую
игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
В результате овладения детьми данной методической разработкой - ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен уметь: проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности - игре, общении; способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности; активно взаимодействует
со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в
том числе чувство веры в себя, ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности
2. Введение
Игра — это огромное светлое окно, через которое в огромный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. В. А. Сухомлинский.
Сюжетно ролевая игра помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми.
Педагогу важно учитывать индивидуальные особенности
воспитанника. Если он уверен в себе, то необходимо научить его критически
оценивать собственные ответы, реакции на сюжет. Если малыш застенчив и
нерешителен, возникает необходимость поддержать любую его инициативу;
- соответствие замысла игрового сюжета интересам детей с целью создания
ситуации увлечения ролевым действием;
- эмоциональная насыщенность игрового сюжета, познавательная и
социальная ориентированность;
- обязательность сопровождающего игрового взаимодействия педагога и
воспитанника, направленного на актуализацию опыта дошкольника, его
дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;
Ролевая игра помогает освоить механизм идентификации, эмпатии, почувствовать эмоции, волнение другого, позволяет освоить детям новые модели поведения, находить правильный выход из затруднительной ситуации, чувствовать собственную значимость и преодолевать личный эгоцентризм. Любая сюжетная игра должна быть ориентирована на
добровольность участия каждого дошкольника. Роли в игре не назначаются
взрослым, а выбираются самими играющими по желанию, поскольку
являются игровой позицией ребенка: он отождествляет себя с каким-либо
персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном образе.
В-третьих, необходимо помнить, что у игры своя особая
пространственно-временная организация. Она искусственна, идеальна,
поскольку условна.
Для комфортного и полноценного проживания ребенка дошкольного
детства в саду были созданы условия для благополучного вхождения в
образовательную среду. Разнообразие предметно-пространственной среды
должно быть и иметь свободный доступ детей и играм, и игрушкам.
Формирование устойчивых познавательных интересов возможно
лишь путем решения детских представлений об окружающей жизни о труде
взрослых, которым дети подражают в своих играх.
Именно в детском саду возможна организация такой среды,
направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия,
неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р. Б.
Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности
дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том
числе и игрового. Исходя из сказанного видно, что важной задачей
современного дошкольного образования становится совершенствование
педагогического процесса и повышение качества работы с детьми
посредством правильной организации игровой среды, в которой ребенок
сможет проявить собственную активность и полностью реализовать себя.
В современном детском саду предметно развивающая среда
невозможна без многофункциональных ширм. Разнообразие предметной
среды должно быть интересным и иметь свободный доступ детей к игрушкам
и играм. Именно поэтому приходиться придумывать всё новые и новые
варианты для игр.
Благодаря многофункциональной ширме-перегородке предметно пространственная среда легко меняется и перевоплощается.
Основой методической разработки является насыщение предметно –
пространственной среды для сюжетно-ролевых игр.
3. Основная часть.
Цель: Изготовление ширмы для оптимизации предметно пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников в процессе сюжетно ролевых игр.
Задачи:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Знакомства с различными профессиями;
Развивать в детях самостоятельность, умение организовывать
деятельность, по средствам трансформации пространства в зависимости от
желания и замысла игры;
Стимулировать познавательную, двигательную, эмоциональную
деятельность детей;
Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, память,
воображение, интонационную выразительность речи;
Способствовать созданию игровой обстановки с помощью
предметов и их заместители. Формировать у детей умение играть по
собственному замыслу, выбирать готовый сюжет или создавать собственный,
стимулировать творческую активность детей. Развивать умение вступать в
ролевое взаимодействие со сверстниками (строить диалог, формировать
умение договариваться друг с другом, гибко решать проблемные ситуации в
игре).
Создание ширмы послужило оптимизации использования ее в
познавательно-образовательной и игровой деятельности детей, для
наилучшего функционирования предметно-пространственной среды группы,
быстро меняющейся, развивающей. Для формирования личности ребенка,
основным видом деятельности детей дошкольного возраста, является игра.
Они воплощают в игре, то, что видят в повседневной жизни. Сюжетно ролевые игры помогают познакомить детей с жизненными ситуациями,
научить решать важные жизненные вопросы, расширять их кругозор.
Чтобы предметно-пространственная среда могла легко меняться и
перевоплощаться был создан вот такой вариант многофункциональной
ширмы-перегородки.
Родители участвовали в изготовлении шторки и атрибутов к сюжетно ролевой игре - «Аптека»; «Больница»; «Банк»; «Магазин»; «Почта».
Многофункциональная переносная настольная ширма,
является интересным предметом интерьера детского сада, а главное,
многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО
предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Насыщенность среды — обеспечивает игровую, познавательную,
исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное
благополучие и возможность самовыражения детей.
Транспортируемость — возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Доступность – свободный доступ детей к игрушкам, материалам,
пособиям, которые хранятся в контейнерах.
Вариативность — наличие различных пространств для деятельности
детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и
игрушек; периодическая сменяемость материалов, стимулирующих
разнообразную детскую активность.
Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по
обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Основное предназначение ширмы – это зонирование пространства.
Что соответствует одному из принципов, прописанных в «Концепции по
дошкольному воспитанию» (изложены 8 принципов построения
развивающей среды в дошкольных учреждениях).
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Пространство в группе
детского сада должно давать возможность постоянно менять сферу
деятельности в зависимости от своих интересов, при этом не мешая друг
другу.
4. Этапы изготовления
Много функциональной ширмы-перегородки состоит из трех рамок, соединяющихся между собой навесными петлями. Прорисованы и вырезаны силуэты окон.
К ширме были изготовлены комплекты атрибутов по сюжетно ролевым играм.
В помощь детям для развития игры подобраны атрибуты по тематике,
распечатаны и за ламинированы, подобран комплект липучек.
Предусмотрена легкая транспортируемость ширмы.
Оригинальная и практичная, удобная в использовании и смене игровой
деятельности, способная украсить интерьер группы. Имея необычный
красочный дизайн, детям интересно с ней играть, способна превратить любой
вид деятельности в театрализованное представление, которое запомнится
детям.
Атрибуты заменители для сюжетно-ролевых игр:
1. Сюжетно -ролевая игра "Поликлиника «Айболит»"
Для работы специалистам: окулист, хирург, терапевт, медсестра,
фельдшер, фармацевт, физиотерапевт. Наборные атрибуты заместители
картинки для игры (больница, поликлиника, аптека):
Табличка больница, врач, кабинет врача;
Регистратура, рецепты;
Табличка кабинет окулиста;
Плакат для проверки остроты зрения;
Аппарат для кардиограммы;
Кардиограмма;
Картинка фармацевта;
Плакат строение тела человека;
Карты пациентов;
Листы нетрудоспособности;
Истории болезней;
Снимки рентгенов;
Таблетки, пластыри, шприцы, колбы.
Так – же, вместе с атрибутами заменителями используются атрибуты
для игры в «Больницу»: аптечка, медицинский чемоданчик, костюмы врачей
и медсестры. Игра, помогает развивать фантазию, любознательность. Дает
возможность закрепить знания о своем организме, строении тела, об органах
и способах их лечения, о лекарствах и медикаментах. Помогает детям
сплачиваться, действовать сообща и оказывать помощь друг другу.
2. Сюжетно -ролевая игра "Почта"
Атрибуты заместители к игре:
Марки;
Конверты;
Почтовые пакеты;
Табличка "Почта России";
Денежная касса.
Так – же, вместе с атрибутами заменителями используются атрибуты
для игры в Почту»: костюм, сумка почтальона, компьютер, касса, газеты,
бандероли.
Атрибуты помогают более широко использовать знания о работе
почты и ее служащих.
После ознакомления с ширмой и атрибутами дети самостоятельно
выбирали игру по правилам, распределяют роли и линии сюжета
самостоятельно.
3. Сюжетно -ролевая игра "Магазин".
Атрибуты заместители к игре:
Ценники на продукты;
Чеки;
Карты кредитные;
Деньги;
Молочные продукты;
Соль;
Мюсли;
Сахар;
Сок;
Этикетка на колбасы;
Овощи;
Фрукты.
Вместе с атрибутами заместителями используются атрибуты для игры
в "Магазин": овощи, фрукты, мясные изделия, молочные, мучные и т.д.,
костюм продавца, корзины для продуктов, кассовый аппарат, ценники, чеки,
деньги, кредитные карты.
Прививать чувство ответственности во всех жизненных сферах, в том
числе финансовой сфере, умению обращаться к продавцу, совершенствовать
диалогическую форму продолжить знакомство с профессией продавца,
закреплять счет.
Подражая взрослым, детям было интересно играть в сюжетно ролевую игру «Магазин».
После расставленных атрибутов и наклеенных атрибутов
заместителей, дети, распределив роли, и взяв за основу самый простой сюжет
игры, который и стал интересным и насыщенным через подражание детьми
взрослым.
5. Заключение
Проблема малого оснащения групп атрибутами и недостаточный
объем знаний приводит к тому, что игры становятся скудными и
однообразными по тематике и развитию сюжетных линей.
Игра помогает сверстникам формировать дружеские отношения в
группе. Развивать в детях самостоятельность, умение организовывать
деятельность, по средствам трансформации пространства в зависимости от
желания и замысла игры.
В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор,
правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует
формированию нравственных мотивов поведения. Оптимизация предметно пространственных условий для расширения игрового и социального опыта
дошкольников в процессе сюжетно ролевых игр послужила главным
инструментом формирования взаимоотношений старших дошкольников со
сверстниками.
Ребята стали доверять сверстникам и легко общаться. Стала
проявляться сплоченность в коллективе, стали менее стеснительными.
Ожидаемые результаты:
Постановка детьми сюжетов ролевых игр, без помощи
воспитателя.
Проявляют самостоятельность и активность в игре, сами и
умеют договариваться.
Подстраиваются друг под друга в зависимости от текущей
ситуации в игре, вести диалог, создавать обстановку, используя при этом
реальные предметы и их заместители.
Объединяют разные сюжеты (например "Больница" и "Семья";
"Детский сад", "Больница" и "Аптека" и т.д.)
Обеспечение благоприятного психо - эмоционального климата в
группе.
Создание условий для развития мышления, психических
процессов ребенка.
Многофункциональная ширма и атрибуты к ней могут использоваться
в любых дошкольных образовательных учреждениях.
Список литературы
1. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников.
Журнал «Дошкольное воспитание» – 8 – 2008 – (С.17-22).
(Электронный ресурс) https://moluch.ru/archive/174/45785/.
2. Выпускная квалификационная работа Предметно-развивающая
среда в доу для проведения сюжетно-ролевых игр старших
дошкольников. Источник: http://dodiplom.ru/ready/100170.
16
3. Особенности организации предметно пространственной среды. От
рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. С.81-
84.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Сюжетно-ролевая игра Поликлиника, Аптека.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Сюжетно-ролевая игра «Банк»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Сюжетно ролевая игра «Магазин»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Процесс познания - творческий процесс, и задача пе...
Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников как условие успешной их социализации
Статья "Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников как условие успешной их социализации"...
Методическая разработка "Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды группы»."
laquo;Методическое пособие для педагогов дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных навыков у дошкольниковв процессе игровой деятельности»....
Паспорт дидактического материала «Многофункциональная ширма как элемент предметно –развивающей среды»
Паспортдидактического материала«Многофункциональная ширма как элемент предметно –развиващей среды»Возрастная категория: 3-7 лет.Образовательная область: социально-коммуникативная, по...
Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды ДОУ.
Многофункциональна ширма как элемент предметно - развивающей среды ДОУ....
Сообщение на тему: «Предметно- развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр младших дошкольников-2022г.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится одним из важных условий воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении,а именно основой для организации увлекательной...