РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_2.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ)
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека.
Связность, по мнению С. Л. Рубинштейна, - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».
Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
К основным видам связной речи относятся диалог и монолог.
Диалогическая речь - это форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, комментарий, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
При описании чего-либо, при повествовании или рассуждении о чем-либо используется монологическая форма речи.
Монологическая речь – это развернутый вид речи, который отличается произвольностью и организованностью. Монолог представляет собой законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой, грамматической связью.
В монологической речи используется все многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребенок не научится строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения:
— вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
— поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
— говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,
согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др
3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллектив
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.
Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту.
Но участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
В начальной школе формируется также учебный диалог: он возникает на основе специально созданной на уроке учебной речевой ситуации (И. С. Назметдинова). По лексико-грамматическому оформлению учебный диалог скорее отвечает нормам кодифицированного литературного языка, чем разговорной речи. С другой стороны, диалогическое общение вне учебной ситуации также усложняется. Установление социальных контактов и интерактивного взаимодействия подразумевает адекватное использование всех вербальных и невербальных средств общения ребенка и включает в себя умение начать и завершить разговор, привлечь внимание собеседника, слушать и понимать его, эмоционально сопереживать ему, задавать вопросы и отвечать на них, проявлять активное ответное отношение (А. Г. Арушанова).
Дети с ТНР - это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении, они зачисляются на коррекционно-развивающие занятия при логопункте школы.
С началом обучения в школе требования к формам речи вообще и к диалогу в частности все больше повышаются. У детей с тяжёлыми нарушениями речи формирование речи имеет свои особенности – диалогическая речь не выполняет полноценно свои функции.
Развитие речи, формирование навыков речевого общения – одна из главных задач, решаемая на школьных логопедических пунктах в процессе работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Системное нарушение всех компонентов речевой деятельности проявляется в том, что речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными, они не полностью удовлетворяют потребность устного общения.
Таким образом, занятия, направленные на совершенствование навыков диалогического общения, крайне важны при работе с детьми с ТНР используются так же активно, как традиционные коррекционно-развивающие. В зависимости от педагогических целей работа по развитию диалогической речи либо проводится на отдельном занятии, либо включается в традиционное коррекционное.
Развитие диалогической речи младших школьников с ТНР заключается в освоении следующих знаний, умений и навыков:
- системы языка как средства общения;
- лексико-грамматических возможностей диалога;
- логической организации диалогического общения;
- установления социальных контактов друг с другом и со взрослым;
- установления интерактивного взаимодействия;
- закрепления практических навыков коммуникативной деятельности.
Для младших школьников важно не только овладение коммуникативными умениями и навыками, но и усвоение теоретических понятий языковой системы. И. С. Назметдинова предлагает знакомить детей с рядом диалоговых понятий и правилами диалогического общения.
ПРАВИЛА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
К ним относятся:
• Правила участника диалога
• Правила говорения
• Правила слушания
• Правила речевого поведения
• Речевые этикетные формулы
Для большей эффективности и это должно быть в норме, все окружающие ребенка взрослые, должны активно использовать правила диалогической речи.
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. Разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи.
При использовании дидактических игр решаются следующие задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Задачи обучения диалогической речи решаются в тесной взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.
Используются следующие этапы работы с детьми по развитию диалогической речи:
Предварительный этап:
Обогащение словарного запаса детей по разным темам. Обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик.
Развитие у детей умения отвечать на вопросы и задавать их, слушать и слышать собеседника, общаться друг с другом, поддерживать диалог. Для этого используются различны упражнения: «Давай знакомиться», «Вопрос- ответ», «Просьба», «Кто больше?», «Угадай по мимике моё настроение» и другие упражнения, а также беседы.
Первый этап.
Заимствование готовых диалогических реплик. Знакомим детей с разными диалогами и учим пользоваться ими в определенных ситуациях.
Второй этап.
Задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых школьники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Для этого подходят театральные игры - пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам знакомых произведений. Все это используется для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.
На третьем этапе (подгруппа, группа) используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов - телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами). Эти игры играют особую роль, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.И также используется сюжетно-ролевая игра. Она помогает детям воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. Кроме того, в совместной игре неизбежно сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовывать для создания единого, общего плана. Такие особенности позволяют использовать сюжетно-ролевую игру как средство для закрепления навыков диалогического общения. Естественная речь порождается не необходимостью, а потребностью ребенка.
Таким образом, своевременная организация коррекционно-воспитательной работы, соблюдение принципиально важных условий развития диалогической речи способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии младших школьников.
Совершенствование диалогической речи обеспечивает и стимулирует успешную интеграцию и адаптацию детей с тяжёлыми нарушениями речи в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывная Образовательная Деятельность по образовательной области "Познавательное развитие" с детьми средней группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) "Прогулка в лес"
Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области "Познавательное развитие ФЭМП" с детьми средней группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) &qu...
Авторская игра "ЛИФТ", ориентированная на детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи, задержка психического развития) )
Данная методическая разработка может использоваться в коррекционно – развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, далее по тексту – ОВЗ, (тяжелым нарушен...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет Б
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) 5-6 лет...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 6 до 7 лет Б
Адаптированная основная оьразовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) от 6 до 7 лет...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет Б
Рабочая программа(старшая группа)...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 6 до 7 лет Б
Рабочая программа (подготовительная группа)...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...