«Система работы по приобщению детей раннего возвраста к художественному развитию ».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сафарова Ильмира Ринатовна

Проблема художественно – эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование изобразительных навыков следует начинать в раннем  возрасте. Занятия по художественно - изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность детей раннего возраста тесно связана с познанием окружающей жизни. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Из опыта работы»

«Система работы по приобщению детей раннего возвраста к художественному развитию ».

Проблема художественно – эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование изобразительных навыков следует начинать в раннем  возрасте. Занятия по художественно - изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность детей раннего возраста тесно связана с познанием окружающей жизни. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Целью выбранной темы является определение психолого – педагогические условия художественно – эстетического развития детей раннего возраста.

   В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие ребенка. У ребёнка раннего возраста формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

МДОАУ Детский сад № 10

Сафарова Ильмира Ринатовна

 Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

 Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам, уметь управлять собой.  Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

- формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

- развитие творческих способностей в рисовании и лепке;

- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.

МДОАУ Детский сад № 10

Сафарова Ильмира Ринатовна

Дети 2 – 3 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через  приём прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется приём пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги. В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.

Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

   При работе с красками мы уделяем внимание  различным техникам рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой.

Предлагается к использованию воспитателями, педагогами психологами, учителями - логопедами ДОУ. Содержание опыта может  быть включено в вариативную часть основной общеобразовательной программы ДОУ.

Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет.

  • Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
  • Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
  • Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже.    Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного

изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

  •  Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
  • Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).
  • Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Цветоведение. Знакомить с цветовым многообразием окружающего мира, учить использовать различные цвета для изображения действительности и создания образной выразительности, использовать цветовое многообразие в орнаментах и узорах. Композиция. Знакомились на занятиях по художественному эстетическому развитию   с многообразием форм предметов (квадрат, круг), конспекты представлены (приложение 1)

Воспитатель планирует игры-занятия по рисованию, основанные на игровом сюжете, например, «Собери капельки в стакан», «Дорисуй узор», «Закончи картинку». Часть игр – занятий представлены (приложение 2)

Художественно-эстетическое воспитание, является неотъемлемой частью духовного мира, нравственным образом, становится одной из необходимых предпосылок повышения культуры общества, творческого мышления современного человека и художественных способностей. Основная задача художественно-эстетического воспитания - формирование у ребенка позитивного и активного отношения к искусству и потребности в нем. Художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Основы художественно-эстетического воспитания закладываются с участием взрослых сразу после рождения ребенка и продолжают свое формирование на протяжении многих лет.

Возможности технологии проектного обучения широкие и многогранные. Так, для воспитанника проект - это и способ реализации своего творческого потенциала; и деятельность, способствующая формированию навыков работать в команде, позволяет проявить черты лидера; и возможность приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Проект представлен (приложение 3)

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности.  Однако родители ориентированы, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, вместо способности чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность, а ведь ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет все средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

  Порой родители даже не знают, как тактично, правильно относится к продуктам детского изобразительного творчества (позволяют шутки, нелестные высказывания, грубые реплики, неприятные сравнения), что, в конечном счете, может привести к неудовлетворенности ребенка результатами своего творчества, пассивности, нежеланию включаться в творческий процесс. «Я не умею. Я не хочу» - могут стать для ребенка девизом.  В связи, с чем необходимо установить взаимообратную связь между ребенком, педагогом и родителем. А также необходимо научить родителей осознанно относится к детскому творчеству через различные формы совместной работы. Для того чтобы устранить данную проблему проводились родительское собрание с использованием мастер - класса и консультации с родителями (приложение 4)

МДОАУ Детский сад № 10

Сафарова Ильмира Ринатовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей раннего возраста к художественно - изобразительной деятельности».

…Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…...

Статья "Система работы по приобщению детей к чтению"

Чтение, как часть досуга, человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. Сегодняшний читатель, безусловно, отличается от читателя прошлых лет. Прежде всего, потому, что у него на ч...

Статья "Система работы по приобщению детей к чтению"

Чтение, как часть досуга, человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. Сегодняшний читатель, безусловно, отличается от читателя прошлых лет. Прежде всего, потому, что у него на ч...

Презентация "Система работы по приобщению детей к детской литературе"

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы...

Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению

В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....

Приобщение детей раннего возраста к художественно-эстетическому развитию

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным...