Статья "Система работы по приобщению детей к чтению"
статья по развитию речи
Чтение, как часть досуга, человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. Сегодняшний читатель, безусловно, отличается от читателя прошлых лет. Прежде всего, потому, что у него на чтение меньше времени, а зачастую, нет желания. Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_knigoy.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по приобщению детей к чтению
За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. При этом внимание детей постоянно привлекают и к самой книге – величайшему достижению человеческого ума. Воспитание благоговейного отношения к книге начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. Замечено, что равнодушие и неуважительное отношение к книге наносит огромный вред воспитанию детей. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.
Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только совместно со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги - наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.
Детская книга – форма передачи человеческого опыта, знаний, чувств, синтез трех искусств: искусства слова, живописи и дизайна. Дизайнерские типы книг: книжки-подушки, книжки-вырубки, книжки-игрушки с встроенными деталями, книжка-театр, книга-панорама, книжки-малышки, книжки из картона (элерманы), книжки- альбомы для раскрашивания, книжки-рассказки (комплексы), озвученная книга (на кассетах), видеокнижка, книжки-ширмочки(раскладушка), книжки самоделки.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются уголки книг. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги, рекомендованные детям данного возраста, близкие и доступные по тематике, как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии.
В младших группах восприятие книги ребенком: книга – это предмет культуры, с которым работает взрослый (10-20книг). Две книги с которыми работают и одна новая. Тип книги картинный (80-90% иллюстрация), книжки-игрушки (фигурного контура, книга-игра). Сравнение книг по форме и содержанию одного произведения. Детская книга – предмет культуры. Это синтез трех искусств: - слово, живопись (иллюстрации), дизайн (оформление).
Книги бывают разно форматные, бывают тонкие (брошюрованные до 32 страниц), толстые книги (более 100 страниц). Книгу можно разделить на форзац – лист скрепляет переплет с книгой, бывает говорящий и не говорящий, на титульный лист – заглавный лист книг, где содержатся все сведения (заголовок, жанр, художник, издательство). Задний лист сообщает категорию читателя и полное имя автора. На титульных листах есть аннотация предисловия и послесловия. На промежуточных листах располагается портрет автора, раздел книги.
Средняя группа. Этому возрасту соответствуют книги деятельностного типа: книжка-игрушка, книжка-театр, книжка-раскраска (книга-альбом), книжки-рассказки (комиксы, книгофильм), серия картинок по которым можно составить сюжет (20-30 книг). Нужны книги с преобладанием фольклора и поэзии.
Старшая группа (30-40 книг). Классические книги, в которых есть произведения созданы специально для детей и произведения общей литературы. Произведения разных видов жанров, художественные и научно – познавательные, художественные азбуки. По содержанию книги должны представлять пятимирие:
1) мир детства,
2) мир взрослых и окружающей среды,
3) мир природы,
4) мир социальных отношений,
5) мир фантастический
От 1 до 3 лет. Концепция восприятия книги ребенком: книга – особый предмет развивающей среды, с которым работает взрослый. Для ребенка книга – не первый предмет необходимости, но становится источником положительных эмоций. Книги в руки детям раннего возраста не дают, книги находятся на полке (2) – одна новая, одна прочитанная.
Цель общения с книгой: формирование положительной реакции на книгу – сенсорное воспитание детей средствами литературы, живописи и дизайна.
Круг чтения: элементарные по содержанию, но разнообразные по форме книги, в основном, картинного типа; книги, вызывающие приятные тактильные ощущения.
Читательская деятельность детей:
выделяют книгу из окружающих предметов;
рассматривают из рук воспитателя и действуют, если это нужно;
слушают 1-3 минуты (поза «слушателя» - 3 точки опоры:
сказки – свободная поза, рассказы – любознательная (за столом), поза «напряженного внимания» для стихов, глядя в глаза воспитателю); эмоциональное озвучивание книги – повторение отдельных слов, словосочетаний, фраз;
дети могут обводить зрительно контуры книги руками, хлопать в ладоши.
От 3 до 5 лет.
Концепция восприятия книги ребенком: книга – источник наглядно-образных впечатлений, словаря и речи, организатор игр, досуга и занятий (литературное занятие – 1 раз в неделю)
Цель общения с книгой: формирование интереса к книге (интерес – это встреча потребности с объектом); развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи.
Круг чтения: произведения, книги, сборники разного формата и наполнения. Классика детской литературы для дошкольников, где преобладает фольклор и поэзия.
Читательская деятельность детей: слушание (3-7 минут); выполнение живых картин: озвучивание ролей, повторение песенок героев; рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги; раскрашивание картинок в книгах-альбомах; запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк; чтение книг-самоделок, изготовленных взрослыми. Литературные занятия (15-20 минут).
1 этап: работа с книгой до чтения. Ознакомительное рассматривание обложки – что видите, кого видите; пограничное рассматривание – предвосхищаем содержание по картинкам.
2 этап: Выразительно чтение текста воспитателем. Активное общение с детской аудиторией.
3 этап: Работа после чтения: прочитывание, озвучивание ролей, повторение песенок героев; рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги; раскрашивание картинок в книгах-альбомах; запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк.
От 5 до 7 лет.
Концепция восприятия книги ребенком: книга – источник образов мира, источник знаний в виде представлений, средство саморазвития.
Цель общения с книгой: воспитание интереса к литературе разных видов и жанров, формирование полноценного восприятия книги.
Круг чтения: состоит из художественной и познавательной литературы разных объемов и жанров, произведений отечественной и зарубежной литературы прошлого и настоящего, художественной азбуки, энциклопедии, учебных книг. 5 миров: мир детства, мир взрослых, мир природы, мир человеческих отношений, мир фантастический.
Читательская деятельность детей: слушание (5-15 минут); описание иллюстраций; чтение книги по картинке и по памяти; инсценирование сюжетов, эпизодов; драматизация или ролевой пересказ; беседы о прочитанном по всем компонентам содержания (компонент - тема, проблема (какие вопросы решают герои), образы, сюжет, композиция (с чего начинается, главный эпизод, чем заканчивается), жанры, язык (какие слова создали настроение, трудные слова, главные слова), идея (чему учит сказка, какой совет дадим герою); фантазирование – сочинительство; заучивание наизусть доступных произведений; изготовление книг-самоделок; «разговор» с книгой, ее авторами, героями (ребенок, оставшись с книгой один на один задает 2 вопроса: «Книга, я тебя знаю или нет?», «О чем ты мне хочешь рассказать?»)
Правила рассматривания книги.
Изучаем обложку, запоминаем книгу «в лицо» (чтобы запомнить книгу, сопоставляем 3 ориентира), предполагаем тему чтения.
Считывание информации с вводных листов книги самим воспитателем.
Постраничное рассматривание книги, догадываемся о содержании по иллюстрациям и заголовкам.
Решаем, что знакомое, понятное, а что новое, неизвестное. Ищем повод для чтения.
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг, с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:
1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;
2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....
Консультация для воспитателей "Формы работы по приобщению детей к чтению"
В консультации представлен материал для воспитателей по приобщению детей к чтению....
Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...
Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...
Формы работы по приобщению детей к чтению
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....
Презентация на тему «Формы работы по приобщению детей к чтению»
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества». ...
Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"
Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами работы по приобщению детей к чтению художественной литера...